Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:57, курсовая работа
Целью данной работы является на основании исследования литературных источников и практики работы на Барановичском хлебозаводе (филиал РУПП «Брестхлебпром») изучить организацию учета долгосрочных и текущих обязательств и дать рекомендации по его совершенствованию.
Для достижения этой цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрено понятие дебиторской и кредиторской задолженности, сроки расчетов и исковой давности;
изучены сущность, оценка и классификация обязательств;
рассмотрен порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности;
исследована нормативная правовая база, регулирующая учет долгосрочных и текущих обязательств;
рассмотрены формы и виды безналичных расчетов и их характеристика;
изучен учет рассчетов с покупателями и заказчиками;
изучен учет рассчетов с поставщиками и подрядчиками;
рассмотрен учет расчетов по претензиям;
изучен учет расчетов по кредитам и займам;
изучен учет обязательств на забалансовых счетах;
предложены направления развития учета долгосрочных и текущих обязательств.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 30 мая 2003 г. N 89 «Об утверждении типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» с изменениями и дополнениями от 06.11.2009 N 136. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них. [18]
Третий уровень включает национальные стандарты, положения о порядке ведения бухгалтерского учёта. Он представлен различными документами, приказами, письмами, указаниями Министерства финансов Республики Беларусь и других Министерств и ведомств. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, утверждает и разрабатывает также нормативные акты.
Примером регламентирующих документов является Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14 августа 2007 года 363 "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции". Данные методические указания содержат информацию об основных задачах бухгалтерского учета сельскохозяйственной продукции и производственных запасов в сельскохозяйственных и иных организациях, о контроле за сохранностью продукции и материальных ценностей, об учете сельскохозяйственной продукции.
Нормативное правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности на четвертом уровне осуществляется внутри каждой организации. Оно носит организационно-
К четвертому уровню в организации Барановичский хлебозавод относится приказ по учетной политике, рабочий план счетов (Приложение А). Учетная политика (Приложение Б) в исследуемой организации утверждена приказом директора от 31 декабря 2009 года. В ней рассматриваются методический и организационно-технический аспекты ведения бухгалтерского учета, структура рабочего плана счетов. Примером внутренней документации могут являться: должностные инструкции работников бухгалтерии , график документооборота (Приложение В) и другие документы.
Нормативные акты, в которых рассматриваются вопросы регулирования расчетных операций, как следует из приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы, Положения, План счетов бухгалтерского учета, Инструкции, рекомендации и другие виды документов. Основная их цель - установить правильность ведения учета долгосрочных и текущих обязательств.
ОРАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
2.1 Формы и виды безналичных расчетов и их характеристика
В процессе функционирования организаций возникают хозяйственные связи, оформляемые и закрепляемые контрактами (договорами), согласно которым одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ, услуг, а другая – их получателем, а значит и плательщиком.
Кроме этого организация вступает во взаимоотношения с финансовыми органами по налогам, с Фондом социальной защиты населения, с персоналом по оплате труда, с другими организациями и лицами [3, с. 206].
Большинство расчетов осуществляется в безналичной форме.
Под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке [2, с. 225].
В настоящее время в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Республике Беларусь используют следующие формы безналичных расчетов:
- акцептная форма расчетов;
- расчеты платежными поручениями;
- расчеты по аккредитиву;
- расчеты чеками;
- бесспорное списание денежных средств со счетов плательщиков;
- расчеты в порядке плановых платежей.
Акцептная форма расчетов основана на использовании в качестве платежного документа платежного требования.
Платежное требование – платежная инструкция, выписываемая получателем денежных средств на имя плательщика с целью востребовать с него денежные средства в сумме указанной в данной инструкции [4, с. 115].
Акцепт – согласие плательщика на оплату предъявляемых ему платежных требований [2, с. 311].
Данная форма расчетов применяется между сельскохозяйственными организациями и заготовительными, перерабатывающими, торговыми организациями, организациями общественного питания. Акцептная форма расчетов должна быть зафиксирована в договоре между поставщиком и покупателем.
Платежные требования оплачиваются с предварительным акцептом, срок которого три рабочих дня, не считая дня поступления требования. Плательщик имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта требования в течение установленного срока предварительного акцепта. Отказ может быть полным или частичным с указанием основания для него [2, с. 314].
Платежное поручение – распоряжение владельца расчетным счетом обслуживающему банку о перечислении определенной суммы денежных средств на счет получателя, указанного в поручении [10, с. 327].
Расчеты платежными поручениями осуществляются в качестве предоплаты за товарно-материальные ценности, работы, услуги, а также при уплате налогов и платежей в бюджет, фонду социальной защиты населения и других расчетов возникающих у организаций агропромышленного комплекса. Поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, они действительны в течение 10 дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается).
Аккредитив – поручение банка плательщика банку поставщика, выдаваемое им по поручению плательщика производить оплату счетов поставщика, при условии предоставления поставщиком документов подтверждающих отгрузку товаров либо выполнение работ, услуг [7, с. 198].
Эта форма расчетов применяется, как правило, для гарантированной оплаты поставщику за отгруженные товары или оказанные услуги.
Для открытия аккредитива плательщик должен предоставить в обслуживающий банк заявление на открытие аккредитива в четырех экземплярах. На основании этих заявлений банк открывает специальный аккредитивный счет, который организация учитывает на синтетическом счете 55/1. Аккредитив может быть открыт за счет собственных средств либо за счет кредита банка. Срок действия аккредитива не более двадцати пяти дней. По аккредитиву можно рассчитаться только с одним поставщиком. Неиспользованный аккредитив зачисляется на расчетный счет организации.
Данная форма расчетов выгодна поставщикам, так как они осуществляют отгрузку товарно-материальных ценностей, получив извещение о том, что на его имя открыт аккредитив. Данная форма расчетов должна быть зафиксирована в договоре между поставщиком и покупателем. В качестве платежного документа используется платежное требование [14, с. 315].
Безналичные расчеты между организациями также могут осуществляться чеками из расчетных чековых книжек.
Чек – письменное поручение владельца чека о перечислении необходимой суммы денежных средств на счет чекодержателя [12, с. 201].
Бланки чеков изготовляются банком, брошуруются в книжки по 10, 20, 25 и 50 листов. Для получения чековой книжки организация должна предоставить в обслуживающий банк заявление-обязательство в одном экземпляре и платежное поручение в двух экземплярах, на основании которых осуществляется депонирование денежных средств на чековую книжку. Срок действия чековой книжки один год. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Чековые книжки не разрешается передавать поставщикам, а также подписывать незаполненные бланки чеков. Чеки выписываются в сумме фактического платежа, которая должна быть подтверждена соответствующими первичными документами. Организация, с которой рассчитались чеком, должна предъявить его в обслуживающий банк. Чек выписывается в валюте Республики Беларусь и действителен в приеме в оплату товара в течение 30 календарных дней, не считая дня выписки [11, с. 105].
Бесспорное списание денежных средств со счетов организации осуществляют органы налоговой инспекции при взыскании недоимок по налогам и платежам, штрафы, а также по исполнительным документам судов. Списание средств со счетов в бесспорном порядке осуществляется на основании предоставленных в банк взыскателем платежных требований. В данном случае плательщик не уведомляется о списании денежных средств с его счета.
Расчеты плановыми платежами используются при равномерных и постоянных поставках продукции. В этом случае расчеты осуществляются периодически по договоренности сторон. Сумма плановых платежей зависит от объема поставок, цены, периодичности уплаты. В качестве платежного документа используется платежное поручение. Стороны безналичных расчетов обязаны периодически, но не реже одного раза в месяц, уточнять свои расчеты на основе фактического отпуска продукции, изменения цен, и осуществлять перерасчеты. Образовавшаяся разница может перечисляться отдельным поручением или засчитываться при очередном платеже.
Таким образом, большинство расчетов между организациями осуществляется в безналичной форме. В Республике Беларусь существует несколько форм безналичных расчетов.
На Барановичском хлебозаводе (филиале РУПП «Брестхлебпром»), в основном, используется акцептная форма расчетов. В качестве платежного документа используется платежное требование (Приложение Г).
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Заказчики - юридическое или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу - изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг. В качестве заказчика могут выступать правительство, государственные органы, учреждения, организации, предприятия, граждане.
Покупатели - это физические и юридические лица, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы. [6].
Отгрузка (отпуск) продукции покупателям Барановичском хлебозаводе производится в соответствии с заключенными договорами поставки или непосредственно в процессе свободной продажи. Отгрузка и отпуск готовой продукции Барановичского хлебозавода осуществляется складом на основании товарных накладных и счетов–фактур (Приложение Д), товарно-транспортных накладных (Приложение Е), платежные поручения (Приложение Ж). Поставляемая продукция Барановичского хлебозавода, в соответствии с договором на поставку, отпускается по отпускным ценам, действующим на момент отгрузки.
Формирование дебиторской задолженности покупателей и заказчиков отражается в бухгалтерском учете в соответствии с вариантом учетной политики, выбранной организацией по моменту реализации продукции. Если в учетной политике организации зафиксировано, что моментом признания выручки является зачисление денежных средств на счета организации агропромышленного комплекса, то в этом случае дебиторская задолженность покупателей и заказчиков будет учитываться на счете 45 «Товары отгруженные». На этом счете товары могут учитываться в течение 60 дней. На 61 день продукция будет считаться реализованной и организация должна будет заплатить налоги [11, с. 217].
Так как, на Барановичском хлебозаводе момент реализации продукции по отгрузке, то в бухгалтерском учете дебиторская задолженность покупателей и заказчиков формируется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Корреспонденция по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на Барановичском хлебозаводе за май 2011 года отражена в таблице 2.1.
Таблица 2.1– Корреспонденция по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Барановичский хлебозавод за май 2011 года.
Содержание хозяйственных операций | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | Источник информации | |
Дебет | Кредит | |||
На расчетный счет поступили денежные средства от покупателей за реализованную ими продукцию | 51 | 62 | 20094656 | Журнал-ордер № 11 |
Поступили в кассу наличные деньги от покупателей за реализованную им продукцию | 50 | 62 | 22340 | Журнал-ордер № 11 |
Погашена задолженность покупателей за реализованную ими продукцию по отпускным ценам | 90 | 62 | 3356583400 | Главная книга |
Погашена задолженность покупателей за реализованную ими производственные запасы, основные средства и нематериальные активы | 91 | 62 | 8800 | Главная книга |
На сумму входящего НДС по приобретенным ценностям | 18/1 | 62 | 3792111 | Журнал-ордер № 11 |
Информация о работе Организация учета долгосрочных и текущих обязательств