Организация и ведение бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:53, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить организацию и ведение бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле на примере исследуемого предприятия.
Поставленная в работе цель обуславливает решение следующих задач:
1. документальное оформление товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
2. контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
3. контроль за финансовыми показателями торгового предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ………………………………………………………………….
1.1.Цели и основные принципы организации товарных операций
1.2.Документальное оформление товарных операций……………
ГЛАВА 2. УЧЕТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «МАГНИТ»…………………………………………………………………
2.1.Организационно-экономическая характеристика ОАО «Магнит»
2.2.Бухгалтерский учет поступления товаров…………………….
2.3.Бухгалтерский учет реализации товаров………………………
2.4.Отчетность МОЛ по товарам и таре……………………………
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ…………………………………………………………………
3.1.Компьютеризация товарных операций на предприятиях торговли
3.2.Организация сохранения товаров (инвентаризация)…………
Заключение…………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Горченкова.docx

— 108.80 Кб (Скачать файл)

При методе определения выручки от реализации по мере отгрузки продукция, товары и иное имущество, отгружаемые в счет товарообменной операции, отражаются по кредиту счета реализации 90 в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счет расчетный, активный. По дебету счета 62 1. Сальдо (н) – остаток задолженностей покупателей (дебеторская задолженность); 2. Увеличение задолженности; 3. Сальдо (к) – уменьшение задолженности на конец периода, или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в размере стоимости, предусмотренной условиями бартера. Одновременно в дебет счетов реализации списывается себестоимость отгруженной предприятием продукции, товаров, основных средств и иного имущества в корреспонденции со счетами 01, 10,  20, 40, 41 и др.

Товары (работы, услуги), поступившие на предприятие по товарообменной операции, учитываются по дебету счетов 10, 41 и других в корреспонденции со счетом 60 или 76. Одновременно на эту стоимость уменьшается задолженность по дебету счета 60 или 76 и кредиту счета 62 или 76.

Финансовый результат от бартерных операций списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». Этот счет активно-пассивный, конечный результат может быть: прибыль или убыток. Сальдо кредитовое  – отражает прибыль, сальдо дебетовое – убыток. По кредету счета 99 – сальдо (н) остаток прибыли на начало оборот кредитовый счета 99 – увеличение прибыли, сальдо (к) – остаток прибыли на конец. По дебету – убытки.

Однако и при этом методе принципиально важное значение для организации учета бартерных операций имеет установление даты реализации и даты приобретения объектов бартера и их оценка.

Согласно ст. 570 Гражданского кодекса РФ, «если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами».

Анализ содержания этой статьи приводит к выводу, что наряду с моментом перехода права собственности, предусмотренным в договоре мены, следует выделять общий момент перехода права собственности – одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.

Из сказанного следует, что в бухгалтерском учете бартерных сделок существует два метода учета реализации;

1) согласно условиям договора  или закона;

2) общий порядок – одновременно после исполнения обязательств по договору обеими сторонами.

Первый метод учета характерен главным образом для внешнеторговых бартерных сделок.

Что касается второго метода учета реализации, то следует отметить следующее. В приказе Минфина РФ от 12.11.96 г. № 97 «О годовой бухгалтерской отчетности предприятий» методика учета реализации при бартерной операции сводится лишь ко второму методу учета. Так, в п. 3.1 приказа указывается: «При договоре мены выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете организаций, выступающих по договору в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами».

Следовательно, момент реализации товара по бартеру и момент отражения в учете приобретаемых товаров должны найти одновременное отражение в учете после исполнения обязательств обеими сторонами.

На практике моменты (даты) реализации конкретных товаров и приобретения в счет бартера других, как правило, не совпадают: либо отгрузка предшествует встречной поставке, либо приобретение товаров происходит до отгрузки встречного товара.

 

2.4. Отчетность МОЛ по товарам и таре. 

 
        Товарный отчет – один из самых необходимых документов. С его помощью можно четко проследить движение товара, он помогает избежать ошибок в учете, отслеживать потери при хранении и т.п. К сожалению, многие материально ответственные лица магазинов пренебрегают заполнением этого документа, из-за чего возникают ошибки и пробелы в учете. Ведь если не составить товарный отчет, расхождение между фактическим наличием товара и учетными данными можно выявить только путем инвентаризации.

Товарный отчет предназначен для документального учета движения товарных запасов в торговых предприятиях. Материально ответственные лица должны составлять отчетность о наличии и движении товаров в сроки от одного до 10 дней. Эти сроки устанавливаются руководителем и главным бухгалтером торговой организации в зависимости от условий работы. При розничной торговле полный отчет материально ответственного лица за полученное количество товаров обязателен.

Движение товара от поставщика к потребителю оформляют товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов, например накладной № ТОРГ – 12, товарно-транспортной, железнодорожной.

В торговой организации накладная может выступать как приходным, так и расходным товарным документом. Ее должно выписывать материально ответственное лицо при оформлении отпуска товаров со склада, принятии товаров в торговой организации.

Учет товаров ведет материально ответственное лицо. Он может быть организован разными способами в зависимости от способа хранения товаров (партионного или сортового).

При любом способе хранения материально ответственные лица ведут учет товаров в натуральном измерении на основании приходных и расходных документов или в натуральном и стоимостном измерениях одновременно.

При наличии на товарах штриховых кодов и соответствующей вычислительной техники аналитический учет по наименованиям возможен и без составления документов на выбытие товаров.

Материально ответственное лицо составляет товарный отчет в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета сдается в бухгалтерию с приложенными к нему приходными и расходными документами, второй остается у материально ответственного лица.

Нумерация товарных отчетов должна быть последовательной с начала и до конца года с первого номера. Товарные отчеты материально ответственных лиц, которые поступили на работу не с начала года, нумеруются с первого номера от даты начала работы и до конца года.

Форму товарного отчета № ТОРГ – 29 подписывают материально ответственное лицо и бухгалтер, который принимает этот отчет. Утверждает отчет руководитель торговой организации или лицо, на которое возложены эти обязанности приказом руководителя.

Необходимые реквизиты товарного отчета:

    • наименование организации;
    • структурное подразделение;
    • номер и дата составления документа;
    • отчетный период, т.е. период, за который он составлен;
    • фамилия и инициалы материально ответственного лица;
    • табельный номер материально ответственного лица.

В товарном отчете можно указывать остаток товаров на начало отчетного периода, который должен соответствовать остатку товаров на конец периода из предыдущего отчета.

В разделе «Приход» фиксируют каждый приходный документ (товарно-транспортные накладные и др.) с указанием источника поступления товара, номера и даты документа, стоимости поступивших товаров и тары. Подсчитывают итог прихода, а также итог прихода с учетом остатка на начало периода.

В разделе «Расход» товарного отчета по отельным его строкам по каждому документу показывают движение товаров. После этого подсчитывают общую стоимость реализованных и выбывших товаров и определяют остаток на конец отчетного периода.

К товарному отчету прикладывают все приходные и расходные документы, а их общее количество указывают в приложении. Отчет проверяют и подписывают главный бухгалтер и материально ответственное лицо.

Исправления в товарный отчет могут быть внесены лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций. Они должны быть подтверждены подписями тех же лиц, которые подписали отчет, с указанием даты их внесения (п. 5 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

В свободных строках первичного документа обязательно ставят прочерк. Организации розничной торговли составляют товарные отчеты в тех ценах, в которых они отражают товары, т.е. если учет ведут в покупных ценах, то в них же должны быть и товарные отчеты (аналогично и в случае применения продажных цен).

Первый экземпляр с приложенными к нему документами под расписку передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица.

Во время проверки отчетов материально ответственных лиц устанавливают:

    • подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов;
    • соответствие даты документов периоду, за который представляется отчет;
    • соответствие в данном отчете остатков товара и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;
    • соответствие в отчете остатков товара и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации;
    • соответствие дат первичных документов, включенных в отчет, дате начала проведения инвентаризации (для контроля за датой фактического поступления товаров: до и после начала проведения инвентаризации;
    • законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товара и т.п.);
    • наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение товаров;
    • полноту оприходования  в отчетном периоде товаров по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;
    • правильность применяемых цен на товары, таксировки и подсчетов в отчете и приложенных к нему документах;
    • соответствие записей, сделанных материально ответственными лицами в карточках и книгах складского учета, первичным приходным и расходным документам;
    • соответствие суммы по внутреннему перемещению отпущенных товаров и тары сумме, показанной в приходной части товарных отчетов других материально ответственных лиц;
    • соответствие выручки, показанной в расходной части товарного отчета, сумме, оприходованной по кассовому отчету (при учете по продажным ценам).

Если при проверке цен, таксировки или подсчетов выявят ошибки, то ошибочную запись или цифру следует аккуратно зачеркнуть, сделать правильную запись и заверить ее подписью бухгалтера. Об изменениях товарного остатка на конец отчетного периода нужно поставить в известность материально ответственное лицо, которое расписывается в конце отчета, удостоверяя правильность внесенных исправлений и нового товарного остатка.

Продавцы мелкорозничных торговых точек обязаны ежедневно сдавать выручку в кассу, а также возвращать непроданные товары на склад или в магазин. Если по каким-либо причинам нет возможности возвратить товар, то запись об этом делается в расходно-приходной накладной. Новую партию товара продавцу выдают только после того, как он рассчитался за ранее полученные товары либо документально подтвердил остаток товара на его подотчете (распиской в расходно-приходной накладной и товарном журнале).

Товарные отчеты с приложенными к ним документами подбираются по их порядковым номерам и переплетаются. Срок хранения товарных отчетов – пять лет. Ответственность за сохранность документов возлагается на главного бухгалтера организации.

Отчеты материально ответственных лиц и приложенные к ним документы служат основанием для отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению и выбытию товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ.

 

3.1. Компьютеризация товарных операций на предприятиях торговли.

 

В программе можно вести аналитический учет номенклатуры по партиям (Предприятие – Настройка параметров учета, закладка Запасы).

При установке флажка Ведется учет по партиям (документам поступления) в плане счетов автоматически будет установлено субконто «Партии» на счетах, предусматривающих аналитический учет по субконто «Номенклатура», например счета 41 «Товары».

В программе можно вести аналитический учет номенклатуры по местам хранения. По складам может вестись либо только количественный учет, либо количественный и суммовой учет (Предприятие – Настройка параметров учета, закладка Запасы).

Необходимо настроить ведение аналитического учета по местам хранения перед ведением учета в конфигурации. Если настройка учета по местам хранения установлена после ввода документов в информационную базу, то необходимо перепровести все документы.

Если ведется количественный или количественно-суммовой учет по складам, то автоматически устанавливается субконто «Склады» на счета учета товарно-материальных ценностей.

Информация о работе Организация и ведение бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле