Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь, выявить перспективы развития и перестройки ее в ближайшие годы.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
дать краткую характеристику налоговой системы стран мира, охарактеризовать Белорусскую налоговую систему;
отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование;
выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… ……………..….5
1 Теоретические аспекты налогообложения…..……………………… ………….......7
1.1 Налогообложение: возникновение, функции, принципы и сущность…………..7
1.2 Виды налогов и их классификация..11
2 Налоговые системы зарубежных стран……………………..…….…………..……13
3 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……….………….….16
3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь…………..………………....16
3.2 Налоги и сборы Республики Беларусь………………..………….....…….……...19
4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………...……26
4.1 Основные недостатки налоговой системы в Республике Беларусь………..….26
4.2 Пути совершенствования налоговой системы……………………..……….……27
Заключение……………………………………………………………………….…….29
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование.doc

— 5.67 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………… ……………..….5

1 Теоретические аспекты налогообложения…..………………………  ………….......7

1.1 Налогообложение: возникновение, функции, принципы и сущность…………..7

1.2 Виды налогов и их классификация..11

2 Налоговые системы зарубежных стран……………………..…….…………..……13

3 Характеристика налоговой системы  Республики Беларусь……….………….….16

3.1 Система налогообложения в  Республике Беларусь…………..………………....16

3.2 Налоги и сборы Республики  Беларусь………………..………….....…….……...19

4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………...……26

4.1 Основные недостатки налоговой  системы в Республике Беларусь………..….26

4.2 Пути совершенствования налоговой  системы……………………..……….……27

Заключение……………………………………………………………………….…….29

Список использованных источников……………………………………………….. 30

Приложение А Кривая Лаффера………………………….…...……………………...33

Приложение Б Налоговые поступления и потери…….………..……….…………...34

Приложение В Классификация показателей налоговой нагрузки в зависимости от оснований, выявленных при анализе практики их применения……...……………35

Приложение Г Кривая Лоренца……….…………………….…………..……………36

Приложение Д Механизм уменьшения неравенства в доходах прогрессивными налогами………………………………………………………………………………..37

Приложение Е Пропорциональные и прогрессивные налоги………………….….38

Приложение Ж Размер подоходного налога по странам мира (максимальные ставки)………………………………………………………..…………………………39

Приложение И Ставки налогов в Республике Беларусь……………………………40

Приложение К Структура косвенных налогов и сборов Республики Беларусь..44

Приложение Л Структура прямых налогов и сборов Республики Беларусь…..45

Приложение М Структура смешанных налогов и сборов Республики Беларусь………………………………………………………………..…………….46

Приложение Н Структура прочих налоговых доходов, боров и пошлин Республики Беларусь…………………………………………………………….….47

Приложение П Структура  и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь в 2005 - 2010 гг. (млрд. руб.)..….48


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику страны, являются налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из основных экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Действительно, налоги составляют основу жизни любого государства. Без налогов немыслимо существование самого института государства. Налоги являются одним из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы. Они служат теми "кровеносными артериями", по которым происходит финансовое наполнение бюджета разных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства.

К механизму налогообложения предъявляются очень высокие требования , которые должны, прежде всего, содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечить мощную мотивацию труда промышленных коллективов, работников. В то же время он должен способствовать качественному прогрессу в отраслях национальной экономики, установлению оптимальных пропорций между ними, побуждать предприятия активно использовать фонды экономического стимулирования. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов. Налоги являются главной статьёй бюджетных доходов государства. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.

 Актуальность работы в том, что налоги являются необходимым  звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. И поэтому изучение теоретических и практических основ налогообложения необходимо не только студентам экономических специальностей вузов, специалистам предприятий, руководителям фирм и предпринимателям, но и гражданам, желающим грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.

Цель данной работы - изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь, выявить перспективы развития и перестройки ее в ближайшие годы.

Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:

  • дать краткую характеристику налоговой системы стран мира, охарактеризовать Белорусскую налоговую систему;
  • отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование;
  • выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.

Успешность поступления налогов, понимание налогоплательщиками объективной необходимости их уплаты во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая может быть сформирована в процессе обучения подрастающих поколений.

 

1 Теоретические аспекты налогообложения

    1. Налогообложение: возникновение, сущность, функции и принципы

 

Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. Ни одно государство, в какие бы то ни было времена, не могло обходиться без взимания налогов со своих граждан. Налогообложение, являясь элементом экономической культуры, присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

В развитии налоговой системы можно выделить три периода. Первый период, отличающийся неразвитостью и случайным характером налогов, охватывает государственное хозяйство древнего мира и средних веков. Второй период, XVI-XVIII вв., когда произошли чрезвычайные перемены в общественной жизни Европы, когда денежный строй хозяйства вытеснил натуральный, когда потребности государства значительно возросли, и надо было изыскивать новые источники государственных доходов. Масса новых налогов, как прямых, так и косвенных, пополняет бюджеты западно-европейских государств в этот период.

Третий период в истории налогов (XIXв.) отличается гораздо меньшим их количеством и большим однообразием. Формы налогов становятся более определенными, правила администрации более выработанными и при выборе оказывается предпочтение таким податным источникам, которые обещают крупный (миллионный) доход. [25, с. 157]

Основными функциями налогов являются:

  • фискальная – взимание государством налогов с целью обеспечения финансирования государственных расходов;
  • регулирующая – регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов;
  • перераспределительная –концентрация средств, направляемых затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ наyчно-технических, экономических и др.
  • контрольная – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
  • социальная – поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения. [2 ,с. 13]

Существует несколько точек зрения на значение налогов в экономике. А. Смит, представитель классической школы, признавал за налогом только фискальную функцию. По его мнению, налоги являются «необходимым злом», т.к. они угнетают предпринимательскую активность и не дают в полной мере развиться экономике, но в то же время они необходимы для поддержания государства. Кейнсианская теория основывается на том, что государство, с целью стабилизации экономики, должно проводить активную бюджетно-налоговую политику, которая и будет формировать эффективный совокупный спрос и стимулировать рост инвестиций.

В своей знаменитой работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит выделил 4 принципа существования эффективной налоговой системы, актуальных и по сей день.

  1. Принцип равномерности налогообложения («…Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким он пользуется под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения…»);
  2. Принцип определённости налогообложения («…Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - всё это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица… Неопределённость обложения развивает наглость и содействует подкупности…»);
  3. Принцип простоты и удобства налогообложения («…Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его…»;
  4. Принцип минимизации издержек налогообложения («…Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства…»). [29, с.588-589]

В современных же условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

  • налоговое законодательство должно быть стабильно;
  • взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;
  • тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;
  • взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;
  • способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;
  • существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);
  • издержки по сбору налогов должны быть минимальными;
  • нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;
  • доступность и открытость информации по налогообложению;
  • соблюдение налоговой тайны. [19, с. 28]

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов. [7, с. 32-35]

С точки зрения макроэкономики снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения. Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растет совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос.

Воздействие налогов на совокупное предложение подробно исследовал американский экономист, экономический советник президента США Рональда Рейганта, один из основоположников концепции «экономики предложения» Артур Лаффер. Он выдвинул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственных бюджет и построил кривую, отражавшую эту зависимость. (Приложение А) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции Tx=t*Y, где Tх – сумма налоговых поступлений в бюджет, t – ставка налога, У – величина совокупного дохода.

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тхmax). Если увеличить ставку налога (например до t1), то уровень деловой активности снизится, и налоговые поступления сократятся (до Tx1), поскольку уменьшится величина совокупного дохода(У).

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства и средством перераспределения национального дохода, но и важным инструментом стабилизации экономики. Кроме того, снижение налогов, стимулируя увеличение совокупного предложения, воздействует на инвестиционную активность и способствует росту экономического потенциала, т.е. влияет на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, обеспечивая экономический рост. [14, c. 411-412]

В свою очередь, рассмотрим потери от налогообложения. Предположим, что правительство вводит налог на заработную плату, т.е. на трудовые доходы. Все работники должны теперь платить государству 20 денежных единиц из 100 единиц зарплаты. Первоначально предпринимателю требовалось выплачивать только 400 ден.ед. зарплаты, чтобы получить от работников данный объем труда. Теперь, когда введен налог, потребуется уже 480 ден.ед. зарплаты до уплаты налогов, чтобы сохранить работникам чистый заработок на уровне 400 ден.ед., т.е. на уровне, необходимом для предложения ими того же объема труда. Таким образом, введение 20%-го налога на зарплату двигает кривую предложения труда вверх, в S’, на величину, в точности равную той, при которой посленалоговая зарплата для каждого уровня предложения труда равна зарплате на первоначальной кривой предложения. (Приложение Б)

Новое равновесие на рынке труда находится в точке E’. Введение налога уменьшило величину отрабатываемых часов. Оно подняло предналоговый уровень зарплаты  W до W’ и понизило посленалоговый уровень зарплаты до W’’. Расстояние между E’ и A’ представляет собой налоговые выплаты, или клин, который выбивается налогом между ценой найма работника для фирмы и суммой, получаемой работником за один дополнительный час труда. Предельные издержки на оплату 1 дополнительного часа труда для фирм (W’) превосходят предельную ценность дополнительного часа труда для работников (W’’). Следовательно, налог вызывает искажение. Такое искажение называется налоговым клином, так как налог вбивает клин между уплачиваемыми и получаемыми ценами.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь