Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:10, шпаргалка
Основные средства представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при про-ве продукции (работ, услуг) либо для управления орг-ции в течение периода, превышающего год. К ним относятся здания, сооружения, машины, оборудование и другие орудия труда, используемые продолжительное время, стоимостью более 30 базовых величин за единицу, и сроком службы более одного года. Ковры и ковровые изделия относятся к основным средствам при стоимости более 10 базовых величин за единицу.
Основные средства представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при про-ве продукции (работ, услуг) либо для управления орг-ции в течение периода, превышающего год. К ним относятся здания, сооружения, машины, оборудование и другие орудия труда, используемые продолжительное время, стоимостью более 30 базовых величин за единицу, и сроком службы более одного года. Ковры и ковровые изделия относятся к основным средствам при стоимости более 10 базовых величин за единицу.
В соответствии с типовой классификацией ОС делятся поназначению и роли в орг-ции на: производственные (функционируют в сфере производства продукции, работ, услуг и в сфере торговли) и непроизводственные (средства жилищно-бытового назначения, средства здравоохранения, детских учреждений и др.).Повидам ОС группируются на: здания; сооружения, включая ведомственные дороги; передаточные устройства, рабочие и силовые машины, механизмы и оборудование; ТС; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника, оргтехника; инструмент; произ-ный и хоз. инвентарь и принадлежности; рабочий скот; многолетние насаждения; буферный газ; объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства и др. По принадлежности (праву собственности) ОС подразделяются на: собственные и арендованные.По степени использования ОС подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; в запасе (резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкций и частичной ликвидации; на консервации.
В текущем бухгалтерском учете ОС учитываются по первоначальной стоимости, состоящей из фактических затрат на возведение (строительство) объекта, на приобретение ОС.
Изменение первоначальной
стоимости допускается в случае
переоценки ОС, при достраивании, дооборудовании,
реконструкции и частичной
Восстановительная стоимость – стоимость ОС после переоценки. Для правильности учета ОС, правильности начисления износа и создания необходимых фондов для обновления ОС орг-ции всех форм собственности должны ежегодно по состоянию на 1 января производить переоценку ОС.
2. Порядок начисления,
документальное оформление и
учет амортизационных
Амортизация представляет собой процесс систематического ежемесячного перенесения стоимости основных средств на издержки производства или обращения либо отнесения ее за счет собственных источников организации.Сумма начисленной амортизации по объектам ОС, используемым в предпр-кой деятельности, отражается в бух. учете - Д 20, 23, 25, 26, 44 иК 02.Сумма начисленной амортизации по объектам ОС, не используемым впредпр-кой деятельности отражается–Д29, 88 иК02.Организации при принятии объекта ОС к учету самостоятельно определяют нормы амортизации в соответствии с выбранным способом ее начисления в рамках установленных диапазонов сроков полезного использования. Амортизация по объектам ОС начисляется ежемесячно.
Норма амортизации - доля(в %) стоимости объекта, подлежащая включению в издержки производства с установленной периодичностью на протяжении срока полезного использования или отнесению за счет соответствующих источников.
В настоящее время начисление амортизации по объектам основных средств производится одним из следующих способов: -линейный способ начисления амортизации; -нелинейный способ начисления амортизации; - метод (способ) уменьшаемого остатка; - производительный способ начисления амортизации.
Одновременно
с начислением амортизации
3.Учет и документальное оформление выбытия основных средств.
Выбывают
основные средства в следствие:- ликвидации
их в результате физического и морального
износа, при стихийных бедствиях — по акту
о ликвидации основных средств. Составляют
бух-ие записи: списание первоначальной
стоимости – Д 47 и К 01; списание начисленного
износа – Д 02 и К 47; оприходование материалов,
которые можно использовать или продать
– Д 10 и К 47; начислена з/п рабочим
по разборке ОС – Д 47 иК 70; начислены налоги
и отчисления на зарплату – Д 47 и К 68,69; определяется финансовый
результат: прибыль –
Д 47 и
К 80 или убыток – Д- 80 и К 47. Счет 47 всегда закрывается
счетом 80, т.е. сальдо относится на финансовые
результаты организации;
- при передаче в уставный фонд другой организации – по акту приемки-передачи. Составляются записи: списание первоначальнойстоимости объекта – Д 06, 58 иК 01; списание начисленного износа – Д 02 и К 06, 58;
- при безвозмездной передаче — по акту приемки-передачи. Составляются записи: списание первоначальной стоимости объекта дарения – Д 47 и К 01; списание начисленного износа – Д 02 и К 47; списание убытка отдарения – Д 81-2, 87, 88 и К 47;- при реализацииюр-им и физ-им лицам – по акту купли-продажи или акту приемки-передачи. Составляются записи: списаниепервоначальной стоимости –Д47 и К01; списание износа – Д02 и К 47; поступление выручки на расчетный счет – Д 51 и К 47;
- при недостачах и хищениях— по актамо недостачах и хищениях
(акты о хищениях составляются с участием
работника милиции). Составляются записи:списание
первоначальной стоимости–Д47иК01;списание начисленного
износа – Д 02 и К 47; отнесение недостачи
на счет 84(остаточная стоимость) – Д84иК47;отнесение на виновных
лиц –
Д 73, 76 и К 84; погашение недостач, хищений
– Д 50, 51, 70 и К73, 76; списание на убытки
при отсутствии виновных лиц или отказе
суда вовзыскании – Д 80 и К 84,73,76. Недостача возмещается
по рыночнойстоимости. Все акты составляются
комиссией с участием администрации, инженера,
главного бухгалтера и утверждаются директором.
Вакте указывается объект, дата ввода
в эксплуатацию, первоначальная стоимость,
сумма износа, причина списания, доходы
и расходы по ликвидации объекта. На основе
акта делается отметка бухгалтером в инвентарной
карточке (ведомости, книге) и составляются
записи по счетам.
4. Учет затрат на ремонт, модернизацию и реконструкцию основных средств. Учет формирования и использования ремонтного фонда.
Чтобы ОС не выходили из строя раньше времени, необходимо содержать их в исправности и периодически проводить ремонт. В настоящее время более совершенной является система планово-предупредительного ремонта.
ОС ремонтируются через
По объему, периодичности и порядку финансирования различают текущий и капитальный ремонт.
Под текущим ремонтом понимают частичную смену деталей, мелкую починку отдельных частей, мелкий ремонт по поддержанию ОС в рабочем состоянии (побелку стен, ремонт дверей, пола). Расходы по этому виду ремонта производятся в пределах утвержденных смет и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Затраты на технический осмотр и уход, затраты по поддержанию объектов ОС в рабочем состоянии включаются в затраты на обслуживание производственного процесса.
Под капитальным понимают ремонт, при котором производится разборка оборудования и других объектов для восстановления или замены важнейших или всех изношенных деталей и узлов. Капитальный ремонт производится с периодичностью свыше 1 года.
Фактические затраты по всем видам ремонтов (текущий, капитальный) относятся на издержки производства (себестоимость продукции), обращениянепосредственно по мере возникновения таких затрат.
Затраты, производимые на ремонт ОС, оформляются соответствующими первичными документами по учету расхода материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы, оказанные услуги и другим видам расходов.
На практике ремонтные работы организуются и производятся подрядным и хозяйственным способами. Способ организации ремонта оказывает влияние на бухгалтерский учет затрат на ремонт.
Подрядный способ предполагает, что все ремонтные работы выполняет подрядчик, а организации, пользующейся его услугами, остается только произвести оплату по результатам проделанной работы.Записи по счетам в этом случае будут следующие: принят к оплате счет ремонтного предприятия на фактическую стоимость ремонта согласно акту приемки-передачи – Д 20 (25, 26), 44 и К 76,60; перечислено подрядчику за ремонт ОС – Д76,60 и К51.
При хозяйственном способевыполнения ремонтных работ осуществляется силами и средствами самой организации. При этом в структуре создается ремонтное подразделение. Затраты, связанные с ремонтом ОС, накапливаются по дебетусчета 23 “Вспомогательное производство”. После окончания ремонтных работ накопленные затраты списываются с кредита счета 23 “Вспомогательное производство” на основании учетной политики предприятия в дебет одного из затратных счетов или в дебет сформированного ранее резерва для проведения ремонтов. При выполнении ремонта хозяйственным способом затраты включаются в себестоимость по элементам затрат: материальные затраты, затраты по оплате труда и т.д. Записи по счетам в этом случае будут следующие: расход материалов на ремонт зданий или оборудования – Д 20, 23 (25, 26), 44 иК 10; начислена зарплата – Д 20, 23 (25,26), 44 и К 70.
5. Инвентаризация и переоценка основных средств и отражение их результатов в бухгалтерском учете.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов,
не принятых на учет, а также объектов,
по которым в регистрах
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
6. Понятие, объекты
и оценка нематериальных
Нематериальные активы – это средства предприятия, не обладающие физической натуральной формой, но приносящие предприятию доход в течение длительного периода. К нематериальным активам относят лицензии, товарные знаки, патенты, программное обеспечение, новые технологии производства, права на пользование землей, природными ресурсам и другие.
В бухгалтерском учете
7. порядок начисления
и учет амортизации
Амортизация представляет собой процесс систематического ежемесячного перенесения стоимости основных средств на издержки производства или обращения либо отнесения ее за счет собственных источников организации.
Сумма начисленной амортизации по объектам ОС, используемым в предпр-кой деятельности, отражается в бух. учете - Д 20, 23, 25, 26, 44 иК 02.
Сумма начисленной амортизации по объектам ОС, не используемым в
предпр-кой деятельности отражается–Д29, 88 иК02.
Организации при принятии объекта ОС к учету самостоятельно определяют нормы амортизации в соответствии с выбранным способом ее начисления в рамках установленных диапазонов сроков полезного использования. Амортизация по объектам ОС начисляется ежемесячно.
Норма амортизации - доля(в %) стоимости объекта, подлежащая включению в издержки производства с установленной периодичностью на протяжении срока полезного использования или отнесению за счет соответствующих источников.
В настоящее время начисление амортизации по объектам основных средств производится одним из следующих способов:-линейный способ начисления амортизации; -нелинейный способ начисления амортизации; - метод (способ) уменьшаемого остатка; - производительный способ начисления амортизации.
Одновременно с начислением амортизации производится формирование амортизационного фонда. Амортизационный фонд учитывается на забалансовом счете 010 “Амортизационный фонд воспроизводства основных средств”. Подебету забалансового счета отражаются суммы, равные величине амортизационных отчислений (по всем объектам). Покредиту забалансового счета отражается использование средств амортизационного фонда, равное сумме фактических затрат на приобретение, строительство и модернизацию объектов основных средств, но не более величины амортизационного фонда.
Нематериальными активами для целей бух-ого учета признаются права и затраты, связанные с созданием объектов интеллектуальной собственности и приобретением программного обеспечения, используемые организацией в процессе производства или управления.
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, который определяется как совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, лицензии, сертификата, договора или иных правоустанавливающих документов. Основным признаком является выполнение каждым самостоятельной функции в хоз-ной деятельности организации или возможность их отчуждения от другого имущества или реализации.
В бух.учете они приходуются и учитываются по первоначальнойстоимости.В балансе отражаются по остаточной стоимости.
Для объектов нематериальных активов, приобретенных за плату у других орг-ций и физ-их лиц, первоначальная стоимость определяется исходя из фактически произведенных затрат по приобретению этих объектов.Приобретение нематериальных активов за плату отражается записью – Д-т 04 и К-т 50, 51, 52, 55, 76.