Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности, содержания и правил формирования пояснительной записки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику бухгалтерской отчётности организации и определить место в ней пояснительной записки;
- рассмотреть порядок формирования пояснительной записки;
- дать экономическую характеристику деятельности исследуемого предприятия;
- раскрыть содержание пояснительной записки предприятия;
- предложить направления совершенствования составления пояснительной записки.
Введение………………………………………………………………………3-5
1.Теоретическое обоснование пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчётности…………………………………………………..6-20
2.Порядок составления пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности в ФГУП «Калининское»…………………………………………..21
2.1. Экономическая характеристика ФГУП «Калининское» ………….21-30
2.2 Организация бухгалтерского учета в ФГУП «Калининское»………..30-39
2.3. Формирование значений показателей, отражаемых в формах отчетности в нетто-оценке………………………………………………………………..39-40
2.4. Перевод долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности в краткосрочную задолженность……………………………………………...40-41
2.5 .Информация о немонетарном имуществе организации………………41-43
2.6. Информация об операциях в иностранной валюте……………………43-45
2.7. Раскрытие информации о доходах и расходах организации…………45-51
3. Пути повышения информативности пояснительной записки………….52-53
Выводы и предложения………………………………...……………………54-56
Список используемой литературы…………………...……………………..57-59
Приложения………………………………………………………..………...60
Операционные доходы и расходы. Форма Отчета о прибылях и убытках построена таким образом, что в отдельных случаях выделение операционных доходов не сопровождается выделением соответствующих им расходов. Речь идет о статьях “Проценты к получению“ и “Доходы от участия в других организациях“. Расходы, связанные с полученными процентами, с внесением вкладов в совместную деятельность (прибыль или убыток от передачи имущества в счет вкладов по договору простого товарищества, выявленные на счетах бухгалтерского учета операций по передаче этого имущества, с учетом расходов по передаче имущества, остаточной стоимости передаваемого объекта в случае его амортизации) отражаются по стр. “Прочие операционные расходы“, что не позволяет оценить эффективность данных операций.
Если размер указанных расходов является по оценке организации существенным, они могут отражаться развернуто по отношению к статьям “Проценты к получению“ или “Доходы от участия в других организациях“. Тогда соответствующие расходы либо отражаются в Отчете о прибылях и убытках в специально добавляемых для этого строках, либо приводятся в пояснительной записке. [15, c. 508]
Прочие требования к раскрытию доходов и расходов. Выручка (от продажи продукции (товаров), выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), операционные и внереализационные доходы, составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности (п.18.1 Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации ПБУ 9/99).
В отношении выручки, полученной в результате выполнения
договоров, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, подлежит раскрытию как минимум
следующая информация (п.19 ПБУ 9/99):
- общее количество организаций, с которыми осуществляются указанные договоры, с указанием организаций, на которые приходится основная часть
такой выручки;
- доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями;
- способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией.
Прочие доходы организации за отчетный период, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно (п.20 ПБУ 9/99). Это требование, в первую очередь, относится к прочим доходам, которые первоначально зачисляются в состав доходов будущих периодов и лишь затем признаются текущими (доходы по безвозмездно полученным активам, разница между рыночной и балансовой оценкой недостающего имущества, взыскиваемая с виновного лица и др.).
В пояснительной записке подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов (п.20 Положения по бухгалтерскому учету “Учет расходов организации“ ПБУ 10/99, утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н).
В случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов (п.21.1 ПБУ 10/99). Такая информация не обязательно включается в Отчет о прибылях и убытках, но может раскрываться в пояснительной записке.
В пояснениях (п.22 ПБУ 10/99) подлежит раскрытию следующая
информация о расходах:
- расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат;
- изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном году;
- расходы, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.).
Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно (п.23 ПБУ 10/99). Здесь речь идет о расходах, которые могут предварительно накапливаться в составе расходов будущих периодов (проценты и дополнительные затраты по кредитам и займам, затраты по оплате банковских услуг и т.п.).
3. Пути повышения информативности пояснительной записки
Пояснительная записка – одна из составляющих бухгалтерской отчетности. В ней содержатся сведения о деятельности организации за отчетный период, которые не получили раскрытия в формах отчетности, но могут оказать существенное влияние при оценке данных. Она имеет важное значение для пользователей бухгалтерской отчетностью, так как дает развернутую картину о финансовом состоянии предприятия. В ФГУП «Калининское» пояснительная записка не составляется, что является большим недочётом при составлении бухгалтерской финансовой отчетности. Стоило бы внедрить пояснительную записку в состав годового отчета предприятия с внесением необходимых коррективов. Однако согласно Приказу Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности» №66н от 2.07.10 пояснительная записка исключается из состава годовой финансовой отчетности. Вместо нее, а так же Формы 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» будут составляться «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках».
Цель пояснений — расшифровать строки баланса и отчета о прибылях и убытках, чтобы у пользователей отчетности не осталось вопросов, каким образом выведена та или иная цифра.
Бухгалтер вправе оформить пояснения так, как ему удобно. Если главбух выберет табличный формат, он может воспользоваться образцом, составленным авторами приказа № 66н. Образец представляет собой ряд таблиц, где сгруппированы данные по различным счетам: по основным средствам, нематериальным активам, опытно-конструкторским и технологическим работам, запасам, финансовым вложениям, дебиторской задолженности, затратам на производство, и пр.
Те, кто предпочтет текстовый формат пояснений, должны показать на словах и цифрах, какие операции совершены за год. По сути это будет ряд отдельных фрагментов текста, каждый из которых посвящен своему счету: основным средствам, НМА, запасам, задолженности и пр.
Независимо от выбранного формата важно, чтобы каждый фрагмент пояснений (будь то таблица или часть текста) имел свой номер. Его необходимо указать перед соответствующей строкой баланса или отчета о прибылях и убытках, чтобы пользователь мог легко найти нужные пояснения. (Примерная форма пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приведена в Приложении 3)
В бухгалтерскую отчетность 2011 года ФГУП «Калининское» следует обязательно включить данное пояснение, что позволит детально осветить информацию неотраженную в самом отчете.
Если в хозяйстве будут соблюдаться все правила составления годовой бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета, то следует предпринять попытку трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами. Отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами, — необходимое условие выхода на международные рынки капитала. Отчетность, составленная в соответствии с МСФО, позволяет пользователям:
- |получать представление о сопоставимом финансовом положении организации, стоимости ее активов, результатах деятельности, движении денежных средств;
- объективно оценивать эффективность управления;
- привлекать отечественных и зарубежных инвесторов и ссудодателей, заинтересованных в прозрачной и достоверной финансовой отчетности;
- развивать коммерческие связи с иностранными фирмами, взаимодействие с которыми упрощается при помощи единого бухгалтерского языка при единых методологических подходах к составлению отчетности.
Отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами, — необходимое условие выхода на международные рынки капитала.
Заключение
В данной курсовой работе рассмотрены особенности составления и значение пояснительной записки к годовому бухгалтерскому отчету, а так же организация финансового учета в ФГУП «Калининское».
Результатами исследования явились следующие итоги.
Пояснительная записка – одна из составляющих бухгалтерской отчетности. В ней содержатся сведения о деятельности организации за отчетный период, которые не получили раскрытия в формах отчетности, но могут оказать существенное влияние при оценке данных.
Одной из особенностей пояснительной записки является то, что она носит наиболее произвольный характер, низко регламентирована, дает бухгалтеру возможность акцентировать внимание пользователей на тех или иных фактах.
Записка составляется в произвольной форме. Но есть некоторые рекомендации по её содержанию: сведения о деятельности фирмы; изменения в учетной политике; сведения об инвестиционной деятельности фирмы, например, развитии материально-технической базы; - информация о дочерних и зависимых обществах (аффилированных лицах), например, размер доли в чужих уставных капиталах; сведения о реорганизации фирмы; - события после отчетной даты и др. Информацию в Пояснительной записке по возможности представляется в динамике (за несколько лет). При этом указываются факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты фирмы.
Таким образом, пояснительная записка помогает наиболее полно соблюсти предъявляемые к бухгалтерской отчетности требования существенности, сопоставимости и нейтральности.
В ФГУП «Калининское» пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности не создаётся на протяжении более чем 10 лет. В пояснительной записке нашли отражение данные о производственной деятельности хозяйства: о стоимости валовой продукции и о факторах, повлиявших на ее изменение, о себестоимости продукции. Прибыли задолженностях организации и др. Как видно, её содержание не полностью соответствует основным требованиям федерального закона «О бухгалтерском учете», Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и Положению по бухгалтерскому учету.
Учетная политика ФГУП «Калининское» как и пояснительная записка в последние годы не создаётся. Последняя ее редакция от 15 января 2009 года.
График документооборота в ФГУП «Калининское» отсутствует, что негативно сказывается на деятельности предприятия.
Для учета активов, обязательств и хозяйственных операций в ФГУП «Калининское» используется План счетов финансово – хозяйственной деятельности организации от 1 января 2001 года.
На предприятии применяется журнально-ордерная форма учета, бухгалтерский учет ведется с использованием вычислительной техники и в ручную.
Кадры предприятия имеют не достаточно высокую квалификацию и опыт работы.
За счет всего выше перечисленного организация бухгалтерского учета и ведение отчетности находится на примитивном уровне и необходимо приложить усилия для изменения данного положения. Я считаю, что нужно принять следующие меры:
- включить в содержание годовой бухгалтерской отчетности ФГУП «Калининское» пояснительную записку, так как это даст дополнительные сведения о деятельности и состоянии организации как внутренним так и внешним пользователям;
- изменить содержание последней созданной в хозяйстве пояснительной записки путем включения помимо имеющейся информации дополнительные сведения о структуре организации, направлении ее деятельности, основных элементах учетной политики организации,
- представлять текстовые пояснения к существенным показателям следующих форм отчетности: бухгалтерский баланс (форма № 1); Отчет о прибылях и убытках (форма № 2); Отчет об изменении капитала (форма № 3); Отчет о движении денежных средств (форма № 4).
- дополнить пояснительную записку предприятия информацией о доле рынка предприятия и темпах роста цен на предоставляемые услуги и продукцию, так как исходя из этой информации возможно сделать вывод о причинах, повлиявших на рост или снижение доходов предприятия.
- проводить аудиторские проверки годовой бухгалтерской отчетности для объективной оценки состояния предприятия;
- создать график документооборота для отражения движения документов в бухгалтерском учете;
- полностью автоматизировать бухгалтерский учет предприятия, что облегчит его ведение, и использовать программу 1:С;
- создать собственный план счетов на основании установленного плана счетов финансово-хозяйственной деятельности;
- повысить квалификацию работников, ведущих бухгалтерский учет на предприятии.
При исполнении вышеизложенных мер бухгалтерский учет и отчетность, а так же пояснительная записка в ФГУП «Калининское» будут приведены в должное состояние, что положительно скажется на финансово-экономической деятельности предприятия.
Список используемой литературы
1. Астахов, В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учебник / В. П. Астахов. – Ростов-на-Дону.: Фникс, 2007. – 891 с.;
Информация о работе Правила формирования пояснительной записки