Особенности учета кредита и займа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что независимо от политического устройства общества любое государство стремится создать эффективную экономику, повысить качество экономических решений. Важная роль в этом принадлежит банкам, проводимой ими кредитной политике. Важнейшей экономической особенностью кредитной политики является то, что кредитная политика – это политика, связанная с движением кредита. Проведение кредитной политики имеет одну цель – максимизация доходов банка при поддержании его надежности и стабильности.

Содержание работы

Введение
1. Понятие кредита и займа. Их отличительные особенности.
1.1 Кредит
- Определение и сущность
- Принципы кредита
- Виды кредита
- Что такое поручительство?
1.2 Займы
- Определение и сущность
- Виды займов
- Порядок учета займа
2. Различия между договорами займа и кредитного договора.
- Основные отличия кредита от займа.
- Особенности учета кредита и займа.
- Классификация кредитов и займов.
3. Аналитический и синтетический учет кредитов и займов.
3.1 Сфера применения ПБУ
3.2 Аудит учета кредитов и займов и задачи учета
3.3 Ревизия кредитных операций. Основные этапы.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯАЯ РАБОТА.docx

— 184.47 Кб (Скачать файл)

• 55 по соответствующему субсчету - при погашении кредита за счет неиспользованного остатка аккредитива (55-1) или чековой книжки (55-2).

Аналитический учет кредитов банка осуществляется:

• по видам кредитов;

• по банкам, предоставившим кредит;

• отдельно по кредитам, не погашенным в срок.

В настоящее время кредитным  договором часто предусматривается  возможность изменения ранее  определенного срока погашения  кредита и при наступлении  первоначально установленного срока  погашения кредита договор пролонгируется или заключается дополнительное соглашение к основному кредитному договору.

В соответствии с письмом Минфина  РФ от 1 ноября 1993 г. № 16-22-149 «О понятии  отсроченного кредита» задолженность  по этому кредиту следует рассматривать  как срочную.

 

 

3.1 Сфера применения ПБУ15/01(Положение по Бухгалтерскому учету)

 

Основным нормативным документов, регулирующим порядок отражения  в бухгалтерском учете операций по получению  кредитов и займов, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 2 августа 2001 года № 60н. Это ПБУ применяется с 1 января 2002года.

Положение устанавливает правила  формирования в бухгалтерском учете  информации о затратах, связанных  с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам как денежными  средствами так и по товарному  и коммерческому кредиту, регламентирует учет привлечения заемных средств  путем выдачи векселей и выпуска  и продажи облигаций, а также  учет процентов и дисконта по этим ценным бумагам. Следует заметить, что Положение не применяется к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа. ПБУ 15/01 должны применять все российские организации за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений.

Для целей бухгалтерского учета  ПБУ 15/01 ставит знак равенства между  следующими сделками организаций:

Ø     Получение кредита;

Ø     Получение займа;

Ø     Получение товарного кредита;

Ø     Получение коммерческого кредита.

 

Согласно ПБУ 15/01, в бухгалтерском  учете задолженность по кредитам и займам делится на: 
 
-     Срочную задолженность – это задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен  в установленном порядке;

-     Просроченную задолженность -  это задолженность по полученным займам и кредитам с истекшим согласно условиям договора сроком погашения;

-     Краткосрочную задолженность - задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой согласно условиям договора не превышает  12 месяцев; 
-     Долгосрочную задолженность – это задолженность, срок погашения которой по условиям договора превышает 12 месяцев.

Относительно определяемого ПБУ 15/01 «порядка учета задолженности  по полученным займам и кредитам, выданным заемным обязательствам» прежде всего нужно учитывать, что Положение  отдельно устанавливает правила  бухгалтерского учета основной суммы  долга и затрат по получаемым кредитам и займам, то есть процентов по долговым обязательствам, дополнительных затрат, связанных с получением кредитов и займов.  

ПБУ 15/01 следующим образом классифицирует затраты, связанные с получением и использованием займов и кредитов:

-     Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцам и кредиторам по полученным от них займам и кредитам;

-     Проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям; 
-     Дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств;

-     Курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления).

В учетной политике организации  согласно требованиям ПБУ 15/01, отраженным в пункте 32 Положения, необходимо раскрыть следующие данные:

-     О переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;

-     О составе и порядке списания дополнительных затрат по займам;

-     О выборе способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;

-     О порядке учета доходов от временного вложения заемных средств. 
В бухгалтерской отчетности организации должна отражаться информация: 
-     О наличии и изменении величины задолженности по основным видам займов, кредитов; 
-     О величине, видах, сроках погашения выданных векселей и размещенных облигаций;

-     О сроках погашения основных видов займов, кредитов, других заемных обязательств;

-     О суммах затрат по займам и кредитам включенных в операционные расходы и в стоимость инвестиционных активов;

-     О величине средневзвешенной ставки займов и кредитов (при ее применении).

3.2 Аудит учета кредитов и займов

 

В отличие от банков коммерческие организации не могут предоставлять  заем из чужих денежных средств, временно находящихся у заимодавца. Кроме  того, организации, не располагающие  банковской лицензией, не могут заниматься кредитной деятельностью систематически. Критерии систематичности законодательством  не оговорены, и решение этого  вопроса зависит от контролирующего  органа или арбитражного суда.

Для учета операции по получению  и погашению кредитов и займов используют счета 66 «Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Эти счета являются пассивными, а, следовательно, по кредиту отражается сумма выданного кредита, а по дебету его гашение.

 

Цель  и задачи аудита учета кредитов и  займов

Становление рыночной инфраструктуры способствовало возникновению в  России новой сферы предпринимательской  деятельности - аудита.

В первооснове аудиторская деятельность представляет собой процесс проверки аудиторами (аудиторскими фирмами и  товариществами) правильности ведения  бухгалтерского учета, осуществляемого  экономическими субъектами.

В общем смысле аудит можно определить как независимую финансовую и  бухгалтерскую проверку хозяйствующих  субъектов с целью объективной  оценки их финансового положения, достоверности  представляемой отчетности, а также  соблюдения законодательства, в первую очередь налогового.

Аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг:

- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

- составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности;

- оценка активов и пассивов экономического субъекта;

- консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства;

- обучение; и др.

Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

Цель аудита - решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.

Основной целью аудитора при проверке операций с основными  средствами является определение сильных  сторон контроля, чтобы убедиться, что  существенные ошибки отсутствуют.

Основная задача аудита учета  кредитов и займов - проверка соблюдения нормативно-правовых актов учета кредитов и займов, а также правильности ведения бухгалтерского учета кредитов и займов.

Задачи аудитора:

  • Проверяя правильность учета кредитов и займов, аудитор должен проверить наличие и соответствие законодательству первичных документов по учету кредитов и займов; соответствие показателей аналитического учета по счету с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату.
  • При проверке аудитор должен проверить: своевременность и точность отражения операций в бухгалтерских документах; правильность начисления различных налогов.

Методы проверки принято  подразделять на две группы: методы фактической проверки; методы документальной проверки. К основным методам фактической проверки, которыми могут пользоваться аудиторы, исходя из права самостоятельно определять формы и методы проверки, руководствуясь требованиями нормативных актов и условий договора с субъектом или содержания поручения государственных органов, относятся: осмотр, обследование, инвентаризация, контрольный запуск сырья и материалов в производство, лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции, экспертная оценка, опрос, проверка объемов выполненных работ.

Другую группу методов - методы документальной проверки - можно разделить на две группы: методы формальной проверки; методы проверки реальности отраженных в документах обстоятельств. К методам формальной проверки документов относятся: проверка соблюдения правил составления, оформления, полноты и повинности оформления документов; сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными нормативами (нормативная проверка); проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам; счетный контроль.

К методам проверки реальности отраженных в документах обстоятельств  относятся: сопоставление данных документов, отражающих операции с данными документов, которые явились основанием для этих операций; проверка записей в регистрах бухгалтерского учета; сканирование; встречная проверка; взаимная проверка; контрольное сличение; восстановление натурально-стоимостного учета и др.

 

 

3.3 Ревизия кредитных операций, Основные этапы ревизии.

 

 

      В процессе проведения  ревизии необходимо проверить,  как организовано кредитная работа в ревизуемом учреждении банка, а  именно:

      а) соответствует ли установленным правилами фактическая организация документооборота, распределены ли обязанности между работниками кредитной и бухгалтерской служб  и операционного отдела;

      б) за период  от предыдущей ревизии или  проверки установить, имеется ли в  учреждении  банка  утвержденное   положение   о   кредитно-инвестиционном комитете и приказа о  его  персональном  составе,  регулярно  ли  проводятся заседания, оформляются ли решения комитета протоколами,  надлежащим  образом осуществляется контроль за выполнением решений, своевременно ли  оформляются кредитные договоры, соответствуют ли условия  кредитных  договоров  решениям комитета;

      в) выяснить, не  допускалось ли в ревизуемом  периоде выполнение обязанностей кредитного инспектора и бухгалтера одним работником;

      Анализ кредитного  портфеля в части ссудной задолженности  за юридическими лицами производится за период от предыдущей ревизии, а по остальным видам кредитов - выборочно, не менее, чем за 3 месяца. При этом следует проверить:

. правильность оформления кредитных  договоров, срочных обязательств  либо графиков платежей;

. полноту правильность оформления  предоставленных заемщиком документов  для получения кредита и информации  о своем финансовом;

. наличие обеспечения возвратности  кредитов, правильность оформления  соответствующих документов;

. осуществляет ли банк контроль  за деятельностью заемщика, целевым   использованием предоставленных  кредитов, не допускается ли выдача  ссуд для погашения раннее полученных кредитов либо ссудной задолженности третьих лиц;

. своевременность и эффективность  пересмотра платы за кредит  вследствие изменения конъюнктуры кредитного рынка.

      Одновременно, по  ссудам, выданным юридическим лицам,  контролируется качество произведенного банком анализа предоставленных заемщиками финансовых данных и проверки их достоверности путем выборочной перепроверки финансового состояния.

    

      В процессе  ревизии  (проверки) оценить состояние контроля  за полнотой и своевременностью уплаты юридическими лицами процентов по ссудам путем выборочной, по усмотрению ревизующего, проверки не менее, чем 25% действующих и закрытых лицевых счетов ссудо-заемщиков, одновременно установить:

- имелись ли случаи несвоевременной уплаты процентов;

- применялись ли своевременно в отношении таких заемщиков предусмотренные в кредитных договорах штрафные санкции;

Информация о работе Особенности учета кредита и займа