Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь, выявить перспективы развития и перестройки ее в ближайшие годы.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
дать краткую характеристику налоговой системы стран мира, охарактеризовать Белорусскую налоговую систему;
отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование;
выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… ……………..….5
1 Теоретические аспекты налогообложения…..……………………… ………….......7
1.1 Налогообложение: возникновение, функции, принципы и сущность…………..7
1.2 Виды налогов и их классификация..11
2 Налоговые системы зарубежных стран……………………..…….…………..……13
3 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……….………….….16
3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь…………..………………....16
3.2 Налоги и сборы Республики Беларусь………………..………….....…….……...19
4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………...……26
4.1 Основные недостатки налоговой системы в Республике Беларусь………..….26
4.2 Пути совершенствования налоговой системы……………………..……….……27
Заключение……………………………………………………………………….…….29
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование.doc

— 5.67 Мб (Скачать файл)

Налоговая система Великобритании, являясь довольно сложной, определяет более льготные условия налогообложения по сравнению с большинством других европейских стран за счет значительно более низких обязательных социальных налогов при стимулировании добровольных взносов и сбережений и несколько более низких ставок подоходных налогов с корпораций и физических лиц. [33, c.60-128]

Изучив налоговые системы зарубежных стран, перейдем к рассмотрению налоговой системы и ее особенностей в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Характеристика налоговой системы Республики

Беларусь.

3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [9, c.30].

Направленная на построение социально ориентированной рыночной экономики налоговая система республики Беларусь возникла в начале 1992 года. Основу ее составил закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того юридические лица уплачивали 8 видов отчисление в различные внебюджетные фонды.

В дальнейшем система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размера ставок, предоставления льгот. Существенные изменения произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень налоговой нагрузки.

В настоящее время в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, позволяющая налогоплательщику найти ответы на любые вопросы, возникающие при исполнении им налоговых обязательств. [5, c.120-121]

С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Республики Беларусь. [18]

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь:

1) Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2) Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

3) Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4) Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5) Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством.  [17]

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза, возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Под организациями понимаются:

  1. юридические лица Республики Беларусь;
  2. иностранные юридические лица и международные организации;
  3. простые товарищества (участники договора о совместной деятельности;
  4. хозяйственные группы.

Под физическими лицами понимаются:

  1. граждане Республики Беларусь;
  2. раждане либо подданные иностранного государства;
  3. лица без гражданства (подданства).

[18,  ст.13, п.1,2]

Согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь (статья 28) «объектами налогообложения признаются обстоятельства,  наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства». Следует отметить, что каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения и в соответствии с принципами налогообложения один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Объектом налогообложения может выступать доход, выручка от реализации товаров, работ, услуг, иных объектов, стоимость имущества, фонд заработной платы.

Согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь (статья 42) «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). В случаях, установленных Кодексом, на плательщиков (иных обязанных лиц) может возлагаться обязанность по уплате налога или сбора в течение налогового периода»

Согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь (статья 41) «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, ели иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине)»

Налоговая ставка устанавливается либо в коэффициентах (процентах), либо в абсолютных суммах. В теории и практике налогов большое значение имеют метода построения налоговых ставок, среди которых выделяются:

  • твердые ставки определяются в абсолютной сумме на единицу физического объема (например, ставка с кубического сантиметра);
  • адвалорные ставки устанавливаются в процентах к стоимостной характеристике, принятой за базу. [1, с.20-28]

Важным (хотя и необязательным) элементом налога являются налоговые льготы, представляющие собой различного рода исключения из общего налогового режима в установленном законом порядке для отдельных категорий налогоплательщиков. Все они имеют одну цель – сокращение размера налогового обязательства или создание более выгодных условий для его выполнения отдельными налогоплательщиками. [12, с.54-58]

Обязательным и необходимым условием функционирования любой налоговой системы является налоговый контроль. При его отсутствии или малой эффективности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременного и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы.

Налоговый контроль – регламентированная законодательством деятельность уполномоченных на то государством органов, обеспечивающая учет субъектов и объектов (предметов) налогообложения, правильность исчисления, своевременность и полноту внесения налогов и обязательных неналоговых платежей в централизованные денежные фонды государства.

Основными органами, осуществляющими налоговый контроль на территории Республики Беларусь, являются:

  1. Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы;
  2. Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь и его территориальные органы;
  3. Государственный налоговый комитет Республики Беларусь и его инспекции;
  4. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь;
  5. Министерство финансов Республики Беларусь.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, ибо контроль за соблюдением налогового законодательства могут осуществлять и иные органы.  [12, с.66]

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Налоги и сборы Республики  Беларусь

 

Согласно статье 7 Налогового кодекса Республики Беларусь в стране устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • консульский сбор;
  • государственная пошлина;
  • патентные пошлины;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

  • налог за владение собаками;
  • курортный сбор;
  • сбор с заготовителей.

  [18, ст. 7-9]

Ставки на каждый вид налога представлены в приложении И. Тарифы налогов зависят от множества факторов.

Что же касается налоговых изменений в 2011 году, то они представлены ниже.

Налог на добавленную стоимость. С 2011 года в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь урегулирован порядок налогообложения операций по доверительному управлению имуществом. Обязанность по уплате НДС будет возлагаться непосредственно на доверительного управляющего. С 1 января 2011 года в качестве объекта налогообложения признается передача товаров в рамках договора займа в виде вещей. У заимодавца при передаче товара в рамках договора займа будет возникать объект налогообложения. Объект возникает и у заемщика товара: при возврате товара он также должен исчислить НДС.

С 1 января 2011 года в целях упрощения налогового законодательства не признается объектом налогообложения обороты по передаче имущества в безвозмездное пользование. Из объектов налогообложения исключен оборот по реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта. В Налоговом кодексе конкретизировано, что в товарам не относятся деньги и имущественные права. Эта норма применялась и в 2010 году, хотя и не была предусмотрена Налоговым кодексом. От НДС освобождается комиссионное вознаграждение, выплачиваемое страховщиком страховщику, возместившему вред потерпевшему по договору обязательно страхования гражданкой ответственности владельцев транспортных средств. В 2010 году нулевая ставка НДС применялась при реализации работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средтв на территории Республики Беларусь по договорам с резидентами Российской Федерации. С 2011 года эта ставка используется только в отношении работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов, их двигателей и единиц железнодорожного подвижного состава по договорам с иностранными организациями или физическими лицами.

Вычеты сумм налога в 2011 году арендаторами и лизингополучателями по полученным в аренду предметам могут производиться по их выбору – на основании договора о расчетных документах либо первичных учетных документов, предъявленных арендодателем или лизингодателем.

  С 2011 года снято ограничение в части выручки от реализации товаров (работ, услуг) для определения отчетного периода. Плательщик в праве сам выбрать отчетный период.

Налог на прибыль. Определение даты отгрузки изложено в новой трактовке. Суммы кредиторской и дебиторской задолженности при ликвидации юридического лица включаются в учитываемые при налогообложении внереализационные доходы. Определены новые нормы в отношении налогообложения средств, поступающих в рамках целевого финансирования. Изменен порядок признания доходов от операций по даче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества. С 2011 года расходы организаций на содержание находящихся на их балансе детских оздоровительных учреждений, учреждений образования, домов престарелых и инвалидов и др. включается только разница между суммой расходов на содержание указанных учреждений и суммой доходов, связанных с их эксплуатацией. При налогообложении не будут учитываться только проценты по пророченным кредитам и займам. С 2011 года налоговым периодом по налогу на прибыль является год. Изменился порядок применения льгот по налогу на прибыль, направляемую на финансирование капитальных вложений.

С 2011 года 15-кратный размер экологического налога не применяется и, следовательно, вся сумма экологического налога будет включаться в затраты, учитываемые при налогообложении (как в пределах лимита, так и сверх его).

Подоходный налог с физических лиц. С 2011 года изменились размеры стандартных налоговых вычетов, изменился порядок предоставления социальных и имущественного налоговых вычетов, отменено представление справки о сметной стоимости строительства жилья. Налоговым кодексом предусмотрены организации, которые вправе не исчислять и не уплачивать текущие платежи. Также произошли изменения в отношении доходов, освобождаемых от подоходного налога физический лиц. [28, с.4-17]

В вою очередь, необходимо отметить, что в связи в целях дальнейшего упрощения налоговой системы с 1 января 2011 года Законом Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» предусматривается:

    1. Отменить: местный налог на услуги, взимаемый по ставке 5% от выручки; местный сбор на развитие территорий, уплачиваемый по ставке в пределах 3% из прибыли; некоторые платежи экологического налога.

По расчетам Правительства, реализация указанных мероприятий позволит снизить налоговую нагрузку в 2011 году на 0,4% к ВВП и оставить в распоряжении плательщиков 721,2 млрд. рублей.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь