Особенности учета кредита и займа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что независимо от политического устройства общества любое государство стремится создать эффективную экономику, повысить качество экономических решений. Важная роль в этом принадлежит банкам, проводимой ими кредитной политике. Важнейшей экономической особенностью кредитной политики является то, что кредитная политика – это политика, связанная с движением кредита. Проведение кредитной политики имеет одну цель – максимизация доходов банка при поддержании его надежности и стабильности.

Содержание работы

Введение
1. Понятие кредита и займа. Их отличительные особенности.
1.1 Кредит
- Определение и сущность
- Принципы кредита
- Виды кредита
- Что такое поручительство?
1.2 Займы
- Определение и сущность
- Виды займов
- Порядок учета займа
2. Различия между договорами займа и кредитного договора.
- Основные отличия кредита от займа.
- Особенности учета кредита и займа.
- Классификация кредитов и займов.
3. Аналитический и синтетический учет кредитов и займов.
3.1 Сфера применения ПБУ
3.2 Аудит учета кредитов и займов и задачи учета
3.3 Ревизия кредитных операций. Основные этапы.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯАЯ РАБОТА.docx

— 184.47 Кб (Скачать файл)

-  определить недополученные банком доходы от не взысканных процентов за пользование кредитом и неприменения соответствующих штрафных санкций. Не менее, чем за 3 месяца проверить правильность учета доходов от выдачи кредитов населению путем сверки данных карточек лицевых счетов с данными аналитического учета по балансовым счетам 960 и 969, условиями кредитных договоров и графиками платежей.

      В случае, если ревизией установлено неудовлетворительное состояние контроля за полнотой и своевременностью уплаты процентов и значительные потери доходов, рекомендуется организовать сплошную проверку поступления платы за выданные кредиты с привлечением работников ревизуемого учреждения банка.

 

Основные этапы  ревизии.

 

    Главная направленность  проверки состоит в выяснении  того,  способствует ли организация  кредитной  работы  снижению  кредитного   риска   банка.   В условиях,  когда  в  России  только закладываются  основы  банковского  дела рыночного  типа,  а  к  работе  в  банках  приступили   люди,   не   имеющие специального  образования  и  опыта  работы,  ревизионная  проверка   должна включать не только контрольную, но  и  консультационную  функцию.  Критерием оценки  ревизором  этой  области  деятельности  банка  является  наличие   и исполнение нормативных документов, регулирующих кредитный процесс.

       Основными этапами  такой проверки являются:

    1)    оценка общего  уровня постановки кредитной  работы в банке;

    2) оценка процедуры рассмотрения  и решения  вопросов  о   предоставлении

ссуды;

    3) оценка практики  совершения  кредитных  операций;  оценка  кредитной

документации;

    4)    оценка  организации   контроля  банка  за  исполнением   кредитного

договора;

    5)      оценка  кредитного дела клиента.

    Оценка общего уровня  постановки кредитной работы  в  коммерческом  банке осуществляется на основе рассмотрения  функций  отделов  или  подразделений, занимающихся вопросами кредитования,  а  также  ознакомления  с  содержанием кредитной политики банка.

    Подход к оценке этой  стороны организации кредитного  процесса  различен применительно к крупному  (среднему)  и  малому  банку;  банку  с  развитыми кредитными  связями  (даже  при  небольших  объемах  кредитов)   и   недавно работающему  банку  (меньше  года),  Если  ревизор  имеет  дело  с   банком, осуществляющим  кредитные  операции  больше  года  (независимо  от  масштаба банка),  уже можно требовать  от  него  наличия  различных  функциональных подразделений, участвующих в кредитном процессе,  а  также  основ  кредитной политики. Только для  вновь  созданного  банка,  т.  е.  банка,  работающего меньше года,  возможны  исключения.  Остальные  банки  (дифференцированно  – применительно к своему объему) должны найти практическое  решение  указанных выше вопросов.

    В части организационной  структуры в  штате  банка  (в  виде  отдельного подразделения или за крепления соответствующих функций за отдельными  лицами в  кредитном  отделе)  целесообразно  иметь  сотрудников,   отвечающих:   за формирование  и  исполнение  кредитной  политики;  за  связь   с   клиентами (кредитное обслуживание);  за  анализ  кредитного  портфеля;  за  грамотное правовое обеспечение кредитного процесса.

    В настоящее время  большинство коммерческих банков (включая  и  крупные, накопившие определенный опыт организации  кредитных  сделок)  ограничиваются наличием  лишь  кредитного  отдела,   деятельность   которого   сводится   к заключению и исполнению кредитных   договоров.    Вопросы    стратегического планирования, анализа  и  правового  обеспечения  кредитного  процесса   ими не решаются. В результате такие банки не создают для себя  надежной  защиты от кредитного риска.

    В международной практике  считается, что риск банка повышается, если  он не имеет банковской политики; если он ее имеет,  но  не  довел  до  сведения всех  исполнителей;  если  он  имеет  противоречивую  банковскую   политику. Банковская (в том  числе  кредитная)  политика  определяет  цели  и  правила поведения конкретного банка на  рынке,  она   обусловливает  инструментарий, используемый специалистами данного банка при организации  кредитных  сделок, В содержание кредитной политики  включаются:  стратегия  банка  в  кредитной сфере   (цели,   приоритеты,   принципы),   инструктивные    материалы    по кредитованию,  методические  разработки   по   анализу   кредитоспособности, кредитного  портфеля,  организации   контроля   за   исполнением   кредитных договоров и другие материалы.

    Проведенные  проверки   коммерческих   банков  показывают  недостаточное внимание, уделяемое ими данному вопросу. Большинство банков  не  располагает необходимой инструктивной и  методической  базой,  что  значительно  снижает уровень их кредитной работы.

    К кредитной документации  относятся также гарантийные   письма  страховые полисы, служащие вторичным источником  погашения  ссуд.  Необходимо,  чтобы указанные документы, как и договор о залоге,  соответствовали  определенным требованиям правового и экономического характера. В правовом отношении  они должны  четко  определять  взаимоотношения  сторон,  позволяющие   защищать интересы кредитора. В этой связи обращает на  себя  внимание  положительная практика заключения трехсторонних договоров  поручительства   и   договоров страхования.  В число участников таких договоров банка повышает их эффективность, поскольку не позволяет изменять  условия  взаимоотношений заемщика и поручителя (гаранта, страховщика) без ведома банка.

Заключительным   этапом   проверки   является   формирование    выводов    и согласование  их   с работниками и руководством.

 

 

                   

 

Заключение

 

Являясь мощным средством стимулирования развития экономики, кредитование, займы, облигации  и целевой финансирование нуждаются  в правильном бухгалтерском учете. Правильный бухгалтерский учет такого вида операций позволяет точнее знать  финансовое положение предприятия, эффективность использования заемных  средств и методов кредитования.

В данной работе  были рассмотрены вопросы  учета займов и кредитов и их особенности, разобрали различия между договорами займа и кридита. При рассмотрении учета кредитных операций видно, как именно должен вестись учет, то есть правильное начисление процентов по кредиту и их выплата. Если учет на предприятии ведется правильно, то таким образом предприятие показывает истинный размер своей задолженности.

Правильность  и достоверность учета кредитов и займов позволяет руководителю предприятия принимать правильные решения по изменению объемов  и структуры кредитов. Также позволяет  анализировать рентабельность полученных средств.

По рассмотренному в данной работе целевому финансированию видно, что поступление таких  средств позволяет предприятию  не привлекать свои денежные средства или привлекать, но в меньшей степени. Это финансирование, также как  и кредит позволяет увеличить  объем производства продукции (работ, услуг) с малым риском.

Правильный  учет позволяет выбрать наиболее удобный для предприятия вид  получения дополнительных денежных средств.

 

Список использованной литературы

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://www.creditorus.ru/theory/klassifikaciya-kreditov.php
  3. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ.
  4. Налоговый кодекс РФ часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ
  5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998 г.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01.
  8. http://www.audit-it.ru/
  9. http://www.buhgalteria.ru/
  10. http://www.businessuchet.ru/

 

 

1 Набережный В.В. О включении в расходы процентов по долговым обязательствам // Налоговый вестник. - № 2. – 2003.

2 Подпорин Ю. Налогообложение внереализационных операций // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». № 38.

 


Информация о работе Особенности учета кредита и займа