Понятие, задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ производства и реализации продукции по вышеизложенным параметрам, а также выявление резервов для увеличения объемов выпуска и реализации продукции.
Анализ в курсовой работе производится за 2008-2010 года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
1.1 ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
1.2 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
1.3 ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
2. КОМПЛЕКСНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ХК"
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО "СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ХК"
2.2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3. АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
3.1 АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПО АССОРТИМЕНТУ И КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ
3.2 АНАЛИЗ РИТМИЧНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.3 ОПЕРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ОТГРУЗКИ ПРОДУКЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Анализ объема производства и реализации продукции предприятия.doc

— 815.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Основой существования  и развития общества является производство материальных благ и услуг. Производство материальных благ и услуг осуществляется предприятиями всех отраслей материального производства: промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства, грузового транспорта и связи, торговли, общественного питания и других отраслей производственной сферы.

Материальные блага  и услуги, произведенные на предприятии за определенный период, составляют продукцию предприятия. Выпуск продукции - основное назначение любого предприятия и результат производственной деятельности. Он может быть измерен в денежном выражении как в целом, так и по его отдельным элементам либо натурально-вещественной форме той части продукции, которая является продуктами, и денежной форме в той ее части, которую принято именовать услугами и которую трудно выразить в натуральных измерителях.

Задачами анализа производства и реализации продукции являются:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов;

Объектами анализа курсовой работы являются:

  • объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;
  • качество и конкурентоспособность продукции;
  • структура производства и реализации продукции;
  • ритмичность производства и реализации продукции.

Целью курсовой работы является анализ производства и реализации продукции по вышеизложенным параметрам, а также выявление резервов для увеличения объемов выпуска и реализации продукции.

Анализ в курсовой работе производится за 2008-2010 года.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность Ф. №1-П (годовая)"Отчет по продукции", Ф. №1-П (квартальная)"Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте"; Ф. №1-П (месячная)"срочная отчетность промышленного предприятия по продукции", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация", Ф. №1 "Бухгалтерский баланс", Ф. №2 "Отчет о прибылях и убытках", Ф. № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу".

В ходе анализа были применены  следующие методы экономического анализа: метод цепных подстановок, индексный  метод и метод абсолютных разниц.

Таким образом, все вышеизложенное делает выбранную тему курсовой работы достаточно интересной и актуальной.

 

1. Теоретические основы  анализа объема производства  и реализации продукции

1.1 Понятие, задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции

 

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Основные направления  анализа производства и реализации продукции можно представить  рисунке 1.1 - Анализ производства и реализации продукции (Приложение А).

Таким образом, на основе данного рисунка 1.1, можно выразить основные задачи экономического анализа объема производства и реализации продукции, это:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • определение влияния факторов на изменения величины этих показателей.
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка реализаций по освоению выявленных резервов.

Объектами анализа являются:

  • объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;
  • качество и конкурентоспособность продукции;
  • структура производства и реализации продукции;
  • ритмичность производства и реализации продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность Ф. №1-П (годовая)"Отчет по продукции", Ф. №1-П (квартальная)"Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте"; Ф. №1-П (месячная)"срочная отчетность промышленного предприятия по продукции", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация", Ф. №1 "Бухгалтерский баланс", Ф. №2 "Отчет о прибылях и убытках", Ф. № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу".

1.2 Система показателей объема производства и реализации продукции

 

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Основными показателями объема производства и реализации продукции  являются.

Валовая продукция промышленного  предприятия. Она представляет собой общий объем продуктов основной деятельности предприятия за определенный период времени в денежном выражении. В показателе валовой продукции учитываются все произведенные в данном периоде продукты, отпущенные за пределы предприятия и предназначенные для собственного потребления, а также продукты различной степени готовности.

Валовая продукция предприятия  может рассчитываться двумя способами:

  1. исходя из валового оборота,

2. на основе поэлементного подсчета.

Первый способ базируется на том, что валовая продукция отличатся от валового оборота на величину внутризаводского оборота:

ВП = ВО - ВЗО, (1.1)

где ВП - валовая продукция,

ВО - валовой оборот,

ВЗО - внутризаводской оборот.

При элементном подсчете объема валовой продукции рассчитывается величина каждого элемента без внутризаводского оборота и результаты по всем элементам суммируются. В валовую продукцию входят:

  • стоимость готовых изделий, выработанных за отчетный период основными, подсобными и побочными цехами.
  • стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных за пределы предприятия,
  • стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных предприятий и организаций данного хозяйства,
  • стоимость прироста или убыли полуфабрикатов собственного производства,
  • стоимость изменения остатков инструментов, штампов, моделей,
  • изготовленных для собственных нужд,
  • стоимость изменения остатков незавершенного производства.

В настоящее время  валовая продукция не является показателем, по которому оценивается деятельность предприятия. Однако он оценивается предприятиями, так как данные о произведенной валовой продукции необходимы для исчисления чистой продукции и для выяснения динамики производства [4, 68-84].

Товарная продукция, или, как ее называют в настоящее время, объем продукции представляет собой показатель, характеризующий объем продукции, произведенной для реализации на сторону.

Товарную продукцию  составляют следующие три элемента:

1. стоимость готовых изделий, произведенных в отчетном периоде основными, подсобными и побочными предприятиями,

2. стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных на сторону,

  1. стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных подразделений и организаций данного предприятия.

Таким образом, товарная продукция отличается от валовой  тем, что в нее не входят те результаты производственной деятельности, которые остаются на самом предприятии и не предназначены к отпуску за его пределы.

Стоимость полностью  законченных готовых изделий  и отпущенных за пределы производства полуфабрикатов составляет готовую продукцию. От товарной продукции готовая продукция отличается тем, что не включает в свой состав стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций данного предприятия [6, 219-226].

Реализованная продукция  представляет собой отсуженную продукцию, оплаченную в данном периоде. Следовательно, товарная продукция считается реализованной, при выполнении двух условий:

товарная продукция  отпущена заказчикам за пределы предприятия,

  • денежные средства в оплату отгруженной продукции поступили на расчетный счет или кассу предприятия - изготовителя.

Под чистой продукцией понимается вновь созданная стоимость, или часть национального продукта, произведенная в некоторой отрасли промышленности. Она рассчитывается как разность затрат между валовой продукцией (ВП) и суммой материальных затрат на ее производство (МЗ), то есть стоимостью сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации и прочих материальных затрат:

 

ЧП=ВП-МЗ, (1.2)

 

Показатели объема произведенной  продукции характеризуют масштабы предприятия. На основе этих показателей  заключаются хозяйственные договора на поставку продукции, они служат основой для исчисления отраслевой структуры, размера чистой продукции и добавленной стоимости, определения темпов роста и прироста объема продукции и т.д. [7, 75-80].

Однако показатели общего объема произведенной продукции  и показатели производства не отражают практическую полезность и необходимость произведенной продукции. Только при реализации выявляется общественное признание изделий и их настоящая цена. В условиях рыночной экономики объем продаж стимулирует высокопроизводительный труд, повышение качества продукции, получение прибыли.

Предприятие планирует  объем выпуска валовой или  товарной продукции, объем производства по нормативной стоимости обработки. Надо иметь в виду, что  показатели объема производства продукции взаимосвязаны с показателем объема реализованной продукции и дают возможность анализа выполнения плана или динамики реализации продукции (Рисунок 1.2).

 

объем реализация продукция резерв

Рисунок 1.2 - Взаимосвязь показателей произведенной и реализованной продукции предприятия

 

Приведенный рисунок  иллюстрирует взаимосвязь показателей  продукции. Для перехода от объема производства к валовой продукции следует  присоединить те элементы валовой продукции, которые не относятся к объему производства. В зависимости от избранного показателя объема производства эти элементы могут быть различными.

Для перехода от валовой  продукции к товарной надо исключить  внутризаводские элементы валовой  продукции, которые могут быть представлены как положительной, так и отрицательной  величиной.

1.3 Факторы и резервы увеличения выпуска и реализации продукции

 

Методику факторного анализа реализации продукции можно  представить на рисунке 1.3 (Приложение В).

Так как выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции имеет вид:

 

ГПн + ТП =РП +ГПк, (1.3)

 

отсюда

 

РП = ГПн +ТП - ГПк (1.4)

 

где ГПн; ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска  товарной продукции

РП - объем реализации продукции за отчетный период.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции  производится сравнением фактических  уровней факторных показателей  с плановыми данными и вычислением  абсолютных и относительных приростов  каждого из них. Для изучения влияния этих факторов в главе 3 будет проанализирован баланс товарной продукции.

Особое внимание уделяется  изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в  три группы:

  1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

 

ТП=ЧР *ПТ (1.5)

РП = ЧР * ПТ * ДВ, (1.6)

 

где ЧР - среднесписочная  численность работников предприятия;

ПТ - производительность труда

Дв - доля реализованной  продукции в товарной продукции  отчетного периода.

С помощью метода ценных подстановок можно определить степень влияния факторов на выпуск и реализацию продукции.

Таким образом,

 

1. ТП = ЧР * ПТ (1.5)

Тпо = ЧРо*ПТо

ТПчр= ЧР1 * ПТо

ТПпт = ЧР1* ПТ1

ТП1 = ЧР1* ПТ1

∆ТПчр= ТПчр - ТПо

∆ТПпт= ТПпт - ТПчр

∆ТП= ТП1 - ТПо

∆ТП= ∆ТПчр + ∆ТПпт

2. РП = ЧР * ПТ * ДВ (1.6)

РПо = ЧРо * ПТо * ДВо

РПчр = ЧР1* ПТо * ДВо

РПпт = ЧР1* ПТ1 * ДВо

РПчр = ЧР1* ПТ1 * ДВ1

РП1 = ЧР1* ПТ1 * ДВ1

∆РПчр= РПчр - РПо

∆РПпт= РПпт - РПчр

∆РПдв= РПдв - РПпт

∆РПо= РП1 - РПо = ∆РПчр +∆РПпт +∆РПдв

 

  1. Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

 

ТП=ОПФ * ФОопф; (1.7)

РП = ОПФ * ФОопф* ДВ, (1.8)

 

где ОПФ - среднегодовая  сумма основных производственных фондов предприятия;

ФО - фондоотдача  основных производственных фондов.

Степень влияния  факторов на выпуск и реализацию продукции  данной группы можно произвести с  помощью индексного метода. Таким  образом,

 

  1. ТП = ОПФ * ФОопф (1.7)

  1. РП=ОПФ * ФОопф *ДВ (1.8)

IРП = IОПФ * IФО* IДВ

 

  1. Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

Информация о работе Понятие, задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции