Основные средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:42, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного вопроса и обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы, целью которой является анализ организации учета основных средств на конкретном предприятии и разработка мероприятий и рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические и методические вопросы организации бухгалтерского учета основных средств;
- проанализировать практика организации бухгалтерского учета основных средств в ООО «Сибтрейд»;
- разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы учета основных средств на предприятии 5
1.1. Понятие, классификация и оценка основных средств 5
1.2. Основы бухгалтерского учета основных средств. Синтетический и аналитический учет 11
1.3. Учет основных средств в целях налогообложения 14
1.4. Методы амортизации основных средств 24
2. Учет операций с основными средствами в ООО «Сибтрейд» 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Сибтрейд» 28
2.2. Документальное оформление учета движения основных средств 32
2.3. Учет поступления и переоценки основных средств 37
2.4. Учет восстановления и выбытия основных средств 42
2.5 Инвентаризация основных средств 52
3. Анализ состояния и эффективности использования основных средств в ООО «Сибтрейд» 59
3.1 Анализ состава и структуры движения основных средств 59
3.2 Анализ технического состояния и движения основных средств 61
3.3 Оценка эффективности использования основных средств в ООО «Сибтрейд» 64

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 409.00 Кб (Скачать файл)
  1. продажа объекта основных средств другому лицу;
  2. списание в случае морального и (или) физического износа;
  3. передача объектов основных средств в виде вклада в уставной капитал другой организации;
  4. ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
  5. передача по договорам мены, дарения;
  6. другие причины.

Для учета выбытия  объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» в ООО «Сибтрейд» открыт самостоятельный субсчет «Выбытие основных средств». Выбытие отражается следующими бухгалтерскими записями:

Д-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

К-т 02 «Амортизация основных средств» - на сумму накопленных  амортизационных отчислений по выбывающим объектам основных средств; и Д-т 01 «Основные средства»

К-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости выбывающего объекта.

Таким образом, на субсчете «Выбытие основных средств» определяется остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств. По окончании операции выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счете 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Кроме того, организация  может нести дополнительные затраты, связанные с выбытием объектов. Это и начисленная заработная плата работникам, участвующим в предпродажной подготовке или демонтаже объекта; ЕСН; стоимость израсходованных материалов, запасных частей и приспособлений; налоги сборы, уплачиваемые из выручки при продаже основных средств; стоимость услуг сторонних организаций; плата за оформление документов и пр. Согласно ПБУ 10/99 все эти затраты относятся к операционным расходам и могут либо предварительно аккумулироваться на счете 23 «Вспомогательные производства», либо сразу относиться на счет 91 «Прочие доходы и расходы». В бухгалтерском учете эти операции отражаются:

Д-т 91 «Прочие доходы и  расходы», субсчет «Прочие расходы»

К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

В результате списания или  ликвидации объектов основных средств  могут оставаться материальные ценности (запасные части, лом и пр.), которые приходуются по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету и показываются:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 91 «Прочие доходы и  расходы», субсчет «Прочие доходы».

В апреле 2008 года в ООО «Сибтрейд» списывалось (ликвидировалось) частично изношенное оборудование стоимостью 28 000 руб. и начисленной амортизацией 20 160 руб. Стоимость металлолома, оприходованного при списании, составила 3500 руб.

В бухгалтерском учете  рассматриваемого предприятия были сделаны следующие бухгалтерские  записи:

1) списывается первоначальная  стоимость выбываемого объекта – 28000 руб.

Д-т 01/ «Выбытие основных средств»

К-т 01 / «Первоначальная  стоимость»

2)списывается сумма  амортизации, начисленной до момента  списания – 20 160 руб.

Д-т 02

К-т 01 / «Выбытие основных средств»

3)списывается остаточная  стоимость ликвидируемого основного средства – 7 840 руб.

Д-т 91/2

К-т 01 / «Выбытие основных средств»

4) принимается к учету металлолом – 3 500 руб.

Д-т 10

К-т 91/1

Поступления, связанные  с продажей и прочим списанием  основных средств, отражаются:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.

К-т 91 «Прочие доходы и  расходы», субсчет «Прочие доходы».

Таким образом, вся информация, необходимая для определения  финансового результата от выбытия объектов основных средств аккумулируется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Если кредит счета больше его дебета, то организация получила прибыль, а если наоборот – убыток. Этот финансовый результат в конце месяца списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Выбытие основных средств  в счет вкладов в уставный капитал: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных средств», К-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - на сумму остаточной стоимости передаваемого объекта.

При безвозмездной передаче основных средств записи составляются по традиционной схеме. Доходы в данном случае отсутствуют, но в соответствии с действующим законодательством передача основного средства на безвозмездной основе признается реализацией (за исключением случаев, перечисленных в ст.146 НК РФ) и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость .

Согласно ПБУ 10/99 при  безвозмездной передаче объекта  основных средств все расходы, связанные  с его выбытием, признаются операционными  расходами организации. Таким образом, в бухгалтерском учете при  безвозмездной передаче основных средств расходами считаются их остаточная стоимость и все затраты, связанные с передачей. В этом случае остаточная стоимость передаваемого объекта определяется на счете 01 «Основные средства» традиционным способом и списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы». На сумму убытка от передачи объекта основных средств делается запись: Д-т 99 «Прибыли и убытки», К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных средств».

Рассмотрим на конкретных примерах порядок отражения в  бухгалтерском учете выбытие основных средств с баланса организации.

1. Продажа основных средств

Продажа основных средств  оформляется, как правило, договором  купли-продажи. Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). В рассматриваемой ситуации продавцом является организация – собственник объекта основных средств, покупателем – другое лицо (юридические или физическое), приобретающее этот объект. Цена продажи основного средства устанавливается в соответствии с договором. В соответствии со ст. 424 ГК РФ цена, по которой продается основное средство, устанавливается соглашением сторон. Согласно ст. 40 НК РФ цена продажи объекта основных средств, согласованная между продавцом и покупателем, является рыночной ценой, пока не доказано обратное. Налоговые органы в праве проверить уровень цен по договору купли-продажи, если цена по договору отличается более чем на 20 % в ту или иную сторону от уровня цен, по которым организация продает аналогичные товары. В этом случае для целей налогообложения организация должна использовать рыночный уровень цен на аналогичные товары в сопоставимых условия.

2 Списание  объекта основных средств по  причине морального или физического  износа

Сроки полезного использования  объектов основных средств определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

После истечения срока  полезного использования объекта  основных средств и полного переноса его стоимости на себестоимость  продукции (работ, услуг) начисление амортизации прекращается, и организация вправе списать основное средство с баланса.

3 Передача  объекта основных средств в  качестве вклада в уставной  капитал другой организации

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 26.12.95 г. № 208-ФЗ (редакция от 24.05.99 г.) «Об акционерных обществах» взнос в уставной капитал (оплата акций) может производиться как денежными средствами, так и ценными бумагами, имуществом, имущественными либо иными правами, имеющими денежную оценку. В соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества организации в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного общества не признается реализацией для налогообложения.

Согласно п. 3 ПБУ 10/99 выбытие  имущества организации в связи  с вкладом его в уставные (складочные) капиталы других организаций не признаются расходом в бухгалтерском учете [21]. Таким образом, можно сделать вывод, что при вкладе имущества в уставной капитал учреждаемой организации не возникает финансовый результат (прибыль или убыток) ни для целей бухгалтерского учета, ни для целей налогообложения.

Счет 58 «Финансовые вложения»  предназначен для обработки информации о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставленных другим организациям займов. На этом счете отражается фактически внесенная сумма денежных средств (или иного имущества организации) в уставной капитал другой организации. Отражение в балансе организации ее задолженности по вкладу в уставные капиталы других организаций нормативными документами не предусмотрено.

4 Передача  объекта основных средств по  договору дарения

В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или  обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь. Если договором предусмотрено встречная передача вещи либо какое-то другое встречное обязательство, то заключенный договор уже нельзя считать договором дарения.

Согласно ст. 575 ГК РФ заключение договоров дарения запрещено  между коммерческими организациями на сумму 5 установленных законом минимальных размеров оплаты труда (500 рублей в настоящее время).

Согласно п. 3 ст. 149 НК РФ безвозмездная передача товаров (за исключением подакцизных), выполнение работ или оказание услуг в рамках благотворительной деятельности, производимой в соответствии с Федеральным законом от 11.08.95 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», освобождаются от налога на добавленную стоимость.

5 Передача  объекта основных средств по договору мены

Согласно п. 1 ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой, при этом, если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, признаются равноценными. К договору мены применяются правила о купле-продаже, при этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (п. 2 ст. 567 ГКРФ).

Каждая из организаций  выписывает счет-фактуру на выбывающее имущество исходя из его рыночной цены, по которой и приходует получаемое имущество.

Следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям налоговая  база для исчисления налога на добавленную стоимость определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ.

2.5 Инвентаризация основных  средств

 

В соответствии с п.1 статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация  основных средств заключается в  проверке их фактического наличия по местам эксплуатации.

Проведение  инвентаризации осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые должны применяться с учетом Постановления Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88, утвердившего формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется в ООО «Сибтрейд» руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Независимо  от принятой учетной политики организации проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче  имущества в аренду, выкупе, продаже,  а также при преобразовании  государственного или муниципального  унитарного предприятия;

- перед составлением  годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов один раз в пять лет;

- при смене  материально ответственных лиц;

- при выявлении  фактов хищения, злоупотребления  или порчи имущества;

- в случае  стихийного бедствия, пожара или  других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации  или ликвидации организации;

- в других  случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Сведения о  фактическом наличии имущества  в ООО «Сибтрейд» записывается в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

- наличие и  состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учёта, а также технических паспортов и другой технической документации;

- наличие документов  на основные средства, сданные  или принятые  организацией в  аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление).

Информация о работе Основные средства