Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:19, курсовая работа
Цель операционного анализа - установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменить объем производства.
Операционный анализ дает возможность решить широкий спектр задач, связанных с оценкой эффективности и производительности работы коммерческой организации. Он также может включать в себя оценку организационной структуры управления, методов производства и т.д.
Анализ соотношения «объем - затраты - прибыль» позволяет дать количественную оценку изменения прибыли в зависимости от объема реализации на основании механизма операционного анализа.
В производственную программу включают все виды продукции, у которых положительная удельная маржинальная прибыль. Тогда предприятие сможет использовать все имеющиеся возможности для покрытия переменных затрат и получения прибыли. Использование для этих целей прибыли на единицу продукции представляется нецелесообразным, так как исключение из программы кажущихся убыточными продуктов (только потому, что на них было отнесено больше постоянных затрат, чем на другие) может привести к потере дополнительной маржинальной прибыли, т.е. в итоге к потере прибыли.
При наличии на предприятии одного узкого места в качестве критерия выступает относительная маржинальная прибыль – частное от деления маржинальной прибыли каждого вида продукции на потребляемое количество того производственного ресурса, который является узким местом и за который «конкурируют» выпускаемые виды продукции.
Оптимальное распределение ресурсов обеспечивает включение в производственную программу продукции в порядке убывания относительной маржинальной прибыли.
Если на предприятии несколько узких мест, необходимо определить, от какой выгоды (т.е. маржинальной прибыли) отказывается предприятие, когда вместо одних видов продукции оно производит и продает другие.
Критерии принятия решений «производить или покупать».
Данные критерии можно использовать только в том случае, если изготовление собственными силами не требует расширения производственных мощностей. Необходимо учитывать качество продукции, взаимоотношения с поставщиками и др.
Выбор критериев зависит от степени загрузки производственных мощностей. Если мощности предприятия недогружены, необходимо сравнить затраты на приобретение с дополнительными затратами, которые возникнут в результате самостоятельного производства. Если в результате собственного производства возникает одно узкое место, к затратам необходимо прибавить упущенную выгоду – маржинальную прибыль, от которой приходится отказаться из-за возникновения узкого места.
Критерии принятия решений при определении нижней границы цены продукции.
В рыночных условиях цена на продукцию устанавливается в зависимости от спроса и предложения: из-за давления конкурентов зачастую предприятия не в силах диктовать свои условия покупателю. Предприятие должно знать, какая минимальная цена, по которой оно еще может позволить себе производить и продавать продукцию.
Нижняя граница цены зависит от следующих факторов:
- вида сделки (традиционный
ассортимент или
- загрузки мощностей (
Для традиционного ассортимента цена устанавливается на основе переменных затрат и не должна быть ниже переменных затрат на производство продукции. Кроме того, получившаяся в результате маржинальная прибыль (по всем видам продукции) не должна быть меньше постоянных затрат. Таким образом, предприятия могут использовать гибкую ценовую политику: снижение цен на одни виды продукции может быть скомпенсировано повышением цен на другие.
Для дополнительных (т.е.
одноразовых) контрактов на
Цена дополнительных контрактов
зависит от загрузки производственных
мощностей. При недогрузке граница
цены может быть определена на уровне
плановых переменных затрат на единицу
реализуемой продукции. Однако следует
учесть, что величина переменных затрат
на выполнение дополнительного контракта
может отличаться от обычного уровня
(например, за счет необходимости оплаты
сверхурочных, покупки материалов по
более высоким ценам). Дополнительные
контракты могут повлечь
Если дополнительный контракт ведет к появлению узкого места, то дополнительно производимая продукция вытесняет из производственной программы, производимые ранее продукты. Тем самым предприятие теряет часть маржинальной прибыли, что увеличивает нижнюю границу цены; предприятию необходимо покрыть не только постоянные затраты, но и упущенную выгоду.
1.4. Роль операционного
анализа в принятии
Благополучие предприятия напрямую зависит от величины получаемой прибыли. Требуются обоснованные и взвешенные подходы при принятии как стратегических, так и тактических решений на основе широкого использования экономических методов.
Для выработки широкого круга
управленческих решений достаточно
регулярно используется операционный
анализ. Операционный анализ — один
из наиболее эффективных способов,
позволяющий анализировать
Применение операционного анализа позволяет обосновать широкий спектр показателей, влияющих на конечную эффективность деятельности:
- безубыточный объем продаж и минимальную цену реализации;
- наиболее выгодный ассортимент при ограниченных ресурсах;
- влияние структурных сдвигов в ассортименте на прибыль предприятия;
- принятие заказа по ценам ниже себестоимости;
- принятие решения о снижении цен при увеличении объемов сбыта продукции;
- решение задачи «производить или покупать детали, полуфабрикаты».
Применение операционного
анализа позволяет также
Операционный анализ помогает определить наиболее выгодную комбинацию соотношения между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом производства.
Анализ источников показал,
что именно операционный анализ позволяет
оценивать эффективность работы
организации и выработку
Главная роль в выборе стратегии
поведения предприятия
Результаты операционного
анализа необходимы руководству
предприятия для принятия им правильных
управленческих решений. С помощью
операционного анализа
Данные операционного
анализа играют решающую роль в разработке
важнейших вопросов конкурентной политики
предприятия, используются управляющими
для совершенствования
Необходимым элементом операционного
анализа является изучение структуры
затрат, то есть соотношения переменных
и постоянных затрат предприятия. Причем
не существует какой-то единой рекомендации
о наилучшей структуре затрат
даже в пределах одной отрасли. Оптимальность
их соотношения зависит от конкретных
условий работы предприятия и
воздействующих факторов, включая долгосрочную
тенденцию и ежегодные
Механизм управления эффективностью деятельности предприятия с использованием системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» основан на ее зависимости от следующих факторов:
а) объема реализации;
б) суммы и уровня чистого операционного дохода;
в) суммы и уровня переменных операционных издержек;
г) суммы постоянных операционных издержек;
д) соотношения постоянных и переменных операционных издержек.
Эти факторы могут рассматриваться как основные при формировании суммы различных видов прибыли, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты, повышая эффективность деятельности предприятия.
Одним из самых простых
и эффективных методов
Таким образом, можно говорить, что операционный анализ позволяет принимать управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности.
Часть 2. Расчетная часть.
Исходные данные
Вариант №1
Сведения о затратах предприятия указаны в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Период |
Выпуск продукции, шт. |
Счет № 23, тыс. руб. |
Счет № 25, тыс. руб. |
Счет № 26, тыс. руб. |
Цена ед., тыс. руб. |
1 год (Прямые: переменные издержки на единицу - 1,1 тыс. руб.; постоянные издержки - 3 056 тыс. руб.) | |||||
Январь |
15 961 |
568,2 |
746,7 |
46,9 |
1,512 |
Февраль |
15 262 |
537,4 |
758,8 |
28,3 | |
Март |
16 870 |
551,0 |
801,7 |
11,3 | |
Апрель |
15 348 |
528.7 |
768,7 |
24,8 |
1,566 |
Май |
15 162 |
537,6 |
793,7 |
25,8 | |
Июнь |
14 764 |
516,9 |
734,6 |
24,8 | |
Июль |
13 394 |
523,5 |
715,2 |
15,2 |
1,68 |
Август |
15 281 |
520,8 |
731,4 |
37,3 | |
Сентябрь |
14 382 |
515,9 |
736,2 |
22,3 | |
Октябрь |
15 796 |
584,3 |
765,9 |
45,1 |
1,79 |
Ноябрь |
14 095 |
539,0 |
748,0 |
42.8 | |
Декабрь |
16 475 |
516,8 |
811,7 |
10,0 | |
2 год (Прямые: переменные издержки на единицу - 1,19 тыс. руб.; постоянные издержки - 3 112 тыс. руб.) | |||||
Январь |
15 418 |
576,7 |
789,7 |
36,7 |
1,82 |
Февраль |
15 581 |
542,1 |
742,0 |
15,9 | |
Март |
15 577 |
587,1 |
782,8 |
27,1 | |
Апрель |
14 875 |
554,7 |
800,4 |
21,6 |
1,89 |
Май |
14 112 |
536,5 |
774,2 |
14,2 | |
Июнь |
13 087 |
540,4 |
740,1 |
27,4 | |
Июль |
12 797 |
592,5 |
730,9 |
10,1 |
1,96 |
Август |
13 184 |
520,6 |
728,9 |
28,2 | |
Сентябрь |
11 558 |
532,8 |
709,7 |
27,4 | |
Октябрь |
14 690 |
607,7 |
771,8 |
10,0 |
2,03 |
Ноябрь |
12 739 |
610.5 |
766,6 |
11,1 | |
Декабрь |
13 584 |
551,5 |
772,6 |
14,26 |
2.1. Задача №1
Задание и решение
1. Разделить смешанные
затраты на постоянные и
1.1. Для определения коэффициента
инфляции метод базисных
За базовую принимаем цену единицы продукции 1 квартала 1 года – 1,512 т. руб.
Кинф = Цi / Цбаз
Кинф для 1-го года:
Кинф 1 кв-л = 1,512/1,512 = 1 Кинф 2 кв-л = 1,566/1,512 = 1,036
Кинф 3 кв-л = 1,680/1,512 = 1,111 Кинф 4 кв-л = 1,790/1,512 = 1,184
Кинф для 2-го года:
Кинф 1 кв-л = 1,82/1,512 = 1,204 Кинф 2 кв-л = 1,89/1,512 = 1,25
Кинф 3 кв-л = 1,96/1,512 = 1,296 Кинф 4 кв-л = 2,03/1,512 = 1,343
1.2. Рассчитаем совокупные
приведенные затраты по
Зсов = Зфакт/Кинф
Результаты расчетов занесла в таблицу 2.2.
Таблица 2.2
Период |
Кинф |
Счет №23 |
Счет №25 |
Счет №26 | ||||||||||
Фактическое значение затрат |
Совокупные приведенные затраты |
Фактическое значение затрат |
Совокупные приведенные затраты |
Фактическое значение затрат |
Совокупные приведенные затраты | |||||||||
1 год |
2 год |
1 год |
2 год |
1 год |
2 год |
1 год |
2 год |
1 год |
2 год |
1 год |
2 год |
1 год |
2 год | |
Январь |
1 |
1,204 |
568,2 |
576,7 |
568,2 |
576,7 |
746,7 |
789,7 |
746,7 |
655,9 |
46,9 |
36,7 |
46,9 |
30,5 |
Февраль |
537,4 |
542,1 |
537,4 |
542,1 |
758,8 |
742,0 |
758,8 |
616,3 |
28,3 |
15,9 |
28,3 |
13,2 | ||
Март |
551,0 |
587,1 |
551,0 |
587,1 |
801,7 |
782,8 |
801,7 |
650,2 |
11,3 |
27,1 |
11,3 |
22,5 | ||
Апрель |
1,036 |
1,25 |
528,7 |
554,7 |
510,33 |
443,76 |
768,7 |
800,4 |
741,99 |
640,32 |
24,8 |
21,6 |
23,9 |
17,28 |
Май |
537,6 |
536,5 |
518,92 |
429,2 |
793,7 |
774,2 |
766,1 |
619,4 |
25,8 |
14,2 |
24,9 |
11,36 | ||
Июнь |
516,9 |
540,4 |
498,94 |
432,32 |
734,6 |
740,1 |
709,1 |
592,1 |
24,8 |
27,4 |
23,9 |
21,9 | ||
Июль |
1,111 |
1,296 |
523,5 |
592,5 |
471,2 |
457,18 |
715,2 |
730,9 |
643,7 |
563,97 |
15,2 |
10,1 |
13,7 |
7,8 |
Август |
520,8 |
520,6 |
468,77 |
401,7 |
731,4 |
728,9 |
658,3 |
562,4 |
37,3 |
28,2 |
33,6 |
21,8 | ||
Сентябрь |
515,9 |
532,8 |
464,36 |
411,11 |
736,2 |
709,7 |
662,6 |
547,6 |
22,3 |
27,4 |
20,1 |
21,1 | ||
Октябрь |
1,184 |
1,343 |
584,3 |
607,7 |
493,5 |
452,49 |
765,9 |
771,8 |
646,9 |
574,7 |
45,1 |
10,0 |
38,1 |
7,4 |
Ноябрь |
539,0 |
610,5 |
455,24 |
454,58 |
748,0 |
766,6 |
631,8 |
570,8 |
42,8 |
11,1 |
36,1 |
8,3 | ||
Декабрь |
516,8 |
551,5 |
436,49 |
410,65 |
811,7 |
772,6 |
685,6 |
575,3 |
10,0 |
14,26 |
8,4 |
10,6 |
Информация о работе Операционный анализ и его роль в принятии управленческих решений