Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:09, доклад
Аудит из форм финансового контроля потребность, в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарно-денежных отношений. Первой страной создавшей систему финансового контроля был Китай. Уже в 700 годы до нашей эры в Китае существовал пост Генерального Аудитора основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников имеющих право распоряжаться гос. деньгами и имуществом. Примерно в 200 г. до н.э., римские управляющие назначали квесторов, которые занимались финансовыми и судебными делами Римской империи и осуществляли контроль за государственными бухгалтерами провинций. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались сенаторами.
Помимо формирования компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов новый закон вводит такие не существовавшие ранее меры ответственности аудиторов и аудиторских организаций как (ст.20):
- предписание об устранении
нарушений и установление
- предупреждение о недопустимости нарушений;
- приостановка членства,
ведущая к приостановке
- штраф;
- исключение из
Уровень |
Документы |
Органы, принимающие документы |
1 уровень |
Федеральные законы, кодексы, указы |
Федеральное собрание, правительство, гос. дума, президент |
2 уровень |
Постановления, приказы |
правительство, президент, государственный фин. контроль, аудиторская деятельность, бух. учет и отчетность |
3 уровень |
Федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности |
Правительство РФ, Минфин РФ, департамент регулирования гос. финансового контроля аудиторской деятельности бух. учета и отчетности |
4 уровень |
Внутренние стандарты аудиторской деятельности |
Профессиональные аудиторские объединения |
5 уровень |
Внутри фирменные стандарты |
Аудиторские организации |
Внешний аудит — аудит, проводимый независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом, главным образом, с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации. Внешний аудит исходя из отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, аудит страховых организаций, аудит банков и аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
Вну́тренний ауди́т —
управленчески-ориентированная
Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований.
Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:
обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
создают общественный имидж профессии;
устраняют контроль со стороны государства;
помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
обеспечивают связь
отдельных элементов
С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире, поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в других организациях,
разрабатывающих аудиторские стандарты.
В настоящее время выделяют три группы стандартов:
национальные;
международные;
внутрифирменные.
Этика – это система
норм нравственного поведения
Профессиональные организации
(Российская коллегия аудиторов и
Российская аудиторская палата) разрабатывают
кодексы профессиональной этики
аудиторов. Нарушители этических норм
профессионального поведения
К основным этическим нормам относятся следующие:
1) соблюдение общепринятых
моральных норм и принципов.
Аудитор должен соблюдать
2) соблюдение общественных
интересов. Внешний аудитор
3) объективность аудитора. Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений может быть только достаточный объем требуемой информации. Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято. Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц. Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их;
4) внимательность аудитора.
При проведении аудиторских
5) профессиональная
6) конфиденциальная информация клиентов. Публикация и иное разглашение конфиденциальной информации не являются нарушением профессиональной этики в случаях:
а) когда это сделано с разрешения клиента, а также с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть;
б) когда это предусмотрено законодательными актами или решениями судебных органов;
в) для защиты профессиональных интересов аудиторов в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями клиента;
г) когда клиент ненамеренно и незаконно вовлек аудитора в действия, противоречащие профессиональным нормам;
7) налоговые отношения.
Аудиторы не должны скрывать
свои доходы от
О выявленных в ходе проведения
обязательного аудита фактах нарушения
налогового законодательства, ошибках
в расчетах и уплате налогов аудитор
обязан в письменной форме сообщить
администрации клиента и
8) плата за профессиональные
услуги. Плата должна выплачиваться
в зависимости от объема и
качества предоставляемых
Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами;
9) независимость аудитора. Аудиторы обязаны отказаться от оказания услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.
Аудиторские доказательства — это сведения, полученные в ходе осуществления аудита для достижения поставленной цели.
В соответствии с федеральными правилами (стандартами) определены общие требования к аудиторским доказательствам, а также дополнительные — получение доказательств в конкретных случаях и подтверждающей информации из внешних источников.
Общие требования к аудиторским доказательствам определены в правиле (стандарте) № 5 «Аудиторские доказательства», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.
Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса:
тестов средств внутреннего
контроля, которые проводятся для
аудиторских доказательств в
отношении надлежащей организации
и эффективности
процедур проверки по существу, которые проводятся для получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой отчетности.
Аудиторские доказательства должны быть достаточными (по количеству) и надлежащими (по качеству). По источнику представления их подразделяют на внешние и внутренние, а по форме представления — на визуальные, документальные и устные.
Источниками получения
аудиторских доказательств
первичные документы, регистры бухгалтерского учета;
письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица;
информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
К факторам, влияющим на суждение аудитора о том, что является достаточным, надлежащим аудиторским доказательством, относятся:
аудиторский риск;
характер систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, оценка риска средств контроля;
существенность проверяемой статьи финансовой отчетности;
опыт работы аудитора;
результаты аудиторских процедур;
источник и достоверность информации.
Характер, временные рамки и объем процедур проверки по существу зависят от проверяемой предпосылки (утверждения), представленной руководством аудируемого лица в финансовой отчетности.
Предпосылки, представленные руководством аудируемого лица в финансовой отчетности, подразделяют на следующие виды:
существование — утверждение руководства аудируемого лица о наличии по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженных в финансовой отчетности;
права и обязанности — о принадлежности аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, имевших место в течение соответствующего периода;
возникновение — о том, что относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие имели место в соответствующем периоде;
полнота — об отсутствии не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;
стоимостная оценка — об отражении в финансовой отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства;
точное измерение — о точности отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени;
представление и раскрытие — о том, что раскрытие, классификация и описание актива или обязательства в финансовой отчетности подготовлено в соответствии с правилами их отражения в финансовой отчетности.