Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 00:24, курсовая работа
Цель написания работы: рассмотреть вопросы, связанные с организацией учета и регулированием расчетных операций в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность и формы безналичных расчетов;
провести краткий обзор нормативных документов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
перечислить задачи учета и анализа расчетных операций;
проанализировать организацию бухгалтерского учета расчетных операций (в том числе на конкретном предприятии).
Введение………………………………………………………………………… 4
1 Сущность и формы безналичных расчетов…………………………………. 5
1.1 Сущность безналичных расчетов………………………………………….. 5
1.2 Формы безналичных расчетов…………………………………………… .. 6
1.3 Нормативно-правовое обеспечение и основные источники литературы
по учету и анализу расчетных операций и их краткий обзор……………….. 15
1.4 Задачи учета и анализа расчетных операций в условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь…………………….. 16
2. Организация учета расчетных операций…………………………………… 17
2.1 Учет расчетов с поставщиками………………………………………… .. 17
2.2 Учет расчетов с использованием векселей……………………………… 22
2.3 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами…………………… 27
2.4 Учет расчетов с учредителями…………………………………………… 33
2.5 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету расчетных операций………………………………………………………… ….36
2.6 Оценка состояния учета расчетных операций на базовом предприятии
и предложения по его совершенствованию……………………………………38
2.7 Учет расчетных операций в условиях использования ЭВМ…………… ..41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников………………………………………… . 45
Платежное требование предоставляется в банк в течение 10 календарных дней со дня его выписки с реестром, оформленным в двух экземплярах.
При осуществлении дебетовых переводов посредством платежных требований допускается передача бенефициаром их и реестров в банк-получатель в электронном виде. При приеме на инкассо платежного требования от клиента ответственный исполнитель банка-получателя проверяет правильность оформления платежного требования, соответствие подписей и оттиска печати заявленным образцом.
На всех экземплярах платежного требования проставляется фактическая дата представления, на первом и втором экземплярах — штамп банка.
На всех экземплярах реестра указывается фактическая дата представления платежных требований в банк-получатель. Первый экземпляр реестра, заверенный подписью ответственного исполнителя, остается в банке-получателе, второй, заверенный подписью ответственного исполнителя и штампом банка-получателя, возвращается бенефициару в подтверждение приема документов.
По платежным требованиям, переданным в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств, банк-получатель направляет в электронном виде подтверждение бенефициару о приеме их на инкассо.
Платежные требования, принятые банком-получателем в течение банковского дня, направляются в банк-отправитель не позднее следующего банковского дня.
Платежное требование исполняется банком-отправителем на основании полученного от плательщика акцепта.
Акцепт оформляется заявлением на акцепт, которое представляется в банк-отправитель в двух экземплярах, заверенных оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика.
Акцепт может быть предварительным или последующим.
Предварительный акцепт — акцепт плательщика, полученный банком до поступления платежного требования.
В заявлении на предварительный акцепт должны содержаться инструкции банку-отправителю оплачивать платежные требования в день поступления, а также должны быть указаны: наименование плательщика и номер счета, с которого будет производиться оплата требований; наименование бенефициара; номера и даты заключенных договоров, по которым предполагается оплата платежных требований в день их поступления; расходы по переводу (на чей счет относятся банковские комиссионные вознаграждения) и телетрансмиссионные расходы по переводу; другая необходимая информация, которую плательщик признает существенной.
Подлежащие оплате с предварительным акцептом платежные требования должны содержать надпись: оплата в день поступления.
Последующий акцепт — это акцепт плательщика, полученный банком после поступления платежного требования.
Последующий акцепт может быть на всю сумму платежного требования (полный) или на ее часть (частичный). Срок представления заявления на последующий акцепт составляет десять рабочих дней, не считая дня поступления платежного требования в банк.
В порядке последующего акцепта подлежат оплате платежные требования:
Платежное требование, подлежащее оплате в порядке последующего акцепта в день поступления, помещается в картотеку в календарной очередности и учитывается до его исполнения (полностью или частично) или возврата без исполнения.
На всех экземплярах платежного требования проставляется срок представления акцепта. Третий экземпляр платежного требования направляется плательщику.
После приема к исполнению платежных требований, включенных в заявление на последующий акцепт, ответственный исполнитель банка-отправителя проставляет на обоих экземплярах заявления на последующий акцепт, дату поступления заявления в банк, свою подпись и штамп банка. Второй экземпляр заявления возвращается плательщику.
На частично акцептовых платежных требованиях делается надпись об акцептованной плательщиком сумме: «Сумма акцепта». Указанная надпись заверяется подписью ответственного исполнителя.
Принятые к исполнению платежные требования, акцептованные плательщиком при наличии достаточной суммы средств на счете плательщика, исполняются банком-отправителем и подлежат оплате в порядке предварительного акцепта:
Акцептованные платежные требования, для оплаты которых средств на счете плательщика недостаточно, исполняются в пределах остатка средств на счете.
Акцептованные платежные требования, оформленные для проведения дебетовых переводов белорусских рублей и предъявленные к текущему счету плательщика, не исполненные (исполненные частично) ввиду отсутствия (недостаточности) средств на счете плательщика, помещаются в картотеку.
Срок нахождения в картотеке расчетных документов, в которых в поле «Очередность платежа» указана цифра «1», составляет шесть месяцев, иных документов — один месяц. Неисполненные документы изымаются из картотеки.
Срок изъятия расчетных документов из картотеки при открытии в отношении плательщика конкурсного производства либо при ликвидации плательщика не должен превышать двух банковских дней со дня изменения лиц, уполномоченных распоряжаться счетом. При этом документы, находящиеся в картотеках к внебалансовым счетам «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» и «Расчетные документы, не оплаченные в срок», по описи под роспись передаются лицу, уполномоченному распоряжаться счетом.
К счету плательщика, в отношении которого открыто конкурсное производство, плательщика, находящегося в стадии ликвидации, картотека не ведется. Платежи со счета в период конкурсного производства (ликвидации) плательщика осуществляются посредством платежного поручения лица, уполномоченного распоряжаться счетом.
Бесспорный порядок списания средств. Бесспорный порядок списания средств означает списание средств со счета плательщика без его согласия.
Списание средств со счета плательщика в бесспорном порядке производится на основании исполнительных документов, определяемых законодательными актами Республики Беларусь.
Для взыскания средств в бесспорном порядке взыскатель представляет в обслуживающий его банк платежное требование, в верхней части расчетного документа делается запись: «Без акцепта», и подлинный исполнительный документ или его дубликат.
Исполнительные документы предъявляются в банк в пределах срока давности для предъявления исполнительных документов к исполнению.
Платежные требования, принятые банком-получателем в течение банковского дня, направляются в банк-отправитель не позднее следующего банковского дня. Платежные требования, принятые к исполнению банком-отправителем, при наличии средств на счете плательщика исполняются в полной сумме в день поступления.
Платежные требования, предъявленные к текущему счету плательщика, для оплаты которых средств на текущем счете плательщика недостаточно, исполняются частично.
Исполненные частично платежные требования в неоплаченной сумме помещаются в картотеку.
При акцептной форме инкассо плательщик имеет право изменить или отозвать выданные банку инструкции по оплате платежных требований до момента совершения банком фактических действий по их исполнению.
Для изменения (отзыва) инструкций по исполнению платежного требования плательщик представляет в банк-отправитель новое заявление на акцепт.
Дебетовые переводы, осуществляемые с использованием чеков из чековых книжек. В некоторых случаях расчеты между предприятиями осуществляются чеками из чековой книжки.
Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чеки из чековых книжек выписываются на сумму, не превышающую стоимость товаров, работ, услуг. Расчетный чек действителен в приеме в уплату за товары, работы, услуги и получении наличных денежных средств в течение 30 календарных дней, не считая дня выписки.
Предприятие может получить в банке чековую книжку при наличии на его текущем счете необходимой суммы денежных средств. Для получения чековой книжки предприятие должно представить в банк заявление-обязательство на получение чековой книжки в одном экземпляре за подписями должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и печатью предприятия согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиску печати, а также платежное поручение в двух экземплярах для депонирования средств на сумму чековой книжки на счетах специального режима, с которых производится списание сумм чеков из чековых книжек по мере их оплаты.
Срок действия чековой книжки — 1 год, однако, если в чековой книжке имеются неиспользованные чеки и остаток на счете специального режима средств, предназначенных на оплату чеков, банк чекодателя по письменному заявлению чекодателя может продлить срок действия чековой книжки еще на год.
Поставщик, получив чек от покупателя за отгруженное ему имущество, представляет его в банк по месту открытия своего текущего счета вместе с поручением-реестром.
Если чекодатель и чекодержатель обслуживаются в одном банке, поручение-реестр представляется в банк в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в документах для банка-чекодержателя, а второй — со штампом банка, выдается чекодержателю.
В тех случаях, когда чекодатель и чекодержатель обслуживаются в разных банках, поручение-реестр составляется в четырех экземплярах. Первый и третий экземпляры поручения-реестра заверяются подписями лиц и печатью чекодержателя согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Первый и второй экземпляры поручения-реестра со штампом банка вместе с чеками из чековых книжек должны быть направлены в банк чекодателя; третий — остается в банке чекодержателя; четвертый, со штампом банка-чекодержателя, — выдается чекодержателю.
Банк поставщика проверенное поручение-реестр чеков вместе с приложенными к нему чеками пересылает в банк плательщика для списания средств со счетов чекодателей. Банк чекодателя, получив поручение-реестр, при наличии средств на счете специального режима оплачивает чеки из чековой книжки с указанием даты оплаты на поручении-реестре.
Второй экземпляр поручения-реестра с отметкой об исполнении возвращается в банк чекодержателя. При отсутствии средств на счете специального режима чеки из чековой книжки в день поступления в банк, выдавший чековую книжку, должны быть отправлены без оплаты в банк чекодержателя.
Для расчетов между покупателями и поставщиками имущества может использоваться аккредитивная форма расчетов.
Аккредитив — обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), должен провести платежи получателю денежных средств (бенефициару) либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) провести платежи получателю денежных средств либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель.
Аккредитив открывается банком-эмитентом на основании инструкций приказодателя. Инструкции приказодателя составляются в соответствии с условиями основного договора, в котором должны быть определены все основные условия будущего аккредитива.
Аккредитивы различаются в зависимости от их условий и порядка их исполнения. Аккредитив может быть отзывным или безотзывным. Отзывный аккредитив — аккредитив, который может быть изменен или аннулирован без предварительного согласования с поставщиком. Безотзывный аккредитив не может быть аннулирован или изменен без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Аккредитивы по способу обеспечения платежа подразделяются на покрытые и непокрытые. Если при открытии аккредитива банк-эмитент предварительно предоставляет в распоряжение исполняющего банка денежные средства в сумме аккредитива (валютное покрытие) для исполнения этого аккредитива на срок действия обязательств банка-эмитента, такой аккредитив считается покрытым. Покрытым считается также международный аккредитив, в момент открытия которого валютное покрытие в сумме аккредитива на срок действия обязательств банка-эмитента предоставляется подтверждающему банку.
Под переводным аккредитивом понимается аккредитив, по которому по заявлению бенефициара (первый бенефициар) банк-эмитент (исполняющий банк) может дать согласие иному лицу (иному бенефициару) на полное либо частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством, с условием представления этим бенефициаром документов, указанных в аккредитиве.
Аккредитивы открываются банками на основании заявлений на аккредитив, в которых указываются: дата и номер заявления на аккредитив; наименование приказодателя; полное, точное наименование и адрес бенефициара; сумма (цифрами и прописью) и валюта аккредитива; исполняющий банк и другие данные.
В заявлении на аккредитив, при необходимости, указываются также вид аккредитива (отзывный, безотзывный, переводный и др.) и другая необходимая банку информация.
Приказодатели оформляют заявления на аккредитив в соответствии с условиями основного договора. Заявления на аккредитив представляются в количестве экземпляров, определяемом банком, но не менее двух. К заявлениям на аккредитив прилагаются документы, необходимые в соответствии с законодательством Республики Беларусь для выполнения банками функций агентов валютного контроля (договоры, паспорта сделок, лицензии и т.п.).