Основные пути совершенствования аудита расчетных операций с учетом действующего законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:36, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – теоретическое и практическое обоснование осуществление аудиторской проверки учёта расчетных операций.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовую базу организации учета и анализа расчетных операций на предприятии;
- исследовать методику учета расчетных операций;
- изучить порядок проведения аудита расчетных операций

Содержание работы

Введение 4
Глава 1: Теоретическое обоснование проведения аудита расчетных операций и его нормативно-правовое регулирование с учетом действующего законодательства. 7
1.1 Нормативно–правовое регулирование аудита расчетных операций 7
1.2 Теоретическое обоснование аудита расчетных операций. 12
Глава 2: Аудит расчетных операций на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» 50
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»в 2008 – 2009 годах. 50
2.2 Аудит расчетных операций на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» в 2008 – 2009 годах. 60
2.3 Правовое обеспечение аудита расчетных операций на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» 71
Глава 3: Основные пути совершенствования аудита расчетных операций с учетом действующего законодательства. 86
3.1 Пути повышения эффективности аудита расчетных операций на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» 86
3.2 Правовые основы повышения эффективности аудита расчетных операций на примере ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» 91
Заключение 93
Литература 96

Файлы: 1 файл

готовый диплом.doc

— 998.50 Кб (Скачать файл)

 

 
Продолжение таблицы № 2.

щиты информации)

защищена  от несанкционированного доступа

или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них на обработке

9. Контроль  системы за щиты информации в условиях КОД

 

Практика  введения паролей на АРМах, установление системным оператором определенного порядка доступа к информации с другого АРМа

10. Контроль организации архивной службы

10) Достижение  уверенности в том, что в  системе хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной документации на протяжении всего срока ее хранения

Проверка  службой ВК соблюдения требований нормативных актов в части организации архивной службы Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи документации в архив и сроков хранения первичной документации Инвентаризация дел в архивах


 

Ответив на поставленные в тестах вопросы, аудитор формулирует  свои выводы. На третьем этапе конкретизируются объемы первичной учетной документации, представляемой к проверке, по данному разделу учета.

Проведенное исследование позволяет составить план и программу аудиторской проверки.

Примерная программа  аудита операций по оплате труда и  расчетам с персоналом

Проверяемая организация   ОАО «Каравай»

 

 
          Период аудита     С 01.09.2010 по 07.09.2010

Количество  человеко-часов   90

Руководитель аудиторской группы  Дмитриев С.Г.

Состав аудиторской  группы   Кузнецова В.В.,Козакова О.И.

Планируемый аудиторский риск  6 %

Планируемый уровень существенности 2 %

№ п/п

Перечень аудиторских  процедур

Период проведения

Исполнитель

Источники информации

Примечания

1

2

3

4

5

6

1

Аудит системы начислений заработной платы

1.04.2009 -02.04.2009

Иванов И.И.

   

1.1

Проверка обоснованности начислений на особые условия труда:

  • Сверхурочные работы, работы в ночное время;
  • Работа в выходные и праздничные дни;
  • Выполнение работ с тяжелыми и вредными условиями труда;

02.09.2009 – 03.09.2009

Иванов И.И.

Приказы, табели учета  использования рабочего времени, расчетно-платежные  ведомости, лицевые счета, личные карточки

 


 
 
 
Продолжение

1

2

3

4

5

6

 
  • Работа в районах с неблагоприятными климатическими условиями
       

1.2

Проверка правильности документирования и оплаты работы в  случае брака

03.09.2009

Иванов И.И.

Акты о браке, приказы  руководителя, расчетно-платежные ведомости, личные карточки

 

1.3

Проверка правильности расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ

04.04.2009

Иванов И.И.

Заявление работника  на выплату пособия, листки нетрудоспособности, путевки на санаторно-курортное  лечение, счета организаций, оказывающих 

 


 
 
 
Продолжение

1

2

3

4

5

6

       

услуги, расчетно-платежные ведомости, личные карточки

 

1.4

Проверка правильности определения дохода для целей  налогообложения по налогу на доходы физических лиц

05.05.2009

Иванов И.И.

Личные карточки, расчетно-платежные  ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговые органы

 

2

Аудит обоснованности предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и удержаний из заработной платы

05.09.2009-06.09.2009

Петров И.Я.

   


 
 
 
Продолжение

1

2

3

4

5

6

2.1

Проверка правомерности применения вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц

05.09.2009-06.09.2009

 

Личные карточки, расчетно-платежные  ведомости, сведения о полученных доходах  работников, подаваемые в налоговые  органы

 

2.2

Определение соответствия применяемых ставок налога на доходы физических лиц главе 23 НК РФ

06.09.2009

 

Личные карточки, расчетно-платежные  ведомости, расчетные ведомости, сведения о полученных доходах работников, подаваемые в налоговые органы

 

 
 
 
 
Продолжение

1

2

3

4

5

6

3

Аудит расчетов по начислению ЕСН и взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

07.09.2009-08.09.2009

Иванов И.И. Петров И.Я.

   

3.1

Проверка правильности начисления и своевременности перечисления ЕСН и взносам на страхование  от несчастных случаев и профзаболеваний

08.09.2009-09.09.2009

Иванов И.И. Петров И.Я.

Раздаточная таблица  «Сводка начисленной заработной платы по составу и категориям работников, учета расчетов с работниками  по страхованию и распределение  заработной платы (с,

 

 
 
 
 
Продолжение

1

2

3

4

5

6

       

вкладным листом)», Журналы-ордера № 1010/1, 10а, ведомости № 12, 13, 13а, 15, 18, Главная книга, налоговые декларации

 

 

Руководитель аудиторской  организации                          _________________

Подпись  Расшифровка

Руководитель аудиторской группы                                  _________________

Подпись  Расшифровка

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками используются такие приемы для сбора аудиторских доказательств как экономико-правовая экспертиза договоров на поставку продукции, оказание услуг, выполнение работ, проведение инвентаризации финансовых обязательств, проверка документов, полученных экономическим субъектом от третьих лиц, приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы. Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками предусматривает изучение договоров поставки продукции и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Помимо соблюдения формы  
 
договора проверяется полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависимости от срока договора. Аудитор должен установить: наличие договоров поставки по проведенным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности.


Аудитор, как  правило, выборочно проверяет расчетные  операции с поставщиками по данным учетных регистров по счету 60 и расчетно-платежные документы. В состав выборки включаются поставщики, расчетные операции с которыми осуществляются систематически, или суммы расчетов с которыми существенны. В процессе проверки выясняется дата проведения и характер операции, правильность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения «входного» НДС.

При поступлении  ТМЦ, на которые не получены расчетные  документы (неотфактурованные поставки), устанавливается, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Определяется проводилась ли инвентаризация и сверка расчетов, предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств, обоснованность начисленных или полученных сумм штрафных санкций, правильность списания сомнительных долгов. При необходимости может быть проведена контрольная инвентаризация ценностей и расчетов, встречная сверка документов и регистров учета на проверяемом предприятии у поставщика.

Следует проверить  правильность корреспонденции счетов, указанной в учетных регистрах. Кредитовые записи по счету 60 сверяют с дебетовыми записями по счетам 08, 10, 15, 19, 20, 41. Дебетовые записи по счету 60 сверяют с кредитовыми записями по счетам 50, 51, 52, 55 (или счетам 62, 76 при бартерных сделках). Данные синтетического учета подтверждаются аналитическими данными. Итоговые записи по оборотам и остаток по счету 60 сверяются с данными Главной книги и балансом.

 

 
          Особое внимание уделяется операциям с использованием векселей, отражение которых в учете часто производится с ошибками. Аудитору следует учитывать, что выданные векселя отражаются у предприятия на отдельном субсчете счета 60, налоговый вычет по НДС применяется только после оплаты векселя. Полнота оприходования поступивших от поставщиков ТМЦ, обоснованность использования налоговых вычетов по НДС контролируется с помощью таких приемов, как прослеживание, сопоставление и др.

Обоснованность  расчетов с подрядчиками на выполняемые  работы должна подтверждаться, кроме заключенных договоров, наличием проектно-сметной документации, актов сдачи-приемки выполненных работ, счетов-фактур. Реальность числящейся кредиторской и дебиторской задолженности по счету 60. Точность произведенных расчетов, качество проектов и смет, отсутствие приписок могут быть проверены, в том числе, и путем контрольного обмера выполненных работ (по заключениям эксперта).

Аудитор проверяет  расчеты по претензиям. Согласно ГК РФ претензия предъявляется поставщикам, если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ (оказания работ, выполнения услуг), а при приемке на склад обнаружилась недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо обнаружились несоответствия принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск.

При проверке этих операций аудитор должен убедиться, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте. Претензия должна была предъявлена своевременно, так как в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска. Пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным, в частности в нем должны присутствовать, как минимум, претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве  
 
при приемке ТМЦ (в качестве выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.


По задолженности  с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо выявить соблюдение срока исковой давности. В случае его пропуска кредиторская задолженность подлежит зачислению на счет 91. Должны быть проверены случаи списания с кредита счета 60 на себестоимость сумм, не относящихся к производственной деятельности предприятия.

Для получения  аудиторских доказательств используются различные приемы (проверка документов, прослеживание операций, аналитические  процедуры в целях определения  соотношения заемных и собственных  средств) и источники получения  информации.

В ходе проверки расчетов по кредитам и займам аудиторы должны изучить содержание каждого кредитного договора с целью определения объекта кредитования, срока выдачи и возврата кредита, формы обеспечения обязательств, процентных ставок и порядка их уплаты. Затем оценивается правильность отражения операций по получению кредитов на счетах бухгалтерского учета, а также организация аналитического учета таких операций (по видам кредитов, банкам и отдельным кредитным договорам).

Для установления целевого использования кредитных средств аудиторы должны сравнить объект кредитования, зафиксированный в кредитном договоре, и фактические направления перечисления средств, подтверждаемые договорами поставки, счетами-фактурами, платежными поручениями, накладными, приходными ордерами и др.

Информация о работе Основные пути совершенствования аудита расчетных операций с учетом действующего законодательства