Организация учета расчетных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы: рассмотреть вопросы, связанные с организацией учета и регулированием расчетных операций в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность и формы безналичных расчетов;
провести краткий обзор нормативных документов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
перечислить задачи учета и анализа расчетных операций;
проанализировать организацию бухгалтерского учета расчетных операций (в том числе на конкретном предприятии).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 4
1 Сущность и формы безналичных расчетов…………………………………. 5
1.1 Сущность безналичных расчетов………………………………………….. 5
1.2 Формы безналичных расчетов…………………………………………… .. 6
1.3 Нормативно-правовое обеспечение и основные источники литературы
по учету и анализу расчетных операций и их краткий обзор……………….. 15
1.4 Задачи учета и анализа расчетных операций в условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь…………………….. 16
2. Организация учета расчетных операций…………………………………… 17
2.1 Учет расчетов с поставщиками………………………………………… .. 17
2.2 Учет расчетов с использованием векселей……………………………… 22
2.3 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами…………………… 27
2.4 Учет расчетов с учредителями…………………………………………… 33
2.5 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету расчетных операций………………………………………………………… ….36
2.6 Оценка состояния учета расчетных операций на базовом предприятии
и предложения по его совершенствованию……………………………………38
2.7 Учет расчетных операций в условиях использования ЭВМ…………… ..41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников………………………………………… . 45

Файлы: 1 файл

исследование организации учета расчетных операций.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Имеют место случаи, когда в организацию поступают материальные ценности, на которые в отчетном месяце поставщиками не предъявлены платежные документы (платежные требования, счета-фактуры). Такие поставки называются неотфактурованными. Аналитический учет этих поставок ведется в ведомости № 6-С «Аналитический учет по неотфактурованным поставкам (к счету 60)» счетов поставщиков приходные документы, переданные материально ответственными лицами в бухгалтерию, хранятся до поступления счетов в текущем месяце. По окончании месяца, при отсутствии счетов, они таксируются по ценам, предусмотренным в договорах, или по условным ценам в связи с тем, что их фактическая себестоимость неизвестна, и каждый документ в отдельности записывается в ведомость № 6-С. Из ведомости № 6-С стоимость материальных ценностей по окончании месяца переносится общей суммой оборота за месяц в журнал-ордер № 6. В графе «Поставщик» указывается «Согласно ведомости № 6-С», и записи производятся в графе «Стоимость поступивших материальных ценностей по учетным ценам» и по графе «Сумма по счету в пределах акцепта».

При поступлении в последующие месяцы счетов поставщиков на них делаются надписи «Неотфактурованные поставки» и проставляются номера и даты приходных документов, по которым были оприходованы материальные ценности.

При записи счета в журнале-ордере № 6 в графе «Номер приходного документа (или за что)» указывается в знаменателе номер этого документа, а в числителе — прописная буква «Н», которая означает, что этот счет относится к неотфактурованным поставкам. Записи производят в графе «По фактической себестоимости» и по графе «Сумма по счету в пределах акцепта». Одновременно в ведомости № 6-С делается отметка о поступлении счета, указывается сумма по приходному документу, подлежащая сторнированию. По окончании месяца в ведомости № 6-С подсчитывается общая сумма по произведенным сторнировочным записям, которая переносится в журнал-ордер № 6.

В практике имеют место случаи, когда платежное требование было акцептовано и оплачено до поступления материальных ценностей, а при их поступлении и приемке выявлена недостача, арифметическая ошибка в подсчете или завышение цен.

При наличии недостачи бухгалтерией определяется ее фактическая себестоимость и предъявляется претензия поставщику.

Сумма недостачи и порчи в пределах норм естественной убыли определяется умножением количества недостающих и (или) испорченных материалов на отпускную цену поставщика (без налога на добавленную стоимость). Другие суммы, в том числе транспортные расходы, относящиеся к ним, не учитываются.

Недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости. В фактическую себестоимость включается:

  • стоимость недостающих и (или) утративших часть своих потребительских качеств, определяемая умножением их количества на отпускную цену поставщика (без налога на добавленную стоимость);
  • сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется умножением стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов (по отпускным ценам поставщика) по данной поставке (без налога на добавленную стоимость);
  • сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.

При отсутствии оснований для предъявления претензии и (или) иска, а также в случаях, когда иск покупателя к поставщику и (или) транспортной организации судом не удовлетворен (полностью или частично), такие суммы недостач и потерь от порчи списываются покупателем на финансовые результаты.

В случае поставки материалов, не соответствующих по своим качественным характеристикам, стандартам, техническим условиям, условиям заказа, договора, такие материалы приходуются по ценам, согласованным с поставщиком.

Поступившие в организацию материальные ценности, приобретенные за иностранную валюту, на счетах бухгалтерского учета отражаются следующей записью:

Д-т счета 10 «Материалы»

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость, пересчитанную в денежную единицу Республики Беларусь по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату совершения операции.

При приобретении организацией материальных ценностей за иностранную валюту за пределами Республики Беларусь при наличии таможенного контроля и таможенного оформления датой совершения операции, на которую производится пересчет таможенной стоимости ввозимых материальных ценностей, а также суммы таможенных платежей, указанных в грузовой таможенной декларации.

При приобретении организацией материальных ценностей за иностранную валюту за пределами Республики Беларусь при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления датой совершения операции, на которую производится пересчет стоимости приобретаемых материальных ценностей, указанных в товарно-транспортной (товарной) накладной, считается дата поступления этих ценностей, указанная в накладной.

В журнале-ордере № 6 в конце месяца записывают также итоги ведомости № 5-С «Расчеты с подрядчиками (субподрядчиками) и с заказчиками (генподрядчиками)», т.е. расчеты генподрядных организаций с субподрядными организациями. В бухгалтерском учете делают следующую запись:

Д-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — вместе с НДС.

После завершения записей в журнале-ордере № 6 подсчитываются итоги за текущий месяц и производится сверка данных, поступивших материальных ценностей по учетным ценам с итоговыми данными ведомости «Движение материалов в стоимостном выражении» и с материальными отчетами формы № С-19.

 

2.2 Учет расчетов с использованием  векселей

 

Вексель — это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму денег векселедержателю. Вексель — удобная форма предоставления и получения коммерческого кредита.

По форме вексель может быть простым и переводным.

Простой вексель — это письменное долговое денежное обязательство строго установленной формы векселедателя уплатить определенную сумму денег по наступлении срока платежа векселедержателю по совершенным торговым операциям или за выполненные работы или оказанные услуги. Он выписывается и подписывается должником. В нем участвуют две стороны — векселедатель и векселедержатель. Векселедатель является одновременно и плательщиком указанной в векселе денежной суммы.

Переводный вексель выписывается и подписывается кредитором, и в нем участвуют не два, а три лица: векселедатель, выдающий вексель; плательщик, которому векселедержатель предлагает произвести платеж; первый приобретатель (или векселедержатель), получающий вместе с векселем право требовать платеж по нему.

Учет операций с векселями ведется на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К ним открываются специальные субсчета для отражения задолженности, обеспеченной выданными и полученными векселями: «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил»; «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям»; «Расчеты с покупателями и заказчиками по векселям, срок оплаты которых не наступил»; «Расчеты с покупателями и заказчиками по векселям акцептованным»; «Расчеты с покупателями и заказчиками по векселям, дисконтированным в банках»; «Расчеты с покупателями и заказчиками по векселям, денежные средства по которым не поступили в срок (опротестованным)».

Аналитический учет ведется по каждому выданному и полученному векселю и в учете отражается не сам вексель, а сумма задолженности, обеспеченная векселем.

Учет выданных векселей за полученные товарно-материальные ценности у векселедателя ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При передаче простого векселя и акцепте переводного делается внутренняя запись по счету 60. Задолженность, обеспеченная векселем, переносится с субсчета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в порядке инкассо» на субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил».

Погашение задолженности, обеспеченной выданными векселями, отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов учета денежных средств.

 

Пример 1 

1. Получены от поставщика материалы на сумму 600 000 р., в том числе НДС — 20 %, сумма НДС - 100 000 р.

Получение материалов от поставщиков при использовании счетов 15 и 16 в учете отражается следующими записями:

а) Д-т счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным счетам-фактурам» — 600 000 р.;

б) Д-т счета 10 «Материалы» — 500 000 р.

Д-т счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам», субсчет «НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам» — 100 000 р.

К-т счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» - 600 000 р.

Получение материалов от поставщиков без использования счетов 15 и 16 в учете отражается следующими записями:

Д-т счета 10 «Материалы» — 500 000 р.

Д-т счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам», субсчет «НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам» — 100 000 р.

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным счетам-фактурам» — 600 000 р.;

2. Выписан поставщику простой вексель на сумму 600 000 р.

Д-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным счетам-фактурам»

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил».

3. С расчетного счета произведена  оплата простого векселя на  сумму 600 000 р.

Д-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил»

К-т счета 51 «Расчетные счета» — 600 000 р. [1, с.593]

 

Проценты по выданным векселям (в случае, если уплата процентов предусмотрена) отражаются векселедателями по дебету счетов учета затрат на производство и кредиту счетов учета денежных средств.

 

Пример 2

Выдан простой вексель на сумму 605 000 р. в оплату поступивших материалов на сумму 600 000 р. Разницу в сумме 5000 р. составляют проценты за срок обращения векселя, включенные в вексельную сумму.

По факту выписки векселя в бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Д-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным счетам-фактурам» — 600 000 р.

Д-т счета 97 «Расходы будущих периодов», субсчет «Проценты по векселям» — 5000 р.

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил» — 605 000 р.

При оплате с расчетного счета простого векселя на сумму 605 000 р. в бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

а) Д-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет 
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок 
оплаты которых не наступил»

К-т счета 51 «Расчетные счета»;

б) Д-т счета 26 «Общехозяйственные затраты»

К-т счета 97 «Расходы будущих периодов», субсчет «Проценты по векселям» — 5000 р. [1, с.594]

 

При получении векселей по отгруженной продукции, выполненным работам и оказанным услугам в бухгалтерском учете на сумму этих векселей делается следующая запись:

Д-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

Суммы, учтенные на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», списываются по мере погашения задолженности, обеспеченной векселями, в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств.

 

Пример 3

1. Получен вексель за выполненные строительно-монтажные работы в сумме 600 000 р.

Д-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты с покупателями и заказчиками по векселям акцептованным» К-т счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» — 600 000 р.

2. На расчетный счет зачислены денежные средства по векселю на 
сумму 600 000 р.

Д-т счета 51 «Расчетный счет»

К-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты с покупателями и заказчиками по векселям акцептованным». [1, с.595]

 

Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, в учете делают следующие записи:

 

Пример 4

1. Получен вексель на сумму 605 000 р. в оплату счета-фактуры за отгруженные материалы на сумму 600 000 р. и проценты по векселю 5000 р.:

Д-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты с покупателями и заказчиками по векселям акцептованным» К-т счета -90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» — 600 000 р. К-т счета 98 «Доходы будущих периодов» — 5000 р.

2. На расчетный счет зачислены денежные средства по векселю на 
сумму 605 000 р.:

а) Д-т счета 51 «Расчетный счет»

К-т счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты с покупателями и заказчиками по векселям акцептованным» — 600 000 р.;

б) Д-т счета 98 «Доходы будущих периодов»

К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы» — 5000 р.

 

Векселедержатель может дать поручение банку получить в срок платежи по векселям. В этом случае банки принимают на себя ответственность за предъявление векселя в срок плательщику и за получение причитающихся по ним платежей. За выполнение поручения на инкассирование векселей банк взимает комиссию в виде процентов с полученной банком суммы, а также покрытие фактических расходов по отсылке векселей и получение платежа, когда платеж по векселю необходимо получить в другом месте.

Информация о работе Организация учета расчетных операций