Организация учета расчетных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы: рассмотреть вопросы, связанные с организацией учета и регулированием расчетных операций в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность и формы безналичных расчетов;
провести краткий обзор нормативных документов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
перечислить задачи учета и анализа расчетных операций;
проанализировать организацию бухгалтерского учета расчетных операций (в том числе на конкретном предприятии).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 4
1 Сущность и формы безналичных расчетов…………………………………. 5
1.1 Сущность безналичных расчетов………………………………………….. 5
1.2 Формы безналичных расчетов…………………………………………… .. 6
1.3 Нормативно-правовое обеспечение и основные источники литературы
по учету и анализу расчетных операций и их краткий обзор……………….. 15
1.4 Задачи учета и анализа расчетных операций в условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь…………………….. 16
2. Организация учета расчетных операций…………………………………… 17
2.1 Учет расчетов с поставщиками………………………………………… .. 17
2.2 Учет расчетов с использованием векселей……………………………… 22
2.3 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами…………………… 27
2.4 Учет расчетов с учредителями…………………………………………… 33
2.5 Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету расчетных операций………………………………………………………… ….36
2.6 Оценка состояния учета расчетных операций на базовом предприятии
и предложения по его совершенствованию……………………………………38
2.7 Учет расчетных операций в условиях использования ЭВМ…………… ..41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников………………………………………… . 45

Файлы: 1 файл

исследование организации учета расчетных операций.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

При списании дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности не истек, необходимо также документально подтвердить безнадежность для взыскания данной задолженности. Основанием для списания такой задолженности могут быть:

  • определение суда о завершении конкурсного производства и ликвидации должника;
  • выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о том, что организация-должник ликвидирована;
  • акт судебного исполнителя о невозможности взыскания задолженности и другие материалы.

Для списания с баланса безнадежной дебиторской задолженности организация обязана провести инвентаризацию этой задолженности и определить долги, которые подлежат списанию. Результаты инвентаризации дебиторской задолженности оформляются актом, в котором указывается какая сумма задолженности подтверждена дебиторами, какая не подтверждена и отдельно выделяется задолженность, по которой истекли сроки исковой давности. На основании акта проведенной инвентаризации и подтверждающих документов делается письменное обоснование списания задолженности. На основании письменного обоснования должен быть издан приказ о списании с баланса безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

Списание дебиторской задолженности, признанной организацией безнадежной к получению, отражается:

по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» за счет ранее созданных резервов по сомнительным долгам;

по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-8 «Прочие расходы по текущей деятельности») и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на сумму превышения списываемой дебиторской задолженности, признанной организацией безнадежной к получению, над суммой ранее созданных резервов по сомнительным долгам.[16]

Основанием для списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, могут быть документы: решения хозяйственного суда, акты инвентаризации расчетов и другие документы.

При исчислении налогооблагаемой прибыли безнадежная дебиторская задолженность учитывается в составе внереализационных расходов. Суммы безнадежных долгов признаются внереализационными расходами, если по этой задолженности в налоговом учете не создавался резерв сомнительных долгов.

Во всех случаях списание производится только после тщательной проверки причин, выявления виновных в этом лиц и принятия необходимых мер к взысканию задолженности.

Списанная в убыток дебиторская задолженность неплатежеспособных дебиторов учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная безнадежная к получению дебиторская задолженность» в течении пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае имущественного положения должника.

На суммы, поступившие в порядке взыскания ранее списанной в убыток задолженности, делаются следующие записи:

Д-т счета 50 «Касса»

Д-т счета 51 «Расчетные счета»

Д-т счета 52 «Валютные счета»

К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 -«Прочие доходы» и одновременно поступившая сумма списывается с забалансового счета 007 «Списанная безнадежная к получению дебиторская задолженность».

 

2.4 Учет расчетов с учредителями

 

Учредителями являются юридические и физические лица, осуществляющие между собой все виды расчетов при образовании акционерных обществ, совместных и малых предприятий и др.

Для учета всех видов расчетов с учредителями (участниками) организации: по вкладам в уставный фонд организации; по выплате дивидендов (доходов) и других предназначен счет 75 «Расчеты с учредителями». Этот счет является активно-пассивным. Государственные и муниципальные унитарные предприятия применяют этот счет для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления.

К счету 75 «Расчеты с учредителями» могут быть открыты субсчета:

75-1 «Расчеты  по вкладам в уставный капитал», 75-2 «Расчеты по выплате дивидендов  других доходов» и другие. На первом субсчете учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по вкладам в ее уставный фонд.

При создании организации любой организационно-правовой формы величина объявленного в учредительных документах уставного фонда отражается на счетах бухгалтерского учета следующей записью:

Д-т счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»

К-т счета 80 «Уставный капитал».

Вклады учредителей в уставный фонд могут быть представлены в виде денежных, материальных и иных ценностей.

При фактическом поступлении сумм вкладов учредителей в виде денежных средств на счетах бухгалтерского учета делается следующая запись:

Д-т счета 50 «Касса»

Д-т счета 51 «Расчетные счета»

Д-т счета 52 «Валютные счета»

Д-т счета 55 «Специальные счета в банках»

К-т счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал».

На стоимость внесенных вкладов в виде материальных и иных ценностей делаются следующие записи:

Д-т счета 01 «Основные средства»

Д-т счета 04 «Нематериальные активы»

Д-т счета 07 «Оборудование к установке и строительные материалы»

Д-т счета 08 «Вложения в долгосрочные активы»

Д-т счета 10 «Материалы» и другие

К-т счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал».

Имущество, внесенное учредителями в счет вкладов в уставный фонд, приходуется по цене, определенной по договоренности учредителей.

В том случае, когда акции организации, созданной в форме акционерного общества, реализуются по цене, превышающей номинальную стоимость их, вырученная сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью относится в кредит счета 83 «Добавочный капитал».

Унитарные предприятия применяют этот субсчет для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества). Эти предприятия именуют субсчет 1 «Расчеты по выделенному имуществу». Учетные записи по нему производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный фонд.

На субсчете 75-2 «Расчеты по выплате дивидендов и других доходов» учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по выплате им доходов.

Начисление доходов от участия в организации отражается следующей записью:

Д-т счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

К-т счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 2 «Расчеты по выплате дивидендов и других доходов».

При этом начисление и выплата доходов работникам организации, входящим в число его учредителей (участников), учитывается на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

При отсутствии или недостаточности прибыли для начисления доходов, но при наличии обязательств, предусмотренных законодательством или учредительными документами, доходы могут выплачиваться за счет резервного фонда. В учете делается следующая запись:

Д-т счета 82 «Резервный капитал»

К-т счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 2 «Расчеты по выплате дивидендов и других доходов».

Выплата сумм начисленных доходов может производиться деньгами, а также продукцией (работами, услугами) этой организации, ценными бумагами и т.п.

При выплате сумм начисленных доходов деньгами делается следующая запись:

Д-т счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 2 «Расчеты по выплате дивидендов и других доходов»

К-т счета 50 «Касса»

К-т счета 51 «Расчетные счета»

К-т счета 52 «Валютные счета».

При выплате сумм начисленных доходов продукцией (работами, услугами) этой организации, ценными бумагами и другими делается следующая запись:

Д-т счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 2 «Расчеты по выплате дивидендов и других доходов»

К-т счета 90 «Доходы и расходы по  текущей деятельности» или К-т счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Суммы налога на доходы от участия в организации, подлежащие удержанию у источника выплаты для перечисления в бюджет, отражаются следующей записью:

Д-т счета 75 Расчеты с учредителями», субсчет 2 «Расчеты по выплате дивидендов и других доходов»

К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Реструктуризация кредиторской задолженности в соответствии с законодательством по расчетам с республиканским и (или) местным бюджетом, расчетам по кредитам и займам банков и другим расчетам организации отражается в учете следующей записью: Д-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Д-т счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» Д-т счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» Д-т счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т счета 75 «Расчеты с учредителями».

Списание реструктуризованной задолженности отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» или счетов учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 75 «Расчеты с учредителями» ведется по каждому учредителю (участнику), кроме учета расчетов с акционерами — собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах в ведомости № 7, а синтетический учет — в журнале-ордере № 8.

Все расчеты с учредителями ведутся с использованием различных документов, а именно приходные и расходные кассовые ордера, банковские выписки, акты приема-передачи имущества, договора, бухгалтерские справки, устав. На основании этих документов в учете делаются записи по расчетам с учредителями.

 

2.5 Международные стандарты и  опыт зарубежных стран по учету  расчетных операций 

 

Возрастание роли внешнеэкономических связей в экономическом развитии всех стран — закономерность современной эпохи. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.1998 № 694 «О Государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь» определило целью реформирования бухгалтерского учета «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики». [14]

Поэтому в связи с созданием новой структуры внешнеэкономических связей, расширением деятельности совместных предприятий основным путем совершенствования учета в целом, и учета расчетных операций в частности является переход национальной системы ведения бухгалтерского учета на международные принципы и стандарты.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем для организаций Республики Беларусь является приведение существующей системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами. Но необходимо учитывать и тот факт, что международные стандарты финансовой отчетности носят рекомендательный характер.  

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) (International Accounting Standards – IAS) разрабатываются независимой международной организацией – Советом по международным стандартам финансовой отчетности, который расположен в Лондоне.

Наиболее известными национальными стандартами являются Общепринятые принципы бухгалтерского учета США – ГААП США (United States Generally Accepted Accounting Principles – US GAAP).

В настоящее время действуют следующие МСФО:

МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»; МСФО 2 «Запасы»; МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств»; МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»; МСФО 10 «События после окончания отчетного периода»; МСФО 11 «Договоры на строительство»; МСФО 12 «Налоги на прибыль»; МСФО 16 «Основные средства»; МСФО 17 «Аренда»; МСФО 18 «Выручка»; МСФО 19 «Вознаграждения работникам» и др.

Также широко используется международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы». Цель настоящего стандарта - обеспечить, чтобы к резервам, условным обязательствам и условным активам применялись надлежащие критерии признания и база оценки, а также, чтобы в примечаниях к финансовой отчетности раскрывалась достаточная информация, позволяющая пользователям понять их характер, распределение во времени и величину.

Считается, что МСФО являются наиболее разработанными бухгалтерскими стандартами в мире. Именно поэтому во многих странах, например в Австралии, Германии и Великобритании, иностранные эмитенты могут представлять свою отчетность на биржи в соответствии не с национальными стандартами этих стран, а с международными стандартами. В других государствах, например в Канаде, Японии и США, это также допускается, однако компании, готовящие отчетность по МСФО, дополнительно должны представлять список ее отличий от отчетности, которая была бы подготовлена в соответствии с национальными стандартами этих стран. В некоторых странах (например, Чехии, странах Балтии) отчетность по МСФО должны составлять все крупные предприятия.

 

2.6 Оценка состояния учета расчетных  операций на базовом предприятии  и предложения по его совершенствованию

 

В декабре 1958 года была создана Воложинская межколхозная строительная организация (МСО). В результате объединения с Ивенецкой межколхозной строительной организацией в 1981 году и с Воложинской передвижной механизированной колонной №64, в 1986 году Воложинская МСО была переименована в межхозяйственную передвижную механизированную колонну №188.

29 декабря 1994 года путем преобразования МПМК-188 создано открытое акционерное общество «ПМК-188». Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Минским облисполкомом 30 июня 2000 года, имеет самостоятельный баланс, печать, расчетный счет и иные счета в учреждении АСБ «Беларусбанк» в г. Воложине. ОАО «ПМК-188» является генподрядной строительной организацией. Субъектами хозяйственной деятельности, не имеющими статуса юридического лица, входящими в состав общества являются автохозяйство и подсобное производство.

Информация о работе Организация учета расчетных операций