Международные стандарты учета и отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
- рассмотреть цели и задачи международных стандартов учета и отчетности;
- выявить роль и значимость международных стандартов учета и отчетности в гармонизации системы бухгалтерского учета;
- показать основные направления дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета и отчетности по международным стандартам учета и отчетности.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 84.53 Кб (Скачать файл)

IAS 33 - Earnings per Share (МСФО 32 – Прибыль на акцию). Стандарт устанавливает принципы расчета прибыли на акцию и представления соответствующей информации, используемой для сопоставления результатов деятельности различных компаний в одном и том же периоде, а также результатов деятельности одной и той же компании в различных отчетных периодах.

IAS 34 - Interim Financial Reporting (МСФО 34 - Промежуточная  финансовая отчетность). Стандарт  определяет минимальное содержание  промежуточной финансовой отчетности  и устанавливает принципы для  признания и оценки в полной  и сжатой финансовой отчетности  за промежуточный период.

IAS 36 - Impairment of Assets (МСФО 36 – Обесценение активов). Стандарт устанавливает процедуры, которые компании применяют для того, чтобы учитывать свои активы по величине, не превышающей их возмещаемой суммы.

IAS 37 - Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets (МСФО 37 - Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы). Стандарт определяет критерии признания и оценки условных обязательств и условных активов, а также раскрытия информации в примечаниях к финансовой отчетности.

IAS 38 - Intangible Assets (МСФО 38 - Нематериальные  активы). Стандарт устанавливает  порядок учета нематериальных  активов, которые специально не  рассматриваются в других международных  стандартах финансовой отчетности. Стандарт определяет критерии  отнесения активов к нематериальным. Нематериальные активы могут  иметь неопределенный срок полезного  использования (не амортизируются; подлежат ежегодному тесту на  обесценение).

IAS 39 - Financial Instruments - Recognition and Measurement (МСФО 39 – Финансовые инструменты – признание и оценка).Стандарт раскрывает порядок признания финансовых активов и финансовых обязательств, в том числе производных инструментов. Использование хеджирования (ограждения от потерь) в отношении убытков, определенных по справедливой стоимости.

IAS 40 – Investment Property (МСФО 40 - Инвестиционная недвижимость). Устанавливает порядок учета инвестиционной собственности (земельных участков, зданий и т.д.), применяется оценка по справедливой стоимости.

IAS 41 - Agriculture (МСФО 41 - Сельское хозяйство).  Устанавливает порядок учета и раскрытия информации в организациях, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью.

 

1.2 Основные принципы Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)

Международные стандарты носят рекомендательный характер, и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. Но поскольку МСФО – это, по сути, обобщенная практика учета наиболее развитых учетных систем в мире (американской и континентальной), то очевидно, что  их слепое копирование зачастую может  негативно сказаться на национальной практике бухучета.

Принципиальная  основа перехода на международные стандарты - признание общих принципов подготовки и составления финансовой отчетности.

Принципы  подготовки и составления финансовой отчетности сформулированы в виде отдельного документа. Данный документ не является стандартом и не содержит обязательных требований и рекомендаций. Если какие-нибудь положения стандартов противоречат Принципам, то применяются положения  стандарта. В то же время, по мнению КМСФО при разработке будущих  и пересмотре существующих стандартов число расхождений будет последовательно  уменьшаться.

В соответствии с принципами цель финансовой отчетности - предоставление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении  компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений.

К пользователям  финансовой отчетности Принципы относят  инвесторов, работников, займодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность.

Помимо  целей, концептуальные основы определяют общие принципы составления финансовой отчетности, правила признания и  оценки отдельных элементов финансовой отчетности.

Общие принципы международных стандартов были приняты  Правлением в апреле 1989 г., и их можно разделить на 2 группы:6

1) основополагающие  допущения:

а) метод  начисления - хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты  денежных средств и их эквивалентов. Операции будут учитываться в  том отчетном периоде, в котором  они возникли.

Принцип дает возможность получить объективную  информацию о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств, т.е. позволяет прогнозировать будущие результаты предприятия. Возможное  неполучение части объявленных  к получению денежных средств  может корректироваться своевременным  начислением резерва на сомнительные долги за счет уменьшения финансовых результатов отчетного периода;

б) непрерывность  деятельности - предприятие продолжит  свою деятельность в обозримом будущем. А поскольку у предприятия  нет намерения ликвидироваться  или существенно сокращать масштабы деятельности, то его активы будут  отражаться по первоначальной стоимости  без учета ликвидационных расходов. В противном случае финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и эта основа должна быть раскрыта;

2) качественные  характеристики информации:

а) понятность – связана с передачей заложенного  в передаваемой информации смысла. В бухгалтерской отчетности информация должна передаваться в понятном для  пользователей виде. При этом, пользователь должен уметь интерпретировать эту  информацию и уметь использовать для принятия решений.

б) уместность, то есть полезность информации для  пользователей финансовой отчетности, на основании которой принимаются  определенные решения.

в) существенность (значимость), это относительная  важность данного объекта или  события. Проявляется если пропуск  или ошибочное исчисление могут  повлиять на решения, принимаемые пользователями.

г) надежность: информация является надежной, когда  пользователи могут положиться на нее  как представляющую правдиво то, что  она либо должна представлять, либо от нее обоснованно ожидается, что  она будет это представлять. Чтобы  быть надежной, информация обязана  давать правдивое представление  об операциях и других событиях.

д) нейтральность (беспристрастность), означает, что  отчетность должна быть объективной  и не рассчитанной на определенного  пользователя, что может определенным образом повлиять на принятие решений.

е) осмотрительность (консерватизм), это осторожность в  формировании суждений, которая необходима при расчетах в условиях неопределенности. То есть, бухгалтер должен проявлять  большую готовность признания расходов и обязательств, чем доходов и  активов.

ж) преобладание сущности над формой, значит то, что  бухгалтер должен показывать суть и  экономическую реальность хозяйственной  деятельности предприятия, а не только правовые формы этой деятельности.

з) сопоставимость, возможность сопоставлять финансовую отчетность предприятия за разные периоды  для того, чтобы определить тенденции  в его финансовом положении и  результатах деятельности.

и) своевременность: необоснованная задержка при предоставлении финансовой отчетности может привести к тому, что отчетность потеряет свою уместность.

к) полнота  предоставления информации предполагает, что в финансовой отчетности содержится вся относящаяся к делу информация, необходимая пользователю для понимания  данного отчета, должна исключаться  возможность ввести пользователя в  заблуждение.

л) правдивое  представление предполагает отсутствие существенных ошибок и отклонений в  бухгалтерской отчетности.

 

1.3 Применение Международных стандартов  финансовой отчетности (МСФО) в различных  странах мира

Международные стандарты широко используются для  ведения бухгалтерского учета и  предоставления финансовой отчетности во всем мире. Уровни их применения:

1) применение  МСФО в качестве национальных  стандартов финансовой отчетности.

Национальные  организации по разработке стандартов финансовой отчетности используют МСФО как ориентир для разработки собственных  стандартов;

2) фондовые  биржи и регулирующие органы, обязывающие или разрешающие  компаниям предоставлять консолидированную  финансовую отчетность в соответствии  с МСФО;

3) сами  компании - по информации КМФСО  в настоящее время уже около  тысячи компаний, например, Microsoft, Nestle, Nokia, Air France, Fiat, Adidas, предоставляют финансовую  отчетность в полном соответствии  с МСФО, что подтверждено аудиторским  заключением.

Использование МСФО в различных странах мира:

1) МСФО  разрешены к использованию в  Австрии, Дании, Литве, России, Финляндии, Швейцарии, Южной Америке;

2) МСФО  обязательны для всех компаний, котирующихся на национальных  фондовых рынках: Армении, Гондурасе,  Грузии, Египте, Иордании, Югославии,  Ямайке;

3) МСФО  обязательны для некоторых компаний, котирующихся на национальных  фондовых рынках: Бахрейне (для банков), Китае, ОАЭ (для банков), Румынии  (для стратегических компаний, с  2005 г. для всех крупных компаний), Украине (для банков);

4) МСФО  планируются с 2005 г. для всех компаний, котирующихся на национальных фондовых рынках: Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Лихтенштейне, Люксембурге, Швеции, Финляндии, Франции;

5) МСФО  обязательны для всех компаний, котирующихся на национальных  фондовых рынках, после вступления  в ЕС: Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Словакии, Словении, Чехии;

6) МСФО  планируются с 2007 г. для всех компаний, котирующихся на национальных фондовых рынках: Новой Зеландии.

Многие  финансовые институты уже сейчас осуществляют кредитование предприятий  только при предоставлении отчетности, составленной в МСФО.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Реформирование Национального учета Республики Узбекистан на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)

2.1 Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)

По мере того, как Узбекистан все активнее становится полноправным членом мировой  хозяйственной системы, все большее  влияние на развитие отечественного бухгалтерского учета оказывает  международная практика. Определение  основных тенденций регулирования  бухгалтерского учета позволяет  спрогнозировать направления развития отечественной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета  и сформулировать некоторые требования к ней.7

В целях  реализации этих задач начата разработка законодательного, нормативного и методологического  обеспечения по организации бухгалтерского учета на предприятиях Республики Узбекистан.

В начале 90-х годов предыдущего столетия радикальные изменения в экономической  жизни Республики Узбекистан и переходный период к рыночным взаимоотношениям, а также стремление Республики к  интеграции с мировым экономическим  сообществом вызывал необходимость  кардинальных изменений в организации  бухгалтерского учета.

Существующая  система бухгалтерского учета в  тот период, в большей части  основывалась на требованиях административно-командных  методов управления экономикой, находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования, базировалась на сплошном статистическом наблюдении. Состав системы показателей  бухгалтерской (финансовой) отчетности сложился, с учетом необходимости обеспечения управленческой функции министерств и ведомств и поэтому она не полностью отвечала требованиям рыночной экономики, нарождающейся в Узбекистане.

Вместе  с тем, сохранялся существенный отрыв  действующей системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности от мировой практики, который создавал серьезные трудности для полноценного развития внешнеэкономических связей Узбекистана, интеграции его в международное  экономическое сообщество. Все это  требовал существенной перестройки  системы бухгалтерского учета и  финансовой отчетности в Узбекистане  и приведения ее в соответствие с  международными стандартами.

Стоит отметить, что в течении последних 18 лет произошли значительные изменения в системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Их можно разделить на четыре основных этапов реформирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности Республики Узбекистан.

Целесообразно признать, что первым этапом реформирования стало утверждение 1 января 1995 года Министерством финансов совместно  с Государственным комитетом  прогнозирования и статистики и  Государственным налоговым комитетом  Республики Узбекистан «Положения о  составе затрат по производству и  реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов». Необходимо отметить, что при разработке данного  нормативного документа также были привлечены ведущие специалисты  международных организаций в  сфере бухгалтерского учета. В связи  с ведением в действие с 1 января 1998 года Налогового кодекса Республики Узбекистан, вышеназванное Положение  было доработано и утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года № 54 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов» в новой редакции с учетом произошедших изменений в законодательстве и условий функционирования деятельности отечественных хозяйствующих субъектов. Важно подчеркнуть, что вышеназванное Положение отвечает современным требованиям времени и соответствует международным принципам по организации учета затрат и формированию финансовых результатов субъектов предпринимательства.

Информация о работе Международные стандарты учета и отчетности