Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является углубление теоретических знаний и практических умений в вопросах, связанных с особенностями ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть критерии отнесения предприятий к категории малых;
• рассмотреть теоретические основы и нормативно-правовое
регулирование деятельности предприятий малого бизнеса;
• изучить формы и особенности организации бухгалтерского учета на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей;
• рассмотреть отчетность предприятий малого бизнеса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………6
1. Малое предпринимательство: общие сведения……………………………..6
1.1 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий….8
1.2 Индивидуальное предпринимательство………………………………..10
1.2.1 Общие сведения……………………………………………………..10
1.2.2 Система налогообложения ………………………………………...13
2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета на малых предприятиях……………………………………………………………………….15
ГЛАВА ВТОРАЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА……………20
1. Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях……………..20
1.1 Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии……….20
2. Особенности ведения бухгалтерского учета у индивидуальных предпринимателей………………………………………………………………….26
3. Бухгалтерская отчетность малых предприятий……………………………34
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….......53
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...54

Файлы: 1 файл

Курсовая БФУ.doc

— 456.50 Кб (Скачать файл)

Четвёртый уровень  составляют внутренние рабочие документы  организации, разрабатываемые руководителями организации. Основное условие содержания таких рабочих документов - непротиворечивость нормативным актам более высокого уровня.

Важным документом этого уровня является приказ об учетной  политике. Малое предприятие на основании  ПБУ 1/98«Учетная политика организации» разрабатывает учетную политику, под которой понимается принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

Основным документом, определяющим систему учета для малых предприятий, являются «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», утвержденные приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н.

Типовые рекомендации имеют универсальный характер. Во-первых, в Типовых рекомендациях предложен рабочий План счетов бухгалтерского учёта, позволяющий всем организациям, не только малым предприятиям, ориентироваться в методике его составления и применения. Во-вторых, Типовые рекомендации содержат две системы регистров бухгалтерского учёта, которые позволяют малым предприятиям правильно регистрировать и обобщать информацию о совершенных хозяйственных операциях, а также составлять бухгалтерскую и налоговую отчётность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА ВТОРАЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1. Организация  бухгалтерского учета на малых  предприятиях

1.1 Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии

 

Малым предприятиям предоставлено право самостоятельно выбирать форму бухгалтерского учета, исходя из своих потребностей деятельности и управления. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки, соблюдая общие методологические принципы, а также технологию обработки учетной информации.

В соответствии с выработанным вариантом рабочего плана счетов, предприятие выбирает соответствующую систему бухгалтерского учета из предложенных Министерством  финансов РФ.

Каждой форме  бухгалтерского учета соответствуют определенные регистры бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета служат для обобщения, классификации  и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету  первичных учетных документах, и  отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Малому предприятию  рекомендуется в зависимости  от объема и вида деятельности использовать следующие формы ведения бухгалтерского учета:

1) по полной журнально-ордерной  форме учета с использованием  типового Плана счетов;

2) по упрощенной форме  с использованием сокращенного  Рабочего плана счетов бухгалтерского  учета. При использовании упрощенной  формы возможны следующие варианты:

— в регистрах бухгалтерского учета имущества — ведомостях форм № В-1-В-9;

— в книге учета хозяйственных операций по форме К-1 (без использования регистров учета имущества);

— в книге учета  доходов и расходов.

Полная журнально-ордерная форма предполагает ведение бухгалтерского учета в накопительных и группировочных ведомостях и журналах-ордерах, данные которых затем переносятся в Главную книгу.

Применяя единую журнально-ордерную форму счетоводства, предприятие составляет и разработочные  таблицы на основании первичных  документов.

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает применение следующих основных видов учетных регистров: журналов-ордеров, ведомостей, кассовой книги, Главной книги.

По первичным  документам, отражающим хозяйственные  операции, делают записи этих операций в журналы-ордера, на основании которых  составляется Главная книга.

При упрощенной форме  с использованием регистров применяются  следующие ведомости, приведенные в таблице 3:

 

Таблица 3. Перечень регистров бухгалтерского учёта

Наименование  хозяйственных средств и их источников

Наименование  регистров

Основные средства

Ведомость учёта  основных средств, начисленных амортизационных  отчислений (износа) – форма № В-1

Учёт ведётся  по счёту 01

Материалы, товары, готовая продукция, суммы НДС, уплаченного  по ценностям

Ведомость учёта  производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям – форма № В-2

Учёт ведётся  по счетам 10, 19, 41

Затраты на производство продукции и вложения во внеоборотные активы

Ведомость учёта  затрат на производство – форма  В-3

Учёт ведётся  по счетам 08, 20

Кассовые операции по расчётному (валютному) счёту, уставному капиталу, амортизация основных средств, по кредитам и заёмным средствам

Ведомость учёта  денежных средств и фондов – форма  В-4

Учёт ведётся  по счетам 02, 50, 51, 52, 66, 80

Финансовые  вложения, расчёты по налогам и сборам, по страхованию и с разными дебиторами и кредиторами, по прибыли и её использованию

Ведомость учёта  расчётов и прочих операций – форма  № В-5

Учёт ведётся  по счетам 55, 58, 68, 69, 76, 83, 84, 99

Процесс продажи

Ведомость учёта  реализации – форма № В-6 (оплата)

Ведомость учёта  расчётов и прочих операций – форма  № В-6 (отгрузка)

Учёт ведётся  по счёту 90

Расчёты с поставщиками

Ведомость учёта  расчётов с поставщиками – форма  № В-7

Учёт ведётся  по счёту 60

Расчёты с персоналом по оплате труда

Ведомость учёта оплаты труда – форма № В-8

Учёт ведётся  по счёту 70

Свод оборотов по счетам бухгалтерского учёта за отчётный период

Ведомость (шахматная) – форма № В-9


 

Все ведомости, кроме формы №  В-9, заполняются на основе первичных  учетных документов с формированием оборотов по дебету и кредиту счетов в корреспонденции с другими счетами. Затем их данные переносятся в шахматную оборотную ведомость. С помощью шахматной ведомости проверяется соблюдение принципа двойной записи при отражении хозяйственных операций на счетах. На основании остатков по счетам на конец отчетного периода заполняется баланс.

В последних двух формах бухгалтерского учета вместо регистров  используется, соответственно, книга  учета хозяйственных операций и  книга учета доходов и расходов.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета  исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:

— единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

— взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

— сплошного отражения  всех хозяйственных операций в регистрах  бухгалтерского учета на основании  первичных учетных документов;

— накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе  показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Руководитель  малого предприятия в зависимости  от объема работы вправе:

  • создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специальной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Организация бухгалтерского учета хозяйственных операций на малом предприятии ведется в рамках системы взаимосвязанных бухгалтерских счетов путем применения метода двойной записи и предполагает, что в момент отражения отдельной операции в системе счетов бухгалтерского учета она классифицируется, то есть в зависимости от экономического содержания и характера операции определяются соответствующие счета для ее учета.

Предназначенная для конкретного малого предприятия  система счетов регламентируется принятым на предприятии сокращенным рабочим  планом счетов, который позволяет вести учет имущества и его обязательств в регистрах бухгалтерского учета по главным для него счетам.

При организации  бухгалтерского учета на малых предприятиях допускается использование рабочего плана счетов с большим или  меньшим количеством счетов. Выбранная группа счетов должна обеспечивать учет всех хозяйственных операций на данном предприятии, с отражением особенностей его деятельности.

Рабочий план счетов позволяет вести учет активов, капитала и обязательств в регистрах бухгалтерского учета на основных счетах, обеспечить контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью учетных данных.

Некоторые бухгалтерские  счета, входящие в рабочий план счетов малого предприятия, кроме своих  прямых учетных задач должны также выполнять функции других счетов.

Если деятельность малого предприятия не связана с  использованием собственных или  арендованных основных средств, определенного  запаса материалов, учета задолженности  покупателей и обязательств поставщикам и подрядчикам, или же, если процесс производства и реализации продукции завершается в течение месяца, то предприятие малого бизнеса может использовать рабочий план счетов с сокращенной номенклатурой.

Отражение хозяйственных  операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи.

Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, которые введены в действие с 1 января 2001 года. 

Малые предприятия могут использовать в качестве рекомендации следующий рабочий План счетов бухгалтерского учета: 

 

Таблица 4. План счетов бухгалтерского учета

Раздел

Наименование счета

Номер счета

Основные средства и иные внеоборотные активы

Основные средства

01

Износ основных средств

02

Капитальные вложения

08

Производственные  запасы

Материалы

10

Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям

19

Затраты на производство

Основное производство

20

Готовая продукция, товары

Товара, готовая продукция

41, 43

Денежные средства

Касса

50

Расчетный счет

51

Валютные счета

52

Специальные счета  в банках

55

Финансовые  вложения

58

Расчеты

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

60

Расчеты по кредитам и займам

66

Расчеты с бюджетом

68

Расчеты по социальному страхованию и  обеспечению

69

Расчеты по оплате труда

70

Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами

76

Капитал и резервы

Уставный капитал

80

Добавочный капитал

83

Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)

84

Финансовые  результаты и использование прибыли

Продажи

90

Прочие доходы и расходы

91

Прибыли и убытки

99


 

 

 

 

 

 

2. Особенности ведения бухгалтерского учета у индивидуальных предпринимателей

 

Несмотря на то, что физическое лицо (индивидуальный предприниматель) имеет риск расплачиваться личным имуществом, регистрировать ИП для небольшой компании гораздо  более выгодно, нежели полноценное  юридическое лицо.

Например, ИП имеет возможность  отчислять налоги по упрощенной системе налогообложения, кроме того, для индивидуальных предпринимателей устанавливаются меньшие суммы обязательных выплат (это же касается и штрафов).

Но ведение бухгалтерского учета ИП сопровождается множеством нюансов, многие из которых выясняются непосредственно в процессе составления финансовой отчетности.

Бухгалтерский учет ИП - это  документальный учет всех хозяйственных  операций индивидуального предпринимателя. Для чего нужен бухучет предпринимателю?

  • чтобы наглядно видеть (в простых цифрах и графиках) результаты своей деятельности;
  • чтобы не уйти случайно в глубокий минус;
  • чтобы на основе уже произведенных (и задокументированных) действий эффективно спланировать дальнейшую деятельность;
  • чтобы в реальном времени видеть свои обязательства перед клиентами и партнерами и исполнять их вовремя;
  • чтобы контролировать свои деньги, материальные и трудовые ресурсы;
  • чтобы вовремя и правильно отчитываться перед налоговой инспекцией и другими государственными органами.

Более точным будет разделить учет на бухгалтерский, налоговый и управленческий, однако зачастую все эти три вида учета объединяют как "бухгалтерский". Управленческий учет – это учет для самого предпринимателя, исходя из него можно строить эффективную деятельность. Налоговый учет – учет для фискальных органов, для отчета перед государством.

Вокруг вопроса  о том, стоит ли вести бухгалтерский  учет на предприятиях, применяющих  упрощенную систему налогообложения  существует несколько мнений: одни полагают, что освобождены от бухгалтерского учета, другие – что без него невозможно.

Что же вызвало  столь ожесточенные споры? Ведь в  пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится, что при упрощенной системе налогообложения организации освобождаются от бухгалтерского учета (обязателен только бух. учет основных средств и нематериальных активов), а доходы и расходы определяются в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей