Основные пути совершенствования аудита расчетных операций с учетом действующего законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:36, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – теоретическое и практическое обоснование осуществление аудиторской проверки учёта расчетных операций.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовую базу организации учета и анализа расчетных операций на предприятии;
- исследовать методику учета расчетных операций;
- изучить порядок проведения аудита расчетных операций

Содержание работы

Введение 4
Глава 1: Теоретическое обоснование проведения аудита расчетных операций и его нормативно-правовое регулирование с учетом действующего законодательства. 7
1.1 Нормативно–правовое регулирование аудита расчетных операций 7
1.2 Теоретическое обоснование аудита расчетных операций. 12
Глава 2: Аудит расчетных операций на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» 50
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»в 2008 – 2009 годах. 50
2.2 Аудит расчетных операций на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» в 2008 – 2009 годах. 60
2.3 Правовое обеспечение аудита расчетных операций на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» 71
Глава 3: Основные пути совершенствования аудита расчетных операций с учетом действующего законодательства. 86
3.1 Пути повышения эффективности аудита расчетных операций на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» 86
3.2 Правовые основы повышения эффективности аудита расчетных операций на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» 91
Заключение 93
Литература 96

Файлы: 1 файл

готовый диплом.doc

— 998.50 Кб (Скачать файл)

На всех этапах проведения аудиторской проверки осуществляется общение аудиторской организации с руководством предприятия.

Аудит расчетных операций основывается на составляемой в установленном  порядке первичной документации (со всеми обязательными реквизитами), в которой отражаются все операции по производству продукции, работ, услуг.

Цель аудита  расчетных операций – оценка правильности организации  учета расчета на предприятии, подтверждение  законности образования различных  видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и  реальности погашения.

Данному участку  учета свойственны факторы риска, обусловленные такими причинами как отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки; сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов; большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов; отсутствие унификации значительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих операций, Таким образом высок риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей.

Источниками информации для проверки расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и  кредиторами, подотчетными лицами 
 
являются: Положение об учетной, политике; договоры на поставку товарно-материальных ценностей, акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; копии платежных документов; учетные регистры по счетам 60, 62, 63, 76, 91 и др.; главная книга и бухгалтерская отчетность.

Основная цель проверки расчетных операций:

  • установить правильность ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и оказанные услуги. В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен:

- проверить правильность оформления первичных документов по при обретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;

- подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;

- правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

  • подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;
  • правомерность использования счета 76 для отражения расчетов;
  • правильность и обоснованность удержания по исполнительным листам в пользу других предприятий и лиц, а также своевременность перечисления удержанных сумм получателю;
  • правильность расчетов за товары, проданные в кредит, наличие договоров, сроки представления поручений-обязательств покупателей, порядок погашения кредита и т. д.;

Для того, чтобы  наметить направления проверки, области  углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии и исследовать имеющиеся факторы риска. Поэтому он должен установить наличие на предприятии необходимой  
 
нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Тесты позволяют установить насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет — выполняет поставленные перед ним задачи. Они позволяют аудитору более подготовлено подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемую совокупность.

Исследование  системы первичного учета по данному разделу учета может строиться по схеме, включающей три этапа. На первом этапе определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних (организационная структура, философия управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность) и внешних (требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры производства, местоположение, используемые ресурсы) факторов. На втором этапе оцениваются величины внутрихозяйственного и контрольного рисков системы первичного учета на данном участке с помощью проведения тестов.

Таблица № 1. Оценка состояния системы первичного учета

Возможные вопросы

Возможный круг респондентов

1

2

1. Всегда ли  в организации первичный документ  составляется в момент совершения  хозяйственной операции или сразу  по ее окончании

Главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер  кассовых операций и операций с подотчетными лицами,


 

 

 


Продолжение таблицы № 1.

1

2

 

заведующие  складами

2. Всегда ли  в организации используются унифицированные  формы документов

Главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, руководители всех участков бухгалтерии

3. Существует  ли в организации действующий (работающий) график документооборота

Главный бухгалтер, заведующие складами

4. Существует  ли в организации архивная  служба или лицо, ответственное  за ведение архива

Главный бухгалтер, начальник отдела по делопроизводству или архивного отдела

5. Прописаны  ли в графиках документооборота  ответственные лица и сроки  сдачи документов в архив

Главный бухгалтер, начальник отдела по делопроизводству или архивного отдела

6. Определены  ли в приказе по документообороту  или ином внутреннем распорядительном документе сроки хранения первичной учетной документации

Главный бухгалтер, начальник отдела по делопроизводству или архивного отдела

7. Составляются  ли на документы с истекшим  сроком хранения или не подлежащим  хранению акты о выделении  документов к уничтожению

Главный бухгалтер, начальник отдела по делопроизводству или архивного отдела

8. Оформлены  ли дела с первичной документацией  должным образом по делопроизводству  или архивного (касается 

Главный бухгалтер, начальник отдела


 

 

 


Продолжение таблицы № 1.

1

2

тех документов, которые отдела в соответствии с  законодательством должны быть переплетены  и подобраны в хронологическом порядке, например кассовые, банковские документы, авансовые отчеты)

 

9. Какова периодичность  проведения проверок соблюдения кассовой дисциплины кредитными учреждениями или органами ИМНС. Когда в последний раз; проводилась такая проверка

Руководитель, главный бухгалтер, бухгалтер по учету кассовых операций

10. Существует  ли практика визирования договоров  а иных юридических документов главным бухгалтером или иным ответственным работником бухгалтерии

Руководитель, главный бухгалтер, начальник юридической  службы или договорного отдела

11. Присутствует  ли в должностных инструкциях  работников, занятых оформлением  первичных учетных документов, запись об ответственности за несоблюдение правил оформления документации

Руководитель, главный бухгалтер, начальник отдела кадров

12. Своевременно  ли главный бухгалтер или иное  ответственное лицо подписывают  первичные документы, требующие  их визы

Главный бухгалтер  или иное ответственное лицо, работники, отвечающие за создание и оформление документов

1

2



 
 
Продолжение таблицы № 1.

1

2

13. Определены  ли в графиках документооборота  или иной распорядительной документации  лица, ответственные за оформление того или иного первичного документ на конкретном участке совершения хозяйственной операции

Главный бухгалтер

14. Существует  ли практика заключения договоров  материальной ответственности на  участках учета кассовых операций  и участках учета ТМЦ

Руководитель, главный бухгалтер, руководитель договорного  отдела

15. Организуются  ли главным бухгалтером или  внутренней аудиторской службой  в организации проверки с целью  определения наличия и комплектности  первичных документов и с целью  выявлении нарушений при оформлении документов

Руководитель, главный бухгалтер, начальник ревизионной  службы (при наличии таковой)

16. Каков примерный  процент автоматизации при создании  первичных учетных документов

Главный бухгалтер, начальник отдела автоматизации (или  иного аналогичного подразделения), лица, ответственные за создание первичных документов

17. Каким образом  созданные первичные документы  попадают в

Главный бухгалтер, начальник отдела

1

2


 

 
Продолжение таблицы № 1.

1

2

бухгалтерию для дальнейшей обработки

автоматизации (или иного аналогично го подразделения), лица, ответственные за создание первичных  документов


Таблица № 2. Оценка состояния внутреннего контроля (ВК) в системе первичного учета

Наименование  процедуры контроля

Конечные  задачи процедуры контроля

Возможные методы проведения процедуры контроля в  организации

1

2

3

1. Контроль  законности совершения операции и создания первичного документа

1) Все хозяйственные  операции совершаются и соответственно фиксируются в СОПУ с письменного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц

2) Все хозяйственные  операции совершаются в строгом соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством

Систематическая проверка первичной документации на наличие необходимых подписей службой ВК

Отказ в принятии документа в обработку работниками бухгалтерии без соответствующих подписей

Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной операции без соответствующих письменных распоряжений

Проверка службой ВК соответствия произведенных и зафиксированных на носителе операций хозяйственным

1

2

3



 
 
Продолжение таблицы № 2.

1

2

3

   

договорам и  действующему законодательству

Визирование договоров и прочих юридических  актов главным бухгалтером или другим уполномоченным работником бухгалтерии

2. Формальная проверка документации на наличие всех обязательных

реквизитов

3) Весь массив  первичных документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает

требованиям законодательства о бухгалтерском учете

Систематическая проверка службой ВК наличия всех обязательных реквизитов в документах

Контроль  со стороны работников

бухгалтерии, обрабатывающих конкретные документы, за правильностью оформления документов

3. Соответствие  первичной документации регистрируемым

4) Достижение  уверенности в том, что на каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершенный оперативный факт

Проведение  систематических инвентаризаций на соответствие фактических остатков активов и пассивов организации их учетным значениям службой ВК Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной операции

1

2

3



 
 
Продолжение таблицы № 2.

1

2

3

   

оформленному оправдательному  документу

4. Контроль полноты  регистрации первичных документов

5) Достижение уверенности,  что все первичные документы  в организации будут введены  и обработаны

Проверка службой ВК полноты регистрации документов в учетных регистрах 

Контроль со стороны  бухгалтерии за отклонениями в нумерации  документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов, единая нумерация первичной документации

5. Контроль точности  регистрации и обработки первичных  документов

6) Точный количественный  и качественный перенос данных  из документа в систему учета

Автоматический ввод бухгалтерской проводки с документа с помощью соответствующих программных продуктов Проверка службой ВК соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета

Обязательная контировка первичных документов бухгалтером, производящим их обработку

6. Контроль своевременности 

7) Достижение уверенности  в том, что 

Проверка службой ВК соответствия даты документа 

1

2

3


 

 
Продолжение таблицы № 2.

регистрации и обработки  первичных документов

принцип временной определенности в организации соблюден

дате его регистрации  в учетном регистре

Проведение инвентаризации активов и сверок расчетов с целью  установления реальности числящихся в  учете сумм на определенную дату

Система поощрений и  наказаний за выполнение бухгалтером-исполнителем своих обязанностей, в том числе за своевременность регистрации документов

7. Контроль документопотоков

8) Достижение уверенности  в том, что в организации  исполняются действующие графики  документооборота

Проверка службой ВК исполнения функций персонала, задействованного в системе документооборота в соответствии с действующими графиками

Контроль со стороны  бухгалтерии за сроками оборота  документов

8. Контроль  организации обработки и регистрации документов (с точки зрения за

9) Достижение  уверенности в том, что в процессе регистрации вся первичная документация будет

Проверка  службой ВК организации хранения документов в процессе текущей деятельности

Определение круга лиц, имеющих право доступа  к той

Информация о работе Основные пути совершенствования аудита расчетных операций с учетом действующего законодательства