Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 17:13, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ ликвидности и платежеспособности как основных элементов финансово-экономической устойчивости.
Данная целевая установка предполагает решение следующих задач:
1. Теоретический анализ платежеспособности и ликвидности предприятия. Рассмотрение общего понятия о платежеспособности и ликвидности предприятия, определение их взаимосвязи. Изучение основных показателей платежеспособности и ликвидности предприятия. Ознакомление с методами диагностики вероятности банкротства.
2. Практический анализ платежеспособности и ликвидности предприятия на примере ОАО «Таттелеком» и сравнительная характеристика основных коэффициентов за 2012 -2014 гг.
Коэффициент абсолютной ликвидности и коэффициент текущей ликвидности входят в перечень коэффициентов, рассчитываемых при оценке платёжеспособности должника, и в совокупности показывают в какой степени ликвидные и наиболее ликвидные активы организации позволяют ей отвечать по своим текущим обязательствам.
Главным показателем платёжеспособности является коэффициент текущей ликвидности (L4). Это отношение общих текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия.
Нормальным считается значение коэффициента 2 и более (это значение наиболее часто используется в российских нормативных актах; в мировой практике считается нормальным от 1.5 до 2.5, в зависимости от отрасли). Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.
Этот коэффициент обобщает предыдущие показатели и является одним из показателей, характеризующих удовлетворительное или неудовлетворительное состояние бухгалтерского баланса.
Итак, после рассмотрения теоретических аспектов темы «Анализ ликвидности бухгалтерского баланса и платёжеспособности организации», перейдём к практическому рассмотрению вышеизложенного материала на примере ОАО «Таттелеком».
1.3 Значение
анализа ликвидности и
Платежеспособность и ликвидность оказывают положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому они направлены на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные.
Главная цель анализа платежеспособности и кредитоспособности – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения платежеспособности и кредитоспособности.
При этом необходимо решать следующие задачи:
- На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения платежеспособности и кредитоспособности предприятия.
- Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличие собственных и заемных ресурсов.
- Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов.
Анализом платежеспособности и кредитоспособности предприятия занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы. С целью изучению эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования, определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования, прогнозирования и контроля. Его цель - установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
Основными источниками информации для анализа платежеспособности и кредитоспособности предприятия служат бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2). Отчет о движении капитала (форма №3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.
Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостовериться в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать и предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Особенно важно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа.
Низкий уровень платежеспособности, т. е. недостаток денежных средств и наличие просроченных платежей, может быть случайным и хроническим. Поэтому, анализируя состояние платежеспособности предприятия, нужно рассматривать причины финансовых затруднений, частоту их образования и продолжительность просроченных долгов.
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Таттелеком»
Приоритетными направлениями деятельности являются:
- обеспечение
населения и организаций
- развитие услуг, оказываемых с использованием Сети передачи данных, таких как доступ в Интернет, контентные услуги, IP-телевидение и услуги NGN.
Телекоммуникационная сеть ОАО «Таттелеком» охватывает всю территорию Татарстана, что позволяет обеспечивать услугами территорию в 68 тысяч кв. км, где проживает более 3,7 млн. человек. На сегодняшний день абонентская база компании - более 820 000 телефонных абонентов и более 100 000 xDSL абонентов.
Сегодня ОАО «Таттелеком» занимает лидирующую на рынке проводной связи республики и продолжает динамично развиваться, улучшая качество связи, выходя на передовые рубежи по уровню цифровизации. В ноябре 2008 года ОАО «Таттелеком» первым в России 100% завершил цифровизацию сельских телефонных сетей, заменив все аналоговые АТС в городах республики на оборудование уровня NGN. Одновременно с заменой аналогового оборудования были модернизированы внутригородские транспортные сети, скорость передачи данных по которым составила от 1 до 10 ГигаБит/с. Повсеместно внедрена технология мультипротокольной коммутации на основе меток MPLS.
ОАО «Таттелеком» является единственным оператором, оказывающим услуги связи на всей территории Республики Татарстан. В силу своего положения Общество оказывает услуги присоединения операторам зоновой и местной связи на территории региона. В целом услуги связи на данной территории оказывают более 40 операторов связи.
Крупнейшими из них являются ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), ОАО «МТС», ОАО «МСС-Поволжье» (торговая марка «Мегафон»), ЗАО «НСС», ЗАО «Смартс», ОАО «Татнефть» (структурное подразделение «ТатАИСнефть»), ОАО «ТВТ», ОАО «Телесет», ЗАО «Эр телеком».
Основные конкуренты ОАО «Таттелеком»:
- «ТатАИСнефть» (зоновая связь, местная связь, доступ в Интернет);
- «ТВТ» (местная связь, доступ в Интернет);
- «Телесет» (местная связь, доступ в Интернет);
- «Эр телеком» (местная связь, доступ в Интернет);
- «Вымпелком» (местная связь, доступ в Интернет).
Основные конкурентные преимущества ОАО «Таттелеком»:
- стабильность
лидирующего положения на
- огромный
опыт в сфере оказания
- наиболее
широкий спектр
- большой
выбор дополнительных видов
- высокое качество предоставления услуг.
Система менеджмента качества (СМК) ОАО «Таттелеком» сертифицирована на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001. ОАО «Таттелеком» признано дипломантом IV Республиканского конкурса на соискание премий Правительства РТ «За качество» 2007 – 2008 гг. Войдя в рейтинги крупнейших российских и мировых агентств, ОАО «Таттелеком» сохраняет свое положение среди ведущих операторов связи и компаний РФ. Так, Общество входит в число 30 крупнейших телекоммуникационных компаний России. Общество, согласно ежегодному рейтингу, составленному экономическим альманахом «Коммерсант – Первый рейтинг», входит в число 200 крупнейших компаний России.
ОАО «Таттелеком» лидирует во всех районах Республики Татарстан по услугам телефонной связи и прочим телекоммуникационным услугам (исключая сотовую связь). По экспертным оценкам, доля традиционных услуг, предоставляемых ОАО «Таттелеком», в денежном выражении, в общем объеме традиционных услуг отрасли связи составляет более 80%. Это обуславливается тем, что ОАО «Таттелеком» признано оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования в Республике Татарстан, и оказывает услуги зоновой связи, в том числе и абонентам присоединенных операторов.
Философия ОАО "Таттелеком" - философия предприятия XXI века. Это в первую очередь философия ответственности за свою деятельность, осознания себя как субъекта социального управления, осуществляющего через свою деятельность разнообразные воздействия на социальную среду. ОАО «Таттелеком» ориентировано на обращение к обществу, а значит к клиенту. Основная идея – удовлетворять и превосходить ожидания потребителей в качестве производимой продукции. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Основные технико-экономические показатели ОАО «Таттелеком»
Показатели |
ед. изм. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
тыс. руб. |
3 816 567 |
4 984 140 |
5 310 072 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
тыс. руб. |
2 612 023 |
3 526 176 |
4 078 322 |
Чистая прибыль |
тыс. руб. |
699 609 |
873 101 |
702 183 |
Рентабельность деятельности по чистой прибыли |
% |
18,3 |
17,5 |
13,2 |
Из таблицы 2.1 видно, что выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг увеличилась в 2014 году по сравнению с 2012 годом. Так в 2014 году она составила 5310072 тыс. руб., а в 2012 году - 3816567 тыс. руб., т.е. произошел рост показателя на 1493505 тыс. руб. или на 39,13%. В свою очередь себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг также увеличилось. Если в 2012 году этот показатель был равен 2612023 тыс. руб., то в 2014 году - 4078322 тыс. руб. рост составил в 2014 году по сравнению с 2012 годом 1466299 тыс. руб. или на 56,14%. Чистая прибыль также увеличилась в 2014 году в сравнении с 2012 годом на 2574 тыс. руб. однако по сравнению с 2013 годом чистая прибыль сократилась на 170918 тыс. руб. или на 19,58%.
Работа по управлению персоналом в Обществе ориентирована на сохранение высококвалифицированных кадров, более полное и эффективное использование профессионального и интеллектуального потенциала работников. Политика в области оплаты труда направлена на планомерное повышение и обеспечение конкурентного уровня заработной платы с учетом финансовых возможностей Общества, повышение производительности труда и обеспечение роста экономической эффективности деятельности Общества.
В 2014 году в Обществе продолжилась работа по оптимизации численности персонала. Завершение цифровизации телефонной сети позволило сократить трудозатраты на техническое обслуживание АТС и обусловило пересмотр выполняемых бизнес-процессов в части их автоматизации с внедрением новых технологий. В течение года разобщенные специализированные цеха по обслуживанию сетей заменены мобильными группами с универсальными специалистами по телефонии, сети передачи данных, электротехническому оборудованию. Эти действия дали возможность повысить уровень производительности труда работников ОАО «Таттелеком» на 10%.
Информация о работе Платежеспособность и ликвидность организации