Предложения по совершенствованию учета и контроля за денежными средствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческими банками с использованием современных технических средств на примере банка ОАО «Сбербанк России».

Файлы: 1 файл

ЭТА ДИПЛОМНАЯ.docx

— 134.08 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Расчетно-кассовые операции являются основными, базовыми операциями для современных коммерческих банков.

В рамках расчетно-кассового  обслуживания различных категорий  клиентов, кредитные организации  предлагают широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента  с использованием новейших технических  и технологических приемов и  средств.

С целью сохранения конкурентных позиций на денежных рынках банки  стремятся предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия платежных  операций, конвертации валют и  широкие возможности платежных  систем банка в рамках глобальной расчетной системы и собственных  клиринговых центров и корреспондентских  сетей.

Отличительной особенностью современных операционных подразделений  банков является не только организация  расчетно-кассового обслуживания и  осуществление расчетов, но и профессиональное сопровождение и консультации клиентов по любым вопросам банковской деятельности, связанной с расчетами и платежными операциями.

В современной банковской практике применяются различные  виды расчетно-платежных операций. Предложение банком той или иной банковской услуги определяется рядом  факторов: потребностью клиентов банка  в данных форме и виде платежа, направлении расчетов; срочности; продолжительности  договорных обязательств в рамках которых осуществляются платежи; требований, предъявляемых клиентом к обслуживанию своей деятельности.

Цель исследования состоит  в проведении анализа расчетно-кассового  обслуживания клиентов коммерческими  банками с использованием современных  технических средств на примере  банка ОАО «Сбербанк России».

Настоящая дипломная работа состоит из трех разделов.

В первой главе рассматриваются  теоретические и правовые аспекты  расчетно-кассового обслуживания, его  основные функции, нормативно-правовое обеспечение  и принципы организации  расчетов.

Вторая глава посвящена  организационно-экономической и  финансовой характеристики предприятия.

Третья глава содержит основную часть, то есть, характеристику расчетно-кассового обслуживания клиентов банка с помощью современных  технических средств и рекомендации по его совершенствованию в ОАО  «Сбербанк России».

Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие  задачи:

- ознакомиться с организацией  кассовых операций;

- изучить общие требования  к выполнению кассовых операций;

- выделить принципы организации  системы расчетов и виды платежных  операций;

- изучить историю развития  финансового учреждения;

- проанализировать современное  состояние банка;

- дать оценку эффективности  деятельности банка;

- обозначить основные  этапы открытия и ведения счетов  юридических лиц;

- охарактеризовать основные  аспекты проведения кассовых  операций банка по обслуживанию  клиентов;

- проследить современные  тенденции в технологии банковского  обслуживания;

- изучить зарубежный опыт  обслуживания банками  клиентов;

- проанализировать операции  расчетно-кассового обслуживания  банка ОАО «Сбербанк России»;

- рассмотреть использование  современных технических средств при кассовом обслуживании клиентов банка;

- сформулировать рекомендации  по совершенствованию расчетно-кассового  обслуживания и применению современных  технологий в ОАО «Сбербанк  России».

Таким образом, очевидна необходимость  всестороннего изучения и применения на практике современных банковских продуктов и услуг в области  расчетно-кассового обслуживания клиентов, как способствующих развитию и укреплению российской платежной системы, с  одной стороны, и формированию банковских ресурсов и укреплению конкурентных позиций банка на финансовых рынках - с другой. 

Предметом исследования являются банковские операции как процесс  предоставления банковских продуктов  и услуг в рамках расчетно-кассового  обслуживания клиентов.

Объектом исследования является банка ОАО «Сбербанк России».

Методологической основой  проведенного исследования является диалектический метод как общий подход к научному познанию проблем комплексного управленческого  анализа и его информационного  обеспечения.

В процессе исследования были использованы законодательные и  нормативные акты Российской Федерации, Банка России, международные и  российские стандарты учета и  отчетности, изучена общая и специальная  литература отечественных и зарубежных авторов в области бухгалтерского учета в коммерческих банках; банковского  дела; материалы периодической печати; опыт расчетно-кассового обслуживания ведущих российских банков; финансовая отчетность ОАО «Сбербанка России».

 

 

 

 

 

 

 

1Теоритическо обоснование темы

 

    1. Организация кассовых операций

 

Для организации кассового  обслуживания организаций и физических лиц, а также для выполнения операций с денежной наличностью и другими  ценностями в банках создаются кассовые подразделения, осуществляющие кассовое обслуживание клиентов, организационно подчинённых филиалов и внутренних структурных подразделений (ВСП).

Все кассовые работники КБ (руководитель кассового подразделения, заведующий кассой, заведующий хранилищем, старший кассир, старший контролер-кассир, контролер-кассир, кассир, другие кассовые работники) в части работы с денежной наличностью и ценностями подотчетны заведующему кассой. Приём на работу кассовых работников производится в  соответствии с определенным регламентом  порядке после согласования с  подразделением безопасности. С каждым кассовым работником заключается договор  о полной индивидуальной ответственности, с работниками, занятыми пересчетом денежной наличности, поступающей в  инкассаторских сумках и мешках, возможен договор о коллективной (бригадной) ответственности. Полный перечень обязанностей кассового работника (определяемый должностной инструкцией) является неотъемлемой частью трудового договора кассового работника. Работник допускается  к самостоятельной работе с денежной наличностью и ценностями только после принятия зачета по знанию требований и умению работы с документацией. Для этого создаётся постоянно  действующая комиссия с участием руководящих сотрудников основных подразделений банка.

Касса банка (филиала) обеспечивается помещением, которое должно быть технически укрепленным и оборудованным  средствами защиты в соответствии с определенными требованиями. Помещение для совершения операций с денежной наличностью и другими ценностями представляет из себя специально оборудованный комплекс  (хранилище, сейфовые комнаты, сейфы, помещения для конфиденциального обслуживания клиентов, операционная касса, касса пересчета, вечерняя касса, касса по приему и выдачи денежной наличности инкассаторам). Операции по пересчету и обработке денежной наличности выполняются с использованием специального банковского оборудования, средств механизации и автоматизации кассовых операций. Установка новой кассовой техники, ранее не использованной в банке возможна только по письменному разрешению руководителей банка - чему должна предшествовать экспертиза данной техники.

Работники кассы, занимающиеся непосредственно кассовыми операциями должны быть обеспечены кассовыми кабинками, индивидуальные средства хранения (металлический  сейф, тележка закрытого типа, специальный  стол, имеющие индивидуальный секрет замка, инкассаторские мешки и сумки), в которых они в течение  рабочего дня может хранить денежную наличность и ценности.

Режим работы кассового подразделения  необходимо устроить так, чтобы обеспечить кассовых работников всеми необходимыми ценностями до начала совершения ими  операций по кассовому обслуживанию клиентов банка. Для обеспечения  своевременной выдачи денежной наличности с банковских счетов и вкладов, банк (филиал) должен оставлять в хранилище  на конец дня денежную наличность в размере, не менее минимально допустимого остатка. Этот остаток определяется руководством банка исходя из объема оборота денежной наличности, графика поступления денежной наличности от организаций, порядка её обработки и других особенностей организации налично-денежного оборота и кассовой работы, но и не должен превышать нормативы для такого рода остатков, заданные Банком России. Ответственность за соблюдение остатков несут руководство банка, ответственные за сохранность ценностей, на которых возложены эти обязанности, заведующий кассовым узлом, операционной кассой.

Порядок обслуживания кредитными организациями физических лиц по вкладным операциям, приёму коммунальных и других платежей, а также работы с ценными бумагами, картами регламентирован  соответствующими документами. Организация  работы по:

- совершению операций  с драгоценными металлами и  камнями; 

- кассовому обслуживанию  банкоматов;

- организации работы в  хранилище с индивидуальными  сейфами; 

- организация работы по  совершению кассовых операций  с использованием "электронных  кассиров" (кэш-диспенсеров);

- организация работы с  картами и ПИН-конвертами.

Руководители банка должны обеспечить кассовых работников образцами  подписей бухгалтерских работников, уполномоченных подписывать приходные  и расходные документы, а бухгалтерских  работников, связанных с оформлением  приходных и расходных кассовых документов образцами подписей кассовых работников. Образцы заверяются подписями  руководителя, скрепляются печатями банка. Организации передачи приходных  и расходных документов между  кассовыми и бухгалтерскими работниками  производится внутренним порядком, утвержденным вышестоящим менеджером.

Движение денежной наличности и ценностей между кассовыми  работниками (за исключением случаев  выполнения ими обязанностей кассиров касс пересчета) должно осуществляться только через заведующего кассой (старшего контролера-кассира), который  эти операции оформляет по специальным  журналам (тетрадям) учета денежной наличности, ценностей и учета  ценных бланков, которые должны быть пронумерованы, прошнурованы и их общее  количество должно быть заверено руководством банка и банковской печатью. Вся эта документация - по мере заполнения - сдаётся в архив. Оформление бухгалтерскими работниками приходных и расходных кассовых документов (за исключением денежного чека), ведение кассовых журналов, ведомостей оборотов и остатков ценностей, операционных дневников и т.п. материалов, заполнение кассирами справок и иных документов о проведенных операциях за день могут производиться на компьютере.

По окончании операций с денежной наличностью и ценностями они в полном объеме упаковываются  кассовыми работниками в корешки, пачки, мешки в порядке установленным  регламентом того или иного банка. [5,68]

 

    1. Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций

 

Управление налично-денежным обращением и порядок совершения кассовых операций регулируются законодательными актами органов государственного управления и нормативными документами Банка  России и Министерства финансов Российской Федерации.

Непосредственная организация  учетно-операционной работы с наличными  деньгами определяется целым рядом  внутрибанковских документов, которые  конкретизируют исполнение общих нормативных  документов применительно к условиям отдельного банка.

Коммерческие банки осуществляют операции с наличными деньгами по обслуживанию клиентов только при наличии  у них лицензии.

Федеральный закон N 395-1 "О  банках и банковской деятельности" от 02.12.1990г. [3]

Положение Банка России от 12.10.2011г N 373-П "О порядке ведения  кассовых операций с банкнотами и  монетой Банка России на территории Российской Федерации"[4]

Для регламентирования  налично-денежного оборота в стране действуют Положения «О порядке  ведения кассовых операций в кредитных  организациях на территории Российской Федерации» и «о правилах организации  наличного денежного обращения  на территории Российской

Федерации»[1]. Кассовые операции – это операции, связанные с принятием, хранением, выдачей наличности. Действуют следующие основные правила ведения кассовых операций:

    - организации  независимо от организационно-правовых  форм и сферы деятельности  обязаны хранить свободные денежные  средства на счетах в учреждениях  банка

 -организации проводят расчеты по своим обязательствам, как правило, в безналичном порядке через банки;

-для осуществления  расчетов наличными деньгами  каждая организация должна иметь  кассу и вести кассовую книгу  по установленной форме;

- наличные деньги, полученные  организациями в банках, должны  расходоваться по целевому назначению;

- организации могут  иметь в своих кассах наличные  деньги в пределах лимитов,  установленных банками по согласованию  с их руководителями. Лимит остатка денег вкассе устанавливается в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы организации с утра следующего дня с учетом среднедневной выручки и расхода наличными деньгами (кроме расходов на оплату труда и социально-трудовые выплаты), особенностей деятельности и режима ее работы, порядка и сроков сдачи выручки в банк, а также необходимости ускорения оборачиваемости денег, своевременного поступления их в кассу банка, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок денег; при необходимости лимиты остатков касс пересматриваются;

Информация о работе Предложения по совершенствованию учета и контроля за денежными средствами