Особенности бухгалтерского учета и налогообложения представительских расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 02:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить, что же такое представительские расходы, более детально рассмотреть как они отражаются в бухгалтерском и налоговом учете, а также рассмотреть их отражение на конкретных примерах. Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы;
2. Выявить основную проблему учета представительских расходов в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения;
4. Провести и обозначить тенденции развития тематики: « бухгалтерский и налоговый учет представительских расходов».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Представительские расходы: их сущность, состав и документальное оформление……………………………………………5
1.1. Представительские расходы: основные понятия и определения…………………………………………....5
1.2. Состав представительских расходов…………………6
1.3. Документальное оформление представительских расходов………………………………………………..11
Глава 2. Сравнительная характеристика бухгалтерского учета и налогообложения представительских расходов……………………….13
2.1.Взаимодействие систем бухгалтерского и налогового учета представительских расходов и их сравнение……….. ………….13
2.2. Особенности бухгалтерского учета представительских расходов……………………………………………………………19
2.3. Особенности налогового учета представительских расходов……………………………………………………………22
Глава 3. Практическая часть: конкретные примеры бухгалтерского и налогового учета представительских расходов…………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………..40
Библиографический список………………………………………………43
Приложение……………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

гот . кур. бух.учет.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

 

Страна

Первичные 
документы

Бухгалтерский 
учет   

Налоговый 
учет 

Бухгалтерская 
отчетность

Корректировки

Налоговая 
отчетность

Россия

+   

+     

+   

+     

+     

+   

Европа

+   

+     

 

+     

+     

+   

США  

+   

+     

 

+     

 

+   


 

 

Из данных таблицы  следует, что за рубежом не стоит  задача отдельного ведения налогового учета. Опыт зарубежных стран показывает, что при надлежащей организации  учетной работы система бухгалтерского учета обеспечивает информацией, необходимой  как для правильного исчисления налоговой базы и суммы налога на прибыль, так и для достоверного отражения всех фактов хозяйственной деятельности организации . "В большинстве развитых стран не существует двух параллельных систем учета с повторяющимися данными, - отмечает Ю. Максимовская, старший менеджер департамента налогов и права компании Andersen. - Существуют методики перехода от бухгалтерского учета к налоговому. Например, в Великобритании учет основных средств ведется по стандартам бухгалтерского учета. Но для целей налогообложения вся начисленная амортизация не принимается к вычету, а вместо этого рассчитывается так называемый налоговый вычет на капитальные вложения, определяемый по особым правилам в зависимости от вида актива, срока его службы и сферы деятельности предприятия. В США также приняты многочисленные формы перехода от бухгалтерского результата к налогооблагаемой базе".

Профессор А.С. Николаева подчеркивает, что "у  российского законодателя имеется  возможность выбора одного из двух путей создания информационной финансовой системы в интересах значительного круга пользователей (в лице государства - Минфин России, налоговые органы, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Минэкономразвития России, Центральный Банк РФ и др.):

1) первый путь - "каждому пользователю - по собственной  информационной (учетной) системе";

2) второй путь  предполагает применение в отношении  такого объекта управления, как  информационная система, принципа "управления по отклонениям", т.е. выбор в качестве основной такой учетной системы, которая в максимальной степени объективно удовлетворяет информационные потребности всех потребителей, и построение на ее основе "особенных информационных систем", удовлетворяющих специфические потребности в информации уже конкретных пользователей.

...законодатель  пошел по первому пути" .

У такого пути есть свои приверженцы. Так, академик Международной  академии информатизации В.Я. Кожинов  полагает, что в настоящий момент целесообразно полное разделение бухгалтерского и налогового учета: "Оба учета должны осуществляться параллельно и таким образом, чтобы скрупулезная обработка и внесение в компьютер бухгалтерских и налоговых сведений позволяли к моменту наступления отчетного периода без больших доработок и корректировок выводить на печать балансы (бухгалтерский и налоговый) и требуемую финансовую отчетность".

Кандидат экономических  наук Е.В. Оломская считает полное разграничение  систем бухгалтерского и налогового учета методически оправданным  вариантом, поскольку они выражают разные экономические интересы и преследуют разные цели.

Автор солидарен  с мнением профессора А.С. Николаевой в том, что "первый путь очень затратный: он резко увеличивает не только издержки на формирование и поддержание информационных систем у российских организаций, но и умножает государственные затраты на создание законодательно-нормативного обеспечения каждой из информационных систем, их обслуживание и контроль за исполнением требований. Кроме того, данный путь объективно содержит в себе как минимум две принципиальные опасности:

- во-первых, по  причине "множественности"  объектов управления, применения  для разных целей одной и  той же устоявшейся терминологии  и понятий повышается риск  создания неясного, противоречивого,  т.е. некачественного законодательства, что, естественно, негативно влияет на исполнимость законодательства;

- во-вторых, резко  возрастает бремя издержек на  предприятии по созданию "индивидуальных  под каждого государственного  потребителя" систем информации, что может согласно принципу  рациональности (эффект от информации должен покрывать затраты на ее формирование) привести к полному невыполнению требований законодателя в той или иной области, а значит, к необеспечению какого-либо пользователя необходимой информацией".

Проведенный анализ правовых норм и мнений специалистов и практиков позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в России отсутствует необходимость в существовании системы налогового учета по налогу на прибыль как системы, параллельной системе бухгалтерского учета. Введение такой системы не отвечает ни интересам государства в целом, ни интересам предпринимателя, ни интересам многочисленных реальных и потенциальных пользователей достоверной финансовой информации.

На взгляд автора, второй путь создания информационных систем - "по отклонениям" - более эффективен. Он предполагает описание принципов взаимодействия системы бухгалтерского учета и "второстепенных" учетных систем, детальное определение и описание отличий. При таком подходе становится изначально понятно, как, по каким принципам необходимо создавать законодательство, нормативные документы по системам учета, какие вопросы они должны содержать[3].

 

2.2. Особенности бухгалтерского учета представительских расходов

 

В бухгалтерском учете представительские  расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникли, независимо от времени фактической оплаты. Никаких ограничений по видам и размерам представительских расходов в бухгалтерском учете нет.

Основное требование - затраты на прием и обслуживание представителей других организаций должны быть связаны с установлением или поддержанием взаимовыгодного сотрудничества. А расходы на прием и обслуживание участников, прибывших на заседания совета или ревизионной комиссии, - с работой этих органов организации.

Представительские расходы, понесенные организацией, в полном объеме отражаются на счетах учета затрат. Они могут быть учтены в составе расходов по обычным видам деятельности предприятия (п. 5-8 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В этом случае представительские расходы  являются текущими и учитываются  на счетах 26 "Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу" в  корреспонденции со счетами:

  • 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
  • 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
  • 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

В некоторых случаях представительские  расходы могут быть отнесены на капитальные  вложения, если они связаны с капитальным  строительством, модернизацией, реконструкцией, приобретением основных средств или нематериальных активов. При этом они будут отражаться по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и включаться в первоначальную стоимость основных средств или нематериальных активов.

Или же представительские расходы  могут быть включены в состав прочих операционных расходов, если они связаны с продажей основных средств, нематериальных активов или ценных бумаг. В этом случае сумма указанных расходов будет списана в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы".

Если для проведения представительского мероприятия приобретаются материально-производственные запасы (продукты), то сначала их следует отразить на счете 10 "Материалы" или на счете 15 "Заготовление и приобретение МПЗ" в зависимости от выбранной учетной политики. По мере использования приобретенных ценностей их стоимость списывается со счета 10 на счет учета затрат (26 или 44).

Пример 1.

В апреле 2008 года ООО "Шанхай" осуществило расходы, которые были связаны со следующими мероприятиями:

- официальные обеды в ресторане по месту нахождения ООО "Шанхай", а также по месту нахождения деловых партнеров организации;

- буфетное обслуживание  во время переговоров;

- транспортное обслуживание  делегаций;

- посещение театра  и концертного зала.

Для организации встречи  по месту нахождения ООО "Шанхай" была привлечена специализированная организация. Ей было перечислено по безналичному расчету 8 142 руб., в том числе НДС - 1 242 руб.

Для участия в переговорах  по месту нахождения контрагентов были командированы сотрудники ООО "Шанхай". На командировочные расходы им было выдано 4 200 руб. Согласно авансовому отчету, который представили сотрудники ООО "Шанхай" после возвращения из командировки, расходы на поездку составили 4 123 руб.

На приобретение продуктов  и напитков в целях проведения буфетного обслуживания из кассы  организации было выдано подотчетному лицу 1 000 руб. На основании авансового отчета продукты и напитки оприходованы в качестве МПЗ.

Транспортное обслуживание гостей было поручено специализированной организации, стоимость услуг которой  составила 1 298 руб., в том числе  НДС - 198 руб.

На приобретение билетов  в театр и концертный зал было израсходовано 2 300 руб., которые были выданы подотчетному лицу из кассы организации.

 

В бухгалтерском учете  ООО "Шанхай" были сделаны следующие  записи:

Дебет 71 Кредит 50

7 500 руб. (1 000 руб. + 4 200 руб. + 2 300 руб.) - из кассы выданы деньги  на приобретение продуктов и  напитков для буфетного обслуживания, на командировочные расходы и для приобретения билетов в театр и концертный зал;

Дебет 60, субсчет "Расчеты  по авансам выданным" Кредит 51

9 440 руб. (8 142 руб. + 1 298 руб.) - перечислена предоплата на организацию  деловой встречи и на транспортное обслуживание делегации;

Дебет 10 Кредит 71

1 000 руб. - оприходованы  напитки и продукты, приобретенные  для буфетного обслуживания гостей;

Дебет 50, субсчет 3 "Денежные документы" Кредит 71

2 300 руб. - отражена стоимость  билетов в театр и концертный зал, приобретенных через подотчетное лицо;

Дебет 26 Кредит 71

4 123 руб. - на основании  авансового отчета отражены командировочные  расходы.

 

Обратите внимание! В том случае, когда деловую встречу организуют партнеры организации, командировочные расходы, связанные с этой поездкой, не включаются в состав командировочных расходов.

 

На основании Акта о списании представительских расходов на официальный прием представителей в бухгалтерском учете организации  были сделаны следующие записи:

Дебет 26 Кредит 60

8 000 руб. (9 440 руб. - 1 242 руб. - 198 руб.) - отражены расходы на  организацию деловой встречи  и транспортное обслуживание  членов делегации;

Дебет 19 Кредит 60

1 440 руб. (1 242 руб. + 198 руб.) - на основании полученных счетов-фактур  выделена сумма "входного" НДС по расходам на организацию деловой встречи и на транспортное обслуживание;

Дебет 26 Кредит 10

1 000 руб. - списана стоимость  продуктов питания и напитков, использованных в ходе деловой  встречи;

Дебет 26 Кредит 50, субсчет 3 "Денежные документы"

2 300 руб. - использованы  билеты в театр и концертный  зал, приобретенные для участников  деловой встречи.

Таким образом, общая  сумма представительских расходов составила 11 300 руб. (8 000 руб. + 1 000 руб. + 2 300 руб.).

Дебет 90, субсчет "Общехозяйственные расходы" Кредит 26

11 300 руб. - на сумму  представительских расходов уменьшены  доходы по обычным видам деятельности  текущего периода[4].

 

2.3.Особенности налогового учета представительских расходов

Понятие представительских  расходов для целей налогообложения прибыли определено в п. 2 ст. 264 НК РФ. Это расходы налогоплательщика на официальный прием или обслуживание:

- представителей  других организаций, участвующих  в переговорах в целях установления  или поддержания взаимного сотрудничества;

- участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.

Место проведения указанных мероприятий не имеет  значения.

Что касается представителей сторонних организаций, это могут  быть не только покупатели и поставщики, с которыми у компании уже заключены договоры, но и потенциальные партнеры.

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета и налогообложения представительских расходов