Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:42, дипломная работа
Актуальность данного вопроса и обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы, целью которой является анализ организации учета основных средств на конкретном предприятии и разработка мероприятий и рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические и методические вопросы организации бухгалтерского учета основных средств;
- проанализировать практика организации бухгалтерского учета основных средств в ООО «Сибтрейд»;
- разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств;
Введение 3
1. Теоретические основы учета основных средств на предприятии 5
1.1. Понятие, классификация и оценка основных средств 5
1.2. Основы бухгалтерского учета основных средств. Синтетический и аналитический учет 11
1.3. Учет основных средств в целях налогообложения 14
1.4. Методы амортизации основных средств 24
2. Учет операций с основными средствами в ООО «Сибтрейд» 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Сибтрейд» 28
2.2. Документальное оформление учета движения основных средств 32
2.3. Учет поступления и переоценки основных средств 37
2.4. Учет восстановления и выбытия основных средств 42
2.5 Инвентаризация основных средств 52
3. Анализ состояния и эффективности использования основных средств в ООО «Сибтрейд» 59
3.1 Анализ состава и структуры движения основных средств 59
3.2 Анализ технического состояния и движения основных средств 61
3.3 Оценка эффективности использования основных средств в ООО «Сибтрейд» 64
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учёта или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждается приказом, постановлением или распоряжением руководителя организации, который оформляется по унифицированной форме № Инв-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации».
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоёмы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учёт, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учёта отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтённых объектов должна быть произведена с учётом рыночных цен, а износ определён по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Для отражения фактического наличия основных средств в местах нахождения и на всех этапах их движения в ООО «Сибтрейд» применяется инвентаризационная опись основных средств по форме № Инв-1.
Основныесредства вносят в описи по наименованиям в соответствии с основными назначениями объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учёте, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объект и привести в описи данные о производственных изменениях.
Машины, оборудование
и транспортные средства заносятся
в описи индивидуально с
Однотипные
предметы хозяйственного инвентаря, инструменты,
станки и др. одинаковые стоимости,
поступившие одновременно в одно
из структурных подразделений
Основные средства, которые на момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и др.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении или арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой даётся ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными.
Сличительные
ведомости составляются при выявлении
расхождений между данными
Для отражения результатов инвентаризации основных средств, по которым выявлены отклонения от учетных данных, применяются сличительные ведомости по форме № Инв-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов».
Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу или лицам.
Результаты инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств отражаются в акте инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств по форме № Инв-10. В данной форме объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей.
Описи подписывают все члены комиссии и материально-ответственные лица, и передают в бухгалтерию для внесения изменений и уточнений в карточки и регистры учета. При выявлении отклонений от учетных данных составляется сличительная ведомость, в которой указывается перечень недостающих и неучтенных объектов и их стоимость.
Заключение по результатам инвентаризации оформляется протоколом, который утверждается руководителем организации.
Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации (проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) - в годовом бухгалтерском отчете.
Для целей бухгалтерского учета выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия основных средств с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с п.З статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете» и отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации на увеличение финансирования (фондов);
- недостача
имущества и его порча в
пределах норм естественной
При выявлении излишков основных средств материально ответственные лица должны дать им соответствующие объяснения.
Для определения рыночной стоимости излишков основных средств, выявленных при проведении инвентаризации, используют следующие сведения и данные:
- данные о
ценах на аналогичные основные
средства, полученные в письменной
форме от организаций-
- сведения об
уровне цен, имеющихся у
- сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств.
Определенная таким образом рыночная стоимость может быть принята в качестве первоначальной стоимости неучтенных объектов основных средств. Амортизация по этим объектам основных средств будет начисляться на установленную таким образом первоначальную стоимость.
В бухгалтерском учете выявленные при инвентаризации как неучтенные объекты основных средств приходуются записью: Дт счета 01, Кт счета 91.
При выявлении недостач основных средств материально ответственные лица также должны дать соответствующие объяснения.
После выяснения всех обстоятельств возникновения недостач основных средств руководитель организации принимает решение о порядке их списания.
Остаточная стоимость недостающих основных средств относится на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» для выяснения причин и виновников: Дт счета 94, Кт счета 01.
В последующем выявленная недостача взыскивается с виновных лиц:
Дт счета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», Кт счета 94.
При взыскании недостачи основных средств по рыночным ценам разница между стоимостью недостающих основных средств, отнесенной на счет 73-2, и остаточной их стоимостью, отраженной на счете 94, относится в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей». По мере взыскания с виновного лица причитающиеся с него суммы указанная разница списывается со счета 98 на счет 91 записью: Дт счета 98-4, Кт счета 91.
При отсутствии конкретных виновников недостача относится на счет 91: Дт счета 91, Кт счета 94.
Для целей исчисления налога на прибыль излишки и недостачи основных средств (при отсутствии виновных лиц), а также потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций (включая затраты на их предотвращение или ликвидацию), выявленные при инвентаризации, учитываются в составе прочих расходов.
Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчётности.
В соответствии
с ПБУ 6/01 в бухгалтерской отчётности
подлежит раскрытию с учётом существенности
как минимум следующая
- о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчётного года;
- о движении основных средств в течение отчётного года по основным группам (поступление, выбытие и т. п.).
Кроме того, в пояснительной записке к годовому отчёту должна быть раскрыта следующая информация:
- о способах
оценки объектов основных
- об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учёту (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);
- о принятых
организацией сроках полезного
использования объектов
- об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;
- о способах
начисления амортизационных
- об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.
Анализ состава и структуры основных средств проводится на основе деления всех основных фондов на производственные и непроизводственные, а также на основе их классификации по натурально-вещественному составу (видам).
Проведем анализ наличия, состава и структуры основных средств в ООО «Сибтрейд».
Под структурой основных фондов понимается удельный вес каждой из групп основных фондов в общей их совокупности.
В качестве информационных источников используем показатели бухгалтерского баланса (форма №1) за 2007 и 2008 гг., а также данные ведомостей аналитического учета основных средств и формы №5 бухгалтерского баланса за 2007 и 2008 года. В приложении № 1 ( табл. 1) представлены основные средства организации в разрезе амортизационных групп.
Расчеты анализа приведены в таблицах №2,3 (приложение 2,3) и таблице № 4.
Таблица 4. - Горизонтальный и вертикальный анализ показателей движения основных средств
Виды ОС |
2008 год |
Абсолютное изменение (горизонтальный анализ) |
Вертикальный анализ | ||
начало |
конец |
начало |
конец | ||
Здания |
5000 |
4800 |
-200 |
76,69 |
73,14 |
Сооружения |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
Машины, оборудование |
1360 |
850 |
-510 |
20,86 |
12,95 |
Транспортные средства |
0 |
844 |
844 |
0,00 |
12,86 |
Инвентарь |
160 |
69 |
-91 |
2,45 |
1,05 |
Итого |
6520 |
6562 |
43 |
100 |
100 |