Основные средства, их оценка. Учет и документальное оформление поступления основных средств и организация их аналитического учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:10, шпаргалка

Описание работы

Основные средства представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при про-ве продукции (работ, услуг) либо для управления орг-ции в течение периода, превышающего год. К ним относятся здания, сооружения, машины, оборудование и другие орудия труда, используемые продолжительное время, стоимостью более 30 базовых величин за единицу, и сроком службы более одного года. Ковры и ковровые изделия относятся к основным средствам при стоимости более 10 базовых величин за единицу.

Файлы: 1 файл

Шпоры по бух.docx

— 91.27 Кб (Скачать файл)

Первоначальная стоимость объектов нематериальных активов, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный фонд организации, устанавливается в денежной оценке, согласованной учредителями (участниками) на дату подписания учредительных документов.Записи по счетам: внесение нематериальных активов учредителями в счет их вкладов в уставный фонд организации (по договорной стоимости) –Д-т  04 и К-т75; на увеличение суммы вклада в уставный фонд учредителем – Д-т 75 и К-т 85.

Первоначальная стоимость объектов нематериальных активов, полученных от других организаций и физических лиц безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату его поступления.

Во всех случаях выбытия нематериальных активов учет осуществляется на активно-пассивном счете 48 «Реализация прочих активов».

Выбытие нематериальных активов производится путем списания с баланса их стоимости в случае:реализации — по договорной (контрактной) стоимости;безвозмездной передачи — по рыночной стоимости,списания по причине ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях — по первоначальной стоимости за вычетом сумм начисленной амортизации,внесения вклада в уставный фонд другой организации — по соглашению учредителей (участников).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Учет и документальное  оформление выбытия нематериальных  активов.

 

Выбытие нематериальных активовпроизводится путем списания с баланса их стоимости в случае: реализации — по договорной (контрактной) стоимости; безвозмездной передачи — по рыночной стоимости, списания по причине ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях — по первоначальной стоимости за вычетом сумм начисленной амортизации,внесения вклада в уставный фонд другой организации — по соглашению учредителей (участников).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Учет денежных  средств и операций по расчетному  счету

 

Расчетные счета  открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный  баланс. Расчетный счет необходим  предприятию для осуществления  всех рассмотренных форм безналичных  расчетов, поэтому он открывается  в банке сразу после государственной  регистрации.

Документы, представляемые для открытия расчетного счетав банке:

  • заявление на открытие счета;
  • временное свидетельство о регистрации с последующей заменой на постоянное;
  • заверенные нотариально или регистрирующим органом копии учредительных документов предприятия;
  • дубликат извещения о присвоении УНН для открытия счета;
  • справка органов Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь;
  • справка, подтверждающая регистрацию в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
  • карточка с образцами подписей и оттиска печати  должностных лиц предприятия, имеющих право распоряжаться счетом, подлинность которых удостоверена нотариально.

Операции  по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него, банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета:

    • чек;
    • платежное поручение – поручение банку о перечислении соответствующей суммы с его расчетного счета на расчетный счет покупателя;
    • объявление на взнос наличными представляется банку при взносе на расчетный счет наличных денег.

Операции  по расчетному счету отражаются в  бухгалтерском учете на основании  выписок банка по расчетному счету  и приложенных к ним денежно-расчетных  документов. Выписка представляет копию  лицевого счета организации, открытого  ей банком. Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому  расчетному счету. Синтетический учет ведется в журнале ордере № 2. Журнал ордер № 2 состоит из журнала-ордера № 2 для учета операций по кредиту  счета 51, и ведомости 2 для учета  операций по дебету счета 51.

 

10. Учет кассовых  операций в белорусских операциях  и иностранной валюте.

Порядок    осуществления    кассовых    операций   регулируется национальным   законодательством  и  в  настоящее  время  установлен Правилами  ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами   в Республике  Беларусь,  утвержденными  постановлением Правления  Нацбанка  РБ  от  26.03.2003  №  57 (в ред. Постановлений Нацбанка  РБ  от  29.10.2003  №  183  и от 28.06.2004 № 99).

     Расчеты   наличными денежными средствами  между предприятиями, их

обособленными   подразделениями  на  территории  РБ  производятся  в

соответствии   с   Порядком   расчетов  между юридическими  лицами,

индивидуальными    предпринимателями    в    Республике    Беларусь,

утвержденным  Указом  Президента  РБ  от  29.06.2000  № 359 (далее -

Порядок  №  359).  Предприятие,  обособленное  подразделение  должно

получить  разрешение  обслуживающего  банка  на  проведение расчетов

наличными деньгами между  субъектами предпринимательской деятельности

в предварительном порядке.

Порядок  и  сроки  сдачи  наличных  денег,  размер расходования наличных  денег  из  выручки,  лимит  остатка  кассы устанавливаются согласно   Правилам  организации наличного денежного обращения в Республике  Беларусь, утвержденным постановлением Правления Нацбанка РБ от 31.10.2002 № 213. Заявка на установление лимита остатка кассы, порядка   и   сроков   сдачи  выручки  и  оформление  разрешения  на расходование наличных денег из выручки действительна в течение срока действия,  указанного  в  решении  банка.  В  случае непредставления указанной  заявки  срок  сдачи  наличных денег считается ежедневным, лимит  остатка  кассы - нулевым, не сданные в банк наличные деньги - сверхлимитными.

Документальное  оформление  и  отражение  в бухгалтерском  учете

кассовых  операций  в  наличной  иностранной  валюте  производится в

соответствии  с  Правилами  ведения кассовых  операций  в наличной

иностранной  валюте на территории Республики Беларусь, утвержденными

постановлением  Правления  Нацбанка РБ от 28.06.2004 № 98. Рассмотрим

особенности ведения кассовых операций в наличной иностранной  валюте.

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Учет и документальное оформление расчетов с подочетными лицами в бел рублях и иностр валюте.

Работники, получившие деньги под  отчет на операционные и хозяйственные  расходы, а также на расходы, связанные  с выполнением служебных заданий вне места их постоянной работы, называются подотчетными лицами.

Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий.

Неизрасходованные подотчетные суммы  возвращаются в кассу, перерасходованные  выплачиваются работнику.

Учет выдаваемых в подотчет средств  ведется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

На  выданные под отчет суммы счет 71 дебетуется в корреспонденции  с кредитом счетов учета денежных средств (50,51,52,55). На израсходованные  подотчетными лицами суммы счет 71 кредитуется  в корреспонденции с дебетом  счетов, на которых учитываются затраты (08, 20, 23, 25, 26, 29, 44) и приобретенные  ценности (07,10,15,16,18,41 и др.) или других счетов, в зависимости от характера  произведенных расходов.

Подотчетные суммы, не возвращенные работниками  в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В  дальнейшем эти суммы списываются  с кредита счета 94 в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника).

Выданная  валюта отражается в учете в валюте платежа и в рублевом эквиваленте  по курсу Национального банка  Республики Беларусь на день выдачи и  на дату составления авансового отчета. Курсовая разница по дебиторской  задолженности отражается по дебету (кредиту) счета 98 «Доходы будущих  периодов».

Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется  по каждой сумме, выданной под отчет. При журнально-ордерной форме учета  применяется Журнал-ордер № 7. На одной строке в нем записывают суммы, выданные под отчет, израсходованные, остатки, суммы, внесенные в кассу  или выданные из кассы.

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Учет расчетов  с дебиторами и кредиторами.

 

Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами.

Кредиторская  задолженность - это сумма долгов одного предприятия другим юридическим или физическим лицам. Она возникает вследствие несовпадения времени оплаты за товар или услуги с моментом перехода права собственности на них либо незаконченных расчетов по взаимным обязательствам, в том числе с дочерними и зависимыми обществами, персоналом предприятия, с бюджетом и внебюджетными фондами, по полученным авансам, предварительной оплате и т.п. . В отличие от дебиторской задолженности предприятие в этом случае использует в своем обороте не принадлежащие ему средства, не оплаченные им суммы долговых обязательств, отчего имеет определенные экономические преимущества.

Между обоими видами задолженности  есть много общего, но имеются и  определенные различия. Общее состоит  в том, что как кредиторская, так  и дебиторская задолженность  основаны на разрыве во времени между  товарной сделкой и ее оплатой  и, следовательно, на функции денег  как средства платежа. Различия между  ними возникают из-за особенностей функционирования каждой разновидности  долговых обязательств.

Дебиторская задолженность - это кредит, полученный от поставщиков  и подрядчиков, когда организация-покупатель получает товары и услуги от контрагентов без требования о незамедлительной оплате. Преимущества такого кредита  заключаются в его автоматизме, простоте и оперативности получения. Однако предоставлять отсрочку от уплаты следует только в тех случаях, когда предприятие знает своего клиента и может оценить его  платежеспособность, определить уровень  риска неоплаты, который при этом возникает. Такой кредит нельзя считать  бесплатным, поскольку получающий его, как правило, теряет право на скидки или получает их в значительно  меньших размерах, вынужден платить  проценты и штрафные санкции за просрочку  платежа. Поэтому предприятие, беря товар в долг, должно удостовериться в том, что плата за кредит не слишком  велика.

 

   К кредиторской  задолженности чаще всего относят  краткосрочные долговые обязательства,  возникающие из расчетов покупателей  с поставщиками, заказчиков с  подрядчиками, предприятий с налоговыми  органами, с персоналом по оплате  труда и другим платежам, а  также по расчетам имущественного  и личного страхования, претензиям  и депонированным суммам, по исполнительным  листам, причитающимся дивидендам  и др.

 

   Задачи учета расчетов с дебиторами и кредиторами:

 

своевременное и правильное документирование операций по движению средств и расчетов;

 

контроль за правильными  и своевременными расчетами с  бюджетом, банками, персоналом;

 

контроль за соблюдением  форм расчетов, установленных в договорах  с покупателями и поставщиками;

 

своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для  исключения просроченной задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Учет операций  на валютных счетах в банке.

 

Валютные    операции,    проводимые    между    резидентами   и нерезидентами,   подразделяются   на  текущие  валютные  операции  и валютные операции, связанные с движением капитала.

     Для   проведения  расчетов  в  иностранной   валюте  организации открывают валютные счета.

     Учет  валютных  средств   ведут  на  счете  52 «Валютные  счета». Данный  счет  предназначен  для  обобщения  информации  о  наличии и движении  денежных  средств в иностранных валютах на валютных счетах организации,  открытых  в банках на территории Республики Беларусь и за  ее  пределами.  В  Типовом  плане счетов  бухгалтерского учета, утвержденном  постановлением  Минфина  РБ  от  30.05.2003  №  89, не означены  субсчета  к  счету  52.  Однако  согласно  п.2.19  Порядка заполнения  форм  годовой  бухгалтерской  отчетности,  утвержденного приказом  Минфина  РБ  от  20.01.2000  №  23  (с  учетом изменений и дополнений),  к  счету  52  «Валютный  счет»  открываются  следующие субсчета:  «Транзитные  валютные  счета»,  «Текущие валютные счета», «Валютные счета за рубежом».

     Положением  по  бухгалтерскому  учету  имущества и обязательств

организации,   стоимость  которых  выражена  в  иностранной  валюте,

утвержденным   постановлением   Минфина   РБ  от  17.07.2000  № 78,

предусмотрены  следующие  субсчета  к  счету  52:  «Текущий валютный

счет»,  «Специальный  валютный  счет»,  «Транзитный  валютный  счет»

(п.15).

Таким образом, к счету 52 «Валютные  счета» необходимо открывать

следующие субсчета:

     52-1 «Транзитный валютный  счет»;

     52-2 «Текущий валютный  счет»;

     52-3 «Валютный счет  за рубежом»;

     52-4 «Специальный валютный  счет».

     Рассмотрим порядок  отражения операций по названным  субсчетам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Учет операций  по обязательной продаже валюты.

 

Операции по продаже иностранной  валюты отражаются в бухгалтерском  учете в соответствии с Декретом Президента РБ от 30.06.2000 № 15 «О порядке  проведения переоценки имущества и  обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения  в бухгалтерском учете курсовых разниц» и Положением по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых  выражена в иностранной валюте, утвержденным постановлением Минфина РБ от 17.07.2000 № 78 (далее - Положение). Поскольку данные нормативные акты приняты до перехода на новый Типовой план счетов бухгалтерского учета (до 1 января 2004 г.), то счета бухгалтерского учета, приведенные в названных  документах, следует применять с  учетом норм Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина  РБ от 30.05.2003 № 89 (далее - Инструкция по применению Типового плана счетов).

Информация о работе Основные средства, их оценка. Учет и документальное оформление поступления основных средств и организация их аналитического учета