Международные стандарты учета и отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
- рассмотреть цели и задачи международных стандартов учета и отчетности;
- выявить роль и значимость международных стандартов учета и отчетности в гармонизации системы бухгалтерского учета;
- показать основные направления дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета и отчетности по международным стандартам учета и отчетности.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 84.53 Кб (Скачать файл)

Второй  этап реформирования отечественной  системы бухгалтерского учета и  финансовой отчетности начинается с 30 августа 1996 года. Тогда Олий Мажлисом Закона Республики Узбекистан «О бухгалтерском  учете», являющимся по оценкам международных  экспертов законодательным актом  международного уровня.

Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» установил единые методологические основы бухгалтерского учета и финансовой отчетности для предприятий и  организаций независимо от форм их собственности, определяющие порядок  организации и ведения бухгалтерского учета. Кроме того, Закон  также  определил взаимоотношения по этим вопросам с пользователями бухгалтерской  информации. Введение Закона положило основа для дальнейшего развития бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Методология организации бухгалтерского учета  и составления финансовой отчетности основывалась на “Положение о бухгалтерском  учете и отчетности” (Постановление  Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 марта 1994 года №164). Положение действовало  до принятия и регистрации Национальных стандартов бухгалтерского учета Республики Узбекистан. С введением в действие системы национальных стандартов бухгалтерского учета, которые были приняты с  августа 1998 года, отпала необходимость в дальнейшем использовании Положения о бухгалтерском учете и отчетности. Эта связана с несоответствием данного нормативного документа требованиям дальнейшего реформирования системы бухгалтерского учета и во многом не совпадала с концептуальными основами составления и представления финансовой отчетности, которые предусматривались Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете»

и Национальными  стандартами бухгалтерского учета. В связи с этим, вышеуказанное  Положение о бухгалтерском учете  и отчетности было отменено постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года № 54.

Министерство  финансов Республики Узбекистан в качестве уполномоченного органа, на которого возложена обязанность проведения в жизнь реформы бухгалтерского учета, ориентируется не на прямое заимствование  и копирование международных  стандартов финансовой отчетности (МСФО) предприятиями, а на применение Национальных стандартов бухгалтерского учета (НСБУ), адаптированных к требованиям МСФО. На современном уровне структура  и содержание действующих НСБУ приближены к международным стандартам.

В целях  обеспечения дальнейшего проведения реформ в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности возникла необходимость в разработке и  введении в действие НСБУ. На основании  статьи 5 Закона Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» Министерство финансов Республики Узбекистан совместно  с международными организациями  с 1997 года приступило к разработке НСБУ.

Разработка  и принятие НСБУ позволили решить ряд проблем в системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности, так  как НСБУ являются одним из важных элементов нормативного регулирования  бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Следует отметить, что  НСБУ рассматривают порядок ведения  бухгалтерского учета по каждому  учетному объекту, поэтому они во многом определяют правильное решение  методологической основы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. По состоянию на 1 января 2007 года в республике действуют 22 национальных стандартов бухгалтерского учета. Разработку и принятия национальных стандартов бухгалтерского учета можно с  уверенностью считать третьим этапом развития бухгалтерского учета и  финансовой отчетности в Республике Узбекистан.

Основная  цель разработки НСБУ заключается в  ликвидации разрыва в понимании  учетной политики и информации финансовой отчетности национальными и зарубежными  специалистами, также достижение гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Ключевым  моментом при разработке проектов НСБУ является тот факт, что за основу их разработки принимаются международные  стандарты бухгалтерского учета  и передовой опыт зарубежных стран. При этом НСБУ разрабатываются также с учетом потребностей к информации финансовой отчетности и особенностей функционирования национальной экономики.

Наличие НСБУ, имеющих соответствующий правовой статус и отвечающих требованиям  международной практики, является необходимым  условием международного признания  качества и достоверности бухгалтерского учета в республике, который обеспечивает доверие к финансовой отчетности отечественных предприятий и  организаций всех форм собственности.

Изучение  требований иностранных инвесторов и кредиторов показало необходимость  создания единой концепции бухгалтерского учета и финансовой отчетности, где  наглядно должно быть отражено движение вложенного иностранного капитала, в  соответствии с международными требованиями, что обеспечит понятность финансовой отчетности зарубежными инвесторами.

Все это  предъявляет определенные требования к построению бухгалтерского учета  и составлению финансовой отчетности, обуславливая необходимость детализации  данных в соответствии с потребностями  системы управления предприятия  и внешних потребителей информации.

Таким образом, принятие Закона Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» и взаимосвязанной  с ним системы НСБУ, выступающих  необходимым условием международного признания качества и достоверности  бухгалтерского учета в республике, обеспечения доверия к финансовой отчетности отечественных предприятий, обеспечило широкую правовую базу для дальнейшего развития бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, что в свою очередь, способствует дальнейшему привлечению в Республику иностранных инвестиций.

Четвертым этапом в реформировании бухгалтерского учета стало утверждение новых  форм финансовой отчетности предприятий (организаций).

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете», состав, структура  и содержание финансовой отчетности регламентируется Министерством финансов Республики Узбекистан.

В настоящее  время перечень финансовой отчетности предприятий включает в себя: по крупным и средним предприятиям – пять основных форм и пояснительную  записку к финансовой отчетности, для малых предприятий и микрофирм  – две основные формы, которые  представляются в налоговые и  статистические органы, собственникам  и банкам, а также другим пользователям  финансовой отчетности в порядке, установленным  законодательством.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров  Республики Узбекистан от 25 июня 2002 года № 227 «О мерах по дальнейшему совершенствованию  статистической и финансовой отчетности», сокращена периодичность представления  форм финансовой отчетности для малых  предприятий и микрофирм с  ежеквартальной на годовую, а для  крупных и средних предприятий  «Отчет о денежных потоках» с полугодовой  на годовую.

В результате принятых мер, крупные и средние  предприятия представляют финансовую отчетность ежеквартально, а предприятия  с иностранными инвестициями, малые  предприятия и микрофирмы – один раз в год.

Система показателей  финансовой отчетности хозяйствующих  субъектов нашей страны ориентирована  на получение основной информации, необходимой для оценки и анализа  финансового состояния и результатов  деятельности предприятия, и базируется на международных стандартах финансовой отчетности.

В целях  максимального приближения форм финансовой отчетности к международным  стандартам финансовой отчетности структура, содержание и формат финансовой отчетности и правила по их заполнению были пересмотрены и переутверждены.

Кроме того, в целях детализации регулирования  отдельных вопросов, а также раскрытия  порядка ведения бухгалтерского учета в соответствии с НСБУ разработаны  и утверждены ряд положений, правил и инструкции по бухгалтерскому учету  и финансовой отчетности.

Положения и правила регулируют отдельные  и специфичные вопросы организации  и ведения бухгалтерского учета, поэтому они своеобразно более расширяют методологические основы некоторых вопросов ведения бухгалтерского учета и отчетности.

 

2.2 Роль и значение Международных  стандартов финансовой отчетности (МСФО) в гармонизации системы  бухгалтерского учета

В целях  выполнения задач по кардинальному  реформированию и модернизации системы  бухгалтерского учета и отчетности, постановлением Кабинета Министров  Республики Узбекистан от 24 августа 1994 года № 433 «О государственной программе перехода Республики Узбекистан на принятую в международной практике систему учета и статистики» была утверждена Государственная программа перехода на принятую в международной практике систему учета и статистики. Одной из важных целей реформирования системы бухгалтерского учета являлся приведение национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами. Согласно Государственной программе перехода Республики Узбекистан на принятую в международной практике систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности, Министерством финансов Республики Узбекистан была проведена широкомасштабная работа по совершенствованию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

Главной целью реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности являлась: создание условий для эффективного государственного регулирования экономикой республики; объективного анализа роли и значения ее различных сфер деятельности в мировом сообществе; на основе системы сбора, обработки и передачи информации, адекватной структуре рыночной экономики, своевременного выявления  ретроспективных тенденций, прогнозирования  их развития и оценки последствий  управленческих решений.

Реформирование  бухгалтерского учета и финансовой отчетности предусматривает выполнения следующих мер:

  • пересмотр общеметодологических основ бухгалтерского учета и финансовой отчетности и приведение ее в соответствии с общепринятой в мировой практике системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • формирование системы национальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, обеспечивающих полезной информацией финансового характера пользователей, в первую очередь инвесторов и кредиторов;
  • обеспечение взаимосвязи реформы бухгалтерского учета и финансовой отчетности с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи хозяйствующим субъектам Республики Узбекистан в понимании и внедрении модернизированной и приближенной к требованиям международных стандартов финансовой отчетности модели национальной системы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
  • качественная подготовка и переподготовка кадров в области бухгалтерского учета на основе учебной программы, разработанной с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности.

В части  подготовки и переподготовки кадров в области реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности Государственная  программа также предполагает проведение ряда мероприятий по:

  • подготовке и изданию учебно-методической литературы, посвященной вопросам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для всех уровней учебных заведений;
  • переподготовке профессорско-преподавательского состава учебных заведений по международным стандартам финансовой отчетности и международной практики бухгалтерского учета;
  • корректировке тематики научно-исследовательских работ с целью подготовки научных кадров высшей квалификации, отвечающих современному уровню развития рыночной экономики и другие.

В настоящее  время состояние НСБУ в сопоставлении  с соответствующими международными стандартами характеризуется следующими данными (Таблица 1 Приложение).

  • качественная подготовка и переподготовка кадров в области бухгалтерского учета на основе учебной программы, разработанной с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности.

В части  подготовки и переподготовки кадров в области реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности Государственная  программа также предполагает проведение ряда мероприятий по:

  • подготовке и изданию учебно-методической литературы, посвященной вопросам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для всех уровней учебных заведений;
  • переподготовке профессорско-преподавательского состава учебных заведений по международным стандартам финансовой отчетности и международной практики бухгалтерского учета;
  • корректировке тематики научно-исследовательских работ с целью подготовки научных кадров высшей квалификации, отвечающих современному уровню развития рыночной экономики и другие.

В настоящее  время состояние НСБУ в сопоставлении  с соответствующими международными стандартами характеризуется следующими данными (Таблица 1 Приложение).

 

2.3 Основные направления дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета и отчетности

Четкая организация бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые охватывают отдельные аспекты рыночной экономики, имеет значимое место при дальнейшей развитии национальной экономики. В соответствии с этим необходимо разработать соответствующей нормативно-правовой базы по регулированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности вышеназванных объектов.

Информация о работе Международные стандарты учета и отчетности