Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь, выявить перспективы развития и перестройки ее в ближайшие годы.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
дать краткую характеристику налоговой системы стран мира, охарактеризовать Белорусскую налоговую систему;
отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование;
выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… ……………..….5
1 Теоретические аспекты налогообложения…..……………………… ………….......7
1.1 Налогообложение: возникновение, функции, принципы и сущность…………..7
1.2 Виды налогов и их классификация..11
2 Налоговые системы зарубежных стран……………………..…….…………..……13
3 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……….………….….16
3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь…………..………………....16
3.2 Налоги и сборы Республики Беларусь………………..………….....…….……...19
4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………...……26
4.1 Основные недостатки налоговой системы в Республике Беларусь………..….26
4.2 Пути совершенствования налоговой системы……………………..……….……27
Заключение……………………………………………………………………….…….29
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование.doc

— 5.67 Мб (Скачать файл)

В-третьих, перечень налогов, которые предприятия должны платить в бюджет был и остаётся по-прежнему довольно широк и не формирует целостную и логически увязанную налоговую систему, а мероприятия по ее упорядочению проводились путем механического объединения неоднородных по экономическому содержанию налоговых платежей.

В-пятых, существование большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный и др.). При этом стоит отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость продукции не имеет должного теоретического обоснования. Отнесение части налогов на себестоимость ведёт к удорожанию продукции, создавая тем самым основу для роста цен [22, c.27].

Также в качестве проблемы можно выделить участившиеся случаи уклонения от уплаты налогов, уменьшение налогооблагаемой базы предприятиями и предпринимателями с целью уплаты меньшей суммы налога [23, c.32].

Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения характеризуется преобладанием косвенных налогов и низким удельным весом прямых налогов по сравнению с развитыми странами. Значительные налоговые отчисления жестко привязаны к отдельным элементам издержек производства, особенно к оплате труда. Наибольший удельный вес приходится на налоги и отчисления из выручки. Налоги и отчисления из прибыли и доходов занимают, примерно, четвертую часть. Остальные налоги и отчисления относятся на затраты по производству и реализации продукции. Предоставление льгот в действующей налоговой системе слабо увязывается с результативностью товаропроизводителей (расширением производства, сохранением и созданием рабочих мест, инвестиционной деятельностью).

Структура доходов государственного бюджета в динамике представлена в приложении П. Можно сделать вывод о том, что процент поступления косвенных налогов в доход бюджета уменьшился в 2010 году (50,2%) по сравнению с 2005 годом (58,6%). Что же касается процента поступления прямых налогов и прочих налогов и боров, то тут ситуация противоположная. В 2010 году они составили 33,6 и 16,2 % соответственно, а в 2005 27,9 и 4,7%.

При этом в Республике Беларусь из года в год менялась и налоговая нагрузка на экономику страны. В Беларуси последовательно отменялись некоторые налоговые платежи (налог  пользователей автомобильных дорог, ряд местных сборов и др.)

 

4.2 Пути совершенствования  налоговой системы

 

Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения характеризуется высоким уровнем налогового бремени.

Для уменьшения налогового бремени следует реализовать следующие эффективные мероприятия: сокращение количества малозначащих для бюджета видов налогов; инвентаризация и уменьшение необоснованных налоговых льгот; более существенное льготирование инвестиционного вложения предприятий и организаций; расширение механизмов налоговых каникул, кредитов и реструктуризации налоговых долгов, особенно по штрафам и пени и др.

Эти и ряд других направлений призваны оптимизировать налоговое бремя во взаимосвязи с повышением налоговой дисциплины и соблюдением налогового законодательства [5,c.137].

Прогрессивным направлением в реформировании системы налогообложения является электронное декларирование, то есть возможность подавать налоговую декларацию в электронном виде. С 2009 года в стране работает система электронного декларирования, которая позволяет использовать  интернет-технологии.

Идет доработка программного обеспечения с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра услуг, предоставляемых налоговыми органами с использованием электронных средств.

Министерство по налогам и сборам будет своевременно информировать налогоплательщиков об изменениях в законодательстве и предоставит информационные услуги [8].

За предыдущие пять лет в Беларуси сделаны серьезные шаги по снижению уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. В частности, упразднен ряд налоговых платежей, снижены ставки налогов, сокращены объекты налогообложения, а отдельные субъекты исключены из состава плательщиков налогов. В прошлом году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) составила 27,5 % ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта (налоговая нагрузка рассчитана как отношение налоговых доходов к ВВП). [21, с.16]

Также необходимо совершенствование налоговой системы Республики Беларусь путем налоговых реформ. Налоговая реформа представляет собой необходимый процесс радикального изменения системы налогообложения. Смысл налоговых новаций заключается в том, чтобы усовершенствовать экономико-правовые принципы действующей налоговой системы государства, подвести их к уровню, соответствующему государственной политике экономического развития.

Сложность налоговой системы способствует росту издержек и убежденности отдельных групп налогоплательщиков в неравенстве налогового бремени. Тем самым классические стимулы к реформированию налогообложения реализуются в той мере, какую позволяют сложившиеся в стране экономические возможности и правовое осознание граждан.

Мировой практикой доказано, что государство имеет устойчивую базу развития лишь в том случае, ели оно осуществляет налоговую политику, стимулирующую развитие производства, и использует при этом закономерности эластичной зависимости между уровнем налоговых ставок (изъятием доходов) и ростом налогооблагаемой базы (ростом производства). Успешное решение стратегических задач ускорения экономического и социального развития Республики Беларусь требует перевода национальной экономики на инновационный путь развития.

Развитие белорусской экономики по инновационному пути определяет новые приоритеты формирования налоговой политики как текущего момента, так и на долгосрочную перспективу.

Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей  внешним миром. Одним из условий эффективности проведения налоговых реформ, способным оказать существенное воздействие на процесс привлечения иностранных инвестиций и снижения цен на производство экспортной продукции, является снижение налоговой нагрузки и отмена налоговых и неналоговых фискальных платежей, которые не используются в мировой практике (отчисления в инновационные фонды и др.) [10, с. 53-60]

Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран.

Не стоит забывать, что налоги - очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

При изучении данной темы можно констатировать некоторые  сходства и различия, достоинства и недостатки современной налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран, таких как США, Германия, Италия, Франция и Великобритания.

Для всецелого понимания функционирования налоговой системы конкретной страны необходимо изучение налоговых систем зарубежных стран. Благодаря анализу налогообложения стран мира возможно сделать выводы о том, на какой ступени развития налоговых отношений находится наша страна.

Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь ,Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы. Основные налогами Республики Беларусь являются налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, отчисление на социальное страхование.

К основными недостатками налоговой системы Республики Беларусь являются  нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. Это несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода белорусской экономики к рыночным отношениям. Нестабильность налоговой системы – одна из главных проблем реформ налогообложения. Необходимость реформирования налоговой системы Республики Беларусь очевидна. Но пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

Таким образом, налоговая система Беларуси за последние пятнадцать лет существенно изменилась. Она достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения. Для дальнейшего ее совершенствования необходимо использовать опыт зарубежных стан, а также учитывать своеобразность и индивидуальность экономики Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Адаменкова, С.И. Налогообложение – 2010. Ценообразование: пособие/С.И. Адаменкова,О.С.Евменчик, Л.И. Тарарышкина ― Минск: Элайда, 2010.―391 с.
  2. Адаменкова, С.И. Налогообложение: теория и практика: учебно-методологическое пособие / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик, Л.И. Тарарышкина ― Минск: Элайда, 2012. ― 305 с.
  3. Василевская, Т.И. Налогообложение организаций и оптимизация налоговых платежей: [с учетом изменений законодательства Республики Беларусь в 2011 г.]: учебно-методическое пособие / Т. И. Василевская. - Минск: ТетраСистемс, 2011. –  80 с.
  4. Герасимова В.А. Белорусская налоговая система: важен не только рейтинг / А.В. Герасимова // Финансы. Учет. Аудит. ― 2010. ― №7 ― С. 13 – 16.
  5. Гюрджан, В.А. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях: учебное пособие / В.А.Гюрджан, Н.Э. Масинкевич, В.В.Шевцова и др.; под общ. ред. В.А.Гюрджан. – Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. – 256 с.
  6. Гюрджан, В.А. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях: учебное пособие / В.А.Гюрджан, Н.Э. Масинкевич, В.В.Шевцова и др.; под общ. ред. В.А.Гюрджан. – Мн.: МЧУП «Светоч», 2010. – 256 с.
  7. Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Е.Ю. Жидкова. – 2-е изд., перераб. и доп. ― М.: Эксмо, 2009. ― 480 с.
  8. Заметны ли мировому сообществу изменения в белорусской системе налогообложения? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://biz.bizpro.by/109-pomosch-jurista-v-nalogooblozgenii/. – Дата доступа: 10.11.2011.
  9. Заяц, Н.Е. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е.Заяц и др.; под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.Е.Бондарь, И.Н.Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск: выш.шк., 2008. – 320с.
  10. Киреева Е.Ф. Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализации / Е.Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. – 2008. - №2. – С.26-34.
  11. Киреева, Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы/ Е.Киреева// Финансы. Учет. Аудит. – 2011. – №20 –.С.32-34.
  12. Кишкевич, А.Д. Налоговое право Республики Беларусь / А.Д.Кишкевич, А.А.Пилипенко. –  Мн.: Тесей, 2002. – 304 с.
  13. Князев, В.Г. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов/ В.Г. Князев, Д.Г. Черник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - 191 с.
  14. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. Пообие / Т.Ю. Матвеева. – 5-е изд., ипр. – М.:Изд.дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.
  15. Министерство на налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nalog.by/reference/nagruzka. – Дата доступа: 03.12.2011.
  16. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11000174&p2={NRPA}. – Дата доступа: 14.11.2011.
  17. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=Hk0200166. – Дата доступа: 10.11.2011.
  18. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=Hk0200166. – Дата доступа: 03.12.2011.
  19. Перов, А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушин – М.:Юрайт, 2002. – 555 с.
  20. Пилипенко, А.А. Налоговое право: учебное пособие / А.А. Пилипенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 447 с.
  21. Полуян, В.Н. В интересах дела / В.Н. Полуян // Экономика Беларуси. – 2011. –  №2 – С. 16 – 23 
  22. Попов, Е.М. Налоги в рыночной экономике. Анализ налогообложения Беларуси / Е.М. Попов // Бухгалтерский учет и анализ. – 2008. –  №03(135). – С. 27 – 33.
  23. Попов, Е.М. Налоговое законодательство Республики Беларусь: каким ему быть? / Е.М. Попов // Бухгалтерский учет и анализ. – 2009. – №8. – С. 32 – 39.
  24. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на  2006 – 2010гг
  25. Пушкарева, В.М. История финансовой мысли и политики налогов: учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / В.М. Пушкарева. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 253 с.
  26. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Налог. – Дата доступа: 03.12.2011.
  27. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Подоходный_налог. – Дата доступа: 03.12.2011.
  28. Скринников, И.В. Налоговые изменения 2011 года / И.В. Скринников, О.В. Салтанова, И.В. Шибут // Главная книга. – 2011. - №2. – С.4-17. 
  29. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.:Соцэкгиз, 1962. – 676 с.
  30. Толстопятенко, Г.П. Налоговое право США. Терминология: учебное пособие / Г.П. Толстопятенко, И.Г. Федотова. – М.: Анкил,1996. – 272 с.
  31. Фишер С., Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М.:Дело, 2001. – 864 с.
  32. Чипуренко, Е.В. Налоговый анализ: новое научное направление / Е.В. Чипуренко // Международный бухгалтерский учет. – 2011. - №14(164). – С.28 – 36.
  33. Шувалова, Е.Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Антикризисное управление» и др. экон. спец. / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин. – Москва: Дашков и К, 2010. – 122 с.
  34. Шувалова, Е.Б. Система обложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.10 / Е.Б. Шувалова. – М., 2003. – 448 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Рисунок А.1 – Кривая Лаффера

Примечание – Источник: [14, с. 412]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок Б.1 – Налоговые поступления и потери

Примечание – Источник: [31, с.383]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица 1 ― Классификация показателей налоговой нагрузки в зависимости от оснований, выявленных при анализе практики их применения

 

Показатели налоговой нагрузки

Вид показателя налоговой нагрузки в зависимости от основания

Уровень агрегирования экономической деятельности

Налоговая нагрузка страны

Налоговая нагрузка региона

Налоговая нагрузка отрасли

Налоговая нагрузка группы налогоплательщиков

Налоговая нагрузка налогоплательщика

Цели исчисления

Налоговое бремя страны или группы стран для международных сопоставлений

Налоговое бремя страны, группы налогоплательщиков или индивидуальное налоговое бремя налогоплательщика в целях определения высоты возможного обложения при подготовке финансовых (налоговых) реформ

Налоговое бремя групп налогоплательщиков и индивидуальное налоговое бремя налогоплательщиков для целей налогового администрирования

Налоговое бремя организаций для принятия управленческий решений, связанных  хозяйственной деятельностью

Методические подходы к исчислению показателя налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитанная в виде относительного или абсолютного показателя

Относительная налоговая нагрузка, рассчитанная с учетом разного объема обязательных платежей в бюджетную систему

Относительная налоговая нагрузка, рассчитанная с применением различных результирующих показателей хозяйственной деятельности в качестве базовых

Информационная база исчисления показателя налоговой нагрузки

Потенциальная налоговая нагрузка

Прогнозируемая налоговая нагрузка

Фактическая налоговая нагрузка

Номинальная налоговая нагрузка

Уровень значимости показателя для оценки налоговой нагрузки

Основной (интегральный) показатель налоговой нагрузки

Дополнительные показатели, характеризующие уровень налоговой нагрузки

Полнота учета переложения налогов

Налоговая нагрузка, рассчитанная только на основе норм налогового законодательства

Налоговая нагрузка , рассчитанная с учетом первичного переложения налогов как результата частичного равновесия рынка

Окончательная налоговая нагрузка, рассчитанная с учетом всех последствий налогообложения как результат общего равновесия рынка

Информация о работе Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь