Операционный анализ и его роль в принятии управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель операционного анализа - установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменить объем производства.
Операционный анализ дает возможность решить широкий спектр задач, связанных с оценкой эффективности и производительности работы коммерческой организации. Он также может включать в себя оценку организационной структуры управления, методов производства и т.д.
Анализ соотношения «объем - затраты - прибыль» позволяет дать количественную оценку изменения прибыли в зависимости от объема реализации на основании механизма операционного анализа.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 279.86 Кб (Скачать файл)

 

Введение

1. Для разумного применения  законов рынка, повышения своей  конкурентоспособности, постоянного  совершенствования в рыночной  системе, в современных условиях  необходимо улучшать традиционные  подходы к проведению анализа  и разрабатывать новые методики  и приемы анализа. Одним из  таких методов, является операционный  анализ.

Операционный  анализ  – один из наиболее эффективных  способов измерения и анализа  затрат. Это элемент управления затратами  предприятия, анализирующий влияние  структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений  предприятия. Целью операционного  анализа является нахождение наиболее выгодного сочетание переменных и постоянных издержек, цены и объема реализации.  Ключевыми элементами операционного анализа являются валовая маржа, операционный и финансовый рычаг, порог рентабельности и запас  прочности фирмы.

Операционный анализ является неотъемлемой частью управленческого  учета, а результаты этого анализа  могут составлять коммерческую тайну  предприятия.

Цель операционного анализа - установить, что произойдет с финансовыми  результатами, если изменить объем  производства.

Операционный анализ дает возможность решить широкий спектр задач, связанных с оценкой эффективности  и производительности работы коммерческой организации. Он также может включать в себя оценку организационной структуры  управления, методов производства и  т.д.

Анализ соотношения «объем - затраты - прибыль» позволяет дать количественную оценку изменения прибыли  в зависимости от объема реализации на основании механизма операционного  анализа.

В общем виде рычаг трактуется как фактор, изменение которого приводит к существенному изменению ряда результативных показателей. Операционный (производственный) анализ показывает потенциальную возможность изменения  прибыли при изменении объема производства. Действие этого механизма  основано на том, что наличие постоянных расходов в составе операционных затрат приводит к тому, что при  любом изменении объема производства прибыль всегда изменяется еще более  быстрыми темпами.

Целью исследования курсовой работы – изучить операционный анализ и определить его роль в принятии управленческих решений. Для решения  поставленной цели в работе определены следующие задачи:

- определить сущность  операционного анализа;

- изучить основные показатели  операционного анализа;

- изучить критерии принятия  управленческих решений;

- определить роль операционного  анализа в принятии управленческих  решений.

 

2. Во второй части курсовой  работы мы решим три задачи, входе решения которых, научимся:

- разделять смешанные  затраты на постоянные и переменные;

- находить коэффициент  инфляции;

- проводить операционный  анализ;

- рассчитывать величину  выручки от реализации продукции,  постоянных и переменных затрат, объем производства;

- рассчитывать показатели  операционного анализа;

- рассчитывать и анализировать  значения маржинальной прибыли,  точки безубыточности и запаса  финансовой прочности при различных  условиях;

- строить график прибылей  и убытков;

- определять и анализировать  изменения точки безубыточности  при изменении расходов по  тому или иному счету;

- определять ожидаемый  объем производства при увеличении  прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1. Теоретическая  часть. Тема: «Операционный анализ и  его роль в принятии управленческих решений»

1.1. Сущность операционного  анализа

Операционный  анализ  – один из наиболее эффективных  способов измерения и анализа  затрат. Это элемент управления затратами  предприятия, анализирующий влияние  структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений  предприятия. Целью операционного  анализа является нахождение наиболее выгодного сочетание переменных и постоянных издержек, цены и объема реализации.  Ключевыми элементами операционного анализа являются валовая маржа, операционный и финансовый рычаг, порог рентабельности и запас  прочности фирмы.

Операционный  анализ –  это анализ зависимостей финансовых результатов предприятия от издержек и объемов производства (реализации). Поэтому его называют также анализом "издержки - объем - прибыль". Этот вид анализа считается одним  из наиболее эффективных средств  планирования и управления предприятием.

Операционный  анализ –  неотъемлемая часть управленческого  учета. В отличие от внешнего финансового  анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

К основным элементам операционного  анализа относятся:

- расчет операционного  рычага,

- расчет запасов прочности,

- расчет порога рентабельности.

Операционный анализ позволяет:

- определить объем прибыли  для заданного объема продаж;

- спланировать объем реализации  продукции, который обеспечит  желаемое значение прибыли;

- определить объем продаж  для безубыточной работы предприятия;

- установить запас финансовой  прочности предприятия в его  текущем состоянии;

- оценить, как повлияют  на прибыль изменения в цене  реализации, переменных затратах, постоянных  затратах и объеме производства;

- установить, до какой  степени можно увеличивать/снижать  силу операционного рычага, маневрируя  переменными и постоянными затратами,  и изменять тем самым уровень  операционного риска предприятия;

- определить, как повлияют  изменения в ассортименте реализованной  продукции (работ, услуг) на  потенциальную прибыль, безубыточность  и объем целевой выручки.

Цель операционного анализа - установить, что произойдет с финансовыми  результатами, если изменить объем  производства.

 

1.2. Показатели  операционного анализа

1. Маржинальная прибыль  (валовая маржа).

Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Желательно, чтобы маржи хватало  не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли. Маржинальная прибыль в первую очередь необходима для покрытия постоянных затрат, а  затем уже для полдучения прибыли  предприятием.

Существует два способа  определения маржинальной прибыли. При первом способе из выручки  предприятия за реализованную продукцию  вычитают все переменные затраты. При  втором способе величина валовой  маржи равна сумме постоянных затрат предприятия и прибыли  предприятия.

МП = В – Зпер = П + Зпост, где МП – маржинальная прибыль; В  – выручка; Зпер – затраты переменные; Зпост – затраты постоянные.

По значению валовой маржи  можно определить эффективность  работы предприятия:

МП>Зпост – предприятие  функционирует нормально и имеет  прибыль.

МП = Зпост – состояние  безубыточности, предприятие не имеет  ни прибыли, ни убытков.

0<МП<П – выручка  не покрывает часть постоянных  затрат, следовательно, в краткосрочной  перспективе предприятию в этой  ситуации выгоднее продолжать  работать.

МП<0 – выручка не покрывает  переменные затраты, следовательно  предприятьию выгоднее закрыться.

Удельная маржинальная прибыль  отражает вклад единицы изделия  в покрытие постоянных затрат и получение  прибыли:

МПуд = МП / V = (V * (Ц – Зпер.уд)) / V = Ц – Зпер.уд

2. Норма маржинальной  прибыли.

НМП – показывает, какая  часть выручки идет на формирование маржинальной прибыли, она рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к сумме выручки от реализации:

НМП = (МП / В) * 100% = ((МПуд * V) / (Ц * V)) * 100% = (МПуд / Ц) * 100%.

Зная норму маржинальной прибыли, можно определить ожидаемую  прибыль предприятия при увеличении объема производства или продаж:

НМП = П(руб.) / В(руб.).

3. Точка безубыточности.

Точка безубыточности (порог  рентабельности) характеризует достижение такого объема производства, при котором  достигается окупаемость постоянных и переменных затрат; это можно  определить также как объем выручки  от реализации продукции, при которой  величина валовой маржи равна  общей сумме постоянных издержек. При такой реализации предприятие  не несет убытков, но и не имеет  прибыли.

Точку безубыточности можно  рассчитать тремя методами:

- уравнений;

- маржинального дохода;

- графическим.

Для определения точки  безубыточности в международной  практике используется метод уравнений, основанный на исчислении прибыли по следующей формуле:

В – Зпер – Зпост = П.

Детализируя порядок исчисления показателей формулы, ее можно представить  в следующем виде:

Ц * V – Зпер.уд * V = П.

В точке безубыточности прибыль  равна 0, поэтому точка безубыточности может быть найдена при условии  равенства выручки и суммы  переменных и постоянных затрат.

Ц * V = Зпер.уд * V – Зпост;

Vтб = Зпост / (Ц – Зпер.уд).

При методе маржинального  дохода объем производства в точке  безубыточности определяется по следующей  формуле:

Vтб = Зпост / МПуд.

Точку безубыточности можно  рассчитать и в денежном выражении, для этого нужно умножить количество единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции:

Втб = Vтб * Ц = (Зпост / МПуд) * Ц = Зпост / НМП

Точка безубыточности на графике  – это точка пересечения прямых, построенных по значениям затрат и выручки.

4. Запас финансовой прочности.

Запас финансовой прочности  измеряет разницу между фактическим  объемом продаж и объемом продаж, соответствующим точке безубыточности, и показывает, насколько предприятие  может сократить объем продаж, прежде чем понесет убытки. Он может  быть найден в стоимостных, натуральных  единицах, а также в процентах:

ЗФП (руб.) = В – Втб;         ЗФП (шт.) = V – Vтб;        ЗФП (%) = (ЗФП(руб.)(шт.) / В) * 100%.

Зная запас финансовой прочности, можно найти прибыль  предприятия следующим образом:

П = ЗФП(руб.) * НМП;       П = ЗФП(шт.) * МПуд;      П = ЗФП(%) * МП.

5. Операционный рычаг.

Операционный рычаг (leverage) - это потенциальная возможность влиять на прибыль, изменяя структуру себестоимости и объем выпуска. Действие операционного рычага заключено в том, что любое изменение выручки от продаж ведет к более сильному изменению прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики переменных и постоянных затрат на финансовые результаты при изменении объема выпуска. Изменяя величину не только переменных, но и постоянных затрат, можно вычислить, на сколько процентов возрастет прибыль.

Сила воздействия операционного  рычага (СВОР) при заданном объеме производства рассчитывается по формуле:

СВОР = МП / П = (П + Зпост) / П = 1 + (Зпост / П).

Сила воздействия операционного  рычага показывает, как при заданном объеме производства изменения этого  показателя (в процентах) повлияет на изменение прибыли.

По мере удаления выручки  от точки безубыточности сила воздействия  операционного рычага ослабевает, а  запас финансовой прочности увеличивается. Это связано с относительным  уменьшением постоянных издержек.

Найденное значение уровня операционного рычага в дальнейшем может использоваться для прогнозирования  изменения прибыли в зависимости  от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую  формулу:

СВОР = П(%) / В(%).

Зная силу операционного  рычага, можно рассчитать, насколько  процентов изменится прибыль  при изменении выручки на определенный процент:

П(%) = СВОР * В(%).

 

1.3. Критерии принятия управленческих решений

Критерии принятия решений  об объеме и структуре выпуска.

При составлении краткосрочной  производственной программы устанавливают  количество и номенклатуру продукции  и услуг. Для этого необходимо знать узкие места производства и сбыта:

- недостаточный спрос  на определенные виды продукции;

- оборудование, мощность  которого ниже, чем у других  видов оборудования;

- дефицитные материалы;

- дефицитные рабочие руки  и др.

При неполной загрузке мощностей  и отсутствии узких мест в качестве критерия определения производственной программы используют удельную маржинальную прибыль, т.е. разность между ценой  продукции (услуг) и переменными  затратами на ее производство.

Информация о работе Операционный анализ и его роль в принятии управленческих решений