Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 12:31, курсовая работа
Цель данной работы - изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь, выявить перспективы развития и перестройки ее в ближайшие годы.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
дать краткую характеристику налоговой системы стран мира, охарактеризовать Белорусскую налоговую систему;
отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование;
выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.
Введение……………………………………………………………… ……………..….5
1 Теоретические аспекты налогообложения…..……………………… ………….......7
1.1 Налогообложение: возникновение, функции, принципы и сущность…………..7
1.2 Виды налогов и их классификация..11
2 Налоговые системы зарубежных стран……………………..…….…………..……13
3 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь……….………….….16
3.1 Система налогообложения в Республике Беларусь…………..………………....16
3.2 Налоги и сборы Республики Беларусь………………..………….....…….……...19
4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………...……26
4.1 Основные недостатки налоговой системы в Республике Беларусь………..….26
4.2 Пути совершенствования налоговой системы……………………..……….……27
Заключение……………………………………………………………………….…….29
Список использованных источников…………………………
2) Исключить два самостоятельных налоговых платежа за счет включения в состав: экологического налога – сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; государственной пошлины – сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств по территориям иностранных государств.
3) Сократить количество перечислений налогов в бюджет: по налогу на прибыль – перейти на ежеквартальную уплату налога с подачей налоговой декларации один раз в год (до этого в 70% случаев эти действия осуществлялись ежемесячно); по НДС – отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц или один раз в квартал – по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходит сейчас. В результате количество платежей сократится с 72 до 4 – 12 в год; по акцизам – отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц.
4) Усовершенствовать механизм взимания основных налогов – налога на прибыль и НДС за счет: расширения возможности применения льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения. Прибыль будет освобождаться от налогообложения по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда; предоставления плательщикам права принимать без ограничений к вычету ”входной“ НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров, что будет способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций, а также предоставления плательщикам права при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 или 1/4) суммы ”входного“ НДС, оставшегося после вычета сумм НДС в пределах сумм налога, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. [16]
В связи с изменениями в Налогом кодексе Республики Беларусь, будет меняться и налоговая нагрузка на экономику страны.
Таблица 2 ― Величина и структура налоговой нагрузки на экономику
Республики Беларусь в первом квартале 2010-2011 гг.
Показатели |
1 квартал 2010 г. |
1 квартал 2011 г. |
Отклонение, п.п., (+/-) |
в % к ВВП | |||
Налоговая нагрузка в том числе: |
31,0 |
30,0 |
-1,0 |
косвенные налоги |
14,0 |
11,7 |
-2,3 |
прямые налоги |
7,5 |
10,2 |
2,7 |
смешанные налоги |
2,9 |
2,6 |
-0,3 |
прочие налоговые доходы, сборы, пошлины |
6,6 |
5,5 |
-1,1 |
Примечание – Источник: [15]
Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста 107,2 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 110,9 процента).
В структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с первым кварталом 2010 года он снизился на 2,3 процентного пункта, доля смешанных сократилась на 0,3 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 1,1 процентного пункта.
Одновременно удельный вес прямых налогов и сборов в ВВП возрос на 2,7 процентного пункта, что связано с изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль. Так, в первом квартале текущего года, кроме уплаченного налога за четвертый квартал (декабрь) 2010 года, также поступили текущие платежи в размере 1/4 годовой суммы налога по сроку уплаты 22 марта 2011 года (в 2010 году уплата налога за первый квартал производилась по сроку 22 апреля).
Объем поступлений в бюджет косвенных налогов и сборов, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ, услуг, сократился на 7,2 процента, а их доля в ВВП уменьшилась с 14 до 11,7 процента.
В общей сумме платежей этого вида 74 процента приходится на налог на добавленную стоимость. Структура косвенных налогов и сборов приведена в приложении К.
Темп роста поступлений НДС составил 95,2 процента, удельный вес в ВВП снизился с 10,1 до 8,7 процента. Отрицательная динамика поступлений обусловлена опережающей динамикой налоговых вычетов (темп роста 129,4 процента) по отношению к начисленному по реализации налогу (темп роста 126,1 процента) в основном за счет роста почти в 4 раза налоговых вычетов по товарам, облагаемым НДС по ставке 10 процентов, что связано с законодательным снятием ограничений по принятию к вычету сумм НДС.
Также отменены ограничения по принятию к вычету уплаченных сумм НДС при приобретении основных средств и нематериальных активов, не принятых к вычету в предыдущих налоговых периодах.
Кроме того, в 2011 году отменена обязанность плательщиков уплачивать НДС периодическими платежами при превышении суммы налога за месяц 40 тысяч евро, а также всем плательщикам независимо от размера выручки предоставлено право ежеквартальной уплаты налога. В первом квартале 35,5 тысячи субъектов хозяйствования выбрали ежеквартальный способ уплаты налога, тогда как в аналогичном периоде прошлого года им пользовались 26 тысяч плательщиков.
Более 19 процентов общего объема косвенных налогов формируют акцизы. Их поступления сократились на 15,5 процента, а удельный вес в ВВП – с 2,9 до 2,2 процента. Основной причиной такой динамики явилась отмена периодических платежей по акцизам и зачет положительного сальдо, образовавшегося на 1 января 2011 года, в счет уплаты текущих платежей.
По единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции платежи снизились на 17,2 процента, а их удельный вес в ВВП – с 0,2 до 0,1 процента по причине снижения в 2011 году ставки налога с двух до одного процента в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 января 2011 г. № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».
Кроме того, с 2011 года отменен налог на услуги, удельный вес которого в первом квартале 2010 года составлял 0,1 процента в ВВП.
В то же время налога при упрощенной системе налогообложения уплачено на 32,4 процента больше, чем в аналогичном периоде 2010 года, что связано с расширением сферы применения этого режима налогообложения. Так, количество плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, возросло на 20 процентов. В результате удельный вес этого налога в ВВП увеличился с 0,5 до 0,6 процента.
По остальным косвенным налогам и сборам, к которым относятся консульский, гербовый и курортный сборы, средства от реализации контрольных (идентификационных) знаков, поступления также выросли на 20,3 процента, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2010 года – 0,1 процента.
Удельный вес прямых налогов и сборов, объектами обложения которыми являются доходы и собственность, составил 10,2 процента в ВВП, темп роста поступлений – 150,4 процента. Структура прямых налогов и сборов приведена в приложении Л.
В разрезе прямых налогов и сборов наибольший удельный вес – более 54 процентов – занимает налог на прибыль. Поступления его возросли в 1,8 раза, а доля в ВВП – с 3,4 до 5,5 процента. Как отмечалось выше, такая динамика обусловлена изменением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль.
Не менее значимым доходным источником является подоходный налог с физических лиц, который занимает 41 процент в группе прямых налогов. Темп роста поступлений составил 137,2 процента, удельный вес увеличился с 3,4 до 4,2 процента в ВВП. Повышение платежей по подоходному налогу обусловлено, главным образом, ростом на 19,2 процента фонда заработной платы в целом по республике.
В общей сумме прямых налогов и сборов 12,5 процента принадлежит имущественным налогам – налогу на недвижимость и земельному налогу, поступления которых увеличились соответственно на 29,8 и 23,8 процента. Удельный вес этих налогов в ВВП повысился соответственно с 0,8 до 0,9 процента и с 0,5 до 0,6 процента.
Также выросли платежи по налогу на доходы (темп роста 134,8 процента) и налогу на игорный бизнес (111,7 процента). Вместе с тем их доля в ВВП сохранилась на прошлогоднем уровне и составила соответственно 0,2 и 0,1 процента.
Отрицательная динамика поступлений сложилась только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – снижение на 5,7 процента. Это связано в основном с сокращением количества плательщиков единого налога (темп роста числа индивидуальных предпринимателей составил 99,5 процента, физических лиц – 97,8 процента). Удельный вес налога сохранился на уровне 2010 года – 0,2 процента в ВВП.
Следует отметить, что с 2011 года отменен такой местный платеж как сбор на развитие территорий, который в первом квартале 2010 года составлял 0,2 процента в ВВП, а также исключена из состава налоговых доходов бюджета плата за размещение наружной рекламы.
Что касается смешанных налогов, сборов, отчислений, то к ним относятся платежи, имеющие признаки как косвенных, так и прямых налогов. По аналогии с косвенными эти налоги участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости и, соответственно, оплачиваются потребителями товаров, работ, услуг. Им также присущи признаки прямых налогов, поскольку имеется конкретный объект обложения, непосредственно не связанный с объемами и результатами хозяйственной деятельности.
Доля смешанных налогов в ВВП составила 2,6 процента, темп роста – 97,5 процента, их структура приведена в приложении М.
В общей сумме смешанных налогов почти 71 процент приходится на отчисления в инновационные фонды, темп роста которых составил 77,2 процента, причем их доля в ВВП сократилась с 1,2 до 0,8 процента. Снижение платежей обусловлено уменьшением нормативов отчислений по отдельным плательщикам Министерства связи и информатизации, Министерства энергетики, Министерства промышленности и концерна «Белнефтехим». Кроме того, с 2011 года отменена обязанность уплаты отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства негосударственными организациями, осуществляющими деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов.
Почти 23 процента принадлежит экологическим платежам (с учетом налога на добычу (изъятие) природных ресурсов), поступления которых снизились на 36,1 процента, соответственно удельный вес в ВВП уменьшился с 0,4 до 0,3 процента. Сокращение поступлений связано с изменением законодательства в части исключения из объектов налогообложения экологическим налогом переработки нефти и нефтепродуктов, перемещения по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом. Кроме того, с 2011 года экологический налог за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, а также производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона исключены из состава налоговых доходов бюджета.
Темп роста прочих смешанных отчислений и сборов, к которым отнесены отчисления в фонды предупредительных (превентивных) мероприятий, отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи, сбор с заготовителей, составил 106,9 процента, удельный вес по сравнению с 2010 годом не изменился и сложился на уровне 0,1 процента в ВВП.
За счет прочих налоговых доходов, сборов, пошлин сформировано 5,5 процента ВВП, их поступления уменьшились на 6,9 процента. Структура данной группы приведена в приложении Н.
Следует отметить, что Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусмотрены очередные меры по дальнейшему снижению налоговой нагрузки, среди которых расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения, введение для целей налогообложения по налогу на прибыль механизма переноса убытков, полученных при осуществлении текущей деятельности, на будущие периоды, оптимизация налоговых льгот.
Последовательное реформирование налоговой системы позволит к концу текущего пятилетия сократить величину налоговой нагрузки на экономику до 26 процентов в ВВП. [15]
Изучив налоговую систему Республики Беларусь, необходимо выявить некоторые ее недостатки и, следовательно, рассмотреть пути совершенствования налоговой системы, что представлено в следующей главе.
4 Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь
4.1 Основные недостатки
налоговой системы в
Kак известно, Республика Беларусь уже не первый год в рейтинге Всемирного банка, отражающего функциональность налоговой системы, занимает последнее место. Поэтому в Беларуси на самом высоком уровне ставится задача радикально упростить отечественную налоговую систему, снизить налоговую нагрузку и уйти с последнего места в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business».
Основные проблемы отечественной налоговой системы заключаются в следующем.
Во-первых, это нечеткость изложения отдельных норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоёмкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это относится к НДС, налогу на прибыль и экологическому налогу. Что касается НДС, то здесь действует весьма сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений. Кроме того, действует довольно громоздкий порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС
Вторая проблема носит «застарелый» характер и заключается в нестабильности налогового законодательства. Понятно, что налоговые в нормы в стране, где собственная налоговая система сформировалась сравнительно недавно, могут и должны меняться. Но у нас эти новые нормы зачастую вводятся задним числом или накануне их вступления в силу. Так например, особенная часть Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2010 года, а была принята 29 декабря 2009. Более того, практически в течение всего первого полугодия налоговое законодательство «подстраивалось» под Налоговый кодекс. В результате рядом льгот, предусмотренных НК, невозможно было воспользоваться, поскольку не были утверждены соответствующие перечни [4,c.13].
Информация о работе Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь