Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 00:24, курсовая работа
Цель написания работы: рассмотреть вопросы, связанные с организацией учета и регулированием расчетных операций в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность и формы безналичных расчетов;
провести краткий обзор нормативных документов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
перечислить задачи учета и анализа расчетных операций;
проанализировать организацию бухгалтерского учета расчетных операций (в том числе на конкретном предприятии).
Введение………………………………………………………………………… 4
1 Сущность и формы безналичных расчетов…………………………………. 5
1.1 Сущность безналичных расчетов………………………………………….. 5
1.2 Формы безналичных расчетов…………………………………………… .. 6
1.3 Нормативно-правовое обеспечение и основные источники литературы
по учету и анализу расчетных операций и их краткий обзор……………….. 15
1.4 Задачи учета и анализа расчетных операций в условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь…………………….. 16
2. Организация учета расчетных операций…………………………………… 17
2.1 Учет расчетов с поставщиками………………………………………… .. 17
2.2 Учет расчетов с использованием векселей……………………………… 22
2.3 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами…………………… 27
2.4 Учет расчетов с учредителями…………………………………………… 33
2.5 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету расчетных операций………………………………………………………… ….36
2.6 Оценка состояния учета расчетных операций на базовом предприятии
и предложения по его совершенствованию……………………………………38
2.7 Учет расчетных операций в условиях использования ЭВМ…………… ..41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников………………………………………… . 45
Исполнением заявления на аккредитив является отправка банком-эмитентом авизующему банку либо бенефициару сообщения об открытии аккредитива. Исполнение заявления на аккредитив производится, как правило, на следующий банковский день, но не позже чем через три банковских дня после дня его приема к исполнению.
Поставщик отгружает продукцию в адрес покупателя только после получения извещения об открытии аккредитива.
По мере отгрузки продукции покупателю поставщик представляет в банк реестры счетов, товарно-транспортные и другие документы, подтверждающие факт отгрузки продукции в адрес покупателя. Банк проверяет представленные документы и зачисляет сумму аккредитива на счет получателя средств. Одновременно исполняющий банк направляет в банк-эмитент уведомление об использовании аккредитива с приложением документов, подтверждающих факт свершения сделки по договору. Банк-эмитент сообщает покупателю об использовании аккредитива и передает ему документы, подтверждающие отгрузку товаров.
Аккредитив подлежит закрытию после истечения срока для представления документов или после даты последнего платежа. В случае непоступления в исполняющий банк документов по аккредитиву оформление закрытия аккредитива производится не позднее двадцати дней после истечения срока для представления документов, если к этому времени не поступит сообщение от бенефициара об ожидаемой пролонгации аккредитива. Если в течение тридцати дней после истечения срока для представления документов банк-эмитент не пролонгирует аккредитив, исполняющий банк оформляет закрытие аккредитива.
Расчеты банковскими пластиковыми карточками. Банковская пластиковая карточка — платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение безналичных платежей за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В соответствии со своими функциональными характеристиками карточки подразделяются на:
- дебетовые карточки — карточки, при использовании которых операции производятся в пределах остатка средств на карт-счете (текущем, расчетном);
- кредитные карточки — карточки, при использовании которых операции производятся по карт-счету (счету по учету кредитной задолженности кредитополучателя) в пределах суммы кредита, установленной договором карт-счета;
- личные карточки — дебетовые или кредитные карточки, при использовании которых операции по карт-счету производятся на основании заключенного между банком-эмитентом и физическим лицом договора карт-счета;
- корпоративные карточки — дебетовые или кредитные карточки, при использовании которых операции по карт-счету производятся на основании заключенного между банком-эмитентом и юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) договора карт-счета.
1.3 Нормативно-правовое
Основными нормативными документами по организации учета расчетных операций в Республике Беларусь являются:
Основными литературными источниками по теме исследования являются учебные пособия белорусских авторов таких как: Н.П. Дробышевский, Н.И. Ладутько, В.Ф. Бабин, Т.И. Панов, М.М. Пилипейко, и российских: В.И. Семашко, С.Л. Ефимов, И.Л. Мельникова, С.Р. Ефименко др. В пособиях изложены основы теории бухгалтерского учета, методика ведения бухгалтерского учета в организациях (предприятиях) различных форм собственности. Материал дается в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Республики Беларусь.
1.4 Задачи учета и анализа расчетных операций в условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь
Основными задачами учета и анализа расчетных операций являются:
Методологические основы организации учета расчетов устанавливают правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности, являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товароматериальных ценностей.
2 Организация учета расчетных операций
2.1 Учет расчетов с поставщиками
Учет расчетов с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности (включая и расчеты за электроэнергию, газ, пар, воду и т.п.). а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк, ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На этом счете также учитываются расчеты генеральных подрядных организаций со своими субподрядными организациями при выполнении ими строительно-монтажных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.[1, с.272]
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками, подрядчиками, исполнителями за приобретенное имущество, выполненные работы, оказанные услуги и др., а также о расчетах с использованием аккредитивов.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» применяется также для обобщения информации о расчетах с субподрядчиками в организациях, осуществляющих при выполнении договоров строительного подряда, договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ функции генерального подрядчика.
Стоимость приобретенного имущества, выполненных работ и оказанных услуг отражается по дебету счетов 08 «Вложения в долгосрочные активы», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 41 «Товары» и других счетов и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Погашение обязательств перед поставщиками, подрядчиками, исполнителями, включая авансы и предварительную оплату, отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и других счетов. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
Погашение обязательства, учтенного на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», зачетом взаимных требований отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Обязательства перед поставщиками, подрядчиками, исполнителями, обеспеченные выданными организацией векселями, учитываются в аналитическом учете обособленно.[13]
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому поставщику, подрядчику, исполнителю.
Операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются по счету 60 независимо от времени оплаты предъявленного счета.
Данный счет активно-пассивный. По кредиту этого счета отражается фактическая стоимость поступивших материальных ценностей, принятых работ, потребленных услуг вместе с налогом на добавленную стоимость, т.е. задолженность поставщикам и подрядчикам, а по дебету — уменьшение этой задолженности.
При ведении учета по журнально-ордерной форме расчеты с поставщиками отражаются в журнале-ордере № 6. Записи в журнале-ордере № 6 производятся на основании счетов поставщиков и других организаций за поступившие на склады организации или находящиеся в пути материальные ценности и за оказанные услуги, а также на основании приходных документов (приходные ордера, приемные акты и др.) на поступившие в текущем месяце материальные ценности, по которым счета поставщиков в организацию не поступили. Журнал-ордер № 6 представляет собой комбинированный регистр, в котором аналитический учет совмещен с синтетическим. Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных: по поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и др. Учет операций ведется в хронологическом порядке по мере поступления счетов поставщиков и других организаций.
В журнале-ордере № 6 применяется линейно-позиционный способ бухгалтерских записей, который означает, что по одной строке записывается сумма, причитающаяся к оплате поставщикам по каждому счету, и одновременно по этой же строке записывается оплаченная сумма. В журнале-ордере № б записи операций по кредиту счета 60 ведутся в течение текущего месяца, а по дебету этого счета — в течение одного или двух месяцев. Если журнал-ордер № 6 ведется по дебету в течение двух месяцев, то в этом случае неоплаченные счета переносятся в журнал-ордер, который открывается в третьем месяце.
Например, счета, отраженные в журнале-ордере за май и не оплаченные в мае и июне, переносятся в журнал-ордер за июль. Такой порядок учета удобен в организациях, у которых счета ежемесячно оплачиваются неравномерно. В организациях, у которых ежемесячное количество неоплаченных счетов незначительно, учет в журнале-ордере № 6 как по кредиту, так и по дебету ведется за один месяц.
Записи в журнале-ордере № 6 производятся следующим образом. Сначала записывают счета, оставшиеся неоплаченными на начало текущего месяца, материалы в пути, неотфактурованные поставки. Каждый счет поставщика записывается отдельной строчкой по данным журнала-ордера № 6 за прошлый месяц. Затем в журнал записываются операции текущего месяца.
При расчетах с поставщиками имеют место случаи, когда счета поставщиков оплачены, а материальные ценности к концу месяца не поступили на склады организации. Такие ценности называют материалами в пути. К учету принимаются акцептованные платежные документы, оплаченные банком. Учет таких ценностей ведется в ведомости № 6-ас учета материалов в пути.
В журнале-ордере № 6 платежные документы в конце месяца на основании ведомости № 6-ас записывают в графе «За неприбывший груз (оставшийся в пути на складе поставщика)» и в графе «Сумма по счету в пределах акцепта, сумма за неотфактурованные поставки или задолженность на начало месяца». В графе «Стоимость поступивших материальных ценностей по учетным ценам» записи не производят, так как материальные ценности не поступили на склады.
По мере поступления материальных ценностей на склады организации на них оформляют приходные документы, которые после сверки с ранее оплаченными счетами таксируют по учетным ценам. В ведомости № 6-ас делаются отметки о сторнировании стоимости поступивших материальных ценностей. В ведомость № 6-ас записывают номер склада или номер приходного ордера, дату и номер записи и сторнируемую сумму в графе отчетного месяца, в котором поступили материальные ценности. В журнале-ордере № 6 на эту сумму делают запись «Сторно» в графе «За неприбывший груз (оставшийся в пути на складе поставщика)» и по графе «Стоимость поступивших материальных ценностей по учетным ценам».