Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 11:26, курсовая работа
Целевая направленность работы обусловила постановку следующих задач:
Раскрытие роли и значения затрат в системе директ-костинг.
Рассмотрение калькулирования себестоимости в отечественном и зарубежном учете по системе директ-костинг и целесообразность её применения
Обоснование преимуществ и недостатков системы директ-костинг.
Показатели |
Продукт 1 |
Продукт 2 |
Продукт 3 |
Продукт 4 |
Продукт 5 |
Итого |
|
Количество |
10 |
20 |
-- |
165 |
26 |
||
Цена продажи, тыс.руб. |
2 441 |
522 |
128 |
167 |
1 687 |
||
Выручка, тыс.руб. |
24 410 |
10 440 |
0 |
27 555 |
43 862 |
106 267 |
|
На единицу: |
|||||||
Прямые материальные затраты, тыс.руб. |
551 |
143 |
52 |
62 |
595 |
||
Прямая заработная плата, тыс.руб. |
41 |
13 |
7 |
10 |
58 |
||
На объем: |
|||||||
Материальные затраты, тыс.руб. |
5 510 |
2 860 |
0 |
10 230 |
15 470 |
34 070 |
|
Заработная плата, тыс.руб. |
410 |
260 |
0 |
1 650 |
1 508 |
3828 |
|
Косвенные затраты, д тыс.руб. |
10 000 |
||||||
Общие затраты, тыс.руб. |
47 898 |
||||||
Прибыль, тыс.руб. |
58 369 |
Как видим, общая прибыль составила 58 369 тыс.руб. Рассмотрим теперь оптимизацию ассортимента на основании маржинального дохода на единицу лимитирующего фактора и попытаемся расставить приоритеты по этому показателю (таблица 18).
Таблица 18- Оптимизация ассортимента на основании маржинального дохода на единицу лимитирующего фактора
Показатели |
Продукт 1 |
Продукт 2 |
Продукт 3 |
Продукт 4 |
Продукт 5 |
|
1.Маржинальный доход на ед. продукции |
1849 |
366 |
69 |
95 |
1034 |
|
2.Количество чел/часов для |
21,66 |
7,9 |
1,68 |
5,33 |
28,6 |
|
3.Маржинальный доход на 1 чел/час |
85,36 |
46,33 |
41,07 |
17,82 |
36,15 |
|
4. Приоритеты |
1 |
3 |
2 |
5 |
4 |
В соответствии с приоритетами составим производственный план (таблица 19).
Таблица 19- Производственный план с учетом приоритетов
Виды продукции |
Количество чел/часов |
Максимальное кол-во продукции |
|
Продукт 1 |
216,6 (10 * 21,66) |
10 |
|
Продукт 3 |
107,52 (64*1,68) |
64 |
|
Продукт 2 |
158 (7,9*20) |
20 |
|
Продукт 5 |
743,6 (28,6 * 26) |
26 |
|
Продукт 4 |
774,28 (2000 - 1225,72) |
145 |
|
Баланс |
2 000 |
265 |
В результате выполнения плана мы получим следующие результаты (таблица 20).
Таблица 20- Показатели деятельности завода после выполнения плана производства
Показатели |
Продукт 1 |
Продукт 2 |
Продукт 3 |
Продукт 4 |
Продукт 5 |
Итого |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Количество |
10 |
20 |
64 |
145 |
26 |
||
Цена продажи, тыс.руб. |
2 441 |
522 |
128 |
167 |
1 687 |
||
Выручка |
24 410 |
10 440 |
8 192 |
24 215 |
43 862 |
111 119 |
|
На единицу : |
|||||||
1.Прямые материальные затраты, тыс.руб. |
551 |
143 |
52 |
62 |
595 |
||
2.Переменная заработная плата, тыс.руб. |
41 |
13 |
7 |
10 |
58 |
||
3.Общие переменные затраты, тыс.руб. |
592 |
156 |
59 |
72 |
653 |
||
4.Маржинальный доход |
1 849 |
366 |
69 |
95 |
1 034 |
||
Общий маржинальный доход, тыс.руб. |
18 490 |
7 320 |
4 416 |
13 775 |
26 884 |
70 885 |
|
Косвенные затраты, тыс.руб. |
10 000 |
||||||
Прибыль, тыс.руб. |
60 885 |
Исходя из этого плана, мы получим 60 885 тыс.руб.. прибыли, что на 2516 тыс.руб. больше, чем по решению, принятому на основе данных финансового учета. Рассмотрение последних двух примеров показывает, что управленческий учет является одним из рычагов увеличения прибыльности предприятия. Результаты внедрения системы управленческого учета наряду с постановкой управления предприятием по четко поставленным целям, построением оптимальной организационной структуры, где каждый сотрудник твердо знает свои задачи, полномочия и ответственность, на одном из предприятий отрасли машиностроения показаны на гистограмме (рис. 5).
Эффект достигнут за счет принятия верных управленческих решений на основе маржинального метода учета затрат по следующим вопросам:
- оптимизации ассортимента
- экономическому обоснованию
- обоснованию возможности
- принятию верных решений по капитальным вложениям.
Система "директ-костинг" основана на учете и калькулировании неполной, ограниченной себестоимости. В данном случае себестоимость включает затраты прямые или переменные, то есть зависящие от изменений объема производства. Она калькулируется на основе производственных расходов, связанных с выпуском данной продукции (выполнением работ, оказанием услуг), даже если они в отдельных случаях носят косвенный характер. Несмотря на различную полноту включения в себестоимость разных видов расходов, общим в данном случае является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической природе составляют часть текущих издержек (но являются не переменными, а постоянными расходами), не включаются в себестоимость, а возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли). В этом основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости (система учета переменных затрат, или "директ-костинг"). Разница между выручкой от продажи и неполной себестоимостью, исчисленной по системе "директ-костинг", образует маржинальный доход.
Применяя систему "директ-костинг", систему учета сумм покрытия или маржинального дохода, можно оперативно вскрывать взаимосвязь между объемом производства, затратами (себестоимостью), выручкой, прибылью, маржинальным доходом. Эту взаимосвязь можно отслеживать и графическим путем, и аналитическим. При графическом анализе строится так называемый график точки критического объема производства, такого его объема, при котором выручка от продажи продукции равна ее полной себестоимости. Из этого определения точки критического объема производства (К) выводится формула ее расчета:
где Зпост. - величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода;
Мд изд.- величина маржинального дохода на единицу продукции (как разница между ценой реализации единицы продукции и величиной ее себестоимости, исчисленной по условно-переменным расходам).
Для обеспечения необходимых аналитических расчетов ведут раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по видам продукции.
Анализ практики учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на ОАО «ПЕНЗМАШ» позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, действующая система внутрихозяйственного планирования, учета, контроля и анализа на ОАО «ПЕНЗМАШ» не отвечает всем требованиям рынка. Это объясняется тем, что на большинстве ОАО «ПЕНЗМАШ» учет не отвечает в должной степени требованиям оперативности. Основную информацию руководство получает из месячной или квартальной отчетности, содержащей информацию о свершившихся фактах хозяйственных операций, не дающей возможности принимать своевременные управленческие решения.
Во-вторых, не соответствует рыночным требованиям организация учета затрат на производство и недостаточно детализированный аналитический учет приводит к невозможности всестороннего контроля за затратами и проведения факторного анализа затрат, анализа зависимости "затраты - объем - прибыль".
В-третьих, нормативные (плановые) затраты основных материалов, комплектующих изделий, на ОАО «ПЕНЗМАШ», а также затраты на оплату труда, рассчитываются на основании фактических затрат по этим элементам. В результате исчисление нормативной себестоимости продукции производится с учетом фактических затрат, а не из установленных норм.
В-четвертых, принцип включения в себестоимость затрат путем их распределения между продуктами не подходит для осуществления контроля за ними и их регулирования, так как цикл производства ОАО «ПЕНЗМАШ» состоит из нескольких различных технологических операций (функций, процессов).
И, наконец, отсутствует действенная управленческая система учета и анализа затрат, предоставляющая всю необходимую информацию для принятия рациональных (оптимальных) оперативных и стратегических управленческих решений.
Необходимым условием формирования адекватной учетно-аналитической системы является разработка управленческой системы учета и анализа затрат, представляющей собой упорядоченную систему сбора и регистрации информации о затратах и результатах по процессам, по данным которых возможно осуществление контрольно-аналитических задач, и способствующей принятию обоснованных управленческих решений. В основе этой системы лежит концепция учета затрат по процессам и видам деятельности, то есть управленческой системы учета и анализа затрат, обеспечивающей информацией систему управления затратами в конкретном ОАО «ПЕНЗМАШ». Целевое калькулирование является качественно спроектированной управленческой системой учета и анализа затрат, которую можно использовать в стратегических целях, и, главное, что важно для ОАО «ПЕНЗМАШ» - это наличие системы, осуществляющей оценку исполнения вдоль всей цепочки ценностей. Если подходить с позиции рынка транспорта, то в выше приведенных формулах можно выделить две условные константы: цена реализации и желаемая или целевая прибыль. Как было сказано ранее, на продукцию ОАО «ПЕНЗМАШ» цены согласуются с "государством" и, при этом, должен учитываться в ценообразовании "средний уровень рентабельности" в транспортном машиностроении. Следующая таблица наглядно демонстрирует использования традиционного подхода к ценообразованию и целевого калькулирования единицы продукции на ОАО «ПЕНЗМАШ» (Табл. 21). В управленческом учете возникают две проблемы: доказательное обоснование себестоимости продукта ОАО «ПЕНЗМАШ», на основе справедливой стоимости потребленных ресурсов, и корректировка оцененной целевой себестоимости троллейбуса. Система доказательного обоснования целевой себестоимости должна базироваться на структуре рыночных цен на потребляемые ресурсы, т.е. на справедливой их стоимости.
Таблица 21. Сравнительная характеристика калькуляционных подходов в ценообразовании на продукцию ОАО «Пензмаш»
№№ п/п |
Наименование статей |
Сумма, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Традиционный подход к ценообразованию на продукцию ОАО «ПЕНЗМАШ» |
||||
1. |
Себестоимость единицы продукции |
1610 |
92,0 |
|
2. |
Рентабельность продаж |
140 |
8,0 |
|
3. |
Цена продажи без НДС (цена предложения) |
1750 |
100,0 |
|
4. |
НДС 18% |
315 |
- |
|
5. |
Итого цена продажи с НДС |
2065 |
- |
|
Целевая цена продажи без НДС |
||||
6. |
Цена покупки без НДС (цена спроса) предприятий городского транспорта |
1700 |
100,0 |
|
Использование целевого калькулирования в процессе ценообразованию на продукцию ОАО «ПЕНЗМАШ» |
||||
1. |
Цена продажи без НДС |
1700 |
100,0 |
|
2. |
Целевая прибыль (рентабельность продаж) |
136 |
8,0 |
|
3. |
Целевая себестоимость единицы продукции |
1564 |
92,0 |
|
4. |
Сокращение себестоимости единицы продукции |
-46 |
-2,7 |
|
Ключевым вопросом использования информации о затратах внутри предприятия является применение альтернативных методов оценки исходных ресурсов, используемых в процессе производства конечного продукта.
Так, МСФО затрагивают сферу регламентации исключительно финансового учета и финансовой отчетности, оставляя форму, технику и методы производственного (управленческого) учета на усмотрение конкретных предприятий. То, что КМСФО не занимается регламентацией производственного учета, вполне объяснимо, поскольку разработать Положения по учету, контролю затрат и калькулированию себестоимости для предприятий многих десятков отраслей и сотен подотраслей - дело исключительно сложное и трудоемкое.
Информация о работе Особенности организации учета в системе «директ-костинг»