Особенности совершения кассовых операций на примере ОАО «Сбербанк России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей кассовых операций на примере Сбербанка РФ и предложение мер по повышению его эффективности. Для достижения указанной цели необходимо:
- получить сведения о банке (история возникновения, перспективы развития, организационная структура, организация бухгалтерского учета, экономические показатели). - узнать об организации кассовой работы на предприятиях и в бвнках. - проанализировать порядок организации расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ (охарактеризовать организацию расчетного обслуживания клиентов Сбербанка РФ, организацию кассовой работы в Сбербанке РФ, расчетно-кассовое обслуживание по системе «Сбербанк ОнЛ@йн»;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Финансово экономическая характеристика ОАО «Сбербанк России» 4
1.1 Краткая историческая справка ОАО «Сбербанк России» 4
1.2 Организационно-правовая структура ОАО «Сбербанк России» 8
1.3 Бухгалтерский аппарат и учетная политика ОАО «Сбербанк России» 9
1.4 Основные экономические показатели деятельности банка 11
Глава 2. Организация кассовой работы 14
2.1 Организация кассовой работы на предприятиях и в банках 14
2.2 Порядок совершения операций с наличными деньгами 15
2.3 Организация работы операционных касс, расположенных вне помещений банка и правила отражения их в учете банка 17
2.4 Учет инкассирования денежной выручки 23
Глава 3. Особенности совершения кассовых операций в ОАО «Сбербанк России» 29
3.1. Организация кассовой работы в ОАО «Сбербанк России» 29
3.2 Расчетно-кассовое обслуживание по системе «Сбербанк ОнЛ@йн» 33
3.3. Совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов 37
Заключение 40
Литература 42

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 93.46 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агенство РФ по рыболовству

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Астраханский государственный технический  университет»

Факультет среднего профессионального  образования

 

 

Отделение «Финансово-экономическое»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Организация бухгалтерского учета в банках»

на тему: «Особенности совершения кассовых

операций  на примере ОАО «Сбербанк России»

 

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                 Выполнил(а):

Студент(ка) группы ДКБ-21

                                                                                                                Щербинина Ксения

 

 

                                   Научный руководитель

к.э.н., доцент Пронина Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань - 2013

 

Введение 3

Глава 1.Финансово экономическая характеристика ОАО  «Сбербанк России» 4

1.1 Краткая историческая справка ОАО  «Сбербанк России» 4

1.2 Организационно-правовая структура ОАО «Сбербанк России» 8

1.3 Бухгалтерский аппарат и  учетная политика ОАО «Сбербанк России» 9

1.4 Основные экономические показатели деятельности банка 11

Глава 2. Организация кассовой работы 14

2.1 Организация кассовой работы на предприятиях и в банках 14

2.2 Порядок совершения операций с наличными деньгами 15

2.3 Организация работы операционных касс, расположенных вне помещений банка и правила отражения их в учете банка 17

2.4 Учет инкассирования денежной выручки 23

Глава 3. Особенности совершения кассовых операций в ОАО «Сбербанк России» 29

3.1. Организация кассовой работы в ОАО «Сбербанк России» 29

3.2 Расчетно-кассовое обслуживание по системе «Сбербанк ОнЛ@йн» 33

3.3. Совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов 37

Заключение 40

Литература 42

 

Введение

Кассовое обслуживание клиентов выступает  необходимым элементом операций, осуществляемых банком. Это подтверждается Положением "О порядке ведения  кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 09 октября 2002 г. № 199-П. Ведение счетов клиента предполагает участие банка  в проведении как безналичных, так  и налично-денежных расчётов. Они  представляют собой различные по экономическому содержанию операции. Если совершение безналичных расчётов обусловливает непосредственное выполнение банком по поручению клиента денежных операций - списание средств с его  счёта и их перечисление на счёт получателя, а также зачисление на счёт клиента перечисленных ему  средств, то платежи наличными производит сам клиент. Участие банка в  проведении таких расчётов ограничивается операциями «обналичивания» платёжных средств (списание средств со счёта клиента и выдача ему соответствующей суммы наличными деньгами) и их «обезналичивание» (зачисление на счёт суммы полученных от клиента денежных знаков).

Целью курсовой работы является выявление  особенностей кассовых операций на примере  Сбербанка РФ и предложение мер  по повышению его эффективности. Для достижения указанной цели необходимо:

- получить сведения о банке  (история возникновения, перспективы  развития, организационная структура,  организация бухгалтерского учета,  экономические показатели)

- узнать об организации кассовой  работы на предприятиях и в  бвнках

- проанализировать порядок организации  расчетно-кассового обслуживания  в Сбербанке РФ (охарактеризовать  организацию расчетного обслуживания  клиентов Сбербанка РФ, организацию  кассовой работы в Сбербанке  РФ, расчетно-кассовое обслуживание  по системе «Сбербанк ОнЛ@йн»;

     - предложить пути  совершенствования расчетно-кассового  обслуживания клиентов.

Объектом  исследования выступает Сберегательный банк Российской Федерации, а предметом  изучения – кассовые операции банка. 

Глава 1.Финансово экономическая характеристика ОАО «Сбербанк России»

 

  1.1 Краткая историческая справка ОАО  «Сбербанк России»

 

       История Сбербанка России начинается  с именного указа императора  Николая I от 1841 года об учреждении  сберегательных касс, первая из  которых открылась в Санкт-Петербурге  в 1842 году. Спустя полтора века  — в 1987-м — на базе государственных  трудовых сберегательных касс  создан специализированный банк  трудовых сбережений и кредитования  населения — Сбербанк СССР, который  также работал и с юридическими  лицами. В состав Сбербанка СССР  входили 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский  банк. В июле 1990 года постановлением  Верховного совета РСФСР Российский  республиканский банк Сбербанка  СССР был объявлен собственностью  РСФСР. В декабре 1990-го он  был преобразован в акционерный  коммерческий банк, который был  юридически учрежден на общем  собрании акционеров 22 марта 1991 года. В том же 1991 году Сбербанк перешел  в собственность ЦБ РФ и  был зарегистрирован как акционерный  коммерческий Сберегательный банк  Российской Федерации. Во многом  благодаря поддержке ЦБ РФ  и повышению комиссий за расчетное  обслуживание Сбербанку удалось  выдержать дефолт по ГКО-ОФЗ  1998 года (в тот момент доля государственных  долговых обязательств в активах  банка составляла 52%, а на кредитный  портфель приходился всего 21% нетто-активов).

       В сентябре 2012 года ЦБ РФ продал 7,6% акций Сбербанка частным инвесторам  за 159 млрд рублей, или почти за 5 млрд долларов. На текущий момент Центробанк продолжает контролировать контрольный пакет акций Сбербанка (у регулятора 50% плюс одна акция). Миноритарными акционерами выступают порядка 250 тыс. юридических и физических лиц, в том числе иностранные институциональные инвесторы, которым принадлежит более трети акций «Сбера».

       Дочерние банки крупнейшего банка  РФ представлены в Казахстане, на Украине и в Белоруссии. Также работают представительство  Сбербанка в Китае и филиал  в Индии. После приобретения  Volksbank International в 2012 году география представительств Сбербанка расширилась до девяти стран Центральной и Восточной Европы. В июне 2012 года Сбербанк объявил о приобретении 99,85% акций турецкого DenizBank. В этом же году Сбербанк закрыл сделку по объединению с инвестиционной компанией «Тройка Диалог».

       Несмотря на далеко не выдающееся  качество обслуживания в большинстве  отделений (за исключением услуг  для VIP-клиентов), банк лидирует  не только по размеру активов,  но и по количеству расчетных  счетов юридических лиц (свыше  1,5 млн). На рынке частных вкладов Сбербанк России является монополистом — контролирует 46,6% рынка (основная масса депозитов «физиков» приходится на так называемые пенсионные вклады в рублях). Стоит отметить, что на начало 2002 года доля банка составляла 71,4%. Дальнейшему снижению доли рынка, занимаемой Сбербанком, в немалой степени способствует система страхования вкладов и увеличение суммы страхового возмещения. Через Сбербанк зарплату получают около 11 млн человек, а пенсии — 12 млн. Банком эмитировано более 30 млн пластиковых карт, количество установленных банкоматов превышает 19 тыс.

       Исторически сложившаяся развитая  территориальная сеть (более 19 тыс.  подразделений, в том числе  17 региональных банков) способствует  успехам банка на рынке розничного  кредитования. Объем кредитов, выданных  физическим лицам, составляет  более 2 трлн рублей (32% рынка, втрое больше доли следующего за Сбербанком ВТБ 24). В 2010 году Сбербанк отменил все комиссии по выдаче ипотеки, потребительских и автокредитов, а также объявил о запуске программы кредитования частных лиц по индивидуальным ставкам. В 2011-м банк объявил о планах выйти на рынок экспресс-кредитования совместно с BNP Paribas. В 2012 году Сбербанк обогнал прежнего лидера в сегменте кредитных карт — банк «Русский Стандарт» по объему выданных займов (свыше 60 млрд рублей).

       Сбербанк является крупнейшим  игроком на рынке государственных  ценных бумаг и на внутреннем  рынке межбанковских кредитов. На  рынке МБК, как правило, является  нетто-заемщиком. В структуре  нетто-активов 71% приходится на  кредитный портфель. Около 15% нетто-активов  размещено в долговые обязательства,  в частности, более половины  этого портфеля вложено в государственные  и муниципальные облигации. Лидирующие  позиции в ресурсной базе банка  традиционно занимают средства  на счетах и вклады частных  лиц — 47% пассивов; 18% примерно  в равных пропорциях составляют  остатки на расчетных и депозитных  счетах корпоративных клиентов. По итогам 2011 года банк получил  рекордную чистую прибыль в  размере 321,9 млрд рублей (в 2010-м аналогичный показатель составил 183,6 млрд).

       Активы Сбербанка почти в три  раза превышают размер активов  следующего за ним ВТБ и  почти в пять раз — активы  Газпромбанка. Сбербанк входит в тoп-100 банков мира по размеру активов и капитала. Рыночная капитализация превышает 80 млрд долларов США, или 2,4 трлн рублей (выросла более чем в 30 раз за последние шесть лет и сейчас сопоставима с капитализацией французской банковской группы Societe Generale и швейцарской Credit Suisse).

       Согласно принятой еще в октябре  2008 года стратегии развития Сбербанка  до 2014 года, банк должен достичь  следующих финансовых результатов: 1. увеличить объем чистой прибыли  в 2,5—3 раза по сравнению  с 2007 годом (106,5 млрд рублей); 2. снизить отношение операционных затрат к операционному доходу на 5 процентных пунктов (до 40%); 3. рентабельность капитала (ROE) должна быть не ниже 20% (согласно отчетности по МСФО, в 2011 году показатель ROE составил 28%). 4. количество сотрудников должно составлять 200—220 тыс. (на данный момент их свыше 231 тыс.).

Сбербанк России осуществляет следующие  банковские операции:

  1. привлекает денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  2. размещает указанные выше привлеченные средства от своего имени и за свой счет;
  3. открывает и ведет банковские счета физических и юридических лиц, осуществляет расчеты по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;
  4. инкассирует денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и осуществляет кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  5. покупает и продает иностранную валюту в наличной и безналичной формах;
  6. привлекает во вклады и размещает драгоценные металлы;
  7. выдает банковские гарантии;
  8. осуществляет переводы денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Банк помимо перечисленных выше банковских операций осуществляет следующие  сделки:

  1. выдает поручительства за третьих лиц, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме;
  2. приобретает права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  3. осуществляет доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  4. осуществляет операции с драгоценными  металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  5. предоставляет в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;
  6. осуществляет лизинговые операции;
  7. оказывает брокерские, консультационные и информационные услуги.

Банк вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Банк вправе осуществлять обслуживание экспортно-импортных операций клиентов с применением различных финансовых инструментов, принятых в международной  банковской практике.

Сбербанк осуществляет валютный контроль за операциями клиентов – физических и юридических лиц.

Банк вправе эмитировать и обслуживать  пластиковые карточки международных  и российских платежных систем.

Все перечисленные банковские операции и сделки осуществляются в рублях и в иностранной валюте.

   Банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с юридическими и физическими лицами.

Банк  имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг  в соответствии с федеральными законами.

Сберегательный банк среди лидирующей группы банков занимает особое место, он, так или иначе, касается всех граждан России. Клиентами Сбербанка  исторически являются все житель Российской Федерации.

По этому банк определил для себя  миссии, которые определяет смысл и содержание деятельности Банка, подчеркивая его важнейшую роль в экономике России. Клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Банка как организации. Миссия Банка также устанавливает амбициозную цель  -  стать одной из лучших финансовых компаний мира - и подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его целей невозможна без реализации их личных и профессиональных целей.

Рассматривая и анализируя работу сбербанка аналитики делают следующие выводы:

  • Позиция лидера на рынке банковских услуг по-прежнему будет принадлежать Сбербанку. Конкуренцию ему мог бы составить только ВТБ – еще один «государственный» банк, но результаты деятельности ВТБ более скромные, а размер резервов на возможные потери выше, чем у Сбербанка. Немалую роль в этом играет консервативная кредитная политика последнего, которая в условиях кризиса стала еще более жесткой.
  • Просроченная задолженность продолжала расти на протяжении всего 2009 года. Расходы на создание резервов на возможные потери по ссудам продолжали увеличиваться и в 2010 году, на начало и середину которого пришелся пик неплатежей, а размер просроченной задолженности достиг     9-10% .
  • Убытков Сбербанку удалось избежать, резервы на возможные потери по ссудам не превысили 8% от общей суммы кредитного портфеля банка. В противном случае годовой финансовый результат был бы отрицательным.
  • К концу 2010 года, когда ситуация с неплатежами в стране начала постепенно стабилизироваться, позиции Сбербанка была укреплена благодаря росту указанных выше показателей доходов и уменьшению величины расходов.

Информация о работе Особенности совершения кассовых операций на примере ОАО «Сбербанк России