Основы организации финансового учета на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 03:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для достоверности бухгалтерской отчетности имеет существенное значение организация бухгалтерского учета в соответствии с законодательством.
Цель работы – изучить основы организации финансового учета на предприятии.
В качестве объекта исследования выбрано ООО «АлеКо».

Содержание работы

Введение 3
1. Основные принципы бухгалтерского (финансового) учета 5
2. Формы ведения бухгалтерского (финансового) учета 17
3. Организация финансового учета в ООО «АлеКо» 22
Заключение 31
Решение задачи по учету финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Актив» 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Файлы: 1 файл

Бух.(фин)учет. Кур.Вар.1 МосАп.docx

— 102.91 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

при Правительстве Москвы

Сургутский  филиал

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

Дисциплина: Бухгалтерский финансовый учет

 

 

Тема:  Основы организации финансового учета на предприятии

 

 

 

Выполнил: Ананьева Л.А.

 

Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Группа:  81 БиА

 

Зачетная книжка №   315/09

 

Проверил – к.э.н., профессор

Сысоева Надежда  Дмитриевна

 

Дата:  «     » ____________  2012 г.

 

Оценка:  _________________

 

 

 

г. Сургут, 2012 г


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Основные принципы бухгалтерского (финансового) учета 5

2. Формы ведения бухгалтерского (финансового) учета 17

3. Организация финансового учета в ООО «АлеКо» 22

Заключение 31

Решение задачи по учету финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Актив» 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

 

 

 

Введение

 

Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что для достоверности бухгалтерской отчетности имеет существенное значение организация бухгалтерского учета в соответствии с законодательством.

Цель  работы – изучить основы организации финансового учета на предприятии.

В качестве объекта исследования выбрано ООО «АлеКо».

Предметом исследования является организация финансового учета на данном предприятии.

Для достижения данной цели были поставлены и решены в ходе работы следующие задачи:

во-первых, определены основные принципы бухгалтерского (финансового) учета;

во-вторых, указаны права и обязанности главного бухгалтера;

в-третьих, рассмотрены формы ведения бухгалтерского (финансового) учета;

и, в-четвертых, определены проблемы реформирования бухгалтерского (финансового) учета.

Для решения поставленных задач  опирались на нормативно-правовые акты, регулирующие учет денежных средств  в Российской Федерации:

      • Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.11.2011);
      • Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (ред. от 24.12.2010)
      • Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 03.11.2008. - N 44.

Также в ходе разработки выбранной  темы использовались учебная литература и периодические издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  принципы бухгалтерского (финансового) учета

 

Принцип (principium) в переводе с латинского буквально означает «начало» или «основа», т. е. базовое положение, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения. БСЭ так и определяет этот термин: «Принцип - основное исходное положение какой-либо теории». Эти «основные исходные положения» представляют собой концентрированную мысль об известной совокупности фактов. И тут сразу возникает вопрос: насколько эта концентрированная мысль - принцип - соответствует совокупности фактов? Если между ними просто ставится знак равенства, то подобное отождествление может привести к печальным результатам, подобным тем, к которым приходят люди, не понимающие различия между видимым во сне и наяву. Однако много веков бухгалтерия, исходя из того, что все то, что записано в учетных регистрах, если только не было допущено вольных или невольных искажений, абсолютно истинно, в сущности отождествляла инвентарь учитываемых ценностей с реальным положением дел. Администраторы смотрели в баланс и верили всему тому, что там написано, не задумываясь, как это было написано. А писали разные бухгалтеры по-разному.

Только в первой четверти XX в. стало  ясно, что понимание реальности учитываемых  объектов зависит прежде всего от принципов, с помощью которых  бухгалтеры формируют эту реальность. Тогда бухгалтеры поняли, что, сформировав  принципы учета, они смогут описать  и ясно раскрыть связь причин, приводящих к возникновению фактов хозяйственной  жизни, со следствиями, к которым  они приводят.

Первая попытка сформулировать принципы учета была предпринята  в США в 1936 г., когда Американская ассоциация бухгалтеров (ААА) разработала первые стандарты учета. С тех пор в США и по их примеру в ряде других стран (особенно англоязычных) идет систематическая работа по созданию бухгалтерских стандартов. Все они представляют развитие определенных принципов, составляющих начало и основу всего живого учета, но очень важно заметить, что почти каждый современный автор конструирует свою систему принципов, многие из них повторяются почти во всех случаях, но у каждого автора есть какие-то свои особенные принципы. Мы приведем те из них, которые официально включены в официальный документ - Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)1.

Рассмотрим содержание этих принципов.

Имущественная обособленность

Активы и обязательства организации  существуют обособленно от активов  и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Иными словами, организация, в которой ведется  бухгалтерский учет, юридически самостоятельна по отношению к своему (своим) собственнику (собственникам), т.е. фирма как юридическое  лицо суверенна по отношению к  своему собственнику. Собственность  фирмы не есть собственность ее хозяина, а собственность хозяина не есть собственность организации.

Из этого принципа следует, что  с практической точки зрения расчетные  счета собственника и фирмы должны быть разделены, и ответственность  по обязательствам друг друга не должна пересекаться; а с теоретической - сумму уставного капитала можно  рассматривать как долг фирмы  собственнику.

Непрерывность деятельности

Предприятие, однажды возникнув, будет  существовать вечно, (В нормативных  документах это положение формулируется  более осторожно: «Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке».)

Это очень своеобразный принцип, ибо  он противоречит здравому смыслу: всякий человек знает, что он умрет и  все люди рано или поздно умрут  тоже; тем более любой завод, магазин, салон и т. п. не могут существовать постоянно, ибо «ничто не вечно под луной». И тем не менее этот принцип выдвигается в число основных. Принятое допущение напоминает первый закон механики: «всякое тело находится в состоянии непрерывного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не будет принуждено изменить это движение». Но в реальной жизни всегда есть трение, и поэтому непрерывное движение невозможно. Эта аналогия позволяет очень эффективно исчислять финансовые результаты и отказаться от попыток переоценки учитываемых объектов. В самом деле, если предприятие будет существовать вечно, зачем переоценивать его активы? Напротив, если предприятие ликвидируется, то только в этот момент его наследство должно быть оценено по текущей рыночной стоимости, а не по исторической оценке, т. е. цене приобретения (себестоимости). Если же предприятие продается целиком, то составлять ни ликвидационный, ни вступительный (начинательный) баланс не нужно (что следует из этого принципа). От смены хозяина фирма не стала другой, как лошадь не становится иной от того, что у нее сменился наездник. Меняя хозяина, предприятие должно полностью сохранить систему учета, а уплаченную разницу между учетной стоимостью имущественного комплекса и ценой за него следует отразить в учете как приобретение нематериального актива - деловой репутации (гудвила) фирмы.

Последовательность  учетной политики

Принятая организацией учетная  политика применяется последовательно  от одного отчетного года к другому, т. е. однажды выбранные администрацией учетные методологические приемы должны последовательно применяться из года в год. Использование иных приемов  возможно только в случае существенных изменений условий, в которых  функционирует предприятие.

Временная определенность фактов хозяйственной  жизни

Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором  они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты  денежных средств, связанных с этими  фактами.

Действие этого принципа начинается с выбора момента, с которым идентифицируется возникновение факта хозяйственной  жизни. Например, предприятие покупает материалы. Сама покупка связана  со следующими шестью моментами: 1) сотрудник фирмы направил заявку в отдел снабжения; 2) отдел снабжения направил заявку поставщику; 3) поставщик отправил ценности и счет на них; 4) ценности поступили на склад предприятия; 5) счет поставщика поступил из банка в бухгалтерию; 6) фирма оплатила счет. Каждый из этих моментов может быть основой для записи в бухгалтерских регистрах, но, выбирая тот или иной из них, мы предопределяем особенности учета. Наиболее правилен, на наш взгляд, выбор момента идентификации, с которого переходит право собственности. В настоящее время именно он закреплен в нормативных документах. Классический случай - это отгрузка-сдача поставщиком ценностей (товаров) на железнодорожную станцию или водную пристань, ибо именно с этого момента право собственности, если в договоре не сказано иное, переходит получателю. В бухгалтерском учете всегда проводят различие между моментом перехода права собственности и моментом поступления платежа. После перехода права собственности на товары возникает прибыль, но у предприятия отсутствуют деньги для погашения вытекающих отсюда обязательств, ибо выплачивать зарплату, гасить долги и вносить налоги часто нечем. Но этот парадокс потому и возникает, что администрация предприятия продает товары и оказывает услуги тем, с кем не следовало бы поддерживать деловые отношения. После получения денег от покупателя средства на названные расходы есть, но если продажу товаров признавать в учете только после получения денег от покупателя, нарушается юридическая последовательность идентификации.

Отсюда и возникает необходимость  в сопоставлении двух потоков: прироста и убыли ценностей, так как  доходы данного отчетного периода  должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены. Дело в том, что актив-это  расходы (кроме денежных средств), которые  должны стать доходами в будущем. Отсюда последовательное проведение правил, согласно которым: доходы обеспечиваются не деньгами, а правом их требования; расходы возникают не тогда, когда  платишь, а тогда, когда возникло обязательство их уплатить; амортизация-это  не перенесение стоимости на готовый  продукт, а списание понесенных расходов данного отчетного периода на ряд отчетных периодов, во время  которых появляется возможность  не доплачивать дивиденды акционерам и налоги органам фиска и т. п. Отсюда тотальный разрыв между  начислением денежных сумм и их реальным движением,

Полнота отражения бухгалтерской информации

Смысл официального требования сводится к тому, что учетная политика «должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности». Это требование реально недостижимо. Например, заключение любого хозяйственного договора, например договора поставки, несомненно, является фактом хозяйственной деятельности, но этот и подобные факты заключения договоров согласно действующим нормативным документам в бухгалтерском учете не фиксируются.

Таким образом, под полнотой отражения  информации следует понимать только учет тех фактов, которые согласно принятой бухгалтерской практике подлежат отражению.

Своевременность отражения фактов хозяйственной  жизни

Между совершением (возникновением) факта  хозяйственной жизни и моментом регистрации проходит определенное время (лаг). Этот принцип предполагает, что величина этого лага должна быть, по возможности, разумно минимальной.

При этом бухгалтеры обязаны фиксировать  все факты хозяйственной жизни, т. е. ситуации, действия или события, изменяющие состав средств предприятия  и/или их источников. Для бухгалтерского учета это означает, что ни один факт хозяйственной жизни не может  оказаться истинным или действительным, если он не зарегистрирован в первичном  документе, и только первичный документ служит достаточным основанием того, «почему именно дело обстоит так, а не иначе», причем регистрация фактов влечет за собой последующую регистрацию документов.

Согласно требованию своевременности, учетная политика любого предприятия  должна обеспечивать «своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности)» (ПБУ 1/2008)2, В соответствии с требованием п. 4 ст. 9 Закона РФ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, на основании которых делаются записи в бухгалтерском учете, должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, - непосредственно после ее окончания3. После этого первичные документы передаются в бухгалтерию. И, следовательно, исполнение требования своевременности означает фиксацию данных о фактах хозяйственной жизни в учете по мере поступления в бухгалтерию первичных документов, данные факты оформляющих.

Порядок составления и передачи в бухгалтерию первичных документов на конкретном предприятии оформляется  графиком (графиками) документооборота, утверждаемым руководителем предприятия. Существуют два закона регистрации  данных, которым необходимо следовать  при организации системы бухгалтерского учета:

Информация о работе Основы организации финансового учета на предприятии