Организация учета расчетов с персоналом по заработной плате и органами социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучить организацию оплаты труда, своевременность и правильность ведения учёта и расчётов по ней; организацию расчетов с органами социального страхования, внести предложения по совершенствованию учета расчетов с персоналом по оплате труда и органами социального страхования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Формы и системы оплаты труда………………………………………………6
1.1. Формы и системы оплаты труда, применяемые в организациях АПК. Тарифная система оплаты труда и ее характеристика……………………….6
1.2. Обзор законодательных, нормативных и литературных источников…12
1.3. Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие методических аспектов учета расчетов с персоналом по заработной плате и органами социального страхования в учетной политике организации…..15
2. Организация учета расчетов с персоналом по оплате труда…………….23
2.1. Документальное оформление и порядок начисления отпускных. Пособий по временной нетрудоспособности, за выполнение государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством……………………………………………………………..23
2.2. Удержания, производимые из заработной платы, их документальное оформление и учет……………………………………………………………...31
2.3. Аналитический и синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда…………………………………………………………………………….35
3. Организация учета расчетов с органами социального страхования……38
3.1. Учет расчетов с органами социального страхования………………….38
3.2. Отчетность по фонду социальной защиты населения, порядок ее составления и представления………………………………………………….41
3.3. Совершенствование учета расчетов с персоналом по оплате труда и органами социального страхования…………………………………………44
Заключение………………………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………………………49

Файлы: 1 файл

Учет зп и соц.страх.docx

— 665.98 Кб (Скачать файл)

Для усиления стимулирующей  роли и определения справедливого  размера заработной платы с учетом сложности, значимости и условий  труда различны категорий персонала  важное значение имеет тарифная система.

Она включает в себя следующие  элементы: единую тарифную сетку (ЕТС); тарифную ставку первого разряда; единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС); квалификационные справочники должностей служащих (КСД); иные квалификационные справочники, утверждаемые в установленном порядке.

Впервые единая тарифная сетка  была введена в конце 1991 года, но в дальнейшем она подвергалась изменениям: сокращался и расширялся диапазон разрядов, изменялись межразрядные соотношения  в пределах категорий работников, а также между группами специалистов, руководителей. В целом единая тарифная сетка представляет собой систему  тарифных разрядов и соответствующих  им тарифных коэффициентов по категориям работников. В настоящее время  она имеет 27 разрядов с диапазоном 7,84÷1. В соответствии с единой тарифной сеткой осуществляется тарификация  работников всех отраслей экономики  Республики Беларусь. [3, с. 390]

Для обеспечения единого  организационно подхода к применению единой тарифной сетки рекомендуется  дополнительно пользоваться коэффициентами повышения ставок и окладов работающих, распределением должностей исполнителей и руководителей по разрядам, распределением по группам ставок руководителей  и специалистов, по разрядам отдельных  профессий специалистов организаций  производственных отраслей.

При помощи единой тарифной сетки дифференцируется и регулируется тарифная часть заработной платы  различных профессионально-квалифицированных  групп работников в зависимости  от следующих факторов:

- сложности труда (квалификации  – в пределах одной профессии,  должности);

- содержания и характера  труда рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений административно-хозяйственного  обслуживания, специалистов, руководителей  организаций, производственных и  функциональных подразделений;

- общих условий труда,  сложности производимой продукции  (работ, услуг), режимов труда и  отдыха и других специфических  факторов, характерных для отрасли,  видов деятельности. [16, с. 200]

Тарифный (квалификационный) разряд, характеризующий уровень  квалификации работников, зависит от степени сложности выполняемых  работ (обязанностей), уровня теоретических  и практических знаний, а также  ответственности работника. Все  эти условия заложены в квалификационных характеристиках, предусмотренных  квалификационными справочниками.

Тарифная ставка – это размер оплаты труда за единицу рабочего времени (за один час, день, месяц) при выполнении определенного вида работы. Тарифные коэффициенты единой тарифной сетки показывают, во сколько раз тарифные ставки второго и последующих разрядов выше тарифной ставки первого разряда.

Тарификация – отнесение  выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации. Порядок тарификации определяется коллективным договором, соглашением  или нанимателем.

Тарифные ставки и должностные  оклады работников определяются исходя из тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой в организации, и соответствующего тарифного коэффициента единой тарифной сетки. Отнесение работников к категории рабочих осуществляется в соответствии с Общегосударственным  классификатором профессий и  рабочих и должностей служащих (ОКПД).

Кроме рабочих, тарифицируемых по разрядам, существует ряд профессий, разряды по которым не устанавливаются  и в единой тарифной сетке не содержатся. Например, водитель автомобиля, продавец, дворник. Рабочим с такими профессиями  устанавливаются месячные оклады.

Должностные оклады руководителей  устанавливаются на основе тарифных коэффициентов единой тарифной сетки  работников Республики Беларусь и тарифной ставки первого разряда, действующей  в организации. Должностные оклады руководителей по итогам работы в каждом квартале могут повышаться дополнительно за каждый процентный пункт прироста рентабельности реализованной продукции нарастающим итогом с начала года в размере до 3 %, но не более чем на 15 % должностного оклада.

Нормы выработки, времени, обслуживания, численности, нормированные задания  устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым  уровнем техники, технологии, организации  производства и труда, а также  с учетом физиологических и половозрастных факторов для отдельных категорий  работников. В условиях коллективных форм организации и оплаты труда  могут применяться также укрупненные  и комплексные нормы. [5, с. 376]

Необходимо отметить, что  в настоящее время предоставлено право коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий оплаты труда работников. [13]

 

 

1.2. Обзор законодательных,  нормативных и литературных источников

 

За последние годы в  бухгалтерском учете и отчетности произошли существенные изменения, адекватно отражающие процессы становления  в экономике страны рыночных отношений. В целях единообразия в ведении  и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь международным  стандартом бухгалтерского учета и  отчетности осуществляется система  государственного нормативного регулирования  бухгалтерского учета.

 Основные положения  и принципы организации бухгалтерского  учета в Республике Беларусь  регламентированы в Законе Республики  Беларусь "О бухгалтерском учете  и отчетности".

Также правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляют следующие документы:

1) Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З, в первой части которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях;

2) Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999г. №296-3, который регламентирует совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений, рассматривается развитие социального партнерства, установление и защита взаимных прав и обязанностей между нанимателями, работниками и органами государственного управления;

3) Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. №71-3;

4) Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. №441-3;

5) Указ Президента Республики Беларусь №181 от 10 мая 2011 г. "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда", в котором сказано что предоставляется право коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий оплаты труда работников.

6) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2010г. №1267, в котором рассматривается порядок повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии;

7) Инструкция по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденная постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь №85 от 26.05.2008, в которой предусмотрены методологические, организационные, технологические аспекты учетной политики;

8) Методические указания по оплате труда руководителей сельскохозяйственных организаций, утвержденные Министерством сельского хозяйства и продовольствия №54 от 10.06.2008, в которых предусмотрено, что тарифные оклады руководителей организаций определяются путем умножения размера тарифной ставки 1-го разряда на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда работников Республики Беларусь.

9) Постановление Совета Министров Республики Беларусь №605 "Об утверждении положения о резервном фонде заработной платы".

К документам, регламентирующим порядок оплаты труда в самой  организации, относятся:

- положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2011 год, утвержденное приказом руководителя от 18.01.2011 №21;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Партнер и К»;

- должностные инструкции работников бухгалтерии ЗАО "Партнер и К";

- приказы и распоряжения руководителя организации.

В результате исследований нормативно-правовой базы, регулирующей организацию учета расчетов с  персоналом по оплате труда и органами социального страхования ЗАО "Партнер  и К" следует отметить что она  соответствует нормативно-правовым актам Республики Беларусь.

Из литературных источников наибольшую помощь в исследовании оказал учебник «Бухгалтерский учет на сельскохозяйственных предприятиях» под общей редакцией А.П. Михалкевича.

 

 

1.3. Краткая экономическая  характеристика организации и  раскрытие методических аспектов  учета расчетов с персоналом  по заработной плате и органами  социального страхования в учетной  политике организации

 

Деятельность предприятия  осуществляется  на основании Устава ЗАО "Партнер и К".

Предметом деятельности является:

  • производство молока;
  • выращивание и откорм крупнорогатого скота (КРС);
  • производство мяса крупнорогатого скота;
  • выращивание сельскохозяйственных культур.

В хозяйстве работает 355 человек, в том числе в с/х производстве 333 человека. Организационная структура  хозяйства представлены 4-мя полеводческими бригадами, 2-мя молочно-товарными фермами, 1-ой фермой по выращиванию и откорма  КРС и 1-ой свинофермой.

Энерговооруженность организации составляет: 22 трактора, 15 грузовых автомобилей, 9 зерноуборочных комбайнов и 11 с/х машин. Ремонт сельскохозяйственной техники осуществляется в типовой ремонтной мастерской.

Экономические результаты деятельности ЗАО "Партнер и К" представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Экономические результаты работы хозяйства

Показатели

2010г

2011г

2012г

2012г,% к 2010г.

Произведено валовой продукции  с/х в сопоставимых ценах, млн.руб.

4665

4992

6738

144,43

Произведено валового дохода с/х,  млн.руб..

2235

2266

4401

196,91

Получено балансовой прибыли, млн.руб.

1488

1356

1628

109,41

Уровень рентабельности, %

25,3

26,4

26,3

103,95


 Из таблицы видно,  что хозяйство работает рентабельно.  Это обеспечивается не только  реализационными доходами, но и  получением вне реализационных  доходов (это главным образом  значительные надбавки за качество  поставляемой продукции). Положительную  роль так же сыграло увеличение  объёмов реализации более рентабельной  продукции, а так же увеличение  средне реализационных цен и снижение себестоимости продукции. Показатели платежеспособности представлены в таблице 1.2. Для нормального функционирования предприятия необходимо иметь коэффициент платежеспособности не менее 1,0. В хозяйстве он составил 1,96 в 2012г. Это высокий показатель, хотя и снизился по сравнению с 2010г. на 0,92.

Таблица 1.2 - Показатели платежеспособности предприятия

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,65

1,0

0,49

Коэффициент ликвидности

4,19

4,0

3,37

Коэффициент платежеспособности

2,88

2,0

1,96


Примечание. Источник: собственная  разработка

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов. Минимальный уровень для коэффициента ликвидности в Республике Беларусь для сельскохозяйственных предприятий 1,5. В хозяйстве он составляет 3,37, что намного выше минимума. Это  означает,  что обеспечен резервный  запас для компенсации убытков.

Финансовое состояние  хозяйства в значительной мере зависит  и от состояния оборотных активов, как наиболее мобильной части  капитала. Для нормального функционирования предприятия необходимо иметь коэффициент  обеспеченности собственными оборотными средствами не менее 0,3. На предприятии  он намного выше - 0,49.

ЗАО «Партнер и К» является коммерческой организацией, деятельность которой направлена на получение прибыли. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.

В отличии от промышленных сельскохозяйственные предприятия  реализуют не всю продукцию, так  как часть ее используется на внутрихозяйственные  цели. От рационального использования  продукции собственного производства зависит, с одной стороны, расширение отраслей растениеводства и животноводства, а с другой - рост товарности производства и финансовое состояние предприятия.

Информация о работе Организация учета расчетов с персоналом по заработной плате и органами социального страхования