Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:24, курсовая работа
Цель данной работы – подробно и в полном объеме изучить общую характеристику инвентаризации, определить её роль и значение как одного из методов бухгалтерского учета. Рассмотреть все существующие виды инвентаризации, порядок её проведения, а также документальное оформление полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ОБЩИЕ ПРАВИЛА И ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ
ИНВЕНТАРИЗАЦИИ …………………………………………………….5
Понятие, цели и периодичность проведения
инвентаризации …………………………………………………….5
Порядок проведения инвентаризации …………………………...11
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ ИМУЩЕСТВА …………………………………………………16
Инвентаризация основных средств ……………………………...16
Инвентаризация нематериальных активов ……………………...18
Инвентаризация финансовых вложений ………………………...19
Инвентаризация товарно-материальных ценностей ……………20
Инвентаризация незавершенного производства ………………..22
Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей ..24
Инвентаризация денежных средств, денежных документов
и бланков строгой отчетности …………………….……………..25
Инвентаризация расчетов ………………………………………...26
ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ …28
Оформление результатов инвентаризации ……………………...28
Отражение в учете излишков имущества, выявленных в
процессе инвентаризации ………………………………………...30
Отражение в учете недостач, выявленных в процессе
инвентаризации …………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………..42
Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации общественного питания, а частичная (выборочная) инвентаризация - один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства.
Выборочная инвентаризация наличия товарно-материальных ценностей может проводиться в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков проведения инвентаризации, а также установления фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или неправильно оформленным документам.
В период между инвентаризациями в организациях рекомендуется систематически проводить выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Основной задачей выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является:
— осуществление контроля сохранности товарно-материальных ценностей;
— выполнение правил их хранения;
— соблюдение материально ответственным лицом установленного порядка ведения первичного складского учета.
Внеплановой выборочной инвентаризации
подвергаются, как правило, наиболее
дорогостоящие материально-
Выборочные инвентаризации рекомендуется также проводить при поступлении сигналов о фактах нарушения правил приемки, отпуска, отгрузки и реализации товаров.
Для некоторых видов имущества установлены иные сроки проведения инвентаризации. Согласно пункту 27 Положения по ведению бухгалтерскому учета, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (далее Положение по ведению бухгалтерского учета), инвентаризация может проводиться: для основных средств - один раз в три года; для библиотечных фондов - один раз в пять лет. Организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, данный бухгалтерский документ разрешает проводить инвентаризацию товаров, сырья и материалов в периоды их наименьших остатков.
Порядок проведения инвентаризаций составляют таким образом, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на нормальную работу организации.
1.2. Порядок проведения инвентаризации
Для проведения инвентаризации
в организации создается
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В нее также могут входить представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
Комиссия готовит и обеспечивает инвентаризацию, инструктирует членов рабочих инвентаризационных комиссий, проводит контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах хранения и переработки в межинвентаризационный период. Также она проверяет правильность выведения результатов инвентаризаций, обоснованность предложенных зачетов по пересортице ценностей на базах, складах, в кладовых, цехах, на строительных участках и в других местах их хранения. При необходимости (например, при выявлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации) комиссия проводит (по поручению руководителя предприятия) повторные сплошные инвентаризации и вносит предложения о порядке урегулирования выявленных недостач и потерь от порчи ТМЦ.
Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ о проведении инвентаризации и составе комиссии, а председателям комиссий - контрольный пломбир.
Бухгалтер обязан представить
комиссии данные бухгалтерского учета,
в которых зафиксированы
— дата и наименование той или иной хозяйственной операции;
— ее сумма;
— остатки по счетам бухгалтерского учета на начало и конец года.
На основании этих документов комиссия определяет стоимость имущества и обязательств фирмы к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты (графа "По данным бухгалтерского учета"). Инвентаризационная опись (акт) - это документ, в котором отражают результаты инвентаризации. Для каждого вида имущества оформляют свою форму. Например, при инвентаризации наличных денег заполняют акт по форме № ИНВ-15, товаров или материалов - опись по форме № ИНВ-3 и т.д.
Опись подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества. Если в документе не будет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации могут признать недействительными. Опись хранят в архиве фирмы не меньше пяти лет.
Председатель
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Примерные формы описей и актов приведены в приложениях № 6-19 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Руководитель организации
должен создать условия, обеспечивающие
полную и точную проверку фактического
наличия имущества в
Прежде чем приступить к проверке фактического наличия имущества, рабочая инвентаризационная комиссия обязана опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы, проверить исправность всех весов и измерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения. Весы проверяются на устойчивость, чувствительность и точность взвешивания.
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. При использовании ручного способа описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В описях не допускается
оставлять незаполненные
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. При проверке фактического наличия имущества, в случае смены материально ответственных лиц, принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.
Для подтверждения фактического наличия имущества на складах сторонних организаций необходимо в ходе инвентаризации получить подтверждение от этих организаций в виде расписок. Такое требование объясняется тем, что основной целью инвентаризации является проверка фактического наличия имущества. Документы, оформленные, например, год назад, по сути, являются слабым подтверждением того, что и в момент инвентаризации находятся в целостности и сохранности у лица, которому передано имущество по договору аренды или хранения, в доверительное управление или хозяйственное ведение.
2.
Правила проведения
2.1. Инвентаризация основных средств
Для уточнения данных о наличии основных средств в сроки, установленные руководством предприятия, проводится их инвентаризация. Материально- ответственные лица проверяют их фактическое наличие в местах эксплуатации или хранения. Результаты проверки записываются в «Инвентаризационную опись основных средств» (форма № инв.-1). В бухгалтерии фактическое наличие основных средств сверяется с данными бухгалтерского учета и при их расхождении выводятся отклонения. Инвентаризационная комиссия изучает причины отклонений и выносит решение о принятии мер по ним. Это оформляется протоколом, который представляется руководителю для утверждения. На основании этого производится отражение выявленных отклонений в бухгалтерском учете.
Излишки основных средств подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты, а в бюджетных организациях — на увеличение финансирования. Для этого будет составлена следующая проводка:
Дебет 01 "Основные средства"
Кредит 80 "Прибыли и убытки".
Недостачи или порча объектов основных средств возмещаются за счет виновных лиц и отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:
— списана первоначальная стоимость:
Дебет 01"Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств"
Кредит 01"Основные средства", субсчет "Основные средства в организации"
— списана сумма начисленной амортизации:
Дебет 02 "Амортизация основных средств"
Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"
— списана остаточная стоимость основных средств:
Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
Кредит 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств"
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризируются до момента временного их выбытия.
На основные средства, непригодные к эксплуатации и неподлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.) (пункт 3.6 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).
Инвентаризационные описи, сличительные ведомости и акты инвентаризации составляются в двух экземплярах и подписываются ответственными лицами комиссии отдельно по каждому месту нахождения объектов и лицом, ответственным за сохранность объекта. Один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица. Инвентаризация завершается составлением протокола. В нем указываются сведения о выявленных недостачах или излишках, в том числе о причинах их возникновения с указанием виновных лиц и мер, которые следует к ним применить. Протокол утверждает руководитель организации.
Одновременно с
2.2. Инвентаризация нематериальных активов
При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
Информация о работе Общие правила и основные цели проведения инвентаризации