Организация учета расчетных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы: рассмотреть вопросы, связанные с организацией учета и регулированием расчетных операций в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность и формы безналичных расчетов;
провести краткий обзор нормативных документов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
перечислить задачи учета и анализа расчетных операций;
проанализировать организацию бухгалтерского учета расчетных операций (в том числе на конкретном предприятии).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 4
1 Сущность и формы безналичных расчетов…………………………………. 5
1.1 Сущность безналичных расчетов………………………………………….. 5
1.2 Формы безналичных расчетов…………………………………………… .. 6
1.3 Нормативно-правовое обеспечение и основные источники литературы
по учету и анализу расчетных операций и их краткий обзор……………….. 15
1.4 Задачи учета и анализа расчетных операций в условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь…………………….. 16
2. Организация учета расчетных операций…………………………………… 17
2.1 Учет расчетов с поставщиками………………………………………… .. 17
2.2 Учет расчетов с использованием векселей……………………………… 22
2.3 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами…………………… 27
2.4 Учет расчетов с учредителями…………………………………………… 33
2.5 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету расчетных операций………………………………………………………… ….36
2.6 Оценка состояния учета расчетных операций на базовом предприятии
и предложения по его совершенствованию……………………………………38
2.7 Учет расчетных операций в условиях использования ЭВМ…………… ..41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников………………………………………… . 45

Файлы: 1 файл

исследование организации учета расчетных операций.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в ОАО «ПМК-188» работает 105 человек. На строительно-монтажных работах занято 5 бригад.

В организации имеется:

- подсобное производство (столярный цех, участок по заготовке  леса, цех по распиловке леса, цех по производству бетонных и железобетонных изделий);

- автохозяйство, в составе которого имеется 22 автомашины, из них: 6 грузовых, 2 автобуса, 1 легковая, 9 специальных;

- имеются строительные  механизмы: 3 экскаватора, 1 бульдозер, 3 автокрана.

В июне 2010 года после реконструкции открылся растворобетонный узел, на котором установлено новое технологическое оборудование, позволяющее на более качественном уровне производить строительные смеси (товарный раствор и бетон).

Финансирование деятельности в ОАО «ПМК-188» осуществляется за счет собственных средств.

Учет расчетных операций в организации ведется бухгалтерским отделом, который состоит из пяти человек: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, ведущий бухгалтер по заработной плате, ведущий бухгалтер по материалам, бухгалтер-кассир. Бухгалтерский учет ведется автоматизировано с использованием программы 1-С по журнально-ордерной форме учета (Приложение ).

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в ОАО «ПМК-188» ведется учет расчетов с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности, в т.ч. расчеты за электроэнергию, газ, воду и т.п.

На счете 60 учитываются также авансы под поставку материальных ценностей либо выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, принятых от заказчиков по частичной готовности.

Расчеты с поставщиками отражаются в журнале-ордере № 6. Записи в журнале-ордере № 6 производятся на основании счетов поставщиков и других организаций за поступившие или находящиеся в пути материальные ценности и за оказанные услуги, а также на основании приходных документов (приходные ордера, приемные акты и др.) на поступившие в текущем месяце материальные ценности, по которым счета поставщиков в организацию не поступали.

Журнал-ордер № 6 ведется линейно-позиционным способом бухгалтерских записей, т.е. по одной строке записывается сумма, причитающаяся к оплате поставщиком по каждому счету и одновременно по этой же строке записывается оплаченная сумма.

Для учёта состояния расчётов по краткосрочным кредитам в ОАО «ПМК-188» предусмотрен отдельный счёт 66 "Расчёты по краткосрочным кредитам и займам". По этому счёту отражаются суммы полученных кредитов. Начисление процентов за пользование краткосрочным кредитом банка, полученным на нужды текущей деятельности, отражается по кредиту субсчёта 66/1.

Учёт расчётов по суммам, удержанным из заработной платы работников в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов ведётся на субсчёте 76/1 "Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам". Данный счет в ОАО «ПМК-188» используется для расчетов по алиментам. В бухгалтерии ежемесячно составляется список лиц, которым перечисляются алименты, а также список лиц, у которых они удерживаются из заработной платы. Исполнительный лист служит основанием для начисления и удержания алиментов.

Подотчётные суммы учитываются в ОАО «ПМК-188» на синтетическом счёте 71 "Расчёты с подотчётными лицами".

В ОАО «ПМК-188» используется повременно-премиальная и сдельно-премиальная системы оплаты труда. Также кроме заработной платы работники ОАО «ПМК-188» получают различные доплаты и надбавки.

Каждому принимаемому в организацию работнику присваивается табельный номер, который указывается во всех документах по заработной плате.

Для начисления заработной платы бухгалтерия открывает лицевые счета на каждого работника. Лицевой счет составляется на машинном носителе и содержит необходимые сведения о работнике, все виды начислений и удержаний из заработной платы за каждый месяц. На основании лицевых счетов оформляются расчетные листки, которые выдаются на руки работникам с тем, чтобы они могли проверить данные о начислении заработной платы и удержаниях из нее. Данные лицевых счетов по видам оплат и удержаний и сумма к выдаче переносятся в расчетно-платежные ведомости.

Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам) осуществляется на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". По кредиту данного счета отражаются начисленные, а по дебету - удержанные и выплаченные суммы. Сальдо по счету 70 показывается развернуто: по дебету - сумма долга за работниками на начало или конец месяца, а по кредиту - за организацией.

Аналитический учет дебетовых и кредитовых оборотов по счету 70 ведут по каждому работнику, видам оплат и удержаний в лицевых счетах, расчетно-платежных ведомостях на ПЭВМ.

Заработная плата работникам ОАО «ПМК-188» выплачивается посредством банковских пластиковых карточек, имитированных ОАО «Беларусбанк», а также с использованием расчетно-платежных ведомостей.

На рассматриваемом предприятии широко используются следующие записи по счетам:

Д-т счета 50 «Касса»

Д-т счета 51 «Расчетные счета»

К-т счета 75 «Расчеты с учредителями» - при поступлении сумм вкладов учредителей.

Д-т счета 50 «Касса»

К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - взнос штрафов в кассу предприятия.

Дт счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т счета 51 «Расчетные счета» при перечислении алиментов.

Д-т счета 10 «Материалы»

К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - при приобретении материалов, медикаментов, спецодежды и др.

Для более эффективного учета расчетных операций на данном предприятии считаю необходимым внедрение наиболее современных и эффективных программ по бухгалтерскому учету, а также внедрение современных компьютерных технологий на всех уровнях бухгалтерского учета на предприятии, что позволит исключить возможные ошибки и существенно облегчить работу не только бухгалтерской службы, но и всего предприятия в целом.

 

2.7 Учет расчетных операций в  условиях использования ЭВМ

 

Большие и качественные изменения в организацию бухгалтерского учета и управления вносит использование современных ЭВМ и создаваемых на их основе автоматизированных систем управления производством. Применение ЭВМ позволяет значительно повысить контрольные функции, достоверность и оперативность бухгалтерского учета, использование его данных для управления производством, открывает широкие возможности для комплексной механизации и автоматизации всех планово-экономических расчетов.

В условиях использования ЭВМ необходимая информация о движении денежных средств и состоянии расчетов обеспечивается путем составления машинограммы - контрольной ведомости оборотов по синтетическим счетам в разрезе корреспондирующих счетов и субсчетов. Кроме того, выдаются машинограммы аналитического учета по счетам денежных средств и расчетов, которые заменяют соответствующие учетные регистры. Машинограммы применяются для контроля и выверки расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами и др. По данным машинограмм заполняются отдельные статьи баланса предприятия.

В настоящее время внедряются многочисленные программные обеспечения, с помощью которых может быть автоматизирован учёт расчётных операций.

В организациях могут использоваться следующие системы автоматизации бухгалтерского учёта, и в частности, учёта расчётных операций: система «1 С: Предприятие» и «БЭСТ-4+».

Как отдельная функциональная задача учёта расчётов с контрагентами в выше названых автоматизированных системах не выделяются, поскольку вся информация по счетам 60,62,71,73,76 уже должна быть сформирована во внутримашинной информационной базе при обработке информации по учёту товарных, кассовых, расчётных операций по банку. Поэтому в данных программных обеспечениях стоит задача приведения в соответствие товарных и платёжных документов.

В системе «1 С: Предприятие» по счетам 60,62 аналитический учёт ведётся в разрезе "контрагентов", т.е. в товарных и платёжных документах указывается на основании какого документа производится поставка или расчёт. Кроме того, типичными проблемами, связанными с анализом и учётом задолженности является невозможность отслеживать данные «день в день», и поэтому возникает необходимость периодической сверки данных с контрагентами.

В программе «БЭСТ-4+» эта проблема решается с помощью общесистемного справочника "Картотека контрагентов". На каждого контрагента заводится специальная карточка, в ней кроме общих сведений о банковском счёте автоматически заносится записи из товарных и платёжных документов. Система предусматривает возможность запрета отгрузки товаров, а адрес тех контрагентов, у которых долг превышает определённую сумму, если они (контрагенты) по каким-то причинам попали в список неблагонадёжных. В этой карточке в режиме реального времени можно увидеть и проанализировать состояние взаиморасчётов с каждым контрагентом.

Подводя итоги всего выше изложенного можно сделать вывод, что формализация бухгалтерской информации о расчётных операциях в электронном виде расширяет возможности доступа к ней всех заинтересованных пользователей. Обладание точной и своевременной информацией позволяет эффективно маневрировать материальными и финансовыми ресурсами, избегать непроизводительных расходов, выбирать более рациональную стратегию и тактику хозяйствования.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях становления и развития рыночных отношений в Республики Беларусь неизменно возрастает значимость менеджмента, управления экономикой и прежде всего бухгалтерского учета. Правильно организованный учет и связанный с ним контроль являются важнейшими функциями управления деятельностью субъектов хозяйствования, факторами успешного экономического и социального их развития, повышения эффективности использования активов предприятия, собственного и заемного капитала, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств. В этой связи главной задачей бухгалтерского учета является формирование достоверной, качественной и полной информации о состоянии, движении и эффективности использования основного и оборотного капитала, источниках его формирования, результатах хозяйствования. Эта информация необходима как для внутренних, так и для внешних пользователей данных учета и отчетности. Все это требует дальнейшего развития теории, методологии, совершенствования методики и организации бухгалтерского учета.

Последние годы система бухгалтерского учета Республики Беларусь непрерывно совершенствуется и развивается, ориентируются на общеметодологические международные правила и стандарты ведения учета и составления отчетности. На предприятиях создается управленческий учет.

Поставленные перед бухгалтерским учетом задачи по обеспечению информацией внутренних и внешних пользователей о показателях текущей (основной) и другой деятельности предприятия с целью достоверной и глубокой оценки результатов его функционирования свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета для разработки и принятия обоснованных управленческих решений. В свою очередь, возникновение новых экономических и правовых отношений между субъектами хозяйствования различных организационно-правовых форм собственности, происходящие интеграционные процессы во всех сферах их деятельности, в том числе и с зарубежными партнерами, предполагает гармонизацию бухгалтерского учета, ориентированного на использование общепринятых в мировой практике правил, стандартов и принципов его ведения.

В зависимости от содержания операций расчеты производятся по товарным операциям, если предприятие выступает поставщиком своей готовой продукции или заготовляющим ТМЦ, и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств, т.е. с погашением задолженностей бюджету, банку, органам социального страхования и обеспечения, работникам и т.д.

Предприятия, поставщики и покупатели в зависимости от местонахождения производят иногородние и одногородние расчеты. Формы безналичных расчетов устанавливает Национальный Банк Республики Беларусь.

В настоящее время предприятия используют следующие формы и способы расчетов: платежными требованиями-поручениями, посредством аккредитивов и особых счетов, в порядке плановых платежей, платежными поручениями, переводами через предприятия министерства связи, чеками из чековых книжек и др.

В данной работе была рассмотрена организация учета расчетных операций, в частности на ОАО «ПМК-188». На данном предприятии организация бухгалтерского учета расчетов полностью соответствуют действующему законодательству Республики Беларусь в области бухгалтерского учета.

Большую роль в правильной организации учета играет то, что он ведется с использованием современных ПЭВМ. Так, на ОАО «ПМК-188» для ведения учета рекомендовано использовать такие ПО, как «БЭСТ-4+» и «1С Бухгалтерия», в полном объеме, что значительно облегчит работу сотрудников бухгалтерии и сведет к минимуму возможные ошибки.

 

 

Список использованных источников

 

1 Бухгалтерский учет в строительстве: Учеб.-практическое пособие / Н. П. Дробышевский. - Минск: Современная школа, 2011. - 864 с.

2 Бухгалтерский учет. / В.И. Семашко. Практическое пособие для студентов. - М.: "Мир", 2003. -384с.

3 Бухгалтерский учет в строительстве. Под общ. ред. Н.П. Дробышевского. Мн., 1993.

4 Бухгалтерский учет. Под ред. Н.И. Ладутько. Мн., 2003.

5 Бухгалтерский учет и аудит в строительстве. Под ред. В.А. Лукинова. М., 1998.

6 Наличный и безналичный денежный оборот. / СР. Ефименко. -М.: "ЭКСМО", 2002. -402с.

7 Ефимов СЛ. Справочник бухгалтера. - М.: "Высшая школа", 1998г. -264с.

8 Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. / В.Ф. Бабина, Т.П. Панова и др.; - Мн.: Высшая школа, 2002. - 484с.

9 Бухгалтерский учет. / В.И. Семашко. Практическое пособие для студентов. - М.: "Мир", 2003. -384с

10 Теория бухгалтерского учета. / И.Н. Белого, П.Я. Папковской, А.П. Михалкевича. - Мн.: ООО "Мисанта", 2004. - 365с.

11 Бухгалтерский учет. Пилипейко М.М. - Мн.: БГЭУ, 2004. -389с.

12 Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10. 1994 г. №3321 - XII (в редакции законов Республики Беларусь от 26.06. 1997 г. №44-3, от 25.06. 2001 г. №42-3, от 17.05.2004 г. №278-3, от 29.12.2006 г. №188-3, от 26.12.2007 г. № 302-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2001 г., №63, 2/785, 2004 г., №77, 2/1027, 2007 г., №4, 2 /1285, 2008 г., №3, 2/1399.

13 Типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета Постановление Министерства финансов Республики Беларусь №50 от 29.06.2011г

14 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.1998 № 694 «О Государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь»

Информация о работе Организация учета расчетных операций