Платежеспособность и ликвидность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ ликвидности и платежеспособности как основных элементов финансово-экономической устойчивости.
Данная целевая установка предполагает решение следующих задач:
1. Теоретический анализ платежеспособности и ликвидности предприятия. Рассмотрение общего понятия о платежеспособности и ликвидности предприятия, определение их взаимосвязи. Изучение основных показателей платежеспособности и ликвидности предприятия. Ознакомление с методами диагностики вероятности банкротства.
2. Практический анализ платежеспособности и ликвидности предприятия на примере ОАО «Таттелеком» и сравнительная характеристика основных коэффициентов за 2012 -2014 гг.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 49.64 Кб (Скачать файл)

Коэффициент абсолютной ликвидности и коэффициент текущей ликвидности входят в перечень коэффициентов, рассчитываемых при оценке платёжеспособности должника, и в совокупности показывают в какой степени ликвидные и наиболее ликвидные активы организации позволяют ей отвечать по своим текущим обязательствам.

Главным показателем платёжеспособности является коэффициент текущей ликвидности (L4). Это отношение общих текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия.

Нормальным считается значение коэффициента 2 и более (это значение наиболее часто используется в российских нормативных актах; в мировой практике считается нормальным от 1.5 до 2.5, в зависимости от отрасли). Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.

Этот коэффициент обобщает предыдущие показатели и является одним из показателей, характеризующих             удовлетворительное или  неудовлетворительное состояние бухгалтерского баланса.

Итак, после рассмотрения теоретических аспектов темы «Анализ ликвидности бухгалтерского баланса и платёжеспособности организации», перейдём к практическому рассмотрению вышеизложенного материала на примере ОАО «Таттелеком».

 

1.3 Значение  анализа ликвидности и платежеспособности  предприятия

 

Платежеспособность и ликвидность оказывают положительное  влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому они направлены на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой  должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные.

Главная цель анализа платежеспособности и кредитоспособности –  своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и  находить резервы улучшения платежеспособности и кредитоспособности.

При этом необходимо решать следующие задачи:

- На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между  разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению  финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения  платежеспособности и кредитоспособности предприятия.

- Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной  деятельности и наличие собственных и заемных ресурсов.

- Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов.

Анализом платежеспособности и кредитоспособности предприятия занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия,  но и его учредители, инвесторы. С целью изучению эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования, определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования, прогнозирования и контроля. Его цель - установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное  функционирование предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить  средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

Основными источниками информации для анализа платежеспособности и кредитоспособности предприятия служат бухгалтерский баланс (форма  №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2). Отчет о движении капитала  (форма №3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостовериться в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать и предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Особенно важно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа.

Низкий уровень платежеспособности, т. е. недостаток денежных средств и наличие просроченных платежей, может быть случайным и хроническим. Поэтому, анализируя состояние платежеспособности предприятия, нужно рассматривать причины финансовых затруднений, частоту их образования и продолжительность просроченных долгов.

 

             2.1 Характеристика предприятия ОАО «Таттелеком»

 

  ОАО «Таттелеком»  является крупнейшим оператором  проводной связи Республики Татарстан. Компания предоставляет услуги  внутризоновой, местной телефонной  связи, универсальные услуги с  использованием таксофонов и  пунктов коллективного доступа, документальной связи, передачи  данных, подвижной радиосвязи, услуги  по предоставлению каналов связи, телематические услуги связи, услуги  сети передачи данных, доступ  к сети Интернет по технологии WiFi.

Приоритетными направлениями деятельности являются:

- обеспечение  населения и организаций Республики  Татарстан услугами телефонной  связи.

- развитие  услуг, оказываемых с использованием  Сети передачи данных, таких как  доступ в Интернет, контентные  услуги, IP-телевидение и услуги NGN.

Телекоммуникационная сеть ОАО «Таттелеком» охватывает всю территорию Татарстана, что позволяет обеспечивать услугами территорию в 68 тысяч кв. км, где проживает более 3,7 млн. человек. На сегодняшний день абонентская база компании - более 820 000 телефонных абонентов и более 100 000 xDSL абонентов.

Сегодня ОАО «Таттелеком» занимает лидирующую на рынке проводной связи республики и продолжает динамично развиваться, улучшая качество связи, выходя на передовые рубежи по уровню цифровизации. В ноябре 2008 года ОАО «Таттелеком» первым в России 100% завершил цифровизацию сельских телефонных сетей, заменив все аналоговые АТС в городах республики на оборудование уровня NGN. Одновременно с заменой аналогового оборудования были модернизированы внутригородские транспортные сети, скорость передачи данных по которым составила от 1 до 10 ГигаБит/с. Повсеместно внедрена технология мультипротокольной коммутации на основе меток MPLS.

ОАО «Таттелеком» является единственным оператором, оказывающим услуги связи на всей территории Республики Татарстан. В силу своего положения Общество оказывает услуги присоединения операторам зоновой и местной связи на территории региона. В целом услуги связи на данной территории оказывают более 40 операторов связи.

Крупнейшими из них являются ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), ОАО «МТС», ОАО «МСС-Поволжье» (торговая марка «Мегафон»), ЗАО «НСС», ЗАО «Смартс», ОАО «Татнефть» (структурное подразделение «ТатАИСнефть»), ОАО «ТВТ», ОАО «Телесет», ЗАО «Эр телеком».

Основные конкуренты ОАО «Таттелеком»:

- «ТатАИСнефть» (зоновая связь, местная связь, доступ  в Интернет);

- «ТВТ» (местная связь, доступ в Интернет);

- «Телесет» (местная связь, доступ в Интернет);

- «Эр  телеком» (местная связь, доступ  в Интернет);

- «Вымпелком» (местная связь, доступ в Интернет).

Основные конкурентные преимущества ОАО «Таттелеком»:

- стабильность  лидирующего положения на рынке;

- огромный  опыт в сфере оказания телекоммуникационных  услуг;

- наиболее  широкий спектр предоставляемых  услуг, в т. ч. все виды проводной  телефонной связи, проводной и  беспроводной доступ в Интернет  и к Сети передачи данных, видеосвязь;

- большой  выбор дополнительных видов услуг;

- высокое  качество предоставления услуг.

Система менеджмента качества (СМК) ОАО «Таттелеком» сертифицирована на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001. ОАО «Таттелеком» признано дипломантом IV Республиканского конкурса на соискание премий Правительства РТ «За качество» 2007 – 2008 гг. Войдя в рейтинги крупнейших российских и мировых агентств, ОАО «Таттелеком» сохраняет свое положение среди ведущих операторов связи и компаний РФ. Так, Общество входит в число 30 крупнейших телекоммуникационных компаний России. Общество, согласно ежегодному рейтингу, составленному экономическим альманахом «Коммерсант – Первый рейтинг», входит в число 200 крупнейших компаний России.

ОАО «Таттелеком» лидирует во всех районах Республики Татарстан по услугам телефонной связи и прочим телекоммуникационным услугам (исключая сотовую связь). По экспертным оценкам, доля традиционных услуг, предоставляемых ОАО «Таттелеком», в денежном выражении, в общем объеме традиционных услуг отрасли связи составляет более 80%. Это обуславливается тем, что ОАО «Таттелеком» признано оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования в Республике Татарстан, и оказывает услуги зоновой связи, в том числе и абонентам присоединенных операторов.

Философия ОАО "Таттелеком" - философия предприятия XXI века. Это в первую очередь философия ответственности за свою деятельность, осознания себя как субъекта социального управления, осуществляющего через свою деятельность разнообразные воздействия на социальную среду. ОАО «Таттелеком» ориентировано на обращение к обществу, а значит к клиенту. Основная идея – удовлетворять и превосходить ожидания потребителей в качестве производимой продукции. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Основные технико-экономические показатели ОАО «Таттелеком»

Показатели

ед. изм.

2012г.

2013г.

2014г.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

тыс. руб.

3 816 567

4 984 140

5 310 072

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

тыс. руб.

2 612 023

3 526 176

4 078 322

Чистая прибыль

тыс. руб.

699 609

873 101

702 183

Рентабельность деятельности по чистой прибыли

%

18,3

17,5

13,2


 

Из таблицы 2.1 видно, что выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг увеличилась в 2014 году по сравнению с 2012 годом. Так в 2014 году она составила 5310072 тыс. руб., а в 2012 году - 3816567 тыс. руб., т.е. произошел рост показателя на 1493505 тыс. руб. или на 39,13%. В свою очередь себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг также увеличилось. Если в 2012 году этот показатель был равен 2612023 тыс. руб., то в 2014 году - 4078322 тыс. руб. рост составил в 2014 году по сравнению с 2012 годом 1466299 тыс. руб. или на 56,14%. Чистая прибыль также увеличилась в 2014 году в сравнении с 2012 годом на 2574 тыс. руб. однако по сравнению с 2013 годом чистая прибыль сократилась на 170918 тыс. руб. или на 19,58%.

Работа по управлению персоналом в Обществе ориентирована на сохранение высококвалифицированных кадров, более полное и эффективное использование профессионального и интеллектуального потенциала работников. Политика в области оплаты труда направлена на планомерное повышение и обеспечение конкурентного уровня заработной платы с учетом финансовых возможностей Общества, повышение производительности труда и обеспечение роста экономической эффективности деятельности Общества.

В 2014 году в Обществе продолжилась работа по оптимизации численности персонала. Завершение цифровизации телефонной сети позволило сократить трудозатраты на техническое обслуживание АТС и обусловило пересмотр выполняемых бизнес-процессов в части их автоматизации с внедрением новых технологий. В течение года разобщенные специализированные цеха по обслуживанию сетей заменены мобильными группами с универсальными специалистами по телефонии, сети передачи данных, электротехническому оборудованию. Эти действия дали возможность повысить уровень производительности труда работников ОАО «Таттелеком» на 10%.

Информация о работе Платежеспособность и ликвидность организации