Международные стандарты учета и отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
- рассмотреть цели и задачи международных стандартов учета и отчетности;
- выявить роль и значимость международных стандартов учета и отчетности в гармонизации системы бухгалтерского учета;
- показать основные направления дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета и отчетности по международным стандартам учета и отчетности.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 84.53 Кб (Скачать файл)

Реформирование учета – важное условие, необходимое для выхода на финансовые рынки, привлечение иностранных инвестиций, успешного функционирования предприятий и организаций. В результате реформы должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной информации об их финансовом положении и результатах деятельности, а также обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия решений широким кругом заинтересованных пользователей.

Дальнейшее  совершенствование бухгалтерского учета и финансовой отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1. Укрепление нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

2. Совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

3. Повышение  квалификации специалистов, занятых  организацией и ведением бухгалтерского  учета и составлением финансовой  отчетности, а также пользователей  финансовой отчетности.

Проведение  вышеперечисленных мероприятий  по дальнейшему развитию в Узбекистане  системы бухгалтерского учета в  соответствии с МСФО существенно  может повысить роль системы бухгалтерского учета в модернизации и либерализации  национальной экономики и в конечной итоге, повышению уровня жизни активного  населения нашей республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно – правовые документы:

  1. Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» от 30 августа 1996 г.;
  2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О государственной программе перехода Республики Узбекистан на принятую в международной практике систему учета и статистики» от 24 .08.1994 г.  № 433;
  3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов» от 5. 02. 1999 г. № 54
  4. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию статистической и финансовой отчетности» от 25. 05.2002 № 227
  5. НСБУ №0 «Концептуальная основа для подготовки и представления финансовой отчетности». Зарегистрирован МЮ от 14.08.1998 г. N 475;

Учебники и учебные  пособия:

  1. Агеева О. А. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Бухгалтерский учет – 2007;
  2. Александер Д. Международные стандарты финансовой отчетности: от теории к практике (перевод с английского В. И. Бабкина). М.: Вершина – 2005;
  3. Вахрушина М. А. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: «ОМЕГА-Л»2011;
  4. Вахрушина М. А., Мельникова Л. А. Международные стандарты финансовой отчетности М.: 2011;
  5. Мощенко Н. П. Международные стандарты учета и отчетности. М.: Финансы и статистики – 2007;
  6. Палий В.Ф. Международные стандарты учёта и финансовой отчётности: Учебник. – М: Инфра-М., 2007. – 512 с;

Статьи из журналов:

  1. Бабаев Б. Переходе на МСФО – требование сегодняшнего дня. // Экономический вестник Узбекистана - Ташкент, 2010. - № 5 - 6, стр. 98 – 99;
  2. Ибрагимов А. О переходе на МСФО. // Экономический вестник Узбекистана – Ташкент, 2001. - № 7 - 8, стр. 35 – 38;
  3.           Хайдаров Ш.У., Ортиков  Х.А., Тухсанов  Х.А. Тенденции развития и совершенствования нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Узбекистане. // «Реформа  государственных финансов»
  4. Яшина Ю. НСБУ v/s МСФО: что хуже? // Экономическое обозрение – Ташкент 2012. - № 1 (146), стр. 51-53;

Интернет сайты:

  1. http://www.buh.ru - Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С: Бухгалтерия
  2. http://www.iasc.org.uk (International Accounting Standards Committee);
  3. http://www.lex.uz - Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан
  4. http://www.publicfinance.uz – Проект “Реформа бюджетной системы в Узбекистане”. Статьи экспертов. «Реформы бухгалтерского учета и аудита в Узбекистане».

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 1.

Сопоставление НСБУ с соответствующими международными стандартами финансовой отчетности

МСФО 
(в редакции 2007 года)

НСБУ

МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности».

«Концептуальная основа для подготовки и предоставления финансовой отчетности»;

НСБУ № 1 «Учетная политика и финансовая отчетность»;

НСБУ № 3 «Отчет о финансовых результатах»;

НСБУ № 14 «Отчет о собственном капитале»;

НСБУ № 15 «Бухгалтерский баланс».

МСФО (IAS) 2 «Запасы».

НСБУ № 4 «Товарно-материальные запасы».

МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств».

НСБУ № 9 «Отчет о денежных потоках».

МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки».

НСБУ № 1 «Учетная политика и финансовая отчетность» - покрывает в части учетная политика;

НСБУ № 3 «Отчет о финансовых результатах» - покрывает частично в части изменения в расчетных оценках и ошибки.

МСФО (IAS) 10 «События после отчетной даты».

НСБУ № 16 «Непредвиденные обстоятельства и события хозяйственной деятельности, происходящие после даты составления бухгалтерского баланса» - покрывает частично.

МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство».

НСБУ № 17 «Договоры подряда на капитальное строительства» - покрывает частично.

МСФО (IAS) 12 «Налог на прибыль».

Отсутствует 1

МСФО (IAS) 16 «Основные средства».

НСБУ № 5 «Основные средства».

МСФО (IAS) 17 «Аренда».

НСБУ № 6 «Учет аренды».

МСФО (IAS) 18 «Выручка».

НСБУ № 2 «Доходы от основной хозяйственной деятельности».

МСФО (IAS) 19 «Вознаграждение работникам».

Отсутствует 2

МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о   государственной помощи».

НСБУ № 10 «Учет государственных субсидий и раскрытие государственной помощи» - покрывает частично.

МСФО (IAS) 21 «Влияние изменения валютных курсов».

НСБУ № 22 «Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте».

МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам».

Отсутствует 3

МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах».

Отсутствует 4

МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)».

Отсутствует

МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность».

НСБУ № 8 «Консолидированные финансовые отчеты и учет инвестиций в дочерние хозяйственные общества» - покрывает частично.

МСФО (IAS) 28 «Учет инвестиций в ассоциированные организации».

Отсутствует

МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции».

Отсутствует 5

МСФО (IAS) 31 «Участие в совместной деятельности».

Отсутствует

МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменту - представление информации».

НСБУ № 12 «Учет финансовых инвестиций» - покрывает частично.

МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию».

Отсутствует

МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовоая отчетность».

Отсутствует 6

МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».

Отсутствует

МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

НСБУ № 16 «Непредвиденные обстоятельства и события хозяйственной деятельности, происходящие после даты составления бухгалтерского баланса» - покрывает частично.

МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы».

НСБУ № 7 «Нематериальные активы» - покрывает в части учета нематериальных активов;

НСБУ № 11 «Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки» - покрывает частично в части учета затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты – признание и оценка».

НСБУ № 12 «Учет финансовых инвестиций» - покрывает частично.

МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость».

Отсутствует

МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство».

НСБУ № 4 «Товарно-материальные запасы» - покрывает частично.

НСБУ № 5 «Основные средства» - покрывает частично.

МСФО (IFRS) 1 «Принятие международных стандартов финансовой отчетности в первые».

Отсутствует

МСФО (IFRS) 2 «Выплаты на основе долевых инструментов».

Отсутствует

МСФО (IFRS) 3 «Объединения предприятий».

НСБУ №23 «Формирование финансовой отчетности при осуществлении реорганизации» - покрывает частично.

МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования».

Отсутствует

МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

НСБУ № 3 «Отчет о финансовых результатах» - покрывает частично в части учета прекращенная деятельность.

МСФО (IFRS) 6 «Разработка и оценка минеральных ресурсов»

Отсутствует

МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты – раскрытие».

НСБУ № 12 «Учет финансовых инвестиций» - покрывает частично.

МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты».

Отсутствует

Отсутствует

НСБУ № 19 «Организации и проведение инвентаризации».

Отсутствует

НСБУ № 20 «О порядке упрощенного  ведения учета и составления  отчетности субъектами малого и частного предпринимательства».

Отсутствует

НСБУ №21 «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов».


Источник: Тенденции развития и совершенствования нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Узбекистане. // «Реформа  государственных финансов». Хайдаров Ш.У., Ортиков  Х.А., Тухсанов  Х.А.

Примечания

1) регулируется в соответствии с налоговым законодательством и частично Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года № 54 и НСБУ № 21 «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов», утвержденного приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 9 сентября 2002 года № 103 и зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 23 октября 2002 года № 1181;

2) регулируется в соответствии с законодательством о труде и частично Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года № 54 и НСБУ № 21 «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов», утвержденного приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 9 сентября 2002 года № 103 и зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 23 октября 2002 года № 1181;

3) регулируется частично:

а) Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденного  постановлением Кабинета Министров  Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года № 54,

б) НСБУ № 4 «Товарно-материальные запасы», утвержденного приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 15 июня 2006 года № 52 и зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 17 июля 2006 года № 1595,

в) НСБУ № 5 «Учет основных средств», утвержденного приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 9 октября 2003 года № 114 и зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 20 января 2004 года № 1299;

г) НСБУ № 7 «Нематериальные активы», утвержденного приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 25 марта 2005 года № 35 и зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 27 июня 2005 года № 1485;

д) НСБУ № 21 «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов», утвержденного приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 9 сентября 2002 года № 103 и зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 23 октября 2002 года № 1181;

4) регулируется частично Положением об аффилированных лицах, о порядке ведения их учёта и раскрытия информации в акционерных обществах, утвержденного от 20 ноября 2002г. постановлением Центра по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе № 2002-14, Министерства финансов №131, Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции №7 и зарегистрированного Министерства юстиции Республики Узбекистан 29 января 2003г. № 1212.

5) При гиперинфляции рост среднего уровня цен на товары, работы и услуги составляет ежемесячно 10-15%. Средний ежегодный уровень инфляции узбекского сума составляет не более 3-4 %. В связи с этим нет необходимости разработки данного стандарта для экономики Республики Узбекистан.

6) регулируется приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 27 декабря 2002 года № 140 «Об утверждении Форм финансовой отчетности и Правил по их заполнению», зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 24.01.2003 года         № 1209.

1 Палий В. Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. М.: ИНФРА 2008

2 Мощенко Н. П. Международные стандарты учета и отчетности. М.: Финансы и статистики - 2007

3 Вахрушина М. А. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: «ОМЕГА-Л»2011

4 Агеева О. А. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Бухгалтерский учет - 2007

5 Александер Д. Международные стандарты финансовой отчетности: от теории к практике (перевод с английского В. И. Бабкина). М.: Вершина - 2005

6 Вахрушина М. А., Мельникова Л. А. Международные стандарты финансовой отчетности М.: 2011

7 Бабаев Б. О переходе на МСФО – требование сегодняшнего дня. // Экономический вестник Узбекистана - Ташкент, 2001

 


Информация о работе Международные стандарты учета и отчетности