Основные пути совершенствования аудита расчетных операций с учетом действующего законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:36, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – теоретическое и практическое обоснование осуществление аудиторской проверки учёта расчетных операций.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовую базу организации учета и анализа расчетных операций на предприятии;
- исследовать методику учета расчетных операций;
- изучить порядок проведения аудита расчетных операций

Содержание работы

Введение 4
Глава 1: Теоретическое обоснование проведения аудита расчетных операций и его нормативно-правовое регулирование с учетом действующего законодательства. 7
1.1 Нормативно–правовое регулирование аудита расчетных операций 7
1.2 Теоретическое обоснование аудита расчетных операций. 12
Глава 2: Аудит расчетных операций на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» 50
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»в 2008 – 2009 годах. 50
2.2 Аудит расчетных операций на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» в 2008 – 2009 годах. 60
2.3 Правовое обеспечение аудита расчетных операций на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» 71
Глава 3: Основные пути совершенствования аудита расчетных операций с учетом действующего законодательства. 86
3.1 Пути повышения эффективности аудита расчетных операций на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» 86
3.2 Правовые основы повышения эффективности аудита расчетных операций на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» 91
Заключение 93
Литература 96

Файлы: 1 файл

готовый диплом.doc

— 998.50 Кб (Скачать файл)

Правильность  начисления процентов за пользование  кредитами банков подтверждается по результатам их арифметического  контроля. При выяснении источников списания процентов за пользование  кредитами банков аудиторы должны учитывать  направления использования кредитов.

Для того чтобы  проверить своевременность возврата кредитов банков,  
 
по данным кредитных договоров и выписок с расчетного счета составляется аналитическая таблица, в которой отражаются даты и суммы получения и погашения кредитов, а также возникшие отклонения.

В ходе аудиторской  проверки организации учета займов аудиторам следует установить правильность оформления договоров займа; своевременность  их погашения и уплаты процентов  по займам; правильность отражения  в учете данных операций, достоверность аналитического и синтетического учета расчетов по займам.


При изучении договоров  займа аудиторам следует обратить внимание на наличие в них указаний на срок возврата займа, его форму, наличие  залога, размеров процентов и порядка  их уплаты. Если заимодавцем является физическое лицо, то договор займа должен быть нотариально заверен.

В ходе проверки организации синтетического и аналитического учета займов сопоставляются суммы  задолженности по всем соответствующим  договорам займа и остатки по соответствующим субсчетам счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», а также проверяется правильность корреспонденции счетов.

На каждую отчетную дату суммы задолженности  по кредитам и займам по балансу должны подтверждаться данными аналитического учета. Причем задолженность по кредитам и займам должна отражаться с учетом начисленных, но не выплаченных процентов на конкретную отчетную дату.

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками  используются приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.

В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. По данным первичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 устанавливается достоверность,  
 
законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).

При аудите расчетов с использованием различных форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя. Особое внимание обращается на правильность отражения в учете и налогообложении операций с использованием векселей.


Путем отслеживания и арифметического  контроля устанавливается правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок, взаимозачетов, векселей. Осуществляется проверка правильности аналитического учета по счету 62, который должен обеспечивать возможность получения информации о реальной задолженности покупателей, в том числе обеспеченной векселями. Изучаются также имеющиеся факты просроченной дебиторской задолженности, выясняются причины неплатежей.

Аудитор должен проверить правильность отражения  в учете сумм неистребованной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли-продажи и др.), срок исполнения по которым покупателями превысил 4 месяца со дня фактического получения ими товаров (работ, услуг). Данная задолженность должна списываться на убытки предприятия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой базы. Аудитору необходимо выяснить, учитывается ли данная задолженность на забалансовом счете 007 в течение 5 лет с момента ее списания. Следует также установить наличие дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и причины, по которым на сумму этой задолженности не была уменьшена налогооблагаемая прибыль предприятия.

Следует проанализировать также правильность оформления и  отражения в учете полученных авансов, отражаемых на счете 62 субсчет «Авансы полученные». Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета, правильность  
 
уплаты НДС с авансов полученных. В заключение выясняется правильность применяемых схем корреспонденции счетов по расчетам с покупателями и заказчиками.


К расчетам с разными  дебиторами и кредиторами относятся  расчеты: с транспортными организациями  за услуги, оплачиваемые чеками; по депонированным суммам заработной платы; по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов, и др.

По данным первичных документов и учетных регистров по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» аудиторам предстоит  установить причины и давность возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, правильность ее документального оформления, реальность, не пропущены ли сроки исковой давности, какие меры принимаются для погашения и взыскания задолженности.

При необходимости проводится сверка отдельных, сомнительных по мнению аудиторов, операций по расчетам с организациями-дебиторами. Устанавливается также правильность отражения дебиторской и кредиторской задолженности в балансе — такая задолженность должна отражаться развернуто.

Аудит учета этих видов расчетов также предполагает проверку по каждому  созданному резерву и сомнительному  долгу. В ходе проверки необходимо отследить  правильность и своевременность  отражения резервов по дебету счета  «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета «Резервы по сомнительным долгам». Неиспользованные суммы резервов должны быть присоединены к сумме прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания. Аудитор проверяет наличие не истребованных долгов и правильность их списания по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетами дебиторов.  

Особое внимание в ходе проверки уделяется аудитором правильности учета расчетов  по   претензиям.  Аудит  
 
расчетов по претензиям ведется на субсчете 76-2 «Расчеты по претензиям». На этом счете сосредотачивается информация о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным или признанным (присужденным) штрафам, пеням, неустойкам.

Аудитору необходимо проверить:


  • обоснованность, своевременность и правильность оформления документов (несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства);
  • обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию (в случае удовлетворения претензий нужно проверить, проводились ли административные расследования в целях установления виновных лиц и, если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб);
  • правильность ведения аналитического учета (он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям), а также соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере № 8, главной книге и балансе;
  • правильность составления бухгалтерских проводок по субсчету 76-2.

В обязательном порядке проверяется  правильность составления корреспонденции  счетов по каждому виду расчетов, организация  аналитического учета по ним, обоснованность начисления (или возмещения) НДС по этим операциям.

Приступая к проверке расчетов с  подотчетными лицами аудитор принимает  решение о методе проверки: сплошной или выборочный. Условием применения выборочного контроля является высокая, по мнению аудитора, эффективность функционирования системы внутреннего контроля. В выборку включаются авансовые отчеты различных подотчетных лиц, по различным направлениям расходов и относящиеся к разным отчетным периодам. При  
 
сплошной проверке авансовых отчетов аудитор устанавливает суммы, выдаваемые отдельным сотрудникам в подотчет, назначение и фактическое использование авансов, наличие приказов о направлении работников в командировку, правильность оформления и своевременность представления авансовых отчетов, наличие по ним оправдательных документов, сроки возврата в кассу неиспользованных сумм правильность составления корреспонденции счетов по операциям с подотчетными лицами. Аудит расчетов с подотчетными лицами, как правило, проводится сплошным способом. Проверку достоверности обязательств по расчетам с подотчетными лицами проводят по следующей схеме:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок №  Схема проверки достоверности  обязательств по расчетам с подотчетными лицами

При обнаружении несоответствия данных необходимо аудитор определяет отклонения и их причины.

Особое внимание обращается аудитором  на такие операции, как расчеты  с водителями за приобретенные ими  ГСМ, запасные части и т.п. Списание израсходованных на эти цели сумм без предоставления оправдательных документов на себестоимость не допускается.

Выявляя нарушения, аудитор регистрирует их в рабочих документах и  
 
 
 
определяет сумму заниженной для налогообложения прибыли, а также дополнительных платежей по ЕСН и налогу на доходы физических лиц.

Проверяя организацию аналитического учета расчетов с подотчетными лицами, аудитор должен учитывать, что сроки, на которые выдаются денежные средства в подотчет, устанавливаются приказом руководителя предприятия и фиксируются в приказе об учетной политике. Для контроля за сохранностью


имущества предприятия целесообразно также отдельным приказом определить состав должностных лиц, которым разрешено получать наличные денежные средства на хозяйственные и представительские расходы.

Достоверность записей должна быть подтверждена по итогам взаимной сверки сумм сальдо и оборотов по подотчетным лицам в аналитическом учете с суммами сальдо и оборотов по счету 71.

Аудиторская практика свидетельствует, что типичными ошибками, которые  выявляются в ходе проверки расчетных  операций, являются следующие:

  • отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление;
  • уничтожение подлинных документов;
  • ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т.д.);
  • неправильное оформление и предъявление претензий по договорам;
  • отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и кредиторской задолженности;
  • несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;
  • неправильное или неправомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиков;
  • некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;
  • неоприходование ТМЦ, полученных от поставщиков;

 

 
- подделка документов и составление фиктивных обязательств для обеспечения неверных кассовых выплат;

В зависимости от поставленной в договоре цели аудита результаты проверки могут оформляться заключением, отчетом или справкой.


Аудиторское заключение - это официальный  документ, предназначенный для пользователей  бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица и соответствия порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Заключение аудиторской организации по результатам проверки годовой отчетности является неотъемлемым элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, подлежащих в соответствии с действующим законодательством обязательному аудиту.

Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями, сформулированными в правиле (стандарте) аудиторской деятельности. По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности предприятия аудиторская организация должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в одной из следующих форм:

Безусловно положительное заключение означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение  активов и пассивов предприятия  на отчетную дату и финансовых результатов  его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов.

Условно положительное заключение означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств  отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих  
 
 
нормативных актов.

 

Отрицательное заключение означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов.


Заключение с отказом выражения  своего мнения о достоверности отчетности (отказ от выдачи заключения) означает, что в результате определенных обстоятельств  аудиторская организация не может  выразить и не выражает мнение о бухгалтерской отчетности предприятия (в одной из приведенных выше форм).

В аудиторском заключении указывается  объект аудита: наименование предприятия, все формы бухгалтерской отчетности, в отношении которых проводился аудит, отчетный период и отчетная дата. Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке, содержать стоимостные показатели, выраженные в рублях, быть подписано руководителем аудиторской организации и аудиторами, принимавшими участие в аудите. К нему должна быть приложена бухгалтерская отчетность, в отношении которой проводился аудит. Исправления в аудиторском заключении не допускаются.

Информация о работе Основные пути совершенствования аудита расчетных операций с учетом действующего законодательства