Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является углубление теоретических знаний и практических умений в вопросах, связанных с особенностями ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть критерии отнесения предприятий к категории малых;
• рассмотреть теоретические основы и нормативно-правовое
регулирование деятельности предприятий малого бизнеса;
• изучить формы и особенности организации бухгалтерского учета на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей;
• рассмотреть отчетность предприятий малого бизнеса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………6
1. Малое предпринимательство: общие сведения……………………………..6
1.1 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий….8
1.2 Индивидуальное предпринимательство………………………………..10
1.2.1 Общие сведения……………………………………………………..10
1.2.2 Система налогообложения ………………………………………...13
2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета на малых предприятиях……………………………………………………………………….15
ГЛАВА ВТОРАЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА……………20
1. Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях……………..20
1.1 Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии……….20
2. Особенности ведения бухгалтерского учета у индивидуальных предпринимателей………………………………………………………………….26
3. Бухгалтерская отчетность малых предприятий……………………………34
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….......53
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...54

Файлы: 1 файл

Курсовая БФУ.doc

— 456.50 Кб (Скачать файл)

При составлении  бухгалтерской отчетности следует  руководствоваться Инструкцией  о порядке заполнения форм годовой  бухгалтерской отчетности и другими  указаниями, утверждаемыми Министерством  финансов Российской Федерации.

Что касается представления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями, применяющими специальные налоговые режимы, необходимо отметить следующее.

Организации, применяющие  УСН, не должны представлять бухгалтерскую  отчетность в налоговые органы. Это  следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Законом № 129-ФЗ (см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 № 18-11/118639@).

Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

Как указывают  контролирующие органы, если организация  применяет два специальных налоговых  режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации (см. Письма Минфина России от 20.05.2008 № 03-11-04/3/251, от 19.03.2007 № 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 № 03-11-04/2/230, УФНС России по г. Москве от 06.06.2007 № 18-11/3/052731@).

К такому же выводу пришли ФАС Уральского округа в Постановлении от 15.01.2008 № Ф09-11165/07-С3 и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.12.2007 № А44-1375/2007.

Субъекты малого предпринимательства, которые применяют  специальный налоговый режим  в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами органам государственной  статистики по месту их регистрации.

На практике органы государственной статистики иногда требуют представления им промежуточной бухгалтерской отчетности.

В пункте 1 Приказа  Росстата от 12.08 2008 № 185 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской  отчетности организаций в органы государственной статистики» руководителям территориальных органов Росстата приказано строго соблюдать положения законодательства о бухгалтерском учете в части требования от организаций представления в адрес органов государственной статистики только годовой бухгалтерской отчетности. В случае поступления в адрес территориальных органов Росстата квартальной (промежуточной) бухгалтерской отчетности организациям, ее представившим, должно быть направлено письменное разъяснение о порядке предоставления бухгалтерской отчетности в адрес органов государственной статистики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

Таким образом, данное требование неправомерно.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить  аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

Кроме того, как  правило, субъекты малого предпринимательства  не относятся к числу лиц, которые  должны ежегодно подвергаться обязательному  аудиту в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Поэтому малые предприятия обычно предоставляют только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Отчетность  малых предприятий по УСН

Налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по истечении налогового периода.

Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и место  подачи деклараций.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями  не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями – но не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

То есть срок подачи декларации по итогам года для  предпринимателей, по сравнению с организациями, продлен на месяц.

В статье 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации  представляют декларации в налоговые  органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - по месту жительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.

Форма и Порядок  заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в  связи с применением УСН, утверждены Приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. № 58н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения».

Отчетность  малых предприятий по ЕНВД

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной законодательством форме.

Налоговая декларация может быть представлена на бумажном носителе самим налогоплательщиком, направлена по почте или в электронном  виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

При отправке декларации по почте днем ее представления считается  дата отправки почтового отправления с описью вложения.

При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи  днем ее представления считается  дата ее отправки.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые  органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).

Таким образом, декларацию за I квартал необходимо представить в налоговые органы не позднее 20 апреля (по итогам следующих  налоговых периодов в течение  года соответственно не позднее 20 июля, 20 октября и 20 января).

В случае если индивидуальный предприниматель зарегистрирован  и по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, представлять в налоговый  орган по месту жительства «нулевые»  декларации по НДФЛ, ЕСН и НДС не требуется. Как указано в Письме УМНС России по г. Москве от 06.04.2004 № 21-08/23524, у индивидуального предпринимателя, не осуществляющего иных видов деятельности, кроме облагаемых ЕНВД, отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций по перечисленным выше налогам.

В Письме от 12.10.2006 № 03-11-04/3/447 Минфин России сообщил, что  налогоплательщик, переведенный на уплату ЕНВД, не обязан подавать «нулевые»  декларации по налогам (на имущество, НДС  и др.).

Форма налоговой  декларации по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 19.11.2009 № 119н.

Статистическая  отчетность малых предприятий

Не зависимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:

- № 1-ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»;

- № МП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной деятельности  малого предприятия - владельца  (арендатора) грузовых автомобилей»;

- № 1-ТС (вывоз)  «Сведения о поставке товаров  в Республику Беларусь»;

- № 1-лицензия  «Сведения о коммерческом обмене  технологиями с зарубежными странами (партнерами)»;

- № ДАП-ПМ  «Обследование деловой активности  малых предприятий, добывающих, обрабатывающих производств и осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды»;

- № 2-МП инновация  «Сведения о технологических  инновациях малого предприятия  (организации)».

Статистическая  отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического  наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица.

Все формы федерального государственного статистического  наблюдения служат только для получения  сводной статистической информации и не могут быть использованы в  целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Задание № 1

ООО «Первоцвет» - предприятие розничной торговли, применяющее УСН с обьектом доходы минус расходы (ставка налога – 15%). Взносы в ФСС на случай травматизма уплачиваются по ставке 0,2%. Запланированные показатели на 2011 год приведенные в табл. 1. Рассчитаем, какую сумму налогов и взносов придется уплатить обществу, если в 2011 году применяются:

1) УСН с объектом  доходы минус расходы;

2) общий режим налогообложения.

Таблица 1. Планируемые показатели ООО «Первоцвет» на 2011 год

Показатель

Сумма, руб.

Выручка от реализации товаров

59 360 072

Покупная стоимость  товаров (без НДС)

36 176 300

Заработная  плата работников

5 200 000

Арендная плата и коммунальные услуги (без НДС)

3 559 322,03

Приобретение  основных средств (без НДС)

1 042 372,88

Прочие расходы, учитываемые в налогообложении (стоимость  материалов, услуги сторонних организаций  и т.д)

254 237,29

«Входной» НДС

7 385 801,8


 

Все товары, реализуемые обществом, облагаются НДС по ставке 18%. Допустим, все расходы оплачены в 2011 году. Предположим, что основные средства приобретены и введены в эксплуатацию в январе 2011 года, срок их полезного использования составляет 40 месяцев, а государственная регистрация не требуется.

Решение

1. Вначале рассчитаем сумму налогов и взносов, которую общество уплатит при УСН с объектом доходы минус расходы.

Страховые взносы во внебюджетные фонды:

Сумма взносов в ПФР, ФСС и фонды ОМС – 1 768 000 руб. (5 200 000 * 34%)

Величина взносов  в ФСС на случай травматизма – 10 400 руб. (5 200 000* 0,2%)

Всего – 1 778 400 руб. (1 768 000 + 10 400)

Налоги  при УСН:

Общая сумма  доходов – 59 360 072 руб. Все приобретенные основные средства оплачены и введены в эксплуатацию, госрегистрации не требуется. Значит, их полную стоимость можно будет отнести на расходы в 2011 году (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Итак, в расходы  при УСН включается покупная стоимость  товаров без НДС, стоимость ОС, заработная плата работников, начисленные и перечисленные страховые взносы, арендная плата и коммунальные услуги, прочие расходы и «входной» НДС.

Величина учитываемых  расходов – 55 396 434 руб. (36 176 300 + 5 200 000 + 1 778 400 + 3 559 322,03 + 1 042 372,88 + 254 237,29 + 7 385 801,8)

Сумма налога при  УСН – 594 546 руб. ([59 360 072 – 55 396 434]*15%)

Общая сумма  налогов и взносов – 2 372 946 руб. (1 778 400 + 594 546)

2. Теперь вычислим сумму налогов и взносов при общем режиме.

НДС: Сумма налога, исчисленная со стоимости реализованных товаров, – 9 054 926,24 руб. (59 360 072/ 118%*18%).

При наличии  счетов-фактур от поставщиков и подрядчиков  общество сможет принять к вычету 7 385 801,8 руб.

Налог к уплате – 1 669 124 руб. (9 054 926,24 – 7 385 801,8)

Страховые взносы: Сумма взносов та же, что и при УСН, – 1 778 400 руб.

Налог на имущество: Налоговая база по этому налогу исчисляется исходя из среднегодовой стоимости облагаемых основных средств (п. 1 ст. 375 НК РФ). Предположим, что на начало года остаточная стоимость ОС равна нулю. В январе планируется приобрести ОС стоимостью 1 042 372,88 руб., срок полезного использования – 40 месяцев. Значит, на 1 февраля 2011 года остаточная стоимость составит 1 042 372,88 руб. Далее ежемесячно будет начисляться амортизация в сумме 26 059, 33 руб. (1 042 372,88/40 мес.). Расчет остаточной стоимости имущества на 1-ое число каждого месяца сведем в табл.2.

 

Таблица 2. Расчет остаточной стоимости ОС

Дата

Сумма, руб.

01.01.2011

0

01.02.2011

1 042 372,88

01.03.2011

1 016 313,55  (1 042 372,88 - 26 059, 33)

01.04.2011

990 254,22  (1 016 313,55 - 26 059, 33)

01.05.2011

964 194,89  (990 254,22 - 26 059, 33)

01.06.2011

938 135,56  (964 194,89 - 26 059, 33)

01.07.2011

912 076,23  (938 135,56 - 26 059, 33)

01.08.2011

886 016,9  (912 076,23 - 26 059, 33)

01.09.2011

859 957,57  (886 016,9 - 26 059, 33)

01.10.2011

833 898,24  (859 957,57 - 26 059, 33)

01.11.2011

807 838,91  (833 898,24 - 26 059, 33)

01.12.2011

781 779,58  (807 838,91 - 26 059, 33)

01.01.2012

755 720,25  (781 779,58 - 26 059, 33)

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей