Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:16, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы является углубление теоретических знаний и практических умений в вопросах, связанных с особенностями ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть критерии отнесения предприятий к категории малых;
• рассмотреть теоретические основы и нормативно-правовое
регулирование деятельности предприятий малого бизнеса;
• изучить формы и особенности организации бухгалтерского учета на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей;
• рассмотреть отчетность предприятий малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………6
1. Малое предпринимательство: общие сведения……………………………..6
1.1 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий….8
1.2 Индивидуальное предпринимательство………………………………..10
1.2.1 Общие сведения……………………………………………………..10
1.2.2 Система налогообложения ………………………………………...13
2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета на малых предприятиях……………………………………………………………………….15
ГЛАВА ВТОРАЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА……………20
1. Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях……………..20
1.1 Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии……….20
2. Особенности ведения бухгалтерского учета у индивидуальных предпринимателей………………………………………………………………….26
3. Бухгалтерская отчетность малых предприятий……………………………34
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….......53
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...54
В случае превышения малым предприятием предельной численности работников указанное предприятие лишается предусмотренных законодательством льгот на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
3) Ограничение по выручке: выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого предпринимательства:
1.2 Индивидуальное предпринимательство
1.2.1 Общие сведения
Индивидуальный предприниматель (сокращ. ИП; ЧП, ПБОЮЛ) — физическое лицо,
занимающееся предпринимательск
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п.2 ст.11 Налогового Кодекса Российской Федерации)
Основной нормой, определяющей правовое положение гражданина-предпринимателя, является статья 23 Гражданского кодекса РФ.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.[5]
Важной особенностью осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является тот факт, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. В отличие, например, от участника общества с ограниченной ответственностью, где участник отвечает по обязательствам учреждённого им общества в основных случаях только в пределах своей доли в уставном капитале этого общества и ни в коем случае не своим личным имуществом. Этот существенный факт относится к основному недостатку этой формы ведения предпринимательской деятельности.
Государственная регистрация и дальнейшая деятельность индивидуальных предпринимателей регламентируется Федеральным Законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ, Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами РФ, а также отдельными постановлениями Правительства РФ.
С 2011 года упрощено требование к оформлению документов: при личной подаче в регистрирующий (налоговый) орган, документы не заверяются у нотариуса, при прекращении деятельности индивидуальному предпринимателю не нужно представлять справку из Пенсионного Фонда (на данный момент реализовано не во всех субъектах). После принятия отчёта орган ПФР сам предоставляет справку в регистрирующий (налоговый) орган в электронной форме; при этом в некоторых субъектах даже не требуется предоставление отчёта до закрытия ИП.
Статус ИП имеет следующие преимущества по сравнению с регистрацией собственного предприятия:
Основные недостатки:
1.2.2 Система налогообложения
Три наиболее часто встречающиеся системы налогообложения у ИП:
УСН на основе патента: ИП (в отличие от юридических лиц) имеют право применять УСН на основе патента. ИП на патентной УСН вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом среднесписочная численность не должна превышать за налоговый период пять человек.
Виды деятельности, облагаемые ЕНВД, определяются местным законодательством в пределах перечня, установленного статьей 346.26 НК. При этом, если предприниматель занимается еще и видами деятельности, не попадающими под ЕНВД, то по ним он сдает отчетность и уплачивает налоги в соответствии с ОСН или УСН. И даже если он лишь иногда осуществляет разовые операции, не облагаемые ЕНВД — должен сдавать отчетность по двум системам.
2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета на малых предприятиях
Организация и ведение бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства регулируются общей системой нормативного регулирования бухгалтерского учета. Формирование и развитие такой системы - одно из важных направлений Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. №283. Основной целью данной программы является приведение российской системы учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). 2000г. стал последним годом в выполнении этой Программы.
В настоящее время складывается 4-х уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая представлена в таблице 2.
Таблица 2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
Уровень |
Наименование |
Нормативные документы |
Первый |
Законодательный |
Федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ |
Второй |
Нормативный |
Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету |
Третий |
Методический |
Нормативные акты (иные чем положения), методические указания и методические рекомендации, письма Минфина РФ |
Четвертый |
Организационно- |
Учетная политика организации |
Первый уровень
включает законодательство о бухгалтерском
учете. В его состав входят федеральные
законы «О бухгалтерском учете», «О
государственной поддержке
В законе определены: концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета: права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управленческого персонала; меры, обеспечивающие достоверность информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Закон является правовой базой для привлечения иностранных инвестиций.
Очень важным документом первого уровня системы регулирования является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Этот документ законодательно закрепил многие вопросы учетной работы: признак юридического лица, наличие самостоятельного баланса, обязательность утверждение годового бухгалтерского отчета, случаи обязательного аудиторского заключения, понятие чистых активов, понятие дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц.
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 г. №209-ФЗ (с изменениями и дополнениями) регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Минюст России 1 декабря 2010 г. зарегистрировал приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н, который вносит поправки в законодательство по бухгалтерскому учету. Все новшества касаются малых предприятий и значительно упрощают ведение бухгалтерского учета.
Второй уровень системы регулирования бухгалтерского учета составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), являющиеся национальными стандартами.
Приказ Минфина России внес изменения в п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.
Что касается учета расходов, в п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и сейчас предусмотрена возможность признавать расходы после погашения задолженности. Такой вариант может использоваться, когда в разрешенных случаях выручка признается по мере оплаты. Внесенные изменения заменили слова «в разрешенных случаях» на слова «субъектом малого предпринимательства». Теперь нормы ПБУ 10/99 согласуются с положениями ПБУ 9/99.
Важный момент: комментируемые нововведения дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления денежных средств и списывать расходы по их оплате. Начать применять новшество можно со следующего года, прописав в учетной политике выбранный метод признания выручки и расходов. Но следует помнить: если в налоговом учете компания использует метод начисления, в бухгалтерском неизбежно возникнут разницы по ПБУ 18/02.
В настоящее время ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» должны применять все коммерческие организации, за исключением кредитных. Комментируемый приказ Минфина России разрешает организациям малого бизнеса не применять ПБУ 16/02. Такое нововведение позволит значительно упростить работу бухгалтеров организаций малого бизнеса.
Поправки, внесенные в ПБУ 1/2008, позволят малым компаниям отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики перспективно, то есть с начала внесения корректировок (п. 15.1 ПБУ 1/2008).
И последнее положение по бухгалтерскому учету, которое претерпело изменения, — ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете». Малым предприятиям разрешено исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета. Это новшество существенно упростит составление отчетности.
Третий уровень включает документы, раскрывающие конкретный механизм применения бухгалтерских методов с учетом отраслевой специфики предприятия, его масштабов, либо самих объектов бухгалтерского учета. В конце 2000 г. Минфин России утвердил новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению, а Минюст России принял решение квалифицировать этот документ как не требующий государственной регистрации. В связи с этим для многих организаций появилась возможность применять новый План счетов бухгалтерского учета с 1 января 2001 г. Для большинства организаций переход на новый План счетов состоялся 1 января 2002 г. [4]