Организация, оформление и учет депозитных операций с физическими лицами в кредитных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является изучение технологии проведения депозитных операций физических лиц, их значение, рассмотрение необходимости страхования вкладов и внедрения стандартов качества по депозитным операциям.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы депозитных операций с физическими лицами в Российской Федерации……………………………………………………………………………………..…7
1.1 Понятие депозита. Классификация депозитных операций в кредитных организациях. Сущность депозитных операций с физическими лицами…………………………………..…7
1.2 Нормативно – правовое регулирование депозитных операций в Российской Федерации………………………………………………………………………………………10
1.3 Сравнительная характеристика российского и зарубежного опыта проведения депозитных операций………………………………………………………………………..…12
2 Организация, оформление и учет депозитных операций с физическими лицами в кредитных организациях………………………………………………………………………14
2.1 Содержание депозитного договора с физическими лицами, права и ответственность сторон……………………………………………………………………………………………14
2.2. Характеристика бизнес – процессов по осуществлению депозитных операций для физических лиц…………………………………………………………………………………16
2.3 Отражение депозитных операций с физическими лицами по счетам бухгалтерского учета……………………………………………………………………………………………..18
2.4 Обязательное страхование вкладов физических лиц, как фактор повышения уровня доверия клиентов к банковскому сектору……………………………………………………20
2.5 Анализ депозитных операций в Российской Федерации на период 2008-2009 г. г……23
3 Проблемы и перспективы развития рынка депозитных услуг в Российской Федерации27
3.1 Проблемы информатизации депозитных операций с физическими лицами…………27
3.2 Необходимость внедрения стандартов качества по депозитным операциям для физических лиц…………………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Библиографический список в соответствии с ГОСТом……………………………………...34
Приложение А «Практическая ситуация»…………………………………………………….35
Приложение Б «Договор банковского вклада»……………………………………………….36
Приложение В «Приходный кассовый ордер»……………………………………………….39
Приложение Г «Расходный кассовый ордер»………………………………………………...40
Приложение Д График «Количество банков, имеющих лицензию (разрешение) Банка России на работу с вкладами физических лиц, единиц……………………………………...41
Приложение Е Таблица «Рост вкладов физических лиц в составе источников ресурсной базы банков»…………………………………………………………………………………….42
Приложение Ё Таблица «Динамика временной структуры депозитов физических лиц»…43
Приложение Ж График «Концентрация вкладов среди банков-участников ССВ»………..44
Приложение З График «Доли крупнейших банков на рынке вкладов граждан (в %)»……45
Приложение И График «Прирост вкладов в 2004-2010 г.г. (млрд. руб, %)»……………….46
Приложение Й График «Динамика привлечения банками вкладов физических лиц и доля Сбербанка на рынке вкладов»…………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 226.78 Кб (Скачать файл)

С использованием банковской информационной системы станет возможным: гибкая настройка характеристик договора (процентные ставки, вид договора, периодичность начисления процентов); автоматическое открытие и ведение счетов для учета депозитных операций; формирование журналов плановых операций, фактических операций, начисленных процентов; автоматизированный расчет процентов (по выписке и по журналу фактических операций по договору); выполнение основных операций в рамках договора (начисление, учет, капитализация и выплата процентов, возврат депозита); приостановление начисления процентов по договору, наложение ареста; пролонгация договоров с автоматическим открытием новых счетов и переносом на них остатка (при возникновении такой необходимости); закрытие договора; расчет материальной выгоды.

Итак, на современном этапе  перед банками стоит ряд проблем  информатизации депозитных операций. А именно, необходимо усовершенствование единой информационной базы, банковских информационных систем и платформ, что позволит сократить время  обслуживания клиентов, минимизировать ошибки при совершении депозитных операций и т. д. Вся информация о клиентах (включая данные об их удовлетворенности) и привлеченных ресурсах должна содержаться в единой информационной базе, которая содержит актуальную информацию, структурирована и представлена в агрегированном виде, удобном для анализа по различным показателям, быть эффективно использована руководством при планировании и реализации стратегии.

 

3.2 Необходимость внедрения  стандартов качества по депозитным  операциям для физических лиц.

В России разработкой Стандартов качества банковской деятельности (далее  – СКБД) занимается Ассоциация Российских Банков (далее – АРБ). По данному  направлению при АРБ работает Координационный комитет АРБ  по стандартам качества банковской деятельности. АРБ организуются заседания и  конференции по разработке и утверждению  СКБД. 5 февраля 2008 года был разработан проект стандартизации качества банковской деятельности  по депозитным операциям. Концепция СКБД предполагает массовое внедрение СКБД в кредитных организациях в период 2011 – 2015 гг. на добровольной основе. Основные положения и требования Стандарта АРБ по депозитным операциям определяют виды требований к банковским бизнес-процессам по 9 составляющим: продуктовая, технологическая, организационная, управленческая, информационная, программно-техническая, кадровая, имущественно-техническая, клиентская. По каждой из 9 составляющих предусматривается 6 уровней зрелости процесса: нулевой, начальный, повторяемый, определенный, управляемый, оптимизированный. До 2015 года предполагается внедрить следующие стандарты качества по депозитным операциям:

  1. Кредитная организация должна реализовать индивидуализированное отношение к любому вкладчику и адаптировать процессы производства под его изменяющиеся потребности (формула отношения к вкладчику: «Клиент всегда прав»);
  2. Должны быть нормативно определены количественные и качественные характеристики и  способы их установления и пересмотра, количественные и качественные характеристики вклада постоянно измеряются,  контролируются, оцениваются и корректируются, постоянно адаптируются к запросам потребителей. Депозиты должны приниматься в рублях РФ и более 2-х иностранных валютах в зависимости от предпочтений клиентов. По срочным вкладам ставка процентов должна быть  выше уровня инфляции, но учитывать состояние рынка и собственные потребности в ресурсах, устанавливаться на каждую территорию обслуживания (регион, населенный пункт). По вкладам до востребования: может устанавливаться  для  отдельных групп клиентов. Существование бонусов для постоянных вкладчиков. Сроки определены исходя из предпочтений клиентов на основе анализа рынка, пожеланий своих клиентов, анализа предпочтений потенциальных клиентов, названия вкладов уникальны, запоминающиеся, объединены общей идеей, выделяющие кредитную организацию из конкурентов.
  3. Участие в системе страхования вкладов. Практикуется дополнительное страхование вкладов с привлечением страховых компаний для отдельных групп вкладчиков. Банк рассматривает свою надежность и имидж как составные части продукта.
  4. Местоположение банка и график работы с учетом требований клиентов, на которых ориентирована организация. При совершении  депозитных операций для различных категорий клиентов устанавливается  индивидуальное время обслуживания, удобное для клиентов. Возможность совершать большую часть депозитных операций круглосуточно (в т.ч. дистанционно).
  5. Время обслуживания клиентов не более 15 минут, за более длительное время (при наличии сбоев) – компенсации вкладчикам. Время оформления вклада не более 10 минут, за более длительное время (при наличии сбоев) – компенсации вкладчикам. Договор рационально сбалансирован и не содержит нечестных условий.
  6. Высокое качество обслуживания. Компенсации вкладчикам за некачественное обслуживание. Незамедлительная реакция на жалобы вкладчика  руководителей соответствующего направления бизнеса или высшего руководства. Компенсации вкладчикам при обоснованности жалоб.
  7. Создана единая система мониторинга  состояния клиентской базы, определены принципы ее сегментации. На основе сегментации клиентской базы выявлены ключевые клиенты, а также потенциальные клиенты. Определены основные принципы деятельности по отношению к различным сегментам клиентской базы, выделены основные бизнес-модели и продуктовые ряды вкладов для этих сегментов. При обслуживании клиентов организация применяет комплекс методов развития взаимоотношений с клиентами (удовлетворение имеющихся нужд и запросов клиента и их формирование). Принцип «Знай своего клиента» последовательно реализуется на этапе привлечения и обслуживания вкладчиков. Прямое или косвенное несодействие любым сомнительным клиентам и/или операциям, совершаемым для целей, противных законодательству и нравственности, является составной частью имиджа организации, является инструментом управления собственным правовым и репутационным рисками и средством снижения аналогичных рисков клиентов и партнеров организации.
  8. Кредитная организация применяет передовые технологии, обеспечивая клиенту максимально быстрый и полный сервис.

И другие стандарты качества депозитных операций .

Итак, высокие стандарты  качества являются обязательной предпосылкой долгосрочного успеха коммерческого  банка. 05.02.2008 г Ассоциацией Российских банков был разработан проект стандарта качества банковской деятельности по депозитным операциям. Этот стандарт предполагается внедрить в банковскую деятельность до 2015 года на добровольной основе. Внедрение данного стандарта выступит в роли катализатора повышения уровня доверия клиентов к банковскому сектору, поспособствует стабильности банковской системы, приведет к притоку денежных средств населения и как следствие увеличение пассивных операций банков.

Таким образом, кредитным  организациям необходимо использовать единую информационную базу, банковские информационные системы и платформы, что позволит сократить время обслуживания клиентов, минимизировать ошибки при совершении депозитных операций и т. д. Все банки должны придерживаться проекта стандартов качества банковской деятельности по депозитным операциям. Это позволит легко перейти от интегрированных решений к единому информационному пространству банка в целом. Все вышеперечисленное будет способствовать повышению доверия клиентов к банку, притоку дополнительных денежных средств, экономии ресурсов, повышению финансовой надежности и устойчивости банков и развитию банковской системы, ее выхода на качественно новый уровень.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Депозит (вклад) – это  денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещенные на возвратной основе с  целью хранения и получения дохода в виде процентов на основании  договора вклада. Средства, принятые от клиентов, подразделяются на: вклады (депозиты) до востребования и срочные вклады (депозиты). Особую группу составляют сберегательные вклады, открываемые только физическим лицам: до востребования и срочные (могут иметь разные варианты). В соответствии с законодательством РФ сберегательными вкладами называются только вклады населения. Вклады (депозиты) населения в банках являются главной формой сбережений населения с точки зрения возможности их привлечения для финансирования экономики. Активизация деятельности банков по привлечению этих денежных средств является одной из стратегических задач развития банковской системы.

Вкладные (депозитные) операции банков и их отношения с вкладчиками  в ГК РФ регулируются статьями 395, 809 и 834 – 860. При этом договоры об открытии и ведении банковского (вкладного) счета должны отвечать требованиям  ст. 426 ГК РФ. Вопросам привлечения денег физических лиц во вклады в Федеральном законе №395-1 – ФЗ «О банках и банковской деятельности» посвящены ст. 29, 30, 36-39. Ст. 36 регулирует банковские вклады физических лиц, дается понятие вклада, условия привлечения вкладов банками, документальное оформление вкладной операции и др. Ст. 38 раскрывает понятие и сущность системы обязательного страхования вкладов физических лиц. Вклады физических лиц подлежать обязательному страхованию, о чем прописано в федеральном законе №177-ФЗ от 23.12.2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Ответственность по вкладным операциям также регулируется федеральным законом №2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей». Положение БР №39-П от 26.06.98 г. «О порядке начисления процентов, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками» прописывает порядок начисления и уплаты процентов по привлеченным средствам физических лиц. Отражение операций по привлечению средств физических лиц  по счетам бухгалтерского учета осуществляется на основании Положения БР №302-П от 26.03.2007 «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

Что касается особенностей вкладных операций в разных странах, то сравнивая российский и зарубежный опыт проведения депозитных операций можно сделать вывод, что средний годовой процент по вкладам физических лиц выше в Российской Федерации, чем за рубежом. Но вклады за границей отличаются большей стабильностью, а также существованием так называемых индексируемых депозитов, когда вкладчику предлагается некий минимальный гарантированный доход - 1 - 2% годовых. Остальная прибыль будет зависеть от ситуации на фондовом или валютном рынке (может достигать 8-12%). В ближайший год ситуация вряд ли резко поменяется. Для привлечения средств во вклады банки стали широко использовать зарубежный опыт по привлечению клиентов.

Документом, который устанавливает  взаимоотношения между вкладчиком и банком, а также определяет основные условия вклада, является договор  банковского вклада. В договоре предусматриваются: сумма депозита, срок его действия, проценты, которые вкладчик получит после окончания срока действия договора, порядок их начисления и выплаты, обязанности и права вкладчика, обязанности и права банка, ответственность сторон за соблюдение условий договора, порядок разрешения споров.

Для открытия счета по вкладу физическим лицом в банк представляются: документ, удостоверяющий личность¸  свидетельство о постановке на учет в налоговый орган (при наличии); иные документы, необходимые для  идентификации физических лиц. На основании предъявленных документов заполняет 2 экземпляра договора вклада, передает их под подпись вкладчику. Клиент уплачивает сумму вносимую в депозит через кассу При начислении процентов за базу расчета берется действительное число календарных дней в году (365 или 366 соответственно). При закрытии погашается сберегательную книжку надписью или штампом «Вклад выплачен», которая делается после записи отдельной операции, а также на первом листе и подписывает эти записи; надрывает сберегательную книжку вверху и внизу и помещает ее в юридическое дело вкладчика по закрываемому счету.

Учет вкладов физических лиц ведется на пассивных счетах:423, 426. При привлечение средств во вклад от физического лица с ним заключается депозитный договор, а так же оформляется лицевой счет вкладчика, выдается сберегательная книжка. Учет сберегательных книжек ведется на счете 91207 «Бланки». Проценты, начисленные на вклад могут ежемесячно выплачиваться вкладчику, а могут присоединяться к сумме вклада. При желании закрыть вклад клиент должен предоставить в банк договор о вкладе и вкладную книжку, которая должна быть погашена.

Все вклады подлежат обязательному  страхованию. Страхование вкладов регулируется законом № 117-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" был подписан Президентом 23 декабря 2003 года. Система страхования вкладов создана для защиты прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепления доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации. Участие в системе страхования вкладов в России обязательно для всех банков. С 1 октября 2008 г. - максимальная сумма страхового возмещения составляет 700 тысяч рублей. Таким образом, сам факт существования системы страхования вкладов оказывает стабилизирующую роль и беспокойство вкладчиков было бы в наше несколько напряженное время намного большим, если бы такой системы не существовало. В прошедшем году система страхования вкладов оказала положительное влияние на рынок банковских вкладов, способствовала сохранению положительных тенденций в сфере банковских сбережений населения, сложившихся в последние годы.

Банковские вклады были и  остаются наиболее популярным и востребованным способом размещения денежных средств  физических лиц. За 2008 год совокупный объем вкладов физических лиц увеличился на 14,5% - до 5907,0 млрд. руб. (за 2007 г. - на 35,4%). На них на 01.01.2009 приходилось 21,1% пассивов банковского сектора (на 01.01.2008 - 25,6%). При этом на долю вкладов на срок свыше 1 года приходилось 65,2% от общего объема привлеченных вкладов физических лиц (на 01.01.2008 - 62,4%). За год объем привлеченных вкладов населения вырос на 92% и достиг 44 млрд. рублей. Даже в период обострения финансового кризиса фиксировался ежемесячный прирост вкладов. Вкладчиками по-прежнему являются 36% взрослого населения страны.

На современном этапе  перед банками стоит ряд проблем  информатизации депозитных операций. А именно, необходимо усовершенствование единой информационной базы, банковских информационных систем и платформ, что позволит сократить время  обслуживания клиентов, минимизировать ошибки при совершении депозитных операций и т. д. Вся информация о клиентах (включая данные об их удовлетворенности) и привлеченных ресурсах должна содержаться в единой информационной базе, которая содержит актуальную информацию, структурирована и представлена в агрегированном виде, удобном для анализа по различным показателям, быть эффективно использована руководством при планировании и реализации стратегии.

Высокие стандарты качества являются обязательной предпосылкой долгосрочного успеха коммерческого банка. 05.02.2008 г Ассоциацией Российских банков был разработан проект стандарта качества банковской деятельности по депозитным операциям. Этот стандарт предполагается внедрить в банковскую деятельность до 2015 года на добровольной основе. Внедрение данного стандарта выступит в роли катализатора повышения уровня доверия клиентов к банковскому сектору, поспособствует стабильности банковской системы, приведет к притоку денежных средств населения и как следствие увеличение пассивных операций банков.

Библиографический список

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Официальный текст] .
  2. Федеральный закон №395-1 «О банках и банковской деятельности» [Официальный текст] от 02.12.1990 г.
  3. Федеральный закон №2300-1 «О защите прав потребителей» [Официальный текст] от 07.02.1992 г.
  4. Федеральный закон №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [Официальный текст] от 23.12.2003 г.
  5. Положением Банка России №39-П «О порядке начисления процентов, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками» [Официальный текст] от 26.06.1998 г.
  6. Положением БР №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» [Официальный текст] от 26.03.2007 г.
  7. И. Т. Балабанова. Банки и банковская деятельность [Текст]. – СПБ.: Питер, 2006 год.
  8. Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. Банковское дело: розничный бизнес [Текст]. – М.: КНОРУС, 2010 год.
  9. Е. Ф. Жуков. Банки и банковские операции [Текст]. – СПБ.: Питер, 2006 год.
  10. М. Р. Каджаева, С. В. Дубровская. Банковские операции [Текст] .: Академия, 2008 год.
  11. Л. П. Кроливецкая, Г. Н. Белоглазова. Банковское дело[Текст]  .: Питер, 2009 год.
  12. О. И. Лаврушин. Банковское дело [Текст]. – М.: Финансы и статистика, 2005 год.
  13. Д. А. Шевчук. Банковские операции [Текст]. – Феникс, 2006 год.
  14. Материалы Банка  России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/
  15. Материалы Агентства по страхованию вкладов [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.asv.org.ru/insurance/analytics/obzor/

Информация о работе Организация, оформление и учет депозитных операций с физическими лицами в кредитных организациях