Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 12:31, курсовая работа
Цель данной работы - изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь, выявить перспективы развития и перестройки ее в ближайшие годы.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
дать краткую характеристику налоговой системы стран мира, охарактеризовать Белорусскую налоговую систему;
отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование;
выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.
Введение……………………………………………………………… ……………..….5
1 Теоретические аспекты налогообложения…..……………………… ………….......7
1.1 Налогообложение: возникновение, функции, принципы и сущность…………..7
1.2 Виды налогов и их классификация..11
2 Налоговые системы зарубежных стран……………………..…….…………..……13
3 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……….………….….16
3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь…………..………………....16
3.2 Налоги и сборы Республики Беларусь………………..………….....…….……...19
4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………...……26
4.1 Основные недостатки налоговой системы в Республике Беларусь………..….26
4.2 Пути совершенствования налоговой системы……………………..……….……27
Заключение……………………………………………………………………….…….29
Список использованных источников…………………………
В-третьих, перечень налогов, которые предприятия должны платить в бюджет был и остаётся по-прежнему довольно широк и не формирует целостную и логически увязанную налоговую систему, а мероприятия по ее упорядочению проводились путем механического объединения неоднородных по экономическому содержанию налоговых платежей.
В-пятых, существование большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный и др.). При этом стоит отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость продукции не имеет должного теоретического обоснования. Отнесение части налогов на себестоимость ведёт к удорожанию продукции, создавая тем самым основу для роста цен [22, c.27].
Также в качестве проблемы можно выделить участившиеся случаи уклонения от уплаты налогов, уменьшение налогооблагаемой базы предприятиями и предпринимателями с целью уплаты меньшей суммы налога [23, c.32].
Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения характеризуется преобладанием косвенных налогов и низким удельным весом прямых налогов по сравнению с развитыми странами. Значительные налоговые отчисления жестко привязаны к отдельным элементам издержек производства, особенно к оплате труда. Наибольший удельный вес приходится на налоги и отчисления из выручки. Налоги и отчисления из прибыли и доходов занимают, примерно, четвертую часть. Остальные налоги и отчисления относятся на затраты по производству и реализации продукции. Предоставление льгот в действующей налоговой системе слабо увязывается с результативностью товаропроизводителей (расширением производства, сохранением и созданием рабочих мест, инвестиционной деятельностью).
Структура доходов государственного бюджета в динамике представлена в приложении П. Можно сделать вывод о том, что процент поступления косвенных налогов в доход бюджета уменьшился в 2010 году (50,2%) по сравнению с 2005 годом (58,6%). Что же касается процента поступления прямых налогов и прочих налогов и боров, то тут ситуация противоположная. В 2010 году они составили 33,6 и 16,2 % соответственно, а в 2005 27,9 и 4,7%.
При этом в Республике Беларусь из года в год менялась и налоговая нагрузка на экономику страны. В Беларуси последовательно отменялись некоторые налоговые платежи (налог пользователей автомобильных дорог, ряд местных сборов и др.)
4.2 Пути совершенствования налоговой системы
Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения характеризуется высоким уровнем налогового бремени.
Для уменьшения налогового бремени следует реализовать следующие эффективные мероприятия: сокращение количества малозначащих для бюджета видов налогов; инвентаризация и уменьшение необоснованных налоговых льгот; более существенное льготирование инвестиционного вложения предприятий и организаций; расширение механизмов налоговых каникул, кредитов и реструктуризации налоговых долгов, особенно по штрафам и пени и др.
Эти и ряд других направлений призваны оптимизировать налоговое бремя во взаимосвязи с повышением налоговой дисциплины и соблюдением налогового законодательства [5,c.137].
Прогрессивным направлением в реформировании системы налогообложения является электронное декларирование, то есть возможность подавать налоговую декларацию в электронном виде. С 2009 года в стране работает система электронного декларирования, которая позволяет использовать интернет-технологии.
Идет доработка программного обеспечения с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра услуг, предоставляемых налоговыми органами с использованием электронных средств.
Министерство по налогам и сборам будет своевременно информировать налогоплательщиков об изменениях в законодательстве и предоставит информационные услуги [8].
За предыдущие пять лет в Беларуси сделаны серьезные шаги по снижению уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. В частности, упразднен ряд налоговых платежей, снижены ставки налогов, сокращены объекты налогообложения, а отдельные субъекты исключены из состава плательщиков налогов. В прошлом году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) составила 27,5 % ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта (налоговая нагрузка рассчитана как отношение налоговых доходов к ВВП). [21, с.16]
Также необходимо совершенствование налоговой системы Республики Беларусь путем налоговых реформ. Налоговая реформа представляет собой необходимый процесс радикального изменения системы налогообложения. Смысл налоговых новаций заключается в том, чтобы усовершенствовать экономико-правовые принципы действующей налоговой системы государства, подвести их к уровню, соответствующему государственной политике экономического развития.
Сложность налоговой системы способствует росту издержек и убежденности отдельных групп налогоплательщиков в неравенстве налогового бремени. Тем самым классические стимулы к реформированию налогообложения реализуются в той мере, какую позволяют сложившиеся в стране экономические возможности и правовое осознание граждан.
Мировой практикой доказано, что государство имеет устойчивую базу развития лишь в том случае, ели оно осуществляет налоговую политику, стимулирующую развитие производства, и использует при этом закономерности эластичной зависимости между уровнем налоговых ставок (изъятием доходов) и ростом налогооблагаемой базы (ростом производства). Успешное решение стратегических задач ускорения экономического и социального развития Республики Беларусь требует перевода национальной экономики на инновационный путь развития.
Развитие белорусской экономики по инновационному пути определяет новые приоритеты формирования налоговой политики как текущего момента, так и на долгосрочную перспективу.
Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей внешним миром. Одним из условий эффективности проведения налоговых реформ, способным оказать существенное воздействие на процесс привлечения иностранных инвестиций и снижения цен на производство экспортной продукции, является снижение налоговой нагрузки и отмена налоговых и неналоговых фискальных платежей, которые не используются в мировой практике (отчисления в инновационные фонды и др.) [10, с. 53-60]
Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран.
Не стоит забывать, что налоги - очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
При изучении данной темы можно констатировать некоторые сходства и различия, достоинства и недостатки современной налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран, таких как США, Германия, Италия, Франция и Великобритания.
Для всецелого понимания функционирования налоговой системы конкретной страны необходимо изучение налоговых систем зарубежных стран. Благодаря анализу налогообложения стран мира возможно сделать выводы о том, на какой ступени развития налоговых отношений находится наша страна.
Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь ,Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы. Основные налогами Республики Беларусь являются налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, отчисление на социальное страхование.
К основными недостатками налоговой системы Республики Беларусь являются нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. Это несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода белорусской экономики к рыночным отношениям. Нестабильность налоговой системы – одна из главных проблем реформ налогообложения. Необходимость реформирования налоговой системы Республики Беларусь очевидна. Но пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.
Таким образом, налоговая система Беларуси за последние пятнадцать лет существенно изменилась. Она достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения. Для дальнейшего ее совершенствования необходимо использовать опыт зарубежных стан, а также учитывать своеобразность и индивидуальность экономики Республики Беларусь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок А.1 – Кривая Лаффера
Примечание – Источник: [14, с. 412]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок Б.1 – Налоговые поступления и потери
Примечание – Источник: [31, с.383]
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица 1 ― Классификация показателей налоговой нагрузки в зависимости от оснований, выявленных при анализе практики их применения
Показатели налоговой нагрузки |
Вид показателя налоговой нагрузки в зависимости от основания |
Уровень агрегирования экономической деятельности |
Налоговая нагрузка страны |
Налоговая нагрузка региона | |
Налоговая нагрузка отрасли | |
Налоговая нагрузка группы налогоплательщиков | |
Налоговая нагрузка налогоплательщика | |
Цели исчисления |
Налоговое бремя страны или группы стран для международных сопоставлений |
Налоговое бремя страны, группы налогоплательщиков или индивидуальное налоговое бремя налогоплательщика в целях определения высоты возможного обложения при подготовке финансовых (налоговых) реформ | |
Налоговое бремя групп налогоплательщиков и индивидуальное налоговое бремя налогоплательщиков для целей налогового администрирования | |
Налоговое бремя организаций для принятия управленческий решений, связанных хозяйственной деятельностью | |
Методические подходы к исчислению показателя налоговой нагрузки |
Налоговая нагрузка, рассчитанная в виде относительного или абсолютного показателя |
Относительная налоговая нагрузка, рассчитанная с учетом разного объема обязательных платежей в бюджетную систему | |
Относительная налоговая нагрузка, рассчитанная с применением различных результирующих показателей хозяйственной деятельности в качестве базовых | |
Информационная база исчисления показателя налоговой нагрузки |
Потенциальная налоговая нагрузка |
Прогнозируемая налоговая нагрузка | |
Фактическая налоговая нагрузка | |
Номинальная налоговая нагрузка | |
Уровень значимости показателя для оценки налоговой нагрузки |
Основной (интегральный) показатель налоговой нагрузки |
Дополнительные показатели, характеризующие уровень налоговой нагрузки | |
Полнота учета переложения налогов |
Налоговая нагрузка, рассчитанная только на основе норм налогового законодательства |
Налоговая нагрузка , рассчитанная с учетом первичного переложения налогов как результата частичного равновесия рынка | |
Окончательная налоговая нагрузка, рассчитанная с учетом всех последствий налогообложения как результат общего равновесия рынка |
Информация о работе Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь