Нормативное регулирование расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности предприятия, изучение расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. В связи с поставленной целью можно выделить ряд задач, на которые необходимо ответить в процессе исследования.
Задачи курсовой работы:
· дать понятие дебиторской и кредиторской задолженности;
· проследить нормативно-законодательное регулирование расчетов и бухгалтерского учета;
· представить типичные хозяйственные и финансовые ситуации при расчетах с дебиторами и кредиторами;
· проанализировать бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 74.10 Кб (Скачать файл)

-        излишки товарно-материальных  ценностей, выявленные при их  приемке;

-        полученные  услуги по перевозкам, а также  за все виды услуг связи  и др.

Все операции, связанные с расчетами  за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты.

По счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражаются, кроме  того, суммы по инкассированным поставщиками расчетным документам, подлежащим в  соответствии с действующими правилами  оплате в безакцептном порядке, и  суммы по исполнительным документам, предъявленным соответствующими организациями  в банк для принудительного взыскания  с расчетного и других счетов предприятия.

К счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" могут открываться  субсчета:

60-01 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками по акцептованным  и другим расчетным документам";

60-02 "Расчеты по неотфактурованным  поставкам";

60-03 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками по авансам  выданным";

60-04 "Расчеты по векселям, выданным  поставщикам и подрядчикам";

60-05 "Расчеты с дочерними обществами";

60-06 "Расчеты с зависимыми  обществами";

60-08 "Расчеты по векселям, выданным  прочим контрагентам".

Если расчеты с поставщиками и подрядчиками ведутся в иностранной  валюте, на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" могут возникать  курсовые разницы, связанные с изменением курса рубля по отношению к  иностранной валюте. При отражении  курсовых разниц производится запись по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и кредиту субсчета 91-01 "Прочие доходы" - на сумму положительных  курсовых разниц или по дебету субсчета 91-02 "Прочие расходы" и кредиту  счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму отрицательных  курсовых разниц.

Схема отражения на счетах бухгалтерского учета наиболее распространенных операций, связанных с расчетами с поставщиками и подрядчиками, приведена в таблице  хозяйственных операций, связанных  с расчетами с поставщиками и  подрядчиками.№ Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов

Дебит Кредит

Отражена задолженность перед  поставщиками и подрядчиками за выполненные  работы производственного характера: на сумму без НДС.

 

На сумму НДС. 

20, 23, 25, 26, 29,

 

19 

60

 

60

2 Подрядчиками оказаны услуги по реализации продукции. 44 60

3 Предъявлена претензия поставщику по выявленным при проверке его расчетных документов несоответствия цен, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок. 76.2 60

Отражена задолженность перед  поставщиками и подрядчиками за выполненные  работы, связанные с прочими расходами: на сумму без НДС.

На сумму НДС. 

91.2

 

19 

60

 

60

Отражена задолженность перед  поставщиками и подрядчиками за выполненные  работы, имеющие отношение к расходам будущих периодов: на сумму без  НДС.

На сумму НДС. 

97

 

19 

60

 

60

6 Приняты к оплате счета поставщиков за поступившее оборудование. 07 60

7 Приняты к оплате счета подрядчиков за выполненные работы по капитальному строительству. 08 60

8 Начислена задолженность за приобретение животных у других организаций. 11 60

9 Приняты к оплате счета поставщиков за поступившие товары. 10, 15 60

10 Погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками путем перечисления денежных средств с расчетного счета организации. 60 51

11 Погашена задолженность перед поставщиком путем выдачи денежных средств из кассы организации. 60 50

12 Оплачен счет поставщика и уплаченная сумма НДС, подлежащая налоговому вычету. 68 19

13 Оплачен счет поставщика путем внесения подотчетным лицом наличных денежных средств в кассу контрагента. 60 71

14 

Списана кредиторская задолженность  перед поставщиком по истечении  строка исковой давности: на сумму  задолженности включая НДС

 

На сумму НДС. 

60

 

91.2 

91.1

 

19

 

Аналитический учет по счету 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность  получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и  другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам  по не оплаченным в срок расчетным  документам; поставщикам по неотфактурованным  поставкам; поставщикам по выданным векселям; поставщикам по полученному  коммерческому кредиту и др.

Учет расчетов с поставщиками и  подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных  организаций, о деятельности которой  составляется сводная бухгалтерская  отчетность, ведется на счете 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" обособленно.

Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

На счете 70 отражается информация о расчетах с работниками организации  по оплате труда, в том числе по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям и другим выплатам, а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации.

К счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" открываются следующие  субсчета:

70-01 "Начисленная заработная  плата";

70-03 "Долги по заработной плате";

70-04 "Заработная плата к выдаче";

70-05 "Заработная плата, перечисляемая  во вклады";

70-06 "Суммы округлений по заработной  плате".

На субсчете 70-03 "Долги по заработной плате" отражаются как суммы задолженности  по заработной плате перед работниками  предприятия, так и долги работников предприятия.

Суммы задолженности, образующиеся при  подсчете сумм оплаты труда, отражаются по кредиту субсчета 70-03 "Долги  по заработной плате" в корреспонденции  с дебетом субсчета 70-01 "Начисленная  заработная плата". В следующем  месяце данные суммы присоединяются к заработной плате к распределению  обратной записью.

Задолженность работника перед  организацией отражается по дебету субсчета 70-03 "Долги по заработной плате" в корреспонденции с соответствующими счетами. Погашение задолженности  работником путем внесения денежных средств в кассу предприятия  отражается по кредиту субсчета 70-03 "Долги по заработной плате" и  дебету счета 50 "Касса". По истечении  срока исковой давности непогашенная задолженность списывается на финансовый результат организации в корреспонденции  с дебетом субсчета 91-02 "Прочие расходы".

Счет 76 "Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами".

На счете 76 отражается информация о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в  пояснениях к счетам 60 - 75: по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда  работников предприятия в пользу других организаций и отдельных  лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др.

К счету 76 "Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами" открываются  субсчета:

76-00 "Расчеты с прочими дебиторами  и кредиторами";

76-01 "Расчеты по исполнительным  документам";

76-02 "Расчеты по депонированной  заработной плате";

76-03 "Расчеты с жильцами по  жилищным и коммунальным услугам";

76-04 "Расчеты с профсоюзными  организациями";

76-05 "Расчеты с дочерними обществами";

76-06 "Расчеты с зависимыми  обществами";

76-07 "Расчеты по причитающимся  дивидендам и другим доходам";

76-08 "Расчеты с физическими  лицами";

76-09 "Расчеты по претензиям";

76-10 "Расчеты по имущественному  и личному страхованию";

76-11 "Расчеты по целевым сборам  жилищно-коммунального хозяйства";

76-12 "Расчеты по невыясненным  суммам";

76-13 "Расчеты с государственными  органами";

76-80 "Расчеты с прочими дебиторами  и кредиторами".

На субсчете 76-01 "Расчеты по исполнительным документам" учитываются суммы, удержанные из заработной платы работников предприятия  в пользу разных организаций и  отдельных лиц на основании исполнительных документов и постановлений судебных органов. Удержанные суммы отражаются по кредиту субсчета 76-01 "Расчеты  по исполнительным документам" в  корреспонденции с дебетом счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", субсчет 01 "Начисленная  заработная плата". Выплаченные или  перечисленные суммы списывают  с дебета субсчета 76-01 "Расчеты  по исполнительным документам" в  корреспонденции со счетами учета  денежных средств. Возврат перечисленных  ранее сумм в связи с отсутствием  получателя отражается по кредиту субсчета 76-01 "Расчеты по исполнительным документам" в корреспонденции со счетами  учета денежных средств. По истечении  срока исковой давности задолженность  по исполнительным документам списывается  с дебета субсчета 76-01 "Расчеты  по исполнительным документам" и  относится на доходы организации (в  кредит субсчета 91-01 "Прочие доходы").

На субсчете 76-02 "Расчеты по депонированной заработной плате" учитываются суммы  заработной платы, начисленные работникам, но не выплаченные в срок из-за неявки получателей. Суммы депонированной заработной платы перечисляются  с дебета счета 70 "Расчеты с  персоналом по оплате труда" (субсчет 04 "Заработная плата к выдаче") в кредит субсчета 76-02 "Расчеты  по депонированной заработной плате".

Полученные из банка денежные средства на выдачу заработной платы, не выплаченные  в срок, возвращаются в банк, который  выдает их затем по первому требованию предприятий. Выплата депонированной заработной платы отражается по дебету субсчета 76-02 "Расчеты по депонированной заработной плате" в корреспонденции с кредитом субсчета 50-01 "Касса организации".

По истечении срока исковой  давности депонентская задолженность  списывается с дебета субсчета 76-02 "Расчеты по депонированной заработной плате" и относится на доходы организации (в кредит субсчета 91-01 "Прочие доходы").

На субсчете 76-80 "Расчеты с  прочими дебиторами и кредиторами" отражаются прочие расчеты с дебиторами и кредиторами.

Кредиторская задолженность может  быть прекращена исполнением обязательства (в том числе зачетом), а также  списана как невостребованная.

Пунктами 7 и 10.4 ПБУ 9/99 предусмотрено, что суммы списанной кредиторской задолженности представляют собой  прочий доход и подлежат включению  в доход организации в сумме, в которой эта задолженность  была отражена в бухгалтерском учете.

На основании ПБУ 9/99 суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой  давности истек, признаются в бухгалтерском  учете в том отчетном периоде, в котором этот срок истек. Согласно п. 16 ПБУ 9/99 указанный прочий доход  признается организацией в том периоде, в котором истек срок исковой  давности.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций и Инструкции по его применению", списываемые  с баланса суммы кредиторской задолженности с истекшими сроками  исковой давности отражаются по кредиту  счета 91 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции с соответствующими счетами, на которых числится кредиторская задолженность.

В бухгалтерском учете составляется проводка:

Дебет 60 (66, 67, 71, 76) Кредит 91-1 - списана  сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой  давности.

Суммы НДС, учтенные по кредиту счета 60 (76), включенные в прочие доходы в  составе списываемой кредиторской задолженности, одновременно включаются в прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99).

В бухгалтерском учете составляется проводка: Дебет 91-2 Кредит 19.

На счете 91 образуется доход, который  должен соответствовать стоимости  полученных материальных ценностей.

 

 

2.4 Инвентаризация расчетов  с дебиторами и кредиторами

Основными целями инвентаризации являются выявление наличия дебиторской  задолженности организации для  сопоставления с данными бухгалтерского учета и проверки полноты отражения  в учете кредиторской задолженности. Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями заключается в  проверке обоснованности сумм на счетах бухгалтерского учета.

Наиболее целесообразным и рациональным представляется ежеквартальное проведения инвентаризации расчетов в первую очередь  с поставщиками и покупателями. Сроки  и периодичность проведения инвентаризации нужно отразить в учетной политике.

При инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность сумм дебиторской  и кредиторской задолженности, включая  суммы, по которым истек срок исковой  давности. Для этого необходимо сверить  учетные данные счетов 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» с данными актов сверки взаиморасчетов с контрагентами (по соглашению сторон акт Светки составляется организацией или контрагентов: поставщиком, покупателем, арендатором и др.), т.е. с каждым дебитором и кредитором.

Форма акта сверки взаиморасчетов не является унифицированным первичным  документом, поэтому организации  должны их разрабатывать самостоятельно и утверждать в учетной политике. При разработке формы акта организация  должна определить, будет ли каждый акт относиться к сверке взаиморасчетов по одному договору или же в акте, возможно, объединить расчеты по нескольким договорам с контрагентов.

Акты сверок с контрагентами  составляют в двух экземплярах, один из которых регистрируют в специальном  журнале и хранят для контроля своевременности и полноты возврата задолженностей. 2-й экземпляр отправляется контрагенту для соглашения. В момент получения ответа в указанном журнале по строке регистрации акта сверки в соответствующей графе делается отметка о результатах согласования данных сверки с этим контрагентом.

Выявленные по итогам расхождения  рассматриваются, и по ним принимается  соответствующее решение. Если требования кредитора обоснованы, то в бухгалтерском  учете организации должны быть оформлены  корректирующие записи, посредством  которых суммы задолженности  станут реальными.

Организациям, создающим резерв по сомнительным долгам, также необходимо проводить инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами. Именно по ее результатам устанавливается  задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также дебиторская  задолженность организации, которая  не погашается в сроки, установленные  договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, т.е. сомнительная задолженность.

Информация о работе Нормативное регулирование расчетов с дебиторами и кредиторами