Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:53, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить организацию и ведение бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле на примере исследуемого предприятия.
Поставленная в работе цель обуславливает решение следующих задач:
1. документальное оформление товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
2. контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
3. контроль за финансовыми показателями торгового предприятия.
Введение………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ………………………………………………………………….
1.1.Цели и основные принципы организации товарных операций
1.2.Документальное оформление товарных операций……………
ГЛАВА 2. УЧЕТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «МАГНИТ»…………………………………………………………………
2.1.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Магнит»
2.2.Бухгалтерский учет поступления товаров…………………….
2.3.Бухгалтерский учет реализации товаров………………………
2.4.Отчетность МОЛ по товарам и таре……………………………
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ…………………………………………………………………
3.1.Компьютеризация товарных операций на предприятиях торговли
3.2.Организация сохранения товаров (инвентаризация)…………
Заключение…………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………….
При методе определения выручки от реализации по мере отгрузки продукция, товары и иное имущество, отгружаемые в счет товарообменной операции, отражаются по кредиту счета реализации 90 в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счет расчетный, активный. По дебету счета 62 1. Сальдо (н) – остаток задолженностей покупателей (дебеторская задолженность); 2. Увеличение задолженности; 3. Сальдо (к) – уменьшение задолженности на конец периода, или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в размере стоимости, предусмотренной условиями бартера. Одновременно в дебет счетов реализации списывается себестоимость отгруженной предприятием продукции, товаров, основных средств и иного имущества в корреспонденции со счетами 01, 10, 20, 40, 41 и др.
Товары (работы, услуги), поступившие на предприятие по товарообменной операции, учитываются по дебету счетов 10, 41 и других в корреспонденции со счетом 60 или 76. Одновременно на эту стоимость уменьшается задолженность по дебету счета 60 или 76 и кредиту счета 62 или 76.
Финансовый результат от бартерных операций списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». Этот счет активно-пассивный, конечный результат может быть: прибыль или убыток. Сальдо кредитовое – отражает прибыль, сальдо дебетовое – убыток. По кредету счета 99 – сальдо (н) остаток прибыли на начало оборот кредитовый счета 99 – увеличение прибыли, сальдо (к) – остаток прибыли на конец. По дебету – убытки.
Однако и при этом методе принципиально важное значение для организации учета бартерных операций имеет установление даты реализации и даты приобретения объектов бартера и их оценка.
Согласно ст. 570 Гражданского кодекса РФ, «если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами».
Анализ содержания этой статьи приводит к выводу, что наряду с моментом перехода права собственности, предусмотренным в договоре мены, следует выделять общий момент перехода права собственности – одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.
Из сказанного следует, что в бухгалтерском учете бартерных сделок существует два метода учета реализации;
1) согласно условиям договора или закона;
2) общий порядок – одновременно после исполнения обязательств по договору обеими сторонами.
Первый метод учета характерен главным образом для внешнеторговых бартерных сделок.
Что касается второго метода учета реализации, то следует отметить следующее. В приказе Минфина РФ от 12.11.96 г. № 97 «О годовой бухгалтерской отчетности предприятий» методика учета реализации при бартерной операции сводится лишь ко второму методу учета. Так, в п. 3.1 приказа указывается: «При договоре мены выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете организаций, выступающих по договору в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами».
Следовательно, момент реализации товара по бартеру и момент отражения в учете приобретаемых товаров должны найти одновременное отражение в учете после исполнения обязательств обеими сторонами.
На практике моменты (даты) реализации конкретных товаров и приобретения в счет бартера других, как правило, не совпадают: либо отгрузка предшествует встречной поставке, либо приобретение товаров происходит до отгрузки встречного товара.
2.4. Отчетность МОЛ по товарам и таре.
Товарный отчет
– один из самых необходимых документов.
С его помощью можно четко проследить
движение товара, он помогает избежать
ошибок в учете, отслеживать потери при
хранении и т.п. К сожалению, многие материально
ответственные лица магазинов пренебрегают
заполнением этого документа, из-за чего
возникают ошибки и пробелы в учете. Ведь
если не составить товарный отчет, расхождение
между фактическим наличием товара и учетными
данными можно выявить только путем инвентаризации.
Товарный отчет предназначен для документального учета движения товарных запасов в торговых предприятиях. Материально ответственные лица должны составлять отчетность о наличии и движении товаров в сроки от одного до 10 дней. Эти сроки устанавливаются руководителем и главным бухгалтером торговой организации в зависимости от условий работы. При розничной торговле полный отчет материально ответственного лица за полученное количество товаров обязателен.
Движение товара от поставщика к потребителю оформляют товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов, например накладной № ТОРГ – 12, товарно-транспортной, железнодорожной.
В торговой организации накладная может выступать как приходным, так и расходным товарным документом. Ее должно выписывать материально ответственное лицо при оформлении отпуска товаров со склада, принятии товаров в торговой организации.
Учет товаров ведет материально ответственное лицо. Он может быть организован разными способами в зависимости от способа хранения товаров (партионного или сортового).
При любом способе хранения материально ответственные лица ведут учет товаров в натуральном измерении на основании приходных и расходных документов или в натуральном и стоимостном измерениях одновременно.
При наличии на товарах штриховых кодов и соответствующей вычислительной техники аналитический учет по наименованиям возможен и без составления документов на выбытие товаров.
Материально ответственное лицо составляет товарный отчет в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета сдается в бухгалтерию с приложенными к нему приходными и расходными документами, второй остается у материально ответственного лица.
Нумерация товарных отчетов должна быть последовательной с начала и до конца года с первого номера. Товарные отчеты материально ответственных лиц, которые поступили на работу не с начала года, нумеруются с первого номера от даты начала работы и до конца года.
Форму товарного отчета № ТОРГ – 29 подписывают материально ответственное лицо и бухгалтер, который принимает этот отчет. Утверждает отчет руководитель торговой организации или лицо, на которое возложены эти обязанности приказом руководителя.
Необходимые реквизиты товарного отчета:
В товарном отчете можно указывать остаток товаров на начало отчетного периода, который должен соответствовать остатку товаров на конец периода из предыдущего отчета.
В разделе «Приход» фиксируют каждый приходный документ (товарно-транспортные накладные и др.) с указанием источника поступления товара, номера и даты документа, стоимости поступивших товаров и тары. Подсчитывают итог прихода, а также итог прихода с учетом остатка на начало периода.
В разделе «Расход» товарного отчета по отельным его строкам по каждому документу показывают движение товаров. После этого подсчитывают общую стоимость реализованных и выбывших товаров и определяют остаток на конец отчетного периода.
К товарному отчету прикладывают все приходные и расходные документы, а их общее количество указывают в приложении. Отчет проверяют и подписывают главный бухгалтер и материально ответственное лицо.
Исправления в товарный отчет могут быть внесены лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций. Они должны быть подтверждены подписями тех же лиц, которые подписали отчет, с указанием даты их внесения (п. 5 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
В свободных строках первичного документа обязательно ставят прочерк. Организации розничной торговли составляют товарные отчеты в тех ценах, в которых они отражают товары, т.е. если учет ведут в покупных ценах, то в них же должны быть и товарные отчеты (аналогично и в случае применения продажных цен).
Первый экземпляр с приложенными к нему документами под расписку передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица.
Во время проверки отчетов материально ответственных лиц устанавливают:
Если при проверке цен, таксировки или подсчетов выявят ошибки, то ошибочную запись или цифру следует аккуратно зачеркнуть, сделать правильную запись и заверить ее подписью бухгалтера. Об изменениях товарного остатка на конец отчетного периода нужно поставить в известность материально ответственное лицо, которое расписывается в конце отчета, удостоверяя правильность внесенных исправлений и нового товарного остатка.
Продавцы мелкорозничных торговых точек обязаны ежедневно сдавать выручку в кассу, а также возвращать непроданные товары на склад или в магазин. Если по каким-либо причинам нет возможности возвратить товар, то запись об этом делается в расходно-приходной накладной. Новую партию товара продавцу выдают только после того, как он рассчитался за ранее полученные товары либо документально подтвердил остаток товара на его подотчете (распиской в расходно-приходной накладной и товарном журнале).
Товарные отчеты с приложенными к ним документами подбираются по их порядковым номерам и переплетаются. Срок хранения товарных отчетов – пять лет. Ответственность за сохранность документов возлагается на главного бухгалтера организации.
Отчеты материально ответственных лиц и приложенные к ним документы служат основанием для отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению и выбытию товаров.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ.
3.1. Компьютеризация товарных операций на предприятиях торговли.
В программе можно вести аналитический учет номенклатуры по партиям (Предприятие – Настройка параметров учета, закладка Запасы).
При установке флажка Ведется учет по партиям (документам поступления) в плане счетов автоматически будет установлено субконто «Партии» на счетах, предусматривающих аналитический учет по субконто «Номенклатура», например счета 41 «Товары».
В программе можно вести аналитический учет номенклатуры по местам хранения. По складам может вестись либо только количественный учет, либо количественный и суммовой учет (Предприятие – Настройка параметров учета, закладка Запасы).
Необходимо настроить ведение аналитического учета по местам хранения перед ведением учета в конфигурации. Если настройка учета по местам хранения установлена после ввода документов в информационную базу, то необходимо перепровести все документы.
Если ведется количественный или количественно-суммовой учет по складам, то автоматически устанавливается субконто «Склады» на счета учета товарно-материальных ценностей.