Международные стандарты учета и отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
- рассмотреть цели и задачи международных стандартов учета и отчетности;
- выявить роль и значимость международных стандартов учета и отчетности в гармонизации системы бухгалтерского учета;
- показать основные направления дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета и отчетности по международным стандартам учета и отчетности.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 84.53 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний  день существуют  проблемы по внедрению и использованию международных стандартов учета и финансовой отчетности на отечественных предприятиях. К ним можно отнести:

  • отсутствие официального статуса финансовой отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;
  • необходимость высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации финансовой отчетности, подготовленной по национальным стандартам бухгалтерского учета;
  • адаптация программных продуктов автоматизированных систем бухгалтерского учета на МСФО;
  • недостаточная степень участия профессиональных общественных объединений бухгалтеров и аудиторов и другой заинтересованных органов;
  • низкий уровень профессиональной подготовки большей части бухгалтеров, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО;
  • отсутствие официального перевода МСФО на русском и узбекском языках.

Решение и устранение этих проблем позволят дальнейшее совершенствование систему  бухгалтерского учета на основе МСФО.

Чтобы решить вышеуказанных проблем необходимо осуществлять все мероприятий по следующим направлениям:

  1. Укрепить нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  2. Совершенствовать системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  3. Подготовить кадры и повышать их квалификации по организациям и ведениям бухгалтерского учета и составлениям финансовой отчетности.

Рассмотрим  какие мероприятии необходимо осуществлять по этим направлениям:

Укрепление нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета. Дальнейшее углубление экономических  реформ, интеграция Республики Узбекистан в мировую экономическую систему требуют постоянного совершенствования законодательной базы бухгалтерского учета и отчетности, приведения  ее в соответствии с международными нормами и стандартами.

Главными задачами при этом являются усиление роли бухгалтерского учета в информационном обеспечении системы управления, установление требований к информативности финансовой отчетности и связи бухгалтерской и других видов экономической информации (о фондовом рынке, финансовых ресурсах, валютных курсах и т.п.). При этом необходимо также учесть особенности функционирования субъектов хозяйствования.

В последнее  время все чаще возрастает актуальность вопроса о возможности формирования финансовых отчетов не только согласно НСБУ, но и в соответствии с  МСФО. Такие требования часть выдвигаются  иностранными партнерами (в предприятиях с иностранными инвестициями или  представительствах иностранных компаний в Узбекистане), международными финансовыми  институтами, а также руководителями отечественных предприятий (когда  ценные бумаги отечественных предприятий  котируются на фондовых биржах зарубежных стран).

Укрепление  нормативно-правовой базы бухгалтерского учета и финансовой отчетности можно осуществлять по пути унификации законодательства Республики Узбекистан в этой области и приближение к требованиям и нормам международного сообщества. Путем принятия новых нормативно-правовых актов в части улучшения бухгалтерского обеспечения, использования новых форм и методов бухгалтерского сопровождения коммерческой деятельности можно расширить действие нормативно-правовой базы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Для исключения различий между НСБУ и МСФО  необходимо осуществлять следующих мер:

1. Разработка в новой редакции действующих НСБУ:

а) НСБУ № 10 «Учет государственных субсидий и раскрытие государственной помощи» (утвержденного Министерством финансов Республики Узбекистан от 19 октября 1998 года № 52 и зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 3 декабря 1998 года № 562);

б) НСБУ № 11 «Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки» (утвержден Министерством финансов Республики Узбекистан от 3 декабря 1998 года № 64 и зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 28 декабря 1998 года № 562).

2. Внесение изменений и дополнений в следующие нормативно-правовые акты:

а) НСБУ № 6 «Учет аренды» (утвержден приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 12 мая 2004 года № 75 и зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 22 июня 2004 года № 1374) - в части унификации долгосрочной и краткосрочной аренды на операционную аренду;

б) Положение  о порядке отражения лизинговых операций в бухгалтерском учете (утверждено приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 12 мая 2004 года № 74 и зарегистрированное Министерством юстиции Республики Узбекистан от 22 июня 2004 года № 1373) - в части упорядочения отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с арендой.

3. Разработать  новых НСБУ в соответствии  с МСФО:

а) с целью установления принципов представления в отчетах финансовой информации по сегментам - информации относительно различных типов товаров и услуг, производимых предприятием, и различных географических районах, в которых она работает - с тем считается разумным разработать новый НСБУ «Сегментарная отчетность», которая по своему характеру может носить рекомендательный характер. Основной целью данного НСБУ должна быть помощь пользователям финансовых отчетов лучше понять показателей работы предприятий в прошлых периодах, оценить риски и прибыли предприятия, принимать более обоснованные решения относительного хозяйствующего субъекта в целом.

б)  в целях установления основных принципов расчета и представления информации о прибыли на акцию, используемых для сопоставления результатов деятельности различных акционерных обществ в одном и том же периоде, а также результатов деятельности одной и той же акционерного общества в различных отчетных периодах, необходимо разработать новый НСБУ «Прибыль на акцию».

Кроме того, с целью детального разъяснения  основных требований Положения о  составе затрат по производству и  реализации продукции (работ, услуг) и  порядке формирования финансовых результатов, необходимо подготовить комментарии  к ним.

Совершенствование системы регулирования  бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели должно стоять разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

Распределение функций между органами государственной  власти и профессиональным сообществом  должно исходить из следующего: обеспечивая  реализацию конституционного права  на информацию в сфере предпринимательской  деятельности и экономики, бухгалтерский  учет и финансовой отчетность являются одной из гарантий единого рынка  и единства экономического пространства в Республики Узбекистан. Регулирование  бухгалтерского учета и финансовой отчетности должно обеспечивать единство этой системы в Республике Узбекистан и целенаправленность ее развития, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также их преемственность.

К ведению  органов государственной власти должны быть отнесены:

  • выработка государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • организация разработки и утверждения национальных стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

К ведению  профессионального сообщества должны быть отнесены:

  • представление и защита интересов профессионального сообщества;
  • подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • участие в разработке или инициативная разработка проектов национальных стандартов и иных нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также их разъяснений;
  • разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • повышение квалификации членов профессионального сообщества.

Включение профессионального сообщества в  процесс принятия стандартов целесообразно  осуществить через методический совет из высококвалифицированных, широко известных и авторитетных представителей профессионального  бухгалтерского сообщества, включая  пользователей финансовой отчетности.

Основной  задачей методического совета должна стать:

  • профессиональная общественная экспертиза проектов национальных стандартов в области бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений их;
  • перевод текста МСФО на русском и узбекском языках, включая глоссарий терминов.

Профессиональная  общественная экспертиза проектов стандартов и иных нормативных правовых актов  предполагает определение соответствия их в первую очередь потребностям заинтересованных пользователей информации, формируемой в бухгалтерском  учете и отчетности. Кроме того, должно определяться соответствие проектов стандартов и других нормативных  правовых актов:

  • общим принципам бухгалтерской отчетности в условиях рыночной экономики;
  • законодательству Республики Узбекистан;
  • экономическим условиям хозяйственной деятельности в Республике Узбекистан;
  • требованиям и положениям МСФО;
  • отраслевой специфике деятельности хозяйствующих субъектов;
  • требованию практической реализуемости.

Подготовить кадров и повышение  их квалификации по организациям и  ведением бухгалтерского учета и  составлением финансовой отчетности. Без совершенствования бухгалтерского образования, навыков и опытов нельзя говорить о развития бухгалтерского учета и отчетности. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и финансовой отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность ее использования при принятии экономических решений, в частности определении направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности.

Главными направлениями совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров в бухгалтерском учете необходимо:

а) переориентировать учебных программ высших учебных заведений и программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение НСБУ и МСФО, а также формирование навыков применения их на практике;

б) проводить мониторинг качества учебных программ высших учебных заведений и создать программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов;

в) разработать программ обучения руководителей и другого управленческого персонала хозяйствующих субъектов основам бухгалтерского учета и экономического анализа бухгалтерской отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности;

г) обеспечить соответствия учебных программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов соответствующим международным программам;

д) разработать национальных стандартов образования и аттестации профессиональных бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;

е) постоянно  обновить и разработать нового учебно-методического обеспечения образовательного процесса для различных категорий обучающихся бухгалтерскому учету и отчетности.

 

Заключение

Фундаментальные изменения в мировой экономике, связанные с ее глобализацией, возрастание  роли международной интеграции потребовали  унификации бухгалтерского учета, достижения единообразия и прозрачности при  составлении финансовой отчетности. Очевидно, что ни один национальная экономика в отрыве от международной нормально развиваться не сможет, поэтому процесс выработки единых мировых стандартов невозможно остановить. Также невозможно нашей стране остаться вне их рамок, потому что в основе международных стандартов лежит обобщение мировой практики в области учета, отчетности и аудита, простота восприятия финансовой информации, четкая экономическая логика. Международные стандарты нужно рассматривать, прежде всего, как эффективный инструментарий для выхода на международные рынки капитала, как новый комплексный подход к формированию финансовой информации.

Стремление  Узбекистана к интеграции в мировое  экономическое сообщество, расширению участия в деятельности международных  организаций требует от страны обеспечения  единства национальных стандартов бухгалтерского учета с методологическими принципами, принятыми в мировой практике, сопоставимости показателей финансовой отчетности отечественных бизнес структур с аналогичными, применяемыми в зарубежных странах показателями.

Информация о работе Международные стандарты учета и отчетности