Организация учета долгосрочных и текущих обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является на основании исследования литературных источников и практики работы на Барановичском хлебозаводе (филиал РУПП «Брестхлебпром») изучить организацию учета долгосрочных и текущих обязательств и дать рекомендации по его совершенствованию.
Для достижения этой цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрено понятие дебиторской и кредиторской задолженности, сроки расчетов и исковой давности;
изучены сущность, оценка и классификация обязательств;
рассмотрен порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности;
исследована нормативная правовая база, регулирующая учет долгосрочных и текущих обязательств;
рассмотрены формы и виды безналичных расчетов и их характеристика;
изучен учет рассчетов с покупателями и заказчиками;
изучен учет рассчетов с поставщиками и подрядчиками;
рассмотрен учет расчетов по претензиям;
изучен учет расчетов по кредитам и займам;
изучен учет обязательств на забалансовых счетах;
предложены направления развития учета долгосрочных и текущих обязательств.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 30 мая 2003 г. N 89 «Об утверждении типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» с изменениями и дополнениями от 06.11.2009 N 136. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них. [18]

Третий уровень включает национальные стандарты, положения о порядке ведения бухгалтерского учёта. Он представлен  различными документами, приказами, письмами, указаниями Министерства финансов Республики Беларусь и других Министерств и ведомств. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, утверждает и разрабатывает также нормативные акты.

Примером регламентирующих документов является Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14 августа 2007 года 363 "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции". Данные методические указания содержат информацию об основных задачах бухгалтерского учета сельскохозяйственной продукции и производственных запасов в сельскохозяйственных и иных организациях, о контроле за сохранностью продукции и материальных ценностей, об учете сельскохозяйственной продукции.

Нормативное правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности на четвертом уровне осуществляется внутри каждой организации. Оно носит организационно-распорядительный характер и осуществляется главным образом посредством формирования и принятия учетной политики организации.

К четвертому уровню в организации Барановичский хлебозавод относится приказ по учетной политике, рабочий план счетов (Приложение А). Учетная политика (Приложение Б) в исследуемой организации утверждена приказом директора от 31 декабря 2009 года. В ней рассматриваются методический и организационно-технический аспекты ведения бухгалтерского учета, структура рабочего плана счетов. Примером внутренней документации могут являться: должностные инструкции работников бухгалтерии , график документооборота (Приложение В) и другие документы.

Нормативные акты, в которых рассматриваются вопросы регулирования расчетных операций, как следует из приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы, Положения, План счетов бухгалтерского учета, Инструкции, рекомендации и другие виды документов. Основная их цель - установить правильность ведения учета долгосрочных и текущих обязательств.


                                           ГЛАВА 2

ОРАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ТЕКУЩИХ  ОБЯЗАТЕЛЬСТВ                     

 

 

2.1 Формы и виды безналичных расчетов и их характеристика

 

В процессе функционирования организаций возникают хозяйственные связи, оформляемые и закрепляемые контрактами (договорами), согласно которым одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ, услуг, а другая – их получателем, а значит и плательщиком.

Кроме этого организация вступает во взаимоотношения с финансовыми органами по налогам, с Фондом социальной защиты населения, с персоналом по оплате труда, с другими организациями и лицами [3, с. 206].

Большинство расчетов осуществляется в безналичной форме.

Под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке [2, с. 225].

В настоящее время в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Республике Беларусь используют следующие формы безналичных расчетов:

- акцептная форма расчетов;

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты чеками;

- бесспорное списание денежных средств со счетов плательщиков;

- расчеты в порядке плановых платежей.

Акцептная форма расчетов основана на использовании в качестве платежного документа платежного требования.

Платежное требование – платежная инструкция, выписываемая получателем денежных средств на имя плательщика с целью востребовать с него денежные средства в сумме указанной в данной инструкции [4, с. 115].

Акцепт – согласие плательщика на оплату предъявляемых ему платежных требований [2, с. 311].

Данная форма расчетов применяется между сельскохозяйственными организациями и заготовительными, перерабатывающими, торговыми организациями, организациями общественного питания. Акцептная форма расчетов должна быть зафиксирована в договоре между поставщиком и покупателем.

Платежные требования оплачиваются с предварительным акцептом, срок которого три рабочих дня, не считая дня поступления требования. Плательщик имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта требования в течение установленного срока предварительного акцепта. Отказ может быть полным или частичным с указанием основания для него [2, с. 314].

Платежное поручение – распоряжение владельца расчетным счетом обслуживающему банку о перечислении определенной суммы денежных средств на счет получателя, указанного в поручении [10, с. 327].

Расчеты платежными поручениями осуществляются в качестве предоплаты за товарно-материальные ценности, работы, услуги, а также при уплате налогов и платежей в бюджет, фонду социальной защиты населения и других расчетов возникающих у организаций агропромышленного комплекса. Поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, они действительны в течение 10 дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается).

Аккредитив – поручение банка плательщика банку поставщика, выдаваемое им по поручению плательщика производить оплату счетов поставщика, при условии предоставления поставщиком документов подтверждающих отгрузку товаров либо выполнение работ, услуг [7, с. 198].

Эта форма расчетов применяется, как правило, для гарантированной оплаты поставщику за отгруженные товары или оказанные услуги.

Для открытия аккредитива плательщик должен предоставить в обслуживающий банк заявление на открытие аккредитива в четырех экземплярах. На основании этих заявлений банк открывает специальный аккредитивный счет, который организация учитывает на синтетическом счете 55/1. Аккредитив может быть открыт за счет собственных средств либо за счет кредита банка. Срок действия аккредитива не более двадцати пяти дней. По аккредитиву можно рассчитаться только с одним поставщиком. Неиспользованный аккредитив зачисляется на расчетный счет организации.

Данная форма расчетов выгодна поставщикам, так как они осуществляют отгрузку товарно-материальных ценностей, получив извещение о том, что на его имя открыт аккредитив. Данная форма расчетов должна быть зафиксирована в договоре между поставщиком и покупателем. В качестве платежного документа используется платежное требование [14, с. 315].

Безналичные расчеты между организациями также могут осуществляться чеками из расчетных чековых книжек.

Чек – письменное поручение владельца чека о перечислении необходимой суммы денежных средств на счет чекодержателя [12, с. 201].

Бланки чеков изготовляются банком, брошуруются в книжки по 10, 20, 25 и 50 листов. Для получения чековой книжки организация должна предоставить в обслуживающий банк заявление-обязательство в одном экземпляре и платежное поручение в двух экземплярах, на основании которых осуществляется депонирование денежных средств на чековую книжку. Срок действия чековой книжки один год. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Чековые книжки не разрешается передавать поставщикам, а также подписывать незаполненные бланки чеков. Чеки выписываются в сумме фактического платежа, которая должна быть подтверждена соответствующими первичными документами. Организация, с которой рассчитались чеком, должна предъявить его в обслуживающий банк. Чек выписывается в валюте Республики Беларусь и действителен в приеме в оплату товара в течение 30 календарных дней, не считая дня выписки [11, с. 105].

Бесспорное списание денежных средств со счетов организации осуществляют органы налоговой инспекции при взыскании недоимок по налогам и платежам, штрафы, а также по исполнительным документам судов. Списание средств со счетов в бесспорном порядке осуществляется на основании предоставленных в банк взыскателем платежных требований. В данном случае плательщик не уведомляется о списании денежных средств с его счета.

Расчеты плановыми платежами используются при равномерных и постоянных поставках продукции. В этом случае расчеты осуществляются периодически по договоренности сторон. Сумма плановых платежей зависит от объема поставок, цены, периодичности уплаты. В качестве платежного документа используется платежное поручение. Стороны безналичных расчетов обязаны периодически, но не реже одного раза в месяц, уточнять свои расчеты на основе фактического отпуска продукции, изменения цен, и осуществлять перерасчеты. Образовавшаяся разница может перечисляться отдельным поручением или засчитываться при очередном платеже.

Таким образом, большинство расчетов между организациями осуществляется в безналичной форме. В Республике Беларусь существует несколько форм безналичных расчетов.

На Барановичском хлебозаводе (филиале РУПП «Брестхлебпром»), в основном, используется акцептная форма расчетов. В качестве платежного документа используется платежное требование (Приложение Г).

 

 

 

 

2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками

 

Заказчики - юридическое или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу - изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг. В качестве заказчика могут выступать правительство, государственные органы, учреждения, организации, предприятия, граждане.

Покупатели - это физические и юридические лица, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы. [6].

Отгрузка (отпуск) продукции покупателям Барановичском хлебозаводе производится в соответствии с заключенными договорами поставки или непосредственно в процессе свободной продажи. Отгрузка и отпуск готовой продукции Барановичского хлебозавода осуществляется складом на основании товарных накладных и счетов–фактур (Приложение Д), товарно-транспортных накладных (Приложение Е), платежные поручения (Приложение Ж). Поставляемая продукция Барановичского хлебозавода, в соответствии с договором на поставку, отпускается по отпускным ценам, действующим на момент отгрузки.

Формирование дебиторской задолженности покупателей и заказчиков отражается в бухгалтерском учете в соответствии с вариантом учетной политики, выбранной организацией по моменту реализации продукции. Если в учетной политике организации зафиксировано, что моментом признания выручки является зачисление денежных средств на счета организации агропромышленного комплекса, то в этом случае дебиторская задолженность покупателей и заказчиков будет учитываться на счете 45 «Товары отгруженные». На этом счете товары могут учитываться в течение 60 дней. На 61 день продукция будет считаться реализованной и организация должна будет заплатить налоги [11, с. 217].

 

Так как, на Барановичском хлебозаводе момент реализации продукции по отгрузке, то в бухгалтерском учете дебиторская задолженность покупателей и заказчиков формируется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Корреспонденция по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на Барановичском хлебозаводе за май 2011 года отражена в таблице 2.1.

         Таблица 2.1– Корреспонденция по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Барановичский хлебозавод за май 2011 года.

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Источник информации

Дебет

Кредит

На расчетный счет поступили денежные средства от покупателей за реализованную ими продукцию

51

62

20094656

Журнал-ордер № 11

Поступили в кассу наличные деньги от покупателей за реализованную им продукцию

50

62

22340

Журнал-ордер № 11

Погашена задолженность покупателей за реализованную ими продукцию по отпускным ценам

90

62

3356583400

Главная книга

Погашена задолженность покупателей за реализованную ими производственные запасы, основные средства и нематериальные активы

91

62

8800

Главная книга

На сумму входящего НДС по приобретенным ценностям

18/1

62

3792111

Журнал-ордер № 11

Информация о работе Организация учета долгосрочных и текущих обязательств