Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:42, дипломная работа
Цель данной дипломной работы - изучить особенности организации бухгалтерского учета и аудита на сельскохозяйственном предприятии на базе ТОО «Степное» с замкнутым циклом производства (кластер) в сфере растениеводства – выпуск хлебобулочных изделий, и в сфере животноводства – выпуск мясной продукции и молочных продуктов и их последующая реализация на рынке Актобе.
Для детализации исследования цель дипломной работы была разбита на ряд задач:
изучить задачи и принципы организации бухгалтерского учета на сельскохозяйственном предприятии с замкнутым циклом производства;
выявить особенности бухгалтерского учета, определяемые спецификой производства в сельском хозяйстве;
Рассматриваемые
обстоятельства перехода на МСФО представляют
собой ознакомление с принципами
трансформации и раскрытия
МСФО - это
не инструкция по ведению учета, а
стандартные рекомендации по составлению
финансовой отчетности, поэтому в
МСФО бухгалтеры не найдут корреспонденций
счетов. Стандарты следует
До начала трансформации необходимо знание:
видов деятельности
и корпоративной структуры
системы бухгалтерского учета, учетной политики, практики бухгалтерского учета компании;
объема предстоящей работы, с этой целью разрабатывается график трансформации;
отчетности, составленной по казахстанским стандартам бухгалтерского учета.
Затем готовятся
рабочие материалы, содержащие информацию,
необходимую при трансформации
финансовой отчетности. Эта информация
используется при составлении
Для предварительной
процедуры трансформации
Одна
из центральных проблем в
Перечисленные обстоятельства расширяют горизонты бухгалтерского учета в целом и ставят новые вопросы перед проблемой образования.
Масштабность
и сложность теоретических
Выполнение
данной роли потребует дальнейшего
развития теории бухгалтерского учета
как средства управления на базе современных
ЭВМ. Накопленный опыт и знание теории
учета позволят бухгалтерам, менеджерам
и другим категориям сотрудников
правильно оценить активы, обязательства
в различных ситуациях
Развитие
базовых концепций и принципов
учета и его систем, а также
способность применять и
Основная информация, необходимая для составления финансовой отчетности по МСФО, содержится в аналитических данных по счетам бухгалтерского учета предприятия. Для получения информации, в целях ее раскрытия по МСФО, необходимо получение следующих данных, для удобства группируемых в таблицу. Необходимо рассматривать эту информацию не как простую формальность, а как сведения, необходимые для раскрытия финансовой отчетности, без которых такое раскрытие будет непредставительно для пользователей финансовой отчетности.
Основные методы составления отчетности при переходе на МСФО. Известны два метода составления отчетности в соответствии с МСФО. Это метод трансформации финансовой отчетности и конверсия.
Метод трансформации
представляет собой корректировку
показателей предшествующих отчетных
периодов. Организация отражает в
учете операции и события по национальным
стандартам, а затем производятся
корректировки показателей
Конверсия,
или метод параллельного учета,
заключается в том, что учетные
данные формируются в двух системах
финансовой отчетности, в результате
имеется отчет в формате
Зарубежные
специалисты различают
Виды трансформации:
полная трансформация заключается в корректировочных проводках, устраняющих различия между МСФО и действующей системой бухгалтерского учета. При этом информация предоставляется в соответствии с МСФО, корректировка финансовой отчетности с учетом гиперинфляции не производится, показатели отчетности выражены в национальной валюте;
полная
трансформация с учетом гиперинфляции
осуществляется с полной трансформацией,
финансовая отчетность представлена по
МСФО в национальной валюте, но с
корректировками, отражающими результаты
колебаний покупательной
полная
трансформация с пересчетом в
стабильную иностранную валюту требуется
для сопоставимости при наличии
иностранной материнской
Виды конверсии:
полная конверсия - метод параллельного ведения учета, при котором финансовая отчетность в полном объеме предоставляется как по национальным стандартам, так и по МСФО на основе использования бухгалтерского программного обеспечения;
поэтапная
конверсия предусматривается
Перевод финансовой отчетности в формат Международных стандартов финансовой отчетности должен начинаться с начального баланса. Компания обязана подготовить начальный баланс по МСФО, он является отправным пунктом для ведения учета в соответствии с МСФО. Это означает, что если компания переходит на МСФО с 1 января 2012 года, то начальный баланс должен быть подготовлен на 1 января этого года. При этом начальный баланс может не представляться в первой финансовой отчетности по МСФО. То есть начальное сальдо начального бухгалтерского баланса должно иметь такие показатели, как если бы предприятие до этого вело учет по МСФО. Таким образом, начальный бухгалтерский баланс представляет собой, пользуясь устоявшейся терминологией, "входящие остатки", а баланс за отчетный год, составленный с учетом начального сальдо, - первой финансовой отчетностью, составленной по МСФО. При этом начальное сальдо по ряду показателей пересчитывается так, как если бы учет велся до этого по МСФО. Компания обязана использовать одну и ту же учетную политику в начальном балансе и во всех периодах, представленных в первой финансовой отчетности.
Возникающие разницы, требующие корректировки, в силу отличий применяемой от ранее применявшейся учетной политики признаются непосредственно в нераспределенной прибыли на момент перехода на МСФО.
Например, при составлении или расчете начального бухгалтерского баланса используется учетная политика, составленная по МСФО, но события и операции отражены в соответствии с прежней учетной политикой. В этом случае вычисляется результат от таких событий и операций по правилам МСФО, а разница отражается в виде корректировки счета по учету нераспределенной прибыли.
Стандарт
устанавливает два вида исключений
о соответствии начального баланса
компании по МСФО каждому стандарту.
Некоторыми из них запрещается
Для проверки статей баланса может быть необходима также корректировка отчетов о доходах и расходах, движении денег, собственного капитала. Для этого необходимо:
провести инвентаризацию запасов на отчетную дату, в ходе которой определяется возможная чистая стоимость реализации (продаж) ТМЗ (запасов), себестоимость которых может быть невозмещаемой по причине их повреждения, полного или частичного устаревания, снижения их продажной стоимости (уценка таких запасов производится за счет прибыли в начальном балансе);
переоценить запасы, если в учетной политике предусмотрен иной метод оценки (ФИФО, ЛИФО и т.д.), имея в виду, что метод ЛИФО отменен;
провести инвентаризацию дебиторской задолженности с целью выявления безнадежных или сомнительных долгов и создания резерва (СБУ предусмотрено создание такого резерва, но на практике он создается редко);
произвести,
по необходимости, расчеты по начислению
резерва обесценения
провести инвентаризацию основных средств, в ходе которой определить уровень обесценения, вызванного моральным или физическим износом (необходимо участие оценщика);
произвести
пересчет амортизации основных средств,
установить ликвидационную стоимость
(СБУ предусматривает
оценить долгосрочные финансовые инвестиции и инвестиционную собственность с последующим созданием резерва по переоценке этих активов;
произвести проверку расчетов по начислению дисконтированного дохода по активам, сданным в долгосрочную финансовую аренду;
произвести
классификацию активов и
Таким образом, в процессе трансформации бухгалтерского учета при переходе на МСФО, предприятию необходимо пересмотреть учетную политику и график документооборота, отражающий движение первичных документов, поскольку информация о фактах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые могли иметь существенное влияние на мнение пользователей финансовой отчетности, в соответствие с МСФО должна быть надежной, нейтральной, осмотрительной, полной и отражать экономическое содержание событий и операций.
3.2
Автоматизация бухгалтерского
Использование компьютеров для автоматизации бухгалтерского учета является важной составной частью системы информационного обеспечения всей деятельности предприятия. Сам по себе бухгалтерский учет состоит из множества рутинных операций, связанных с многократным выполнением одних и тех же арифметических действий, подготовкой разнообразных по форме отчетных и платежных документов и переносом данных из одних документов в другие.
В неавтоматизированной
системе ведения бухгалтерского
учета обработка первичных
Компьютерная
обработка предполагает использование
одних и тех же команд при выполнении
идентичных операций бухгалтерского учета,
что практически исключает
Кроме того, компьютерные системы дают в руки администрации широкий выбор аналитических средств, позволяющих оценивать и контролировать деятельность предприятия. Наличие дополнительных инструментов обеспечивает укрепление системы внутреннего контроля в целом и, таким образом, снижение риска его неэффективности. Так, результаты обычного сопоставления фактических затрат с плановыми, а также сверки счетов поступают к администрации более регулярно при компьютерной обработке информации.
Безусловно, компьютерная программа не может заменить грамотного бухгалтера, но она позволит сэкономить его время и силы за счет автоматизации рутинных, операций, найти арифметические ошибки в учете и отчетности, оценить текущее финансовое положение предприятия и его перспективы. Кроме того, бухгалтерский учет на базе ЭВМ осуществляет функции подготовки и хранения в электронном виде первичных и отчетных документов, а также бланков часто повторяющихся форм (платежные поручения, счета-фактуры, приходные и расходные ордера, авансовые отчеты и др.) с уже сформированными реквизитами предприятия.
Поскольку деятельность предприятия ТОО "Степное" характеризуются множеством хозяйственных операций, и имеет замкнутый цикл производства в сфере растениеводства и животноводства, занимается сдачей своих объектов в аренду, имеет строительную компанию, завод по специальной обработке зерна и разработке новых сортов семян и кредитная компания то в процессе совершенствования бухгалтерского учета необходимо выбрать такую компьютерную бухгалтерскую систему, которая бы обеспечивала ведение всех основных учетных функций и разделов предприятия. К таким программам, объединяющим и поддерживающим все функции и разделы предприятия, относятся интегрированные бухгалтерские системы. Реализуются они обычно в рамках одной программы, состоящей из отдельных модулей. Каждый модуль предназначен для обработки отдельных участков учета, где ведется аналитический учет. Также характерной чертой их является расширение традиционного состава за счет таких дополнительных модулей, как финансовый анализ, учет инвестиций, производство, складской учет и др.