Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 21:54, курсовая работа
В связи с этим существенно возрастает приоритетность и роль финансового анализа и финансового планирования. Основным содержанием анализа является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала. Основная цель финансового планирования на предприятии сводится к одной стратегической задаче – наращиванию собственного капитала и обеспечению устойчивого положения на рынке. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.
Введение…………………………………………………………………….
3
1
Краткая характеристика ОАО «БЕЛАЦИ………………………………..
4
2
Диагностика финансового состояния ОАО «БЕЛАЦИ» на соответствие оперативным целям бизнеса……………………………….
14
3
Оценка эффективности предприятия на соответствие стратегическим целям………………………………………………………………………...
29
4
Прогнозирование спроса…………………………………………………..
34
5
Политика ценообразования…………………………………………….....
40
6
Оценка эффективности капитальных вложений…………………………
43
7
Планирование доходов и расходов…………………………………….....
48
8
Планирование движения денежных средств……………………………..
53
9
Прогноз баланса активов и пассивов……………………………………..
54
Заключение………………………………………………………………….
57
Библиографический список……………………………………………......
59
Поставщики:
ОАО «БелАЦИ» имеет выгодное месторасположение, хорошо обеспечен источниками тепло-, энерго- и водоснабжения, имеет хорошо развитую транспортную сеть. Основными поставщиками сырьевых компонентов, необходимых для производства продукции, являются ЗАО «Белгородский цемент» и ОАО «Ураласбет». Топливо поставляет ОАО «Белрегионгаз», энергию – ОАО «Белгородэнерго».
Потребители продукции:
Основными потребителями асбестоцементных строительных материалов являются строительные организации и организации-дилеры по продаже строительных материалов.
Сильные и слабые стороны ОАО «БЕЛАЦИ»
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны | ||
Производство |
1) Довольно высокое
качество выпускаемой 2) Контроль качества сырья и готовой продукции. 3) Оборудование, позволяющее работать практически без брака. |
1) Оборудование, требующее модернизации. 2) Технологические линии,
требующие больших | ||
Кадры |
1) Добросовестные
опытные производственные 2) Высококвалифицированные специалисты. |
|||
Маркетинг |
1) Налаженные каналы сбыта. 2) Участие в выставках, конференциях и т. п. 3) Положительный имидж. |
1) Плохо изучена конъюнктура рынка. | ||
Организация |
1) Простота организационной структуры. 2) Четко определены обязанности
и ответственность каждого |
| ||
Финансы |
1) Устойчивое финансовое состояние. 2) Регулярно получаемая
прибыль направляется на |
1) Прибыль поступает в рублях, которые имеют тенденцию к обесцениванию. |
Данная таблица наглядно показывает, что наиболее сильными сторонами предприятия являются производство, кадры и финансы, хотя в областях производства и финансов есть некоторые проблемы.
Объем производства асбестоцементных листов
за 2009-2011гг. по России
Таблица 1.3
Год |
Объем производства, млрд. усл. пл. |
2010 |
2,0262 |
2009 |
1,875 |
2010 |
1,422 |
2011 (январь-апрель) |
0,229 |
Кроме того, заказчиками ОАО «Белгородасбестоцемент» являются такие крупные организации, как «Мосинтстройкомплект» г. Москва, ОАО «Ураласбест», ПИК «Энерготраст» г. Москва, ОАО «Телефонстрой» г. Нижний Новгород, СМП-717 г. Брянск, ОАО «Стройоптторг» г. Краснодар, КМА «Жилстрой» г. Старый Оскол, СПМК-4 г. Орел, ВДПО г. Курск, а также различные предприятия ближнего и дальнего зарубежья. Рынок строительных материалов имеет достаточно выраженный сезонный характер, что определяет нагрузку по организации сбытовой деятельности, которая носит пиковый характер в летний период.
Доля Белгородской области в потреблении шифера составляет в среднем 25% от общего объема продаж комбината. Это достаточно высокая доля одного из наиболее устойчивых географических сегментов потребления, что связано во многом с низкими транспортными издержками по доставке АЦЛ по области, что делает для данного кровельного материала особо выраженным такой фактор конкурентоспособности как низкая цена.
Объем продаж в страны СНГ не является устойчивым, можно отметить постоянное присутствие таких потребителей как Украина, Молдавия, Венгрия и Эстония.
Постоянными потребителями белгородского шифера являются Краснодарский край, Ставропольский край, Воронежская область, на которые ежегодно приходилось около 50% от совокупного объема продаж. Южный Федеральный округ на протяжении четырех лет потреблял от 25% до 30% совокупных продаж АЦЛ ОАО «Белгородасбестоцемент».
В табл. 1.4 представлена среднесписочная численность персонала за 2007-2008 гг. Здесь же указана структура ППП по уровню квалификации.
Таблица 1.4
Среднесписочная численность работников
Категория персонала |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2010 г. в % к 2009 г. |
в % к ВСЕГО 2009 г. |
в т.ч. рабочие руководители специалисты служащие 3. Непромышленный персонал |
910 888 710 81 90 7 22 |
896 874 696 79 92 2 22 |
957 935 753 81 94 7 22 |
98,5 98,4 98,0 97,5 102,2 100,00 100,00 |
100,00 97,54 77,68 8,82 10,27 0,77 2,46 |
Из таблицы видно, что численность персонала предприятия увеличилась с 2009 г. по 2011 г. на 47 человек, причем основное уменьшение приходится на категорию рабочего персонала (43 человека).
Можно предположить, что предприятие увеличивает численность персонала в связи с увеличением объемов производства, вызванным улучшением экономической ситуации в стране.
2. Диагностика финансового состояния ОАО «БЕЛАЦИ»
на соответствие оперативным целям бизнеса
Для того чтобы дать более полную характеристику производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ОАО «БелАЦИ», проведем анализ динамики основных технико-экономических и финансовых показателей предприятия в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Динамика основных технико-экономических и финансовых
показателей предприятия
Показатель |
Ед. измерения |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Темп роста, % | |
2011 г. к 2009г. |
2010г. к 2009г. | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Товарная продукция в действующих ценах |
тыс. руб. |
1343500 |
1359800 |
1467900 |
107,95 |
101,21 |
Товарная продукция в сопоставимых ценах |
тыс. руб. |
1807814 |
1577368 |
1467900 |
93,06 |
87,25 |
Выручка от продаж продукции в действующих ценах |
тыс. руб. |
1309807 |
1429743 |
1417456 |
99,14 |
109,16 |
Выручка от продаж продукции в сопоставимых ценах |
тыс. руб. |
1762476 |
1658502 |
1417456 |
85,47 |
94,10 |
Среднесписочная численность ППП |
чел. |
1160 |
1061 |
935 |
88,12 |
91,47 |
в т.ч. рабочих |
чел. |
960 |
866 |
753 |
86,95 |
90,21 |
Производительность труда ППП |
тыс. руб. /чел. |
1158,19 |
1281,62 |
1569,95 |
122,50 |
110,66 |
Производительность труда рабочих |
тыс. руб. /чел. |
1399,48 |
1570,21 |
1949,40 |
124,15 |
112,20 |
Среднегодовая стоимость ОФ |
тыс.руб. |
79473,5 |
92900,5 |
126504 |
136,17 |
116,89 |
Фондоотдача |
руб./руб. |
16,91 |
14,64 |
11,60 |
79,27 |
86,58 |
Фондовооруженность |
тыс. руб./чел. |
68,51 |
87,56 |
135,30 |
154,52 |
127,80 |
Среднегодовая стоимость оборотных активов |
тыс. руб. |
264745 |
294258 |
294227 |
99,99 |
111,15 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
4,95 |
4,86 |
4,82 |
99,15 |
98,21 | |
Полная себестоимость товарной продукции |
тыс. руб. |
1224457 |
1260377 |
1379484 |
109,45 |
102,93 |
Окончание табл.2.1 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции |
руб./руб. |
0,91 |
0,93 |
0,94 |
101,39 |
101,70 |
Валовая прибыль |
тыс. руб. |
126965 |
147305 |
77314 |
52,49 |
116,02 |
Прибыль от продаж |
тыс. руб. |
109146 |
132028 |
60826 |
46,07 |
120,96 |
Прибыль до налогообложения |
тыс. руб. |
87317 |
116589 |
39585 |
33,95 |
133,52 |
Чистая прибыль |
тыс. руб. |
61773 |
84628 |
26962 |
31,86 |
137,00 |
Рентабельность продаж по прибыли от продаж |
% |
8,33 |
9,23 |
4,29 |
46,47 |
110,82 |
Рентабельность активов |
% |
23,74 |
27,00 |
8,92 |
33,04 |
113,73 |
Рентабельность продукции |
% |
8,91 |
10,48 |
4,41 |
42,09 |
117,52 |
Рентабельность производства по чистой прибыли |
% |
17,95 |
21,86 |
6,41 |
29,32 |
121,80 |
Коэффициент автономии на конец года |
0,72 |
0,80 |
0,76 |
110,56 |
95,27 | |
Коэффициент мобильности на конец года |
0,71 |
0,65 |
0,67 |
91,08 |
102,61 | |
Коэффициент текущей ликвидности на конец года |
2,61 |
3,36 |
2,92 |
128,53 |
86,97 | |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец года |
0,62 |
0,71 |
0,67 |
113,34 |
94,45 |
Исходя из данных, которые представлены в таблице, можно сделать следующие выводы о состоянии предприятия:
На предприятии увеличился объем товарной продукции в действующих ценах в 2011 году на 108100 тыс. руб. по сравнению с 2010 годом. А вот темп роста выручки от продаж в действующих ценах уменьшился и составил 99,14%. По этим данным можно сделать вывод о том, что предприятие производит намного больше продукции, чем может реализовать. А это приводит к дополнительным затратам на хранение в складских помещениях.
При изучении объемов производства в натуральном выражении можно сделать вывод о том, что в 2011 году объем производства составил на 37174 туп. меньше, чем в 2010 году, а в 2010 году – на 85331 туп. меньше, чем в 2009 году.
Рассматривая среднесписочную численность ППП, можно сказать, что в 2011 году она уменьшилась на 126 человек и составила 935 человек. Предположительно численность работников снижается из-за неблагоприятной экономической ситуации. Производительность труда ППП в 2011 году составила 1569,95 тыс. руб./чел., что на 288,33 тыс. руб./чел, больше чем в 2010 году.
Из таблицы видно, что в 2011 году среднегодовая величина основных фондов повысилась на 33603,5 тыс. руб. по сравнению с 2010 годом. Фондоотдача при этом снизилась на 3,04, причиной стало то, что темп роста среднегодовой величины основных средств больше, чем темп роста объемов производства продукции. Отрицательная динамика фондоотдачи характеризует менее эффективное использование основных фондов. Темп роста показателя фондовооруженности составил 154,52%.
Следует отметить, что в 2011 году произошло увеличение уровня затрат до 94 копеек, то есть наметилась негативная тенденция. Причиной тому послужил рост цен на сырье и материалы, железнодорожных тарифов.
Если рассматривать финансовые показатели, то по ним можно сказать, что все показатели соответствуют нормативным значениям, что говорит об устойчивом финансовом состоянии предприятия. Повышение значений коэффициента мобильности свидетельствует о повышении мобильности капитала предприятия, это значит, что доля оборотных активов в совокупном капитале растет. Только на конец 2010 года коэффициент мобильности уменьшился на 0,06, а это говорит об уменьшении доли оборотных активов в совокупном капитале.
Если рассматривать показатели рентабельности, в общем, то можно сказать, что в 2011 году происходит уменьшение всех показателей по сравнению с предыдущим годом.
Рентабельность продаж по прибыли от продаж в 2011 году снизилась. Причина этого - увеличение расходов на производство и реализацию единицы продукции.
Коэффициент текущей ликвидности показывает степень покрытия текущими активами текущих пассивов. Данный показатель соответствует нормативному значению (>2), что означает превышение оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательствами, обеспечивающими резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет скачкообразную тенденцию. Если в 2009 г. он равен значению 0,62, в 2007 – 0,71, то в 2011 году уже 0,67. Это негативное обстоятельство, так как при использовании краткосрочного заемного капитала необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным их возвратом и привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов. Но исходя из общепринятого мнения о том, что СОС должны составлять не менее 10% в объеме оборотных активов, данный показатель не должен быть меньше, чем 0,1. А так как показатель равен 0,67 на конец 2008 года, то предприятие обеспечено собственными оборотными средствами.
Вышеприведенные доводы говорят о том, что в ОАО «БЕЛАЦИ» за последний год наблюдается снижение всех показателей. На это в первую очередь повлиял такой фактор, как мировой финансовый кризис. Напрямую кризис вряд ли оказал влияние на производство шифера. Тем не менее, некоторое влияние может быть в результате психологического фактора, так как на сегодняшний день люди меньше стали тратить деньги и не делают крупных приобретений.
2.2. Анализ финансовых показателей комбината
Анализ финансовых показателей предприятия необходимо произвести по нескольким направлениям.
Анализ структуры финансовой отчетности: активов, пассивов, отчета финансовых результатов.
Анализ состава и структуры активов и пассивов представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Анализ аналитического баланса предприятия
Наименование статей |
Абсолютное значение, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Изменение | ||||||
на нач. 2010 г. |
на нач. 2011 г. |
на кон. 2011г. |
на нач. 2010 г. |
на нач. 2011 г. |
на кон. 2011 г. |
Абсолютного значения, тыс. руб. |
Удельного веса, % |
к началу 2008 года, % | |
Нематериальные активы |
355 |
335 |
306 |
0,13 |
0,08 |
0,08 |
-29 |
0 |
-8,66 |
Основные средства |
80404 |
105397 |
147611 |
25,49 |
18,80 |
24,17 |
42214 |
5,37 |
40,05 |
Незавершенное строительство |
40966 |
46195 |
3565 |
1,54 |
9,58 |
10,59 |
-42630 |
1,01 |
-92,28 |
Долгосрочные финансовые вложения |
37 |
37 |
7 |
0,01 |
0,00 |
0,01 |
-30 |
0,01 |
-81,08 |
Отложенные налоговые активы |
696 |
671 |
883 |
0,16 |
0,20 |
0,20 |
212 |
0 |
31,59 |
Итого внеоборотные активы |
122458 |
152635 |
152372 |
28,64 |
35,01 |
33,31 |
-263 |
-1,7 |
-0,17 |
Запасы |
206828 |
198993 |
235244 |
48,37 |
45,64 |
51,42 |
36251 |
5,78 |
18,22 |
НДС по приобретенным ценностям |
5653 |
515 |
1633 |
1,32 |
0,12 |
0,35 |
1118 |
0,23 |
217,09 |
Долгосрочная дебиторская задолженность |
5535 |
4936 |
9399 |
1,35 |
1,26 |
2,05 |
4463 |
0,79 |
90,42 |
Краткосрочная дебиторская задолженность |
75348 |
63590 |
45350 |
17,62 |
14,58 |
9,92 |
-18240 |
-4,66 |
-28,68 |
Краткосрочные финансовые вложения |
0 |
0 |
4500 |
- |
- |
0,98 |
4500 |
0 |
0,00 |
Денежные средства |
11644 |
15220 |
8947 |
2,72 |
3,49 |
1,95 |
-6273 |
-1,54 |
-41,22 |
Прочие оборотные активы |
127 |
127 |
0 |
0,03 |
0,03 |
0,00 |
-127 |
-0,03 |
-100,00 |
Итого оборотные активы |
305135 |
283381 |
305073 |
71,36 |
64,99 |
66,69 |
21692 |
1,7 |
7,65 |
Итого активы |
427593 |
436016 |
457445 |
100 |
100 |
100 |
21429 |
0 |
4,91 |
Уставный капитал |
100 |
100 |
100 |
0,02 |
0,02 |
0,22 |
0 |
0,2 |
0,00 |
Добавочный капитал |
59119 |
70933 |
70933,00 |
13,82 |
16,27 |
15,51 |
0 |
-0,76 |
0,00 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
250246 |
277860 |
277690 |
58,53 |
63,73 |
60,71 |
-170 |
-3,02 |
-0,06 |
Итого капитал и резервы |
309465 |
348893 |
348723 |
72,37 |
80,02 |
76,23 |
-170 |
-3,79 |
-0,05 |
Отложенные налоговые обязательства |
3377 |
4146 |
7412 |
0,78 |
0,95 |
1,62 |
3266 |
0,67 |
78,77 |
Итого долгосрочные обязательства |
3377 |
4146 |
7412 |
0,78 |
0,95 |
1,62 |
3266 |
0,67 |
78,77 |
Краткосрочные займы и кредиты |
24700 |
34900 |
40000 |
5,77 |
8,01 |
8,74 |
5100 |
0,73 |
14,61 |
Кредиторская задолженность |
89614 |
47564 |
60679 |
20,95 |
10,91 |
13,26 |
13115 |
2,35 |
27,57 |
Задолженность перед участниками по выплате доходов |
437 |
513 |
631 |
0,11 |
0,12 |
0,14 |
118 |
0,02 |
23,00 |
Итого краткосрочные обязательства |
114751 |
82977 |
101310 |
26,84 |
19,03 |
22,15 |
18333 |
3,12 |
22,09 |
Итого капитал |
427593 |
436016 |
457445 |
100 |
100 |
100 |
21429 |
0 |
4,91 |
в том числе: собственный капитал |
309465 |
348893 |
348893 |
72,37 |
80,02 |
76,23 |
0 |
-3,79 |
0,00 |
заемный капитал |
118128 |
87123 |
108722 |
27,62 |
19,98 |
23,77 |
21599 |
3,79 |
24,79 |