Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:57, курсовая работа
Целью данной работы является на основании исследования литературных источников и практики работы на Барановичском хлебозаводе (филиал РУПП «Брестхлебпром») изучить организацию учета долгосрочных и текущих обязательств и дать рекомендации по его совершенствованию.
Для достижения этой цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрено понятие дебиторской и кредиторской задолженности, сроки расчетов и исковой давности;
изучены сущность, оценка и классификация обязательств;
рассмотрен порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности;
исследована нормативная правовая база, регулирующая учет долгосрочных и текущих обязательств;
рассмотрены формы и виды безналичных расчетов и их характеристика;
изучен учет рассчетов с покупателями и заказчиками;
изучен учет рассчетов с поставщиками и подрядчиками;
рассмотрен учет расчетов по претензиям;
изучен учет расчетов по кредитам и займам;
изучен учет обязательств на забалансовых счетах;
предложены направления развития учета долгосрочных и текущих обязательств.
Обязательства подразделяют на фактические, оценочные и условные.
Фактические обязательства возникают из договора, контракта или на основе законодательства, их сумма может быть строго и однозначно подсчитана. К ним относятся счета расчетов с поставщиками, дивиденды к выплате, акцизный сбор к выплате, подлежащие выплате в текущий период доли долгосрочных долгов, обязательства по зарплате, доход, полученный авансом.
Оценочные обязательства - это обязательства, точная сумма которых не может быть определена до наступления определенной даты. Примерами оценочных обязательств могут служить задолженность по налогу на прибыль, по налогу на имущество, гарантийные обязательства, резерв на оплату отпусков.
Условные обязательства - это несуществующие обязательства, они могут стать или не стать реальными обязательствами в зависимости от того, произойдут или не произойдут определенные события, вытекающие из прошлых операций, в будущем. Условные обязательства возникают в случае отложенного судебного разбирательства, при налоговых спорах, при наличии дисконтированных векселей к получению, гарантировании долгов другой организации, нарушении государственных инструкций.
Условное обязательство отражается в финансовой отчетности, если соблюдаются два условия: оно должно быть вероятным и его величина может быть количественно надежно оценена. Если эти условия не соблюдаются, то информация об условных обязательствах должна отражаться в примечаниях к финансовым отчетам. [24, с.85]
В настоящее время бухгалтерские нормативные документы в качестве основы учетной оценки обязательств определяют юридический принцип номинализма. Это означает, что дебиторская и кредиторская задолженности должны демонстрироваться в бухгалтерской отчетности в суммах, причитающихся к получению или платежу на конкретный момент времени согласно договору, закону или оценке деликта.
Вместе с тем относительно дебиторской задолженности данное правило в силу требования приоритета содержания над формой корректируется поправкой, учитывающей вероятность погашения обязательств в полном объеме. Это выражается в правиле, согласно которому предприятия должны создавать резервы по сомнительным долгам.
Наряду с требованием приоритета содержания над формой начисление резерва по сомнительным долгам — это прямое следствие требования осмотрительности. Учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.
1.3 Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности
Каждая организация должна осуществлять контроль за состоянием дебиторской задолженности, производить ее учет, а также сверку взаиморасчетов. При выявлении суммы дебиторской задолженности ее нужно предъявить должнику и истребовать ее. Если в течение срока исковой давности сумма дебиторской задолженности не взыскана или должник ликвидирован, то организация производит списание дебиторской задолженности.
Организация может создать резерв по сомнительным долгам, ожидая восстановление платежеспособности дебитором. Так, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации.
По результатам проведенной инвентаризации выявляется сомнительная дебиторская задолженность и дебиторская задолженность нереальная для взыскания, просроченная дебиторская задолженность, сроки исковой давности по каждому обязательству.
По результатам инвентаризации в части расчетов с дебиторами составляется бухгалтерская справка. Далее на основании бухгалтерской справки руководитель организации в случае необходимости издает приказ о списании просроченной и (или) нереальной ко взысканию суммы дебиторской задолженности. Если организация не создавала резерв по сомнительным долгам, то списанная дебиторская задолженность, причем в сумме, в которой она отражена в бухгалтерском учете (с НДС), относится на финансовые результаты. Списанная задолженность включается в состав прочих расходов.
Прочими расходами являются суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания.
Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.
Наряду с дебиторской задолженностью организация одновременно может иметь кредиторскую задолженность, то есть она является должником по отношению к другим организациям и физическим лицам.
Кредиторская задолженность - задолженность организации другим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным работникам, образовавшаяся при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги, при расчетах с бюджетом, а также при расчетах по оплате труда
Кредиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательства (в том числе зачетом), а также списана как невостребованная.
Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, являются внереализационными доходами организации подлежат отнесению на финансовые результаты.
Списание кредиторской задолженности должно производиться своевременно, поскольку несвоевременное списание кредиторской задолженности может быть расценено налоговыми органами как сокрытие или неучет внереализационных доходов организации. [4, с.110]
Если организация по каким-либо причинам не погасила кредиторскую задолженность, а кредитор не предпринял ни каких действий для того, чтобы взыскать сумму этой задолженности с организации, то у организации возникает обязанность списать кредиторскую задолженность по истечении срока исковой давности, продолжительность которого в общем случае составляет 3 года.
К моментам, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться:
- частичное или полное признание организацией претензии;
- частичное погашение задолженности;
- уплата штрафных санкций по договору;
- просьба об отсрочке платежа;
- проведение с контрагентом сверки взаиморасчетов и подписание им соответствующего акта.
Списать кредиторскую задолженность ранее окончания срока исковой давности можно в том случае, если организации стало известно о ликвидации кредитора.
Таким образом, списание кредиторской задолженности организации следует произвести в том отчетном периоде, в котором внесена запись о ликвидации организации.
Законом «О бухгалтерском учёте и отчётности » от 25 июня 2001г. № 42-3 с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2007г. № 302-З определено, что организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Стало быть, с целью выявления просроченной кредиторской задолженности организации проводят инвентаризацию имущества и обязательств. Выявленные при инвентаризации суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, в соответствии с решением руководителя организации списываются коммерческой организацией на финансовые результаты. [19]
Поскольку информация о состоянии расчетов с кредиторами раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, то несписание задолженности в срок приведет к недостоверной отчетности. Кроме того, данная операция влияет на финансовые результаты организации (увеличивает бухгалтерскую и налоговую прибыль).
Согласно Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета счет 92 «Внереализационные доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о внереализационных доходах и расходах отчетного периода, в т.ч. чрезвычайных доходах и расходах, т.е. о результатах от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации. В том числе на этом счете отражаются суммы дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания (включая ранее списанные как безнадежные), которые включаются во внереализационные доходы и расходы организации в размере ранее отраженной задолженности в бухгалтерском учете организации.
Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты.
В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета суммы списанной кредиторской задолженности включаются в состав внереализационных доходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли. [21]
1.4 Нормативная правовая база, регулирующая учет долгосрочных и текущих обязательств
Законодательная база Республики Беларусь, регулирующая учет долгосрочных и текущих обязательств включает следующие законодательные и нормативные документы в виде следующей четырех уровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета: [5, с. 79]
Первый уровень - законодательный. На данном уровне государственное регулирование бухгалтерским учётом и отчётностью осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием на основании Конституции Республики Беларусь. Важнейшим законодательным актом этого уровня является Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности » от 25 июня 2001г. № 42-3 с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2007г. № 302-З, который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. [19]
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2009г. № 97-З, в первой части которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи составления аудиторского заключения, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица и другие;[7]
Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999г. № 296-З с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2009г. № 114-3, который регламентирует трудовые отношения;[23]
Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З с изменениями и дополнениями от 14 июня 2010г. №132-3, который определяет порядок проведения расчетов в безналичной форме между поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, а так же правовое регулирование расчетов в безналичной форме;[2]
Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З с изменениями и дополнениями от 15 октября 2010г. №174-З. Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. [19]
На втором уровне осуществляется нормативное регулирование бухгалтерского учёта и отчётности. Он представлен нормативными актами Президента и Правительства Республики Беларусь и других правовых органов, которые имеют право разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормы.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2008г. N 72 «Об утверждении инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налогового кредита» от 16 октября 2000г. N 105. Инструкция определяет порядок отражения в бухгалтерском учете налогового кредита, предоставленного организации в соответствии с законодательными актами. [17]
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. N 168 «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету «Резервы, условные обязательства и условные активы». Инструкция применяется при признании, оценке и раскрытии информации в бухгалтерском учете и отчетности для резервов, условных обязательств и условных активов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. [17]
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 года № 62 с изменениями и дополнениями в постановлении Министерства финансов от 26 мая 2008 года №85 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», в ней установлены основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации. [14]
Информация о работе Организация учета долгосрочных и текущих обязательств