Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 12:31, курсовая работа
Цель данной работы - изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь, выявить перспективы развития и перестройки ее в ближайшие годы.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
дать краткую характеристику налоговой системы стран мира, охарактеризовать Белорусскую налоговую систему;
отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование;
выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.
Введение……………………………………………………………… ……………..….5
1 Теоретические аспекты налогообложения…..……………………… ………….......7
1.1 Налогообложение: возникновение, функции, принципы и сущность…………..7
1.2 Виды налогов и их классификация..11
2 Налоговые системы зарубежных стран……………………..…….…………..……13
3 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……….………….….16
3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь…………..………………....16
3.2 Налоги и сборы Республики Беларусь………………..………….....…….……...19
4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………...……26
4.1 Основные недостатки налоговой системы в Республике Беларусь………..….26
4.2 Пути совершенствования налоговой системы……………………..……….……27
Заключение……………………………………………………………………….…….29
Список использованных источников…………………………
Налог действует как отрицательный стимул к труду, поскольку результатом является уменьшение объема выполняемой работы. Общие потери равны треугольнику EE’A’, потерям излишка потребителя и производителя. Правительство изымает в виде налогов доход, равный площади прямоугольника (W' – W’’) * L’, которая равна сумме отработанных часов L’, умноженных на величину налога на зарплату за один час труда.
Брутто-эффект от налогообложения – это потери в величине излишка для потребителей и производителей, которые возникают из-за искажения в процессе распределения ресурсов под воздействием налога.
Налоговое бремя – это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов. На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Бремя налога несут те субъекты рынка, которые страдают от потерь в величине своей посленалоговой прибыли или же в уровне полезности. [31, с.383-386]
В налоговом анализе используется специфический инструмент для оценки влияния налогообложения на экономику, для обозначения которого существует наименование: налоговая нагрузка. Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Четкого подхода в определении самого понятия «налоговая нагрузка» и соответственно наполняемости наполняющих его факторов нет, поэтому можно выделить целый перечень оснований и классификаций показателей «налоговой нагрузки», который приведен в приложении В.
Налоги являются изъятием, поэтому логично говорить об их негативном влиянии на хозяйственную деятельность, определяя результат этого влияния как «тяжесть налогообложения». [32, с.33] Но, в свою очередь, в противоположность данному утверждению можно сказать, что налоги оказывает не исключительно негативное влияние на хозяйственную деятельность, но есть и положительные аспекты налогообложения. Примером этого может послужить налог, взимаемый в фонд социальной защиты населения. С одной стороны – это изъятие, но с другой стороны, без данного сбора не сможет просуществовать социальная политика государства, которая чрезвычайно необходима как в повседневной жизни, так и в некоторых критический случаях.
1.2 Виды налогов и их классификация
Под классификациями налогов понимаются их группировки, обусловленные определенными целями и задачами. Поскольку цели и задачи законодателей, налоговых органов, статистических организаций, налогоплательщиков, исследователей – всех, кто имеет дело с подобными классификациями, различаются между собой, существует множество различных видов и типов классификаций. [19, с. 50-51]
В зависимости от плательщиков все налоги можно подразделить на три группы:
По компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов налоги можно подразделить на взимаемые на всей территории государства, как правило, вводимые на общегосударственном уровне, и взимаемые только на определенных территориях, к которым относятся налоги штатов, провинций, земель, регионов, а также налоги, устанавливаемые и вводимые органами местного управления.
В зависимости от адресности зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов (таможенные пошлины и т.д.). К регулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней (региональные налоги и сборы).
По срокам уплаты налоги делятся на срочные и периодично-календарные, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
По критерию использования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов. [19, c. 34-44]
Налоги по способу взимания делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и налогоплательщиками устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость.
Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения налоговых платежей в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость. [20, с. 30-31]
Помимо этого принято различать аккордные и пропорциональные (подоходные) налоги. Аккордные налоги устанавливаются правительством независимо от уровня доходов или объема закупок. Данный налог представляет собой налог, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине совокупного дохода.
В реальной жизни аккордных налогов практически не существует, поэтому рассмотрим понятие подоходного налога. Подоходные налоги – это налоги, которые зависят от уровня совокупного дохода и сумма налоговых поступлений от которых определяется по формуле t*Y, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовый внутренний продукт). [14, с.407]
Также в экономике выделяют прогрессивные и регрессивные налоги. Налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении сокращается. Она является регрессивной, если после выплаты налогов неравенство возрастает.
Налоговая система является прогрессивной, если кривая Лоренца для доходов (приложение Г) после уплаты налогов показывает более равномерное распределение, чем для доходов до уплаты налогов. Иными словами, налоговая система является прогрессивной, если богатый платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем это делает бедный. В приложении Д проиллюстрировано то, как прогрессивные налоги уменьшают неравенство в доходах.
В течение длительного времени необходимость прогрессивности налогов была популярной точкой зрения. Это оценочное суждение о справедливости является элементом налоговой системы. Если же шакала налогов резко прогрессивная, то подразумевается и рост предельной налоговой ставки. Предельная ставка налога – это ставка обложения налогом дополнительной денежной единицы. В противоположность ей средняя ставка налога является отношением суммы налогов к величине доходов.
Если предельная налоговая ставка растет вместе с доходом, то и средняя налоговая ставка растет по мере роста доходов.
Предположим, что налоги пропорциональны доходам. При пропорциональном налогообложении доходы после уплаты налогов пропорциональны их уровню до уплаты налогов и налоговая система не является ни прогрессивной, ни регрессивной. Учтем также и то, что налоги не платятся до тех пор, пока доходы не достигнут черты освобождения от налогов Уₒ. После этого с каждого дополнительной денежной единицы дохода взимается налог по стабильной предельной ставке налога. Средняя налоговая ставка, т.е. отношение налогов к доходам, равная нулю при доходах ниже уровня Уₒ, по мере роста доходов постепенно растет. В приложении Е показывается, как именно это происходит. [31, с.381-383]
Для полного осмысления и понятия сущности, принципов и функций налогообложения, необходимо проанализировать налоговую систему не только Республики Беларусь, но и зарубежных стран, что имеет место в следующей главе.
2 Налоговые системы зарубежных стран
Современный специалист в области налогообложения не может ограничиваться изучением налоговых механизмов в своей стране, невольно игнорируя те знания, которые накоплены годами за ее пределами. При всем многообразии налогов, собираемых в Беларуси, специалист не может полностью понять особенности их элементов, гибкость их применения, взаимосвязь с другими платежами, возможные последствия взимания.
Ознакомление с системами налогообложения за рубежом – это прекрасная возможность получить те знания и навыки, которые расширят кругозор, позволят глубоко воспринимать уже известные процессы в экономике и создадут основу для дальнейшего развития в профессиональной деятельности студента.
В налогообложении следует различать два важных понятия: налоговая система и система налогообложения.
Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания
Система налогообложения – единый комплекс взаимодействующих компонент, определяющих форму и способ существования и выражения содержания налоговых отношений по определенному налогу. [34, с.58]
Как говорилось ранее, налоговая нагрузка – это одно из понятий, применяемых для оценки влияния налоговых платежей на экономическое состояние страны. Налоговая нагрузка является одним из важнейших показателей налоговой системы страны. Данный показатель значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. [26]
Таблица 1 - Налоговая нагрузка по Республике Беларусь и зарубежным странам % к ВВП
Страна |
Налоговая нагрузка на экономику |
Дания |
49,9% |
Бельгия |
44,0% |
Италия |
39,1% |
Великобритания |
37,3% |
Франция |
44,4% |
США |
28,0% |
Российская Федерация |
26,1% |
Республика Беларусь |
40,3% |
Примечание - Источник [6, с.33]
Проанализируем размер ставки подоходного налога для лучшего понимания налоговой нагрузки на экономику различных стран мира, ведь это одна из составляющей этого показателя. В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических применяют термины налог на прибыль корпораций или налог на прибыль. В зависимости от системы обложения различают глобальный и шедулярный подоходный налог. В первом случае облагается налогом доход в целом за вычетом установленных законом скидок и льгот. Шедулярный подоходный налог уплачивается по разделам (шедулам), соответствующим различным источникам доходов, и состоит из основного и дополнительного. Основной налог является пропорциональным, а дополнительный — прогрессивным. Данные по размеру ставки подоходного налога представлены в приложении Ж. [27] Таким образом, можно утверждать, что страна с самым высоким подоходным налогом – это Дания (38 – 59%), а страны, в которых вообще отсутствует данный налог: Андорра, Багамы, Бахрейн, Бермуды, Монако, Катар, Сомали, ОАЭ и некоторые другие. Датчане по величине подоходного налога являются мировыми лидерами. Половина государственного бюджета Дании формируется за счет поступлений по этому налогу. Подоходный налог, по сути, состоит из нескольких частей: государственного, регионального, муниципального, церковного и сборов в фонд занятости. Данное положение налоговой системы объясняется тем, что государственная политика Дании в большой мере ориентирована на социальную сферу. Обеспечение пенсий, пособий, сфера здравоохранения и другие функции ложатся в Дании на плечи государства. [13, с.101-109] Соответственно и уровень налоговой нагрузки на экономику Дании самый высокий из совокупности исследуемых стран.
Рассмотрим структуру налогообложения некоторых развитых государств.
США. США – федеративное государство, его конституция разделяет функции государственной власти между федеральным правительством и правительствами штатов. Федеральное правительство и правительство штатов пользуется конституционным правом принятия налогов. Органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательствами штатов. [30, c.53-54]
Для современной американской налоговой системы характерно:
1) преобладание прямых налогов
над косвенными. Прямые налоги
составляют более 70% всех налоговых
поступлений, более 50% из которых
составляют федеральные
2) параллельное использование
3) взимание на федеральном
Германия. В Конституции Германии закреплено существование двух уровней государственной власти – федеративной республики (федерации) и земель (членов федерации). Общины не образуют третьего государственного уровня, а являются частью земель. Земли обязаны осуществлять контроль над финансовым положением общин. Бюджетная система Германии включает в себя бюджет федерации с двумя специальными фондами: бюджет земель и общин. В финансовой статистике все перечисленные звенья объединены в понятие «сводный (консолидированный) государственный бюджет».
Особый интерес привлекают следующие принципы организация налогообложения в Германии:
1) налоги должны быть по
2) при налогообложении того или
иного объекта должны
3) налоги не должны
4) система налогообложения
5) в системе должно быть
6) налоги должны обеспечивать
справедливое распределение
7) величина доходов должна
Великобритания. Налоговая система Великобритании включает в себя два уровня: центральный и местный. Контроль за исчислением и уплатой налогов осуществляют два управления, которые подчинены Казначейству: Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов. Первое занимается контролем всех платежей, кроме акцизов и НДС, поскольку указанные функции возложены на второе управление.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь