Особенности организации учета в системе «директ-костинг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Целевая направленность работы обусловила постановку следующих задач:
Раскрытие роли и значения затрат в системе директ-костинг.
Рассмотрение калькулирования себестоимости в отечественном и зарубежном учете по системе директ-костинг и целесообразность её применения
Обоснование преимуществ и недостатков системы директ-костинг.

Файлы: 1 файл

учет и анализ.DOC

— 525.00 Кб (Скачать файл)

Между тем, унифицировать состав и содержание отчетных показателей намного легче и проще, тем более что существует реальная необходимость унификации показателей финансовой отчетности, интересующих многочисленных пользователей учетной информации, - это и акционеры предприятий, и поставщики, и покупатели, и кредитные учреждения, и страховые компании, и правительственные органы в лице налоговой и статистической служб. Что касается производственного (управленческого) учета, то для внешних пользователей информации он представляет интерес главным образом в вопросах величины себестоимости произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг, а также влияния этой себестоимости на массу прибыли и уровень рентабельности.

Концепция "справедливой стоимости" - это наиболее рыночно ориентированные системы бухгалтерских стандартов МСФО и US GAAP, нацеленных на расширение использования справедливой стоимости как учетной категории. Поэтому, мы считаем, что ресурсы, оцененные по справедливой стоимости, отражают не только сложившийся уровень цен на рынке, но могут служить основой для оценки "целевой себестоимости" продуктов ОАО «ПЕНЗМАШ». Вторую проблему, возникающую при разработке управленческой системы учета и анализа затрат в транспортном машиностроении, - корректировку целевой себестоимости, целесообразно развить на две части: 1) корректировка целевой себестоимости на уровне разработки проекта, исходя из достигнутого соглашения цен; 2) корректировка себестоимости в системе сокращения затрат. Первая часть проблемы имеет больше технический аспект, чем учетный. Поэтому, в нашем исследовании, мы остановились на ее второй части. В этом направлении нам представилось интересным рассмотреть систему "кайзен-костинг".

"Кайзен костинг" своим предназначением в качестве метода сокращения затрат напоминает целевое калькулирование. Различие состоит в том, что эта система нацелена на сокращение затрат на производственной стадии полного жизненного цикла продукта.

Основное отличие системы калькулирования для непрерывного совершенствования от метода калькулирования целевой себестоимости состоит в том, что у последнего значительно больше возможностей для реализации изменений, так как он применяется на более раннем этапе жизненного цикла продукта. Норма целевого сокращения затрат представляет собой отношение запланированной суммы сокращения затрат к базовым затратам. Этот коэффициент применяется в течение установленного периода времени по отношению ко всем переменным затратам. На его основе рассчитываются целевые суммы сокращения затрат отдельно по материалам, компонентам, прямому и косвенному труду и другим переменных затратам. Затем, менеджмер сравнивает суммы фактически достигнуто сокращения по всем видам переменных затрат с заданными целевыми значениями. При наличии расхождений устанавливаются отклонения для всего ОАО «ПЕНЗМАШ». Цель системы "кайзен-костинг" состоит в том, чтобы фактические затраты производства стали меньше базовых затрат. Еще одна важная цель системы "кайзен - костинг" состоит в том, чтобы наделить работников более широкими полномочиями и предоставить им возможность управлять совершенствованием процессов и сокращением затрат. В результате, процесс формирования и управления затратами и себестоимостью продукции исследуемых ОАО «ПЕНЗМАШ» можно представить в виде следующей схемы (Рис.6). По сути дела, система "кайзен-костинг" как бы предполагает систему управления затратами по видам деятельности ("система АВС"). Если воспринимать организацию как последовательность видов деятельности, нацеленных на создание продукта (товара или услуги), то стратегия организации по привлечению клиентов и предложению ценности зависит от того, как она устанавливает последовательность видов деятельности, создающих и доставляющих продукцию и управляет этой цепочкой. Эта последовательность известна как цепочка создания ценности, поскольку каждый шаг в этой цепочке должен вносить больший, по сравнению с затратами на его осуществление, вклад.

42

Рис.6. Формирование и управление себестоимостью продукции ОАО «ПЕНЗМАШ» с использованием целевого калькулирования

Необходимо отметить, что функциональный метод не является независимым методом, призванным заменить собой существующие методы учета затрат на ОАО «ПЕНЗМАШ», такие как позаказный и попроцессный. Данный метод может использоваться в качестве одного из подходов, которые позволяют усовершенствовать уже действующие методы учета. Цель создания функциональной управленческой системы учета и анализа затрат - это формирование информации о результативности и эффективности процессов (видов деятельности) с помощью специфических методов учета затрат и калькулирования для принятия обоснованных управленческих решений. Назначение данной системы можно определить как повышение точности калькулирования за счет установления более тесной взаимосвязи между накладными (косвенными) расходами и продукцией и осуществления эффективного управления затратами. Драйверы затрат деятельности идентифицируют связь между видами деятельности и объектами затрат, такими как продукты и услуги. Поэтому, выбор драйвера затрат - это компромисс между точностью и временем использования каждого драйвера в учетном процессе. Исходя из такого подхода, мы предлагаем следующие виды драйверов для ОАО «ПЕНЗМАШ» (см. Табл.22.)

Система управления себестоимостью должна стать реальным воплощением противозатратного механизма в рамках деятельности ОАО «ПЕНЗМАШ». В этой связи, управление затратами и себестоимостью продукции - это непрерывный во времени процесс комплексного воздействия на затраты организации с целью обеспечения их оптимального уровня, структуры и динамики.

Таблица 22. Определение драйверов затрат для видов деятельности на ОАО «ПЕНЗМАШ»

 

Виды деятельности (процессы)

Драйверы затрат (базы распределения)

 

1

2

 

I. Проектно-техническая подготовка  производства

количество времени, затраченного соответственно на проектирование, обеспечение технологии и контроля выпуска каждого вида продукции

 

II. Производственные виды деятельности, в т.ч.

   

- подготовка к производству

материальные расходы, т.к. в процессе заготовления происходит раскрой и подготовка основных материалов для производства видов продукции

 

- механическая сборка

сумма заработной платы производственных рабочих - когда механическая сборка осуществляется вручную;

время прохождения заготовок (машинокомплектов) по видам продукции по конвейеру - когда механическая сборка осуществляется автоматизированным способом (машино-часы)

 

- сварочно-сборочные работы

время работы сварочного оборудования, сборки оборудования - машино-часы

 

- сборка и установка

электрооборудования

время, затраченное рабочими на сборку, установку электроузлов и электрооборудования - человеко-часы

 

- окончательная сборка и

комплектация готовой

продукции

время, затраченное рабочими на окончательную сборку и комплектацию готовой продукции;

время работы оборудования, используемого для окончательной сборки и комплектации

 

III.Вспомогательные (обслуживающие) виды  деятельности

   

- снабженческо-

заготовительная деятельность

количество закупок материалов и комплектующих

 

- обслуживание оборудования

цехов основного производства

время работы оборудования для осуществления ремонта отдельных видов оборудования по видам деятельности;

время, затраченное рабочими на осуществление ремонта и обслуживания оборудования

 

IV. Администрирование

стоимость продукции в отпускных ценах

маржинальная прибыль

 

V. Организация маркетинга и сбыта

стоимость продукции в отпускных ценах

маржинальная прибыль

 

VI. Социальная сфера

драйвер отсутствует

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система директ-костинг представляет собой систему управленческого учета, основанную на классификации затрат на постоянные (периодические) и переменные (приходящиеся на единицу готового продукта), включающую учет и анализ затрат по их видам, местам возникновения и носителям, а также учет финансовых результатов деятельности и принятие оперативных управленческих решений. При этом затраты подразделяются на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.

 Одним из ключевых показателей  системы директ-костинг является маржинальный доход, представляющий собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Величина маржинального дохода, определенная для конкретного вида продукции, показывает "вклад" данного товара в покрытие постоянных затрат и тем самым - в общую сумму прибыли предприятия. Важнейшей особенностью системы директ-костинг является то, что себестоимость продукции (работ, услуг) учитывается и планируется только в части переменных затрат. При этом постоянные расходы собирают на отдельном счете (или счетах) и с заданной периодичностью (например, один раз в месяц) списывают непосредственно на счет финансовых результатов. Другими словами, постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, а как расходы периода относятся на уменьшение прибыли от реализации в том периоде, в котором они были произведены. В то же время отдельный учет постоянных затрат дает возможность менеджерам осуществлять более оперативный их контроль и регулирование.

 В качестве постоянных расходов  выступают часть общепроизводственных расходов и все общехозяйственные расходы, которые только содействуют изготовлению продукции, непосредственно не участвуя в ее производстве. Это затраты, связанные с процессом обслуживания и управления и зависящие в большей мере от длительности отчетного периода. В системе директ-костинг по переменным затратам оцениваются и остатки готовой продукции на складе, и незавершенное производство на конец периода. Деление расходов на постоянные и переменные позволяет получить информацию о расходах, необходимую для принятия большого числа управленческих решений. В первую очередь это касается решений в части оценки затрат при различной производительности.

С помощью директ-костинга обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению дополнительного заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов или заказе их на стороне, выпуске побочной продукции, по вопросам ценовой политики и др.

Система директ-костинг позволяет определять формы зависимости затрат от объемов производства; получать информацию о прибыльности или убыточности хозяйственной деятельности в зависимости от объема производства и продаж; рассчитывать критическую точку объема продаж; оптимизировать товарный ассортимент; прогнозировать поведение затрат в зависимости от различных факторов; принимать управленческие решения в условиях ограниченности какого-либо ресурса; проводить эффективную ценовую политику; решать тактические задачи управления предприятием. На основе анализа переменных и постоянных издержек разрабатываются гибкие программы-сметы. Они, хотя и ориентируются на исходную ожидаемую величину выручки, позволяют учесть возможные отклонения объема продаж и выручки от реализации и влияние этих отклонений на конечную величину прибыли. В результате менеджер может рассчитать тот объем продаж, при котором достигается безубыточность организации, а затем оценить прибыльность при различных уровнях деловой активности.

Одним из важных преимуществ использования в учете системы директ-костинг является возможность изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между объемом производства, затратами и прибылью.

Выявляя продукцию с большей рентабельностью, организация оптимизирует свой ассортимент. Благодаря использованию директ-костинга значительно расширяются аналитические и контрольные возможности учета: анализируя поведение переменных и постоянных затрат в зависимости от изменения объемов продаж, можно гибко и оперативно принимать решения по управлению, особенно касающиеся выбора между альтернативными вариантами действий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кондраков Н. П. бухгалтерский (управленческий, финансовый) учет, учебник //Москва, издательство «ИНФРА-М», 2007. 592 с.
  2. Краснова Л. П., Шалашова Н. П., Ярцева Н. М. бухгалтерский (управленческий) учет, учебник //  Москва, издательство «ЮРИСТЪ», 2002. 542 с.
  3. Керимов В. Э. Управленческий учет // Москва, издательство «ИНФРА-М», 2003. – 416 с.
  4. Карпова  Т. П. Управленческий учет // Москва, издательство «ЮНИТИ», 2004. – 351 с.
  5. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет // Москва, издательство «ЮРИСТЪ», 2003. – 618 с.
  6. Шеремет А. Д., Николаева О. Е., Полякова С. И. Управленческий учет, под ред. А. Д. Шеремета // Москва, издательство «ФБК-ПРЕСС», 2005. – 344 с.
  7. Бухгалтерский (управленческий, финансовый) учет, под ред. Перонова Е. И. // Москва, издательство «Проспект», 2007. – 448 с.
  8. Юрина А. Р., Симонович П. П., Шарапова К. Б. Управленческий учет // Москва, издательство «ЭкстраПРЕСС», 2006. – 612 с.
  9. Панин Р. И. Бухгалтерский (управленческий) учет // Москва, издательство «ЮНИТИ», 2005. – 435 с.
  10. Бухгалтерский (управленческий) учет, под ред. Москвитина К. Р. // Москва, издательство «АЛЬФАиКо», 2005. – 547 с.
  11. Романов М. С., Волунин П. А., Управленческий учет // Санкт-Петербург, издательство «НЕВА», 2006. – 624 с.
  12. А.С Березной, С. Дубовик Управленческий учет: вопросы методологии и использования компьютерных информационных систем // Москва, издательство «МИНиКо», 2007. – 478 с.
  13. С.А Николаева Управленческий учет: проблемы адаптации к российской теории и практике // Москва, издательство «ЭКО», 2006 год. – 568 с.
  14. Введение в управленческий учет, под ред. Басовского Л.Е. // Москва, издательство «Книга ПРО», 2006 г. – 518 с.

 

  
           


Информация о работе Особенности организации учета в системе «директ-костинг»