Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:42, дипломная работа
Актуальность данного вопроса и обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы, целью которой является анализ организации учета основных средств на конкретном предприятии и разработка мероприятий и рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические и методические вопросы организации бухгалтерского учета основных средств;
- проанализировать практика организации бухгалтерского учета основных средств в ООО «Сибтрейд»;
- разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств;
Введение 3
1. Теоретические основы учета основных средств на предприятии 5
1.1. Понятие, классификация и оценка основных средств 5
1.2. Основы бухгалтерского учета основных средств. Синтетический и аналитический учет 11
1.3. Учет основных средств в целях налогообложения 14
1.4. Методы амортизации основных средств 24
2. Учет операций с основными средствами в ООО «Сибтрейд» 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Сибтрейд» 28
2.2. Документальное оформление учета движения основных средств 32
2.3. Учет поступления и переоценки основных средств 37
2.4. Учет восстановления и выбытия основных средств 42
2.5 Инвентаризация основных средств 52
3. Анализ состояния и эффективности использования основных средств в ООО «Сибтрейд» 59
3.1 Анализ состава и структуры движения основных средств 59
3.2 Анализ технического состояния и движения основных средств 61
3.3 Оценка эффективности использования основных средств в ООО «Сибтрейд» 64
Все записи на счетах бухгалтерского учета производится на основании первичных учетных документов, которые фиксируют факт совершения той или иной финансовой или хозяйственной операции.
При учете основных средств и их движения в ООО «Сибтрейд» разработана рациональная система документооборота.
Приказом директора определен круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность и перемещение объектов основных средств, за правильное и своевременное оформление этих операций, определены должностные лица, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, ввод в эксплуатацию, перемещение и списание основных средств.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете № 129-ФЗ первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
Согласно п. 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете № 129-ФЗ и п. 5 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. Документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах и утверждаемые организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с вышеизложенными требованиями.
Несоблюдение всех этих требований (в частности, отсутствие в первичных учетных документах хотя бы одного из обязательных реквизитов) означает ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка и может стать причиной применения к организации финансовых санкций.
Движение основных
средств документально
№ 7.
Для учета основных средств ООО «Сибтрейд» применяет следующие унифицированные формы первичной учетной документации:
Форма ОС-1 – «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме здании, сооружений)» , применяется в ООО «Сибтрейд» для оприходования отдельных объектов, поступивших путем:
- приобретения за плату у других организаций;
- строительства хозяйственным или подрядным способом;
- получения от других
организаций и лиц в
- внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;
- получения в хозяйственное
ведение или оперативное
- взятия
в аренду с последующим
- поступления по акту дарения;
- передачи в совместную деятельность и доверительное управление;
- передачи в
обмен на другое имущество
и другими способами, не
При оформлении приемки основных средств акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект членами приемочной комиссии, назначенной приказом руководителя организации. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. Акт после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.
Форма ОС-1а - «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», применяется при приеме-передаче зданий и сооружений.
Форма ОС-3 – «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов», применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.
Акт, подписанный работником структурного подразделения организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившего ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию организации.
Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны быть внесены необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией.
Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
Форма ОС-4 – «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)», применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных средств).
Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.
Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.
Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания».
Форма ОС-4а – «Акт о списании автотранспортных средств», применяется для списания автотранспортных средств. Составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр, с документом, подтверждающим снятие с учета в ГИБДД, передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Затраты по списанию, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки автотранспортных средств, отражают в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания».
Форма ОС-6 – Инвентарная карточка учета основных средств (для зданий и сооружений) , применяется в для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.
Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, его перемещения, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию.
В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» записываются только основные качественные и количественные показатели основного объекта, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности, ограничиваясь двумя-тремя наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование данных имеющейся в организации технической документации на данный объект.
Краткую индивидуальную характеристику в случае группового учета основных средств дают не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.
При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования прежнюю инвентарную карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный (модернизированный, дооборудованный, достроенный) объект в целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ.
В унифицированные
формы первичной учетной
Учет поступления основных средств в ООО «Сибтрейд» ведется в разрезе перечисленных классификационных групп и инвентарных объектов.
Согласно Гражданскому
кодексу Российской Федерации (ст. 66,
218, 234) основаниями приобретения права
собственности на объекты основных
средств – как части
Самым распространенным способом поступления основных средств является их приобретение по договору купли-продажи.
Все расходы по покупке основных средств, не требующих монтажа (суммы, уплаченные поставщику; информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационные сборы и таможенные пошлины; государственные пошлины по приобретению прав на основные средства; вознаграждения посреднической организации и др.), в ООО «Сибтрейд» собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», на субсчете «Приобретение объектов основных средств». Таким образом, при документальном подтверждении совершенных операций в бухгалтерском учете ООО «Сибтрейд» делаются следующие записи:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Приобретение объектов основных средств»
Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - на сумму выделенного НДС
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
При учете приобретения
основных средств, требующих монтажа,
в бухгалтерском учете
Д-т 07 «Оборудование к установке»
Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - на сумму выделенного НДС
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
При передаче оборудования в монтаж в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Приобретение объектов основных средств»
К-т 07 «Оборудование к установке», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость выполненных монтажных работ.
Если принимается к учету объект основных средств после сооружения (строительства, изготовления), то бухгалтерское отражение этой операции может быть различным, в зависимости от того, подрядным (сторонней организацией) или хозяйственным (самостоятельным подразделением организации) способом сооружался объект.
При подрядном способе сооружения принятие на учет объекта отражается той же проводкой, что и приобретение по договору купли-продажи. Если сооружение производилось собственными силами, то вся сумма произведенных затрат предварительно аккумулируются на счете вспомогательного подразделения и включаются в фактическую первоначальную стоимость объекта основных средств записью:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Приобретение объектов основных средств»