Понятие об аудите и аудиторское деятельности. Цели и задачи аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:09, доклад

Описание работы

Аудит из форм финансового контроля потребность, в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарно-денежных отношений. Первой страной создавшей систему финансового контроля был Китай. Уже в 700 годы до нашей эры в Китае существовал пост Генерального Аудитора основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников имеющих право распоряжаться гос. деньгами и имуществом. Примерно в 200 г. до н.э., римские управляющие назначали квесторов, которые занимались финансовыми и судебными делами Римской империи и осуществляли контроль за государственными бухгалтерами провинций. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались сенаторами.

Файлы: 1 файл

АУДИТ.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

Под оказанием сопутствующих  аудиту услуг понимается предпринимательская  деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудита.

Аудиторские организации  согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

1) постановка, восстановление  и ведение бухгалтерского учета,  составление финансовой (бухгалтерской)  отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с  реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в  судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского  учета и внедрение информационных  технологий;

7) оценка стоимости  имущества, оценка предприятий  как имущественных комплексов, а  также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых  исследований;

10) проведение научно-исследовательских  и экспериментальных работ в  области, связанной с аудиторской  деятельностью, и распространение  их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других  услуг, связанных с аудиторской  деятельностью.

Виды услуг

Совместимые

Несовместимые

Услуги деятельности

Услуги контроля

Информационные услуги

Постановка бух.учета 

+

 

+

   

Составление налоговых  деклараций

 

+

+

   

Налоговое консультирование

+

     

+

Восстановление бухгалтерского учета 

 

+

+

   

Издание методических пособий  по аудиту

+

     

+

Контроль начисления налоговых сборов

+

   

+

 

 

Сравнительная характеристика аудита и ревизии

Основные признаки

Аудиторская деятельность

Ревизиционная деятельность

Цели 

Проверка финансовой отчетности  с целью выражения достоверности

Выявление и оценка недостатков, нарушений злоупотребления с  целью их устранения

Правовое регулирование 

Гражданского права  на основе договора

Административное право  на основе законов и инструкций

Организация управления сектора

Связи горизонтальные, добровольные

Связи вертикальные

Порядок оплаты

Заказчик услуги или организации, нуждающиеся в достоверной отчетности

Государственные органы

Достаточность

Принцип регулярной уверенности 

Принцип максимальных возможностей

Результат

Аудиторское заключение

Акт о ревизии 


Первый уровень:

1.Федеральный закон  РФ от 30.12.2008 №307 – ФЗ «Об аудиторской  деятельности»;

Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в России с 1 января 2009 года и содержит:

- Формулировку понятия  и цели аудиторской деятельности

- Перечень сопутствующих  аудиту услуг, которые имеют  право оказывать аудиторы и  аудиторские организации;

- Требования к аудиторам  и аудиторским организациям;

- Состав прав и обязанностей  аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов;

- Перечень организаций,  для которых проведение ежегодного  аудита является обязательным;

- Требование о соблюдении  принципа конфиденциальности (аудиторская  тайна) при проведении аудита;

- Требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведении аудита и ограничения для его обеспечения;

- Определение правил (стандартов) аудита и требования  об их обязательном применении;

- Определение статуса  аудиторского заключения и ответственность за предоставление ложного заключения;

- Требования к обязательному  контролю качества аудита;

- Требования к аттестации  аудиторов и условиях аннулирования  аттестата; 

- Требования к членству  в саморегулируемой организации  аудиторов;

- Определение компетенции федерального органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;

- Требования к саморегулируемой  организации аудиторов, необходимые  для включения ее в государственный  реестр саморегулируемых организаций аудиторов;

- Требование к аудиторским  организациям об обязательном  страховании рисков ответственности  за нарушение условий договора  при проведении обязательного  аудита.

2. Федеральный закон  РФ от 07.08.2001 №119 – ФЗ «Об аудиторской  деятельности» (в действующей редакции);

Данный закон с 01.01.2009 года действует совместно с ФЗ РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. в части не противоречащей указанному закону и утратил силу с 1 января 2011 г.

3. Федеральный закон  РФ от 01.12.2007 №315 –ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

4. Другие федеральные  законы;

5. Указы президента.

Второй уровень:

 Постановления Правительства  РФ, нормативные правовые акты  государственного регулирования  аудиторской деятельности, министерств  и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.

Третий уровень:

правила (стандарты) аудиторской  деятельности, разрабатываемые с  целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень:

 методики аудиторской  деятельности, регламентирующие порядок  осуществления аудиторами проверок  применительно с конкретными  отраслями, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.

Пятый уровень:

внутренние стандарты  аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений  правил (стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приёмов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.

2. Характеристика основных  положений федерального закона  «Об аудиторской деятельности». 

Принятие Государственной  Думой РФ 24.12.2008 нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности»  от 30.12.2008 №307-ФЗ положило начало формированию новой модели рынка аудиторских услуг.

Основными чертами новой  модели, заложенной в Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности»  от 30.12.2008 №307-ФЗ, являются:

- перераспределение функций  государственного регулирования  от Правительства РФ к уполномоченному федеральному органу регулирования аудиторской деятельности и от уполномоченного органа к саморегулируемым организациям аудиторов (СРО);

- отмена лицензирования  и обязательное членство аудиторов  и аудиторских организаций в  саморегулируемых организациях (СРО), причем только в одной СРО;

- внешний контроль  качества аудиторских услуг со  стороны СРО по отношению к  их членам, а в установленных  случаях и со стороны уполномоченного  федерального органа;

- отмена обязательного  страхования ответственности аудитора о обеспечение ответственности аудиторов через механизм компенсационных фондов, формируемых СРО.

Одним из условий вступления в СРО, согласно новому закону, является отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере  экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (ст.18, п.6). Если обратиться к Уголовному Кодексу РФ, то в нем можно обнаружить не одно такое преступление, совершение которого никакого отношения к занятию аудиторской деятельностью не имеет. Поэтому в результате нескольких лет обсуждения проекта нового закона удалось обеспечить появление в тексте соответствующего пункта слов «умышленные» (преступления). Однако принятый закон этого слова не содержит. Таким образом, аудитор, совершивший наезд, или превысивший пределы необходимой самообороны, должен быть не только судим уголовным судом, но и лишен профессии и источника дохода. Неужели законодатель, вводя эту норму, заботился о том, чтобы пострадавшему в ДТП не были компенсированы затраты на лечение, поскольку у аудитора – виновника ДТП, лишенного профессии и дохода, не будет для этого средств?

Новым законом установлено  не только периодическое прохождение  внешнего контроля качества аудита всеми  аудиторскими организациями и аудиторами, но и участие всех членов саморегулируемых организаций аудиторов в осуществлении саморегулируемыми организациями внешнего контроля качества работы других членов этой организации (ст.10, п.2). При этом за несоблюдение требований данного закона предусмотрены меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения из саморегулируемых организаций, то есть лишения возможности вести аудиторскую деятельность (ст.20, п.1).

Минимальная численность  аудиторов в аудиторских организациях снижена новым законом с пяти до трех, введены требования к доле аудиторов (аудиторских организаций) в уставном капитале аудиторских организаций и исполнительном органе, индивидуальные аудиторы получили возможность осуществлять обязательный аудит, в том числе открытых акционерных обществ, инвестиционных фондов, унитарных предприятий. При этом периодичность внешнего контроля качества аудита таких организаций (за исключением организаций с долей государственной собственности 25% и более) определена в пять лет.

Претерпели изменения  и критерии обязательного аудита: если ранее действовавший закон устанавливал пороговый уровень выручки и активов организации, при превышении которых ее отчетность подлежит обязательному аудиту, в размерах, кратных минимальному размеру оплаты труда (500 тысяч МРОТ и 200 тысяч МРОТ соответственно), то новый закон определил эти критерии в абсолютных величинах – 50 миллионов рублей для выручки и 20 миллионов рублей для активов. То есть величина критерия зафиксирована на том уровне, на котором он определялся и ранее, исходя из МРОТ, равного 100 руб. Гораздо важнее качественные изменения, вытекающие из формулировок нового закона. Так, ранее действовавший закон относил установленные для обязательного аудита критерии величины выручки и активов к отчетному году, за который и должен был быть проведен аудит. Новый закон относит эти критерии к году, предшествующему отчетному. Таким образом, обязательному аудиту за 2008 год подлежит отчетность организаций, выручка либо активы которых превысили установленный критерий в 2007 году вне зависимости от того, какими они оказались в 2008 году. И наоборот, если в 2007 году выручка или активы организации не превысили установленных критериев, то аудит за 2008 год не обязателен, во сколько бы раз установленные критерии ни оказались превышенными в 2008 году. Направленность этой нормы на повышение надежности финансовой информации не может не вызывать обоснованные сомнения.

С точки зрения предъявляемых  требований аудиторы и аудиторские  организации разделены новым  законом на три категории:

- осуществляющие аудит организаций, ценные бумаги которых допущены к торгам организаторами торговли, кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, консолидированной отчетности;

- осуществляющие аудит  организаций, собственником которых  на 25% и более является государство;

- осуществляющие аудит  прочих экономических субъектов.

Для аудиторов первой и второй категорий законом введены  дополнительные требования, не предъявляемые  к прочим аудиторам, а именно: аудит  первой категории субъектов может  осуществляться только аудиторскими организациями, которые, начиная с 2011 года должны иметь аудиторов, обладающих новым, единым квалификационным аттестатом (ст.23, п.4, пп.1); в отношении аудиторов второй категории предусмотрено осуществление внешнего контроля качества не только саморегулируемыми организациями аудиторов, но и уполномоченным федеральным органом (ст.10, пп.5 и 9) и с меньшей периодичностью (3 и 2 года соответственно), чем в общем случае (5 лет).

Информация о работе Понятие об аудите и аудиторское деятельности. Цели и задачи аудиторской деятельности