Общие правила и основные цели проведения инвентаризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – подробно и в полном объеме изучить общую характеристику инвентаризации, определить её роль и значение как одного из методов бухгалтерского учета. Рассмотреть все существующие виды инвентаризации, порядок её проведения, а также документальное оформление полученных результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ОБЩИЕ ПРАВИЛА И ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ
ИНВЕНТАРИЗАЦИИ …………………………………………………….5
Понятие, цели и периодичность проведения
инвентаризации …………………………………………………….5
Порядок проведения инвентаризации …………………………...11
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ ИМУЩЕСТВА …………………………………………………16
Инвентаризация основных средств ……………………………...16
Инвентаризация нематериальных активов ……………………...18
Инвентаризация финансовых вложений ………………………...19
Инвентаризация товарно-материальных ценностей ……………20
Инвентаризация незавершенного производства ………………..22
Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей ..24
Инвентаризация денежных средств, денежных документов
и бланков строгой отчетности …………………….……………..25
Инвентаризация расчетов ………………………………………...26
ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ …28
Оформление результатов инвентаризации ……………………...28
Отражение в учете излишков имущества, выявленных в
процессе инвентаризации ………………………………………...30
Отражение в учете недостач, выявленных в процессе
инвентаризации …………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 105.22 Кб (Скачать файл)

— наличие документов, подтверждающих права организации на его использование;

— правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Результаты инвентаризации отражают в описи нематериальных активов (форма № ИНВ-1а). Если же данные описи отличаются от данных бухгалтерского учета, составляют сличительную ведомость (форма № ИНВ-18).

Для инвентаризационной описи  предусмотрен типовой бланк. Опись  составляют в 2 экземплярах:

— один экземпляр передают в бухгалтерию;

— второй - работнику, ответственному за сохранность документов на нематериальные активы.

Выявленные при инвентаризации не учтенные ранее нематериальные активы приходуют на баланс:

Дебет 04 "Нематериальные активы"

Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы";

Списание нематериального  актива, на который у организации  отсутствуют документы, отражают так:

— списана амортизация по нематериальным активам:

Дебет 05 "Амортизация нематериальных активов"

Кредит 04 "Нематериальные активы";

— списана остаточная стоимость нематериального актива:

Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

Кредит 04 "Нематериальные активы".

Следует отметить, что нематериальные активы как объекты учета еще  недостаточно изучены и не регламентированы должным образом, поэтому возможны разногласия (особенно с налоговыми органами) по порядку учета некоторых объектов. Организации должны в этом случае искать варианты решения подобных проблем (в том числе с помощью специалистов-экспертов).

В качестве примера неодинакового  подхода к порядку учета отдельных  объектов можно привести лицензии на право осуществления определенной деятельности: если срок действия лицензии составляет более 1 года, то затраты, связанные с ее приобретением, учитывают на счете 08 "Капитальные вложения" и затем списывают с этого счета на счет 04 "Нематериальные активы"; если срок действия лицензии составляет 1 год или менее 1 года, то по действующему определению нематериальных активов стоимость такой лицензии не может быть отнесена к нематериальным активам. В действующих нормативных документах порядок списания стоимости лицензий со сроком действия до 1 года включительно не предусмотрен, и многие налоговые органы требуют списывать указанную стоимость на уменьшение чистой прибыли или фондов организации.

В этих условиях можно рекомендовать  организациям приобретать лицензии на срок более 1 года, с тем, чтобы включать их в состав нематериальных активов.

2.3. Инвентаризация финансовых вложений

Инвентаризация финансовых вложений проводится путем сопоставления  реквизитов каждой ценной бумаги с  данными описей (книг и реестров), хранящихся в бухгалтерии предприятия.

Цель инвентаризации финансовых вложений – установление предоставленных другим предприятиям займов и проверки фактических затрат в ценные бумаги и уставные капиталы. Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций и займы, предоставленные другим организациям должны подтверждаться документами.

Во время проверки фактического наличия ценных бумаг материально  ответственные лица устанавливают:

— правильность оформления ценных бумаг;

— своевременность и полноту отражения доходов по ценным бумагам в бухгалтерском учете;

— сохранность ценных бумаг;

— действительность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг.

Выявленные при инвентаризации неучтенные ценные бумаги приходуются проводкой:

Дебет 58 "Финансовые вложения"

Кредит 91 "Прочие доходы и расходы".

Недостача ценных бумаг оформляется  бухгалтерской проводкой:

Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

Кредит 58 "Финансовые вложения".

Некомпенсируемые потери ценных бумаг, связанные со стихийными бедствиями, пожарами и т.п., оформляются другой проводкой:

Дебет 99 "Прибыли и убытки"

Кредит 58 "Финансовые вложения".

2.4. Инвентаризация товарно-материальных ценностей

Положение о бухгалтерском учете  и отчетности обязывает предприятия  проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей (готовой продукции, товаров, производственных и прочих запасов) в порядке расположения ценностей в помещении и заносить в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных.

Основная цель инвентаризации –  выявление фактического наличия  товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются:

—  сохранность товарно-материальных ценностей;

— правильность их хранения, отпуска, состояния весового и измерительного инструмента;

— порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.

Инвентаризация производиться  путем снятия остатков по местам хранения материально-ответственными лицами. Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (ф. № инв-3). Складские операции в этот период не производятся. Заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия. Для выявления результатов может использоваться книга остатков материалов. Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей по тем видам товарно-материальных ценностей, по которым имеются расхождения данных инвентаризации с данными бухгалтерского учета и оцениваются по фактической себестоимости.

Ценности, оказавшиеся в излишке, оприходуют с уменьшением общезаводских расходов и отражают в бухгалтерском учете проводкой:

Дебет 10 "Материалы

Кредит 26 "Общехозяйственные расходы".

Недостача товарно-материальных ценностей  списывается на счет 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" с уменьшением стоимости и количества их по счетам материальных ценностей. В зависимости от суммы недостачи составляют следующие бухгалтерские проводки:

— сумма недостачи в пределах норм естественно убыли относится на издержки производства:

Дебет 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы"

Кредит 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

— сумма недостачи сверх норм естественной убыли относится на материально ответственных лиц:

Дебет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба"

Кредит 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

— некомпенсируемые потери товарно-материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятия и оформляются проводкой:

Дебет 99 "Прибыли и убытки"

Кредит 10 "Материалы.

На предприятиях недостача  и потери от порчи ценностей, когда  конкретные виновники не установлены, относятся на затраты производства.

Инвентаризация готовой  продукции осуществляется таким  же образом, как и по материалам. Если происходит инвентаризация продукции отгруженной, но не оплаченной и находящейся на складе у другой организации, то материально ответственные лица проверяют обоснованность числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных  лиц (в пути, товары отгруженные), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами. Товары, находящиеся в пути, оформляются расчетными документами поставщиков или другими, их заменяющими, документами. Отгруженные товары – копиями предъявленных покупателями документов, находящиеся на складе других организаций (сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации).

2.5. Инвентаризация незавершенного производства

Для уточнения учтенных данных о незавершенном производстве в установленные сроки производят инвентаризацию незавершенного производства. Инвентаризацию незавершенного производства проводят цеховые инвентаризационные комиссии. При инвентаризации необходимо определить:

— фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

— фактическую комплектность незавершенного производства;

— остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

Проверка заделов осуществляется путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания. Результаты инвентаризации оформляют актом, в котором остатки незавершенного производства отражают по деталям, узлам и стадиям (операциям) их обработки. Акт инвентаризации составляют на годные узлы, детали и т.д.

Акты инвентаризации незавершенного производства передают в производственную группу  бухгалтерии, где их обрабатывают, т.е. составляют сличительные ведомости на расхождение, если они имелись, оценивают фактические остатки незавершенного производства, регулируют выявленные излишки и недостачи незавершенного производства соответствующими записями в учетных регистрах. При обнаружении недостач или излишков инвентаризационная комиссия определяет причины и виновников и готовит предложения о порядке их списания.

Выявленные излишки оформляются  следующей проводкой:

Дебет 20 "Основное производство"

Кредит 91 "Прочие доходы и расходы".

По выявленным недостачам проводят следующие бухгалтерские записи:

— на общую сумму выявленных недостач:

Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

Кредит 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства";

— на сумму недостач по вине работников цехов:

Дебет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба"

Кредит 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

— при отсутствии виновных лиц:

Дебет 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы"

Кредит 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

2.6 Инвентаризация резервов предстоящих  расходов и платежей

При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов, таких как:

— на предстоящую оплату отпусков работникам;

— на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

— на выплату вознаграждений по итогам работы организации за год;

— расходов на ремонт основных средств;

— производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

— предстоящих затрат по ремонту предметов проката и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства финансов РФ и отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными в установленном порядке.

Для проверки правильности включения в себестоимость сумм на оплату отпусков рабочим периодически (не реже одного раза в год) проводится инвентаризация резерва на оплату отпусков. С этой целью по списочному составу рабочих и служащих определяют, какая сумма была бы начислена, если бы всем рабочим и служащим были предоставлены положенные им отпуска (за отчетный год).

Полученную сумму по инвентаризации резерва на оплату отпусков сопоставляют с суммой остатка резерва на оплату отпусков. Если остаток резерва окажется меньше сумм по инвентаризации, то разницу дополнительно начисляют в дебет счетов, на которые отнесена заработная плата рабочих и служащих с кредита счета 96 "Резервы предстоящих расходов". Если остаток резерва окажется больше суммы по инвентаризации, то разницу сторнируют в той же корреспонденции счетов, чтобы уменьшить излишне включенные в себестоимость продукции суммы дополнительной заработной платы.

Резервы, созданные на выплату  ежегодных вознаграждений за выслугу  лет и по итогам работы за год, уточняются в порядке, аналогичном для резерва  на предстоящую оплату отпусков работникам.

Инвентаризация резерва  сомнительных долгов, созданного у организации, заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.

Недостачи за счет начисленных  резервов предстоящих затрат, если они приняты за счет предприятия, списываются проводкой:

Дебет 96 "Резервы предстоящих расходов"

Кредит 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

2.7. Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности.

Инвентаризация кассы проводится путем подсчета материально ответственными лицами фактического наличия денежных знаков, ценных бумаг, почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок, а также авиабилетов, путевок в санатории и дома отдыха.

Если денежные средства находятся  в пути, то инвентаризация производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка или почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на выдачу выручки инкассаторам банка.

При условии, если денежные средства находятся на расчетных, валютных или  специальных счетах банка, то сверяется  остаток сумм, числящихся на этих счетах в бухгалтерии с данными выписок  банка.

Все выявленные в результате инвентаризации излишки денежных средств оформляются  бухгалтерской записью:

Дебет 50 "Касса"

Кредит 99 "Прибыли и убытки".

При обнаружении недостачи составляются следующие проводки:

Информация о работе Общие правила и основные цели проведения инвентаризации